Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности

irina_k200 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Актуальность темы В последние годы под воздействием сильнейшего социально - психологического стресса живет не только взрослая часть населения. Нравственное воспитание - это воспитание, без которого не может существовать ни одно цивилизованное общество и ни один человек, живущий в обществе. Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. В настоящее время все чаще можно встретить жестокость и насилие. Подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться с близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать. И чтобы потом не жалеть, необходимо сделать правильный выбор, и здесь не обойтись без интуиции. Но интуиция это не просто шестое чувство, она не возникает на пустом месте, в её основе лежат заложенные в человеке знания, опыт, мораль. Так вот, взращивание морали или нравственное воспитание человека - это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношениях к другому человеку или к обществу. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Л.Н. Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, чем стал в зрелые года. Безнравственность существовала всегда, ее невозможно искоренить, невозможно и перевоспитать уже взрослого человека, поэтому этим нужно заниматься с младенчества. Нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге должны стать главным жизненным ориентиром для каждого ребенка. Хочется отметить, что актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), положением социально-досуговых центров и учреждений культуры (нехватка материальных средств, квалифицированных кадров), а также экономики и политики России на данном этапе развития (наличие различных конфликтов, Одним из условий решения проблемы нравственного воспитания младших школьников является личностно ориентированный подход, где, по мнению ряда ученых (Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, О.В. Селецкая, В.В. Сериков и др.), абсолютной ценностью является ребенок. Существо современной педагогической ситуации заключается в следующем: разработанная ранее знанивая система обучения и воспитания вошла в противоречие с современными подходами, специфика нового взгляда на учебно-воспитательную технологию требует организации адекватной политики образования в нашей стране. Кризисность ситуации объясняется и следующими противоречиями: стремление общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно-образовательной системы; отсутствием возможности реализовать творческий потенциал каждой личности; несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлением многих одаренных учащихся творчески развивать себя; между новыми задачами воспитания и в общем низким уровнем культуры педагогов и т.д. Актуальность исследования состоит и в разрешении возникших в педагогической теории и практике противоречий: - между пониманием педагогическими работниками культурной ситуации, осознанием того, что вся тяжесть нравственного воспитания младших школьников должна лежать на школе, и отсутствием программ в данном направлении; - между установившимися гуманистическими ценностными ориентациями, представляемыми существующей воспитательной системой, и альтернативными ценностными ориентациями, выделяемыми в современной социокультурной ситуации; - между необходимостью использования в нравственном воспитании младших школьников уникальных возможностей народной педагогики и недостаточной разработанностью этой проблемы; - между разрозненными попытками использования интеграции в обучении и полным отсутствием теории культурно-исторической интеграции в воспитании; - между стремлением к сохранению российской ментальности в воспитании и ориентацией педагогов на использование зарубежного опыта нравственного воспитания младших школьников; - между внутренней способностью личности к самоактуализации и недостаточной опорой воспитания на субъектные свойства младших школьников. Социально-политическая значимость вопроса, его недостаточная разработанность, особенности современного социума вызвали к жизни, и актуализировали проблему: каковы теоретико-методологические основания разработки современной теории нравственного воспитания, ориентированной на продуктивное разрешение противоречий между потребностями духовно-нравственного саморазвития и изменившимися условиями воспитания и жизни детей. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о любви, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения взрослых, на их авторитет. Пример - великая сила в формировании нравственности, и лучше, когда это пример родителей. Но сегодня мало кто уделяет должное внимание семье. У нас в стране, да и во всем мире тысячи разрушенных семей: родители либо разводятся, либо занимаются только своими делами и проблемами, не задумываясь о воспитании своих детей, эту обязанность они перекладывают на чужих людей, работающих в детских учреждениях, школах. Поэтому сейчас вопрос нравственного воспитания младших школьников как никогда остро встает перед обществом в целом и перед работниками культурно-досуговых учреждений (далее КДУ) в частности. Степень научной разработанности Вопросы нравственного воспитания нашли отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которы? выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Социально-культурная деятельность направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Эти вопросы освещены в работах А.Д.Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д.Красильникова, В.К.Крючека, И.В.Воробьевой, Б.Г. Мосалева и др.
