1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕУВАЖЕНИЕ К СУДУ
1.1 Правосудие: понятие и принципы
Правосудие — это деятельность судов, входящих в судебную систему, которая направлена на обеспечение защиты прав и свобод граждан и организаций путем рассмотрения и разрешения гражданских, административных, уголовных и арбитражных дел в определенной процессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
В Толковом словаре В. И. Даля правосудие определено как «особый вид государственной (публичной) деятельности, состоящий в том, что независимый, беспристрастный и справедливый суд (суды) на основе закона рассматривает и разрешает правовые споры и дела, отнесенные к его ведению, в установленных законом правовых формах».
В ст. 18 Конституции России провозглашается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта конституционная норма имеет исключительно важное значение для понимания предназначения правосудия в правовом государстве.
В многочисленных историографических исследованиях, посвященных становлению и развитию суда в России, констатируется невозможность установления точной даты его зарождения. Согласно некоторым источникам, первое упоминание суда содержится в Уставе Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных», появившемся через 15 лет после принятия на Руси христианства
С древнейших времен на Руси правосудие имело неразрывную связь с понятиями справедливости и правды — отсюда и появилось название «правый суд», т. е. вынесение справедливого решения, которое принимается на основании обычаев и норм поведения. Изначально механизмами осуществления правосудия и средствами защиты нарушенного являлись кровная месть и ее искупление, а также возмещение за причиненный ущерб. В дальнейшем с развитием общественных отношений появляется и частная месть — самосуд.
В эпоху Русской Правды, когда господствовало обычное право, хранителями и блюстителями его были вечевые собрания и выборные представители городских и сельских общин, в обязательном порядке входившие во все судебные учреждения. Именно в этот период установилась устойчивая связь юридических явлений с верой и нравственностью.
После периода феодальной раздробленности на Руси начался постепенный процесс централизации. В состав Московского княжества медленно, но верно включались все новые и новые земли. Для управления и сохранения таких обширных территорий требовалось создать единый аппарат власти и управления, в том числе нужна была и единая судебная система.
Наказания стали гораздо более жестокими, вводилось множество телесных кар, распространенной стала смертная казнь, так по судебникам 1497 и 1550 годов она назначалась за убийства, конокрадство, крупные кражи, государственные преступления и многое. Сбором доказательств занимался сам суд, судоговорение превратилось в допрос и очную ставку, для получения признаний активно применялись пытки. Судопроизводство могло начаться сразу после обнаружения факта преступления, а не только после заявления истца.
Основными источниками этого периода были Судебники 1497 и 1550 годов, а также Соборное Уложение 1649 года. Судебник был сборником прежде всего уголовных и уголовно-процессуальных норм. Второй Судебник развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства, и по сути является его расширенной и дополненной версией. Соборное уложение же представляло собой гораздо более обширный документ, охватывающий все сферы общественной жизни того времени. Сама судебная система представляется чуть более сложной, нежели в предыдущий период. Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более определенно, чем в судебниках, здесь происходила дифференциация двух форм процесса. Состязательный процесс, использовавшийся при ведении гражданских и не тяжких уголовных дел. Здесь широко применялись свидетельские показания, присяга, судебный поединок, письменные доказательства, крестное целование, жребий. Судоговорение было устным, но протоколировалось в судебном списке.
Имперский период российского государства продолжается с 1721 года по 1917. За столь большой срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Судебный процесс по-прежнему делился на два вида: розыскной и состязательный. Первый применялся теперь почти по всем уголовным делам. Второй — по гражданским спорам. Вводится новая система оценки доказательств.
Ко второй половине XIX века стало очевидно, что российские судебные органы уже несостоятельны и в организационном, и в процессуальном, и в профессиональном отношении. Сложная система с особыми судами для различных социальных групп включала огромное количество инстанций, которые могли вести судебное разбирательство десятилетиями. Четкого разделения между судебной и административной властью не было: многие судьи являлись государственными служащими, на них могло быть оказано давление, либо они просто вынуждены были подчиняться вышестоящим чиновникам. Большинство судебных чиновников не имело специальной юридической подготовки. Показания свидетелей оценивались в зависимости от их пола, социального и образовательного статуса. Все судебные служащие действовали в рамках архаичной и нерациональной судебной процедуры, которая с одной стороны, обеспечивала им возможность всяких злоупотреблений, а с другой - связывала их по рукам и ногам. Все это приводило к тому, что в судах зачастую принимались вопиюще несправедливые решения и делало необходимым проведение судебной реформы.
Судебная реформа 1864 года стала наиболее радикальной, новаторской и технически успешной из всех Великих реформ. Ее результатом стало создание новой системы судов и законодательства, ни в чем не уступающей соответствующим системам западноевропейских стран того времени. Провозглашалась презумпция невиновности. В основу судопроизводства был положен принцип независимости судей от администрации.
Учреждался суд присяжных заседателей - пользующихся авторитетом представителей гражданского населения. Присяжные заседатели участвовали в судебных слушаниях и в вынесении приговора судьей.
С приходом Октябрьской революции были разрушены все старые институты государственной власти. Не стала исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению наметились ещё в царской России.
Сразу после октябрьских событий были заложены первоосновы для новой судебно-правовой системы. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов, создаётся новый центральный орган судебного управления - Наркомат юстиции РСФСР. В задачу Наркомата юстиции входил надзор за исполнением законов. Он привлекал к уголовной ответственности нарушителей закона, лично руководил расследованием дел.
Объединение советских республик в союзное государство не могло не принести изменений с историю советской судебной системы. Так, в ноябре 1923 года было создан Верховный суд СССР - судебный орган первой инстанции, в обязанности которого входил надзор за соблюдением Конституции СССР и законности в целом. Полномочия Верховного суда СССР постепенно расширялись.
В августе 1938 года был принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов стали входить судья и два народных заседателя. Судом первой инстанции являлся народный суд. Судами второй инстанции являлись краевой, областной, окружной суды и суды автономных областей. Судами высшей инстанции являлись Верховные суды автономных республик, Верховные суды союзных республик и Верховный суд СССР.
Однако изменения в поствоенную судебную систему всё-таки были внесены. Устранены военные трибуналы (1953 год) и прокуратура в войсках МВД, не стало и органов внесудебной репрессии. Рассматривать дела о государственных преступлениях по упрощенной схеме теперь было запрещено.
В истории советских судов, в том числе российских, период 30-50 годов ХХ столетия останется как один из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки. К этому были причастны и суды, в первую очередь среднего и высшего звеньев. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении мнимых "врагов народа" и иных политических "отщепенцев" выявляются вплоть до настоящего времени. В большинстве своем они выносились именно в те годы.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна, но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
В связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, Россия была объявлена демократическим государством, основанным на соблюдении, признании, и защите прав законных интересов человека и гражданина.
Важным и надежным гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина является правосудие.
Началом становления судебной власти в современной России является Концепция судебной реформы в Российской Федерации 1991 года. В процессе реформирования в России в целом сформировалась стабильная правовая система, позволяющая осуществлять конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.
Правосудие в РФ осуществляется на основе принципов, закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.
Китаева А. Г. и Китаева Н. Г. отмечают, что «принципы правосудия имеют двойственную природу. С одной стороны, они объективны, поскольку выводятся из объективно существующей реальности. С другой стороны, они и субъективны, поскольку зарождаются в процессе повседневной человеческой деятельности и пропускаются через мышление конкретных людей»
Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.
К системе конституционных принципов относятся принципы: 1) законности; 2) осуществления правосудия только судом; 3) независимости судей; 4) осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом; 5)обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов; 6) презумпции невиновности; 7) состязательности и равноправия сторон; 8) гласности разбирательства дела в суде; 9) охраны чести и достоинства личности; 10) принцип участия граждан в осуществлении правосудия; 11) принцип национального языка судопроизводства
1) Принцип законности
Законность - универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации. Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов.
2) Принцип осуществления правосудия только судом
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, правосудие осуществляется только судом. Правосудие – это вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность осуществляется исключительно судами и представляет собой судебную власть. Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.
Задачей суда является точное выявление и применение подлежащих применению норм отрасли права. Безусловно, во многих случаях разобраться в подлежащих применению нормах права нелегко, учитывая всю противоречивость сложившегося законодательства, что, кстати говоря, является самостоятельной причиной конфликтов в силу ориентации субъектов конфликта на противоречащие друг другу нормы права.
3) Принцип независимости судей
Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.
Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
4) Принцип осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным делам, но и по гражданским делам в общих и арбитражных судах.
5) Принцип обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации (ст. 46) тем самым подтвердила на высшем законодательном уровне приверженность России общепризнанным международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Конституция формулирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).
6) Принцип презумпции невиновности
Важный элемент презумпции невиновности - запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда.
Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.1 ст. 49 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»
Положения, вытекающие из принципа невиновности, нашли воплощение во многих статьях действующего УПК. В частности, в УПК установлено: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 14).
7) Принцип состязательности и равноправия сторон
Состязательность – важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализация предполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов.
Конкретные проявления состязательности прослеживаются во многих положениях уголовно-процессуального, гражданского и арбитражного процессуального законодательства. К примеру, в ст. 245 УПК идея состязательности выражена следующими словами: “Обвинитель, подсудимый, защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в судебном разбирательстве пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств”. В условиях гражданского судопроизводства идея состязательности звучит несколько иначе.
Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании. Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оказывает им содействие в осуществлении их прав.
8) Принцип гласности разбирательства дела в суде
Открытость, гласность судебного разбирательства является одной из гарантий независимости суда, демократичного ведения судебного процесса. Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и др. имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований (интересы государственной безопасности, сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.
9) Принцип охраны чести и достоинства личности
Именно в Конституции получила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция установила, что достоинство личности охраняется государством, при этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Она подчеркнула, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В-третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).
Действующий УПК также наделяет следователя правом при проведении следственных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принимать меры, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещениях, принадлежащих которым, были проведены соответствующие действия.
10) Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве.
К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа - народные, арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей) и в отдельных случаях - присяжные заседатели (наличие граждан, не имеющих отношения к рассматриваемому делу и выносящих вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность.
11) Принцип национального языка судопроизводства
Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд
Каждое государство закрепляет наиболее распространенный язык общения народа в качестве государственного. На этом языке работают органы государственной власти, публикуются законы, ведется судопроизводство, выходят государственные средства массовой информации. По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. Если участник процесса не владеет языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.
В результате проведённого анализа представляется возможным определить правосудие в качестве особого, значимого вида государственной деятельности, заключающегося в том, что на основании действующего законодательства независимый, беспристрастный и справедливый суд рассматривает и разрешает правовые споры и дела посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудию свойственны специфические принципы.
Рассмотрев конституционные принципы правосудия можно сделать вывод о том, что – принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.
1.2 История развития законодательства об ответственности за неуважение к суду
Исторический метод исследования является одним из важнейших в изучении уголовного права, он позволяет выявить недостатки правовой регламентации отдельных институтов и положительные моменты в их регулировании.
Н.Д. Сергеевский полагал, что «если проследить происхождение известного института или законоположения, мы узнаем те условия, которые подвигли его и влияли на его развитие» .
В.И Гойман считает, что исторический метод позволяет «максимально учесть опыт, аспекты новизны и преемственности в современных подходах к проблематике, глубоко разобраться в ее состоянии и наметить пути радикального решения. Реализация исторического подхода предполагает исследование генезиса в развитии проблемы в теоретическом и практическом аспектах» .
Любое поколение может существенно изменить общественные отношения, но опираться оно может только на историческое наследие, которое оставило ему духовный потенциал от предшествующих эпох.
Таким образом, не проследив историю возникновения правового и института, его развитие во времени, не проанализировав его регулирование в историческом аспекте, нельзя до конца понять его сущность, оценить его значение и внести предложения по его улучшению.
Становление и укрепление централизованного государства вызывало необходимость создания уголовных и уголовно-процессуальных норм, касающихся вопросов защиты чести и достоинства различных ячеек общества, а также специальных субъектов.
Одним из первых актов, которые устанавливали ответственность за неуважение к суду, являлся Судебник 1497 г., в ст.68 «О полевых пошлинах» которого предусмотрен штраф за отказ лиц, непосредственно не участвующих в судебном процессе, удалиться с места проведения судебного поединка, то есть за неподчинение лицу, участвующему в отправлении правосудия.