Введение

Объект исследования данной курсовой работы - процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: условия и методы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста средствами КДУ. Цель работы: Теоретически обосновать процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста. Разработать методические рекомендации по совершенствованию деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. Задачи работы: 1.Выявить сущность нравственного воспитания. 2.Рассмотреть основные факторы, влияющие на процесс формирования нравственной личности ребенка младшего школьного возраста. 3.Выявить наиболее эффективные приемы педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. 4.Охарактеризовать работу муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области как учреждения клубного типа. 5.Обобщить опыт работы муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. 6. Авт. Метод. Реком. Базой исследования вопроса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области (Далее для удобства называемый МБУК МРДК или Дом культуры), расположенный по адресу: 391870, Рязанская область, Сараевский район, р.п. Сараи, ул. Ленина, д.155. Электронная почта: Domkult-Sarai@yandex.ru. Методы исследования: поиск, изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение опыта работы МБУК МРДК по нравственному воспитанию детей, наблюдение за поведением детей в процессе подготовки и проведения различных мероприятий, анкетирование. Практическая значимость работы состоит в том, что специалистам КДУ, руководителям любительских объединений и клубных формирований можно взять на вооружение интересные подходы к вопросу нравственного воспитания детей, которые наработаны специалистами МБУК МРДК. Так же данная информация может быть интересна и полезна педагогам дополнительного образования детей, воспитателям ГПД в начальных классах общеобразовательных школ, организующих процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 31 источника, и приложения на 24 страницах.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3-6 Глава I Теоретические аспекты нравственного воспитания 1.1 Сущность и природа нравственного воспитания………………6-11 1.2 Процесс формирования нравственной личности ребенка младшего школьного возраста…………………………………………12-19 1.3 Приемы педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста………………………19-25 Глава II Анализ работы муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста 2.1 Характеристика работы муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области как учреждения клубного типа……………………………................................................................26-30 2.2 Опыт работы муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста………………………………………………………………….30-38 2.3 Методические рекомендации по совершенствованию деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий районный Дом культуры Сараевского муниципального района» Рязанской области по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста…………………...38-42 Заключение…………………………………………………………………..42-44 Список литературы………………………………………………………...45-46 Приложения………………………………………………………………...47-73.
Список литературы

1. Абрамов, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 237с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельностьипсихологияличности / К.А Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 334с. 3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя /Под редакцией И.А.Каирова и О.С. Богдановой. – 3 изд. перераб. и доп. – М.:Просвещение, 1979. – 318с. 4. Арзуманова, М.С. Эстетика и культура поведения / М.С. Арзуманова. - М.: Профиздат, 1970. –120с. 5. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками/ О.С. Богданова - М.: Просвещение, 1985. – 175с. 6. Богданова, О.С.,Петрова, В.И., Методика воспитательной работы в начальных классах/О.С. Богданова, В.И.Петрова. - М.: Просвещение, 1986. – 190с. 7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И.Божович. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1997. – 352с. 8. Большая российская энциклопедия. — М. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». 2006. – 528с. 9. Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети/ Р.С.Буре, Л.Ф Островская. - М.: Просвещение, 1983. – 143с. 10. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене. Книга для учителя и родителей/ А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1980. –203с. 11. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества/ М.В. Ермолаева.– М.: МПСИ, 2001– 194с. 12. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. – 127с. 13. Киселёва, Т.Г., Красильников, Ю.Д. «Социально-культурная Деятельность»/Т.Г.Киселёва, Ю.Д.Красильников. - М., Просвещение, 2002. – 539с. 14. Коротян, А.В. Ноосфера: духовный мир человека/ Сост. А.В. Коротнян.– Л.: Лениздат, 1986. – 206с. 15. Крутецкий, В.А., Психология: Учебник для учащихся в педагогических училищах/В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352с. 16. Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста/ О. А. Куревина. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 174с. 17. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие/Э.И.Медведь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 48с. 18. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – 3 издание. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 496с. 19. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Сост. С.Соловейчик. Изд. 5-е - М.: Политиздат, 1985. – 270с. 20. Эльконин, Д.Б. Детская психология/Д. Б.Эльконин. - М.: Академия, 2006. – 384с. 21. Эльконин, Д.Б. Психология игры. /Д. Б.Эльконин. - М.: Академия, 1979. – 316с. 22. Богданова, О.С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / О.С. Богданова, В.И. Петрова. -М.: Педагогика, 1972. - 103 с. 23. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: АСТ-Астрель, 2004. - 1268 с. 24. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Рос-тов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2000. - 352 с. 25. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- СПб.: Питер, 2008.-400 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии») 26. Борытко, Н.М. Этическое воспитание в русской культурно-педагогической традиции / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова // Под сводами православной культуры: сб. научн. и метод, статей. -Волгоград, 2006. - С. 151-177. 27. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопр. психологии. - 1997. -№ 5. - С. 3-19. 28. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования / Ф.Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. -192 с. 29. Выготский Л.С. Словарь Л.С.Выготского/ Под ред. А.А.Леонтьева.-М.: Смысл, 2007, стр.78 30. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа/ Г.В.Ф. Гегель. -М.: Наука, 2000. - 495 с. 31. Гильдебранд, Д. Этика/ Д. фон Гильдебранд. - СПб.:Алетейя, 2001.-569 с.
Отрывок из работы

Глава I Теоретические аспекты нравственного воспитания 1.1 Сущность и природа нравственности и нравственного воспитания Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности, выражающая потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно. Сложность переноса общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и глубоко осознаваемые действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности этого понятия. Попытки понять нравственное воспитание как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим, правовым, гражданским и другими видами воспитания рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей. Прежде всего, это касается участников этого процесса. Если предположить, что применительно к нравственному воспитанию индивид должен выделяться среди остальных людей своими моральными качествами, то одна из отличительных особенностей подлинно нравственного человека состоит в осознании им собственного несовершенства, чувства недовольства собой, в результате чего он не может быть безупречным при выполнении роли воспитателя нравственности. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. 1, 137 При этом возникает следующий парадокс: тот, кто имеет основание преподать уроки нравственности (именно потому, что обладает необходимыми моральными качествами), никогда воспитателем морали не станет, а тому, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности по собственному желанию, никогда нельзя доверить подобную роль. Противоречивы представления и об объекте нравственного воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели, обучая воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения и навыки. Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии, поскольку нравственный закон в отличие от всех других предписаний является законом самой личности. Выход из этих противоречий обычно усматривался в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ). Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности, поскольку нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Ее скорее можно назвать конечной, высшей целью, или целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самого человеческого бытия. Точнее, нравственность не цель, а идеал — высший моральный образец для подражания. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых нравственным воспитанием, исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности среди людей. По мысли древнегреческого философа Протагора (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки, права и др.) учат добродетели. Следовательно, буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности — не совсем точное, поскольку обучить нравственности нельзя. Социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры и т.д.) наряду со своим прямым назначением также оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитании и самосовершенствовании. ?2, 36 Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, концентрирующихся в нравственных чертах характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, а, в конечном счете, обретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами», оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем. Воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других. Термин «нравственное воспитание» употребляется и в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до почитания старших. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать его роль. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой ее составляющей. 4, 63 Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми. 7, 119 Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, -нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др. Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др. ?15,27 Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика(терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции(способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения(готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, добропорядочности). Результатом нравственного воспитания являетсянравственная воспитанность.Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание(целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) исамосовершенствование(процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества). ?18, 123 Специфика процесса нравственного воспитания: • обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника; • своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики; • включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного и антинаркотического воспитания. ?14, 103 Таким образом, мы приходим к выводу, что нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления, основными задачами которого являются: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. 1.2 Процесс формирования нравственной личности ребенка младшего школьного возраста Младший школьный возраст изучали В.С. Мухина, Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий, Н.И.Новикова, М.В.Гамезо, М.В.Матюхина и др. Этот возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Мухина В.А. считает, что младший школьный возраст это период (6-10лет), ребёнок проходит величайший путь в своём индивидуальном развитии, такое расстояние, с которым несравним ни один последующий возраст. Этому способствуют природные предпосылки ребёнка и умение педагога использовать их в учебно-воспитательном процессе. ?6, 129 Младший школьный возраст, как считают А.А. Люблинская, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, определяется внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступлением в школу. У ребёнка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, формируются основные психофизиологические структуры и механизмы осуществления элементарной жизнедеятельности. Он обращает свое внимание на окружающий его яркий, красочный, бесконечно разнообразный внешний мир. ?20, 202 С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. ?10, 98 У каждого ребенка, поступившего в школу, новая социальная ситуация, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Младший школьник может проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д. Подобная «зыбкость» нравственного облика маленького школьника, выражающаяся в непостоянстве его нравственных переживаний, непостоянном отношении к одним и тем же событиям, связана с тем, что нравственные положения, которые определяют проступки ребенка, не имеют еще достаточно обобщенного характера и еще в недостаточной мере стали устойчивым достоянием его сознания. ?3, 24 Вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно чувства стыда, раскаяния, иногда страха. Конечно же, при этом ребенок 6-11-12 лет не может осознать все значение своих прав, но понять, что он, как всякий человек, имеет права, он может. Это может поднять в нем чувство личности. В обыденной жизни ребенок пользуется правом на еду, сон, прогулки, игры и развлечения и многое другое. Он любит своих близких, особенно маму и папу, и это тоже его право иметь и любить своих родителей. Он имеет и другие привязанности и отстаивает свое право на симпатию к конкретному ребенку, может даже противостоять взрослому, если тот не одобряет его выбор. В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая – вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Куклы, солдатики теряют первоначальную прелесть. Наивная вера в их потребности, нужды исчезает. Собственные метаморфозы то во всадника, то в пекаря, врача или торговца уже не захватывают полностью. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он – реалист. Интерес привлекает уже и то, что не обязательно должно быть дано в личном, настоящем или прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора. Именно в этом возрасте обнаруживается страсть к путешествиям, которая выливается иногда в такие формы, как склонность к бродяжничеству, побег из дому и т.д. Взрослые много говорят ребенку о его обязанностях. Он рано узнает, что должен быть послушным, воспитанным, хорошим ребенком. Это, безусловно, верное начало воспитания человека. «Надо» - мотив, который превращает несмышленыша в человека. Ребенок должен осознавать свои человеческие обязанности перед другими людьми и перед самим собой. Понятие «надо» многообразно: от категорического табуирования до выражения пожелания. Развитый младший школьник знает доступные его разумению нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения с взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. ?9, 96 Знание норм поведения и привычки поведения не существуют сами по себе. В процессе воспитания у ребенка вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребенок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное отношение к пороку, к хулиганству, к хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть «плохим». Когда ребенок попадает в новые для него условия воспитания - в школу, он сразу понимает, что это совершенно исключительная ситуация, требующая от него строгого самоконтроля в системе новых правил. Он подходит к осознанию своих обязанностей, своего долга, своего человеческого «надо». В то же время он может узнать и даже интуитивно понять то, что нет обязанностей без прав. Еще в дошкольном детстве у ребенка начинают складываться нравственные чувства, среди которых чувства долга и ответственности занимают важное место. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика.?5, 24 Ответственность представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками он получает достаточный опыт ответственного поведения. Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книжкам и ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. Руководители кружков самодеятельного творчества КДУ, так же как и учителя в школе, разными средствами учит ребенка чувствам прекрасного, комического и др., и ребенок через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства. Детям младшего возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Очень важно также еще одно значимое для развитой личности чувство - сопереживание другому. Сопереживание- это переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; это и действие по отношению к тому, кому сопереживают. Развитая способность к сопереживанию включает в себя весь диапазон этого состояния: во-первых, это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это сорадость (переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого). Сопереживанию ребенок учится через механизм подражания. Следование какому-либо образцу называется подражанием.Подражание осуществляется через копирование поведения и чувств. Действия, поступок, мимика, пантомимика воспроизводятся на основе физиологических механизмов. Подражание чувствам происходит на основе как физиологических, так и психологических механизмов. ?8,320 Сопереживанию ребенок учится через подражание внешним проявлениям этого состояния человека и через подражание поступкам, сопутствующим сопереживанию. Подражание действиям сопереживания, которые проявляют взрослые по отношению друг к другу, к детям, животным, приводит ребенка к тому, что он научается проявлять всю внешнюю атрибутику сопереживания и действительно способен испытывать короткие приливы состояния сопереживания к другим. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им на персонажей сказок, рассказов, стихов. Наиболее яркое сопереживание проявляется при слушании сказок и рассказов, когда речь идет о персонаже, который попал в беду. Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится очень плохо. Так, юные телезрители сострадают волку из мультипликационной серии «Ну, погоди!». Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. ?19, 107 От них требуется: — «знать, что они граждане своей страны; — уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств; — любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово; — дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе; — бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу; — беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры; — помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни; — творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству». Итак, нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в развитии. Задача взрослых состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времен, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними. Становление младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми и со сверстниками, новых видов деятельности (учения). В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности. 1.3 Приемы педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи. Становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали: • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо. • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром. • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости». ?13, 26 В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование нравственных ценностей. Так, например, методы воздействия можно разделить на два класса: - влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи, - влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов: 1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg