ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, понятие финансового состояния организации и задачи его анализа
Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Анализ финансового состояния сравнительно недавно, только в середине XX в., выделился в самостоятельную отрасль знаний, ранее он производился в рамках экономического анализа. [1, с.38]
"Финансы - это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др. "
Исходя из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния предприятия. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа [5, с.345] .
Следует различать понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового состояния». Финансовый анализ - более широкое понятие, так как он включает наряду с анализом финансового состояния еще и анализ формирования и распределения прибыли, себестоимости продукции, реализации и другие вопросы. Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:
1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
2) анализ финансового состояния предприятия;
3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [6, с.450].
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
- имущественное состояние предприятия;
- степень предпринимательского риска;
- достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
- потребность в дополнительных источниках финансирования;
- способность к наращиванию капитала;
- рациональность привлечения заемных средств;
- обоснованность политики распределения и использования прибыли.
Основу информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности. Формы отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н). При этом для малых предприятий приказом Минфина России от 17.08.2013 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» введены упрощенные бланки баланса и отчета о финансовых результатах.
Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияет на финансовое состояние предприятия. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения с ее реализацией ведут к уменьшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а, следовательно, и в производственном процессе [7, с.280].
Различают внутренний и внешний анализ финансового состояния [18, с.15]. Внутренний анализ осуществляется для нужд управления предприятием. Его результаты используются также для планирования, контроля и прогноза финансового состояния. Внешний анализ производится всеми субъектами анализа, использующими публикуемую информацию. Содержание этого анализа определяется интересами собственников финансовых ресурсов и контролирующих органов.
Основными задачами как внутреннего, так и внешнего анализа являются:
• общая оценка финансового состояния и факторов его изменения;
• изучение соответствия между средствами и источниками, рациональности их размещения и эффективности использования;
• соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;
• определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;
• долгосрочное и краткосрочное прогнозирование устойчивости финансового состояния.
Для решения этих задач изучаются:
- наличие, состав и структура средств предприятия; причины и последствия их изменений;
- наличие, состав и структура источников средств предприятия причины и последствия их изменения;
- состояние, структура и изменение долгосрочных активов;
- наличие, структура текущих активов в сфере производства и обращения, причины и последствия их изменения;
- ликвидность и качество дебиторской задолженности;
- наличие, состав и структура источников средств, причины и последствия их изменений;
- платежеспособность и финансовая гибкость;
- эффективность использования активов и окупаемость инвестиций.
Основными функциями финансового анализа являются:
• объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;
• выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
• подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
• выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Результаты анализа - "материальная основа" управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Все это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в современных условиях становится элементом управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т. п.[16, с.15]
Финансовый анализ деятельности предприятия включает:
- анализ финансового состояния;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ финансовых коэффициентов:
- анализ ликвидности баланса;
- анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.
1.2. Виды финансового анализа
По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.
Текущий анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.
Главная задача текущего анализа - объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.
Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитический период. В этом виде анализа имеется существенный недостаток - выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. Относятся к прошлому периоду.
Текущий анализ - наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа. [22, с.35]
Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и рентабельность; платёжеспособность.
Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных планов.
Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называют прогнозным. [10, с.56]
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных показателей - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.
Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.
Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.
Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.
В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.
1. 3. Формирование финансовых результатов предприятия
Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции:
а) воспроизводственную;
б) контрольную.
Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.
Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Финансовая стратегия предприятия строится на определенных принципах организации:
1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности.
2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования.
3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.
4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.
Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия.
Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы, результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах. В процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия проблемы:
а) борьба с убыточностью;
б) повышение прибыльности.
Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.
Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия. Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач.
Финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг. Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия.
Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник предприятия. К собственному капиталу следует отнести уставной фонд, т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции, основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью.
Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
Таблица 1
Анализ динамики показателей прибыли ООО «BLAR-BRU»
Показатели Абсолютные величины, тыс.руб Удельный вес, % Изменения
2017г. 2018г. 2017г. 2018г. Абсолютных величин Удельного веса В % к величинам 2017г. В % к изменению итога баланса
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Выручка от реализации продукции 12596 27138 100 100 +14542 0 +115,45 100
2.Се6естоимость реализации товаров 9005 19420 71,5 71,6 +10415 +0,1 +115,7 71,75
3.Коммерческие расходы 1263 2825 10 10,4 +1562 +0,4 +123,7 10,75
4.Управленчес-
кие расходы 1534 3440 12,2 12,7 +1906 +0,5 +124,3 13,1
5.Прибыль (убыток) от реализации 794 1453 6,3 5,3 +659 -1,0 +83 4,5
6.Прочие доходы 12 9 0,1 0,03 -3 -0,07 -23 -0,02
7.Прибыль (убыток) отчетного периода 820 1635 6,5 6 +815 -0,5 +99,4 +5,6
Из Таблицы 1 видно, что доля прибыли в выручке снизилась на 1 пункт и составила на конец периода 5,3% за счет увеличения доли коммерческих расходов (с 10 до 10,4%), управленческих расходов (с 12,2 до 12,7%) и незначительного увеличения себестоимости (с 71,5 до 71,6%). Такой источник прибыли, как внереализационные доходы, составил очень маленькую долю (0,1 на начало периода и 0,03 на конец). Темп прироста прибыли составляет 83%, в то время как темп прироста выручки – 115,45%.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли:
первый - получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;
третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.
Величина средств для финансирования расширения производства зависят от ряда факторов:
1) налогообложения;
2) величины амортизационных отчислений;
3) поведение предприятия на рынке банковских ссуд;
4) поведение предприятия на рынке ценных бумаг.
Остановимся подробнее на влиянии первого фактора, т. е. на системе налогообложения, поскольку размер налога непосредственным образом влияет на размер нераспределенной прибыли.
Налоги - это обязательные платежи физических лиц и юридических лиц, взимаемые государством. Состав налогов и сборов РФ определен законом " Об основах налоговой системы РФ ". Налоги делятся на прямые и косвенные.
Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Плательщиком данного налога являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России.
Следует отметить, что размеры ставок налога на прибыль в России не превышают фактически действующие ставки в промышленно развитых странах. По результатам мировой практики максимальная ставка на прибыль не должна превышать уровень 35%, иначе компании теряют заинтересованность в развитии и расширении производства.
Если бы налоговые ставки равнялись нулю, то налоговых поступлений не было бы. Аналогичная ситуация сложилась бы и при налоговой ставке на уровне 100%, причиной чего стала бы потеря материальных стимулов к коммерческой деятельности.
Налоговым законодательством при налогообложении прибыли предприятий могут быть предусмотрены многочисленные льготы. Например, облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на развитие производства; на природоохранные мероприятия и другие.
Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.
Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции. Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы предприятия или его кредиторы.
Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
- балансовая прибыль;
- рентабельность активов = балансовая прибыль в % к стоимости активов;
- рентабельность реализации = балансовая прибыль в % к выручке от реализации;
- балансовая прибыль на 1 руб. средство на оплату труда.
Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу. Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.
Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.
1. 4. Анализ баланса предприятия и его структуры
Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.
Принятая группировка позволяет осуществить достаточно глубокий анализ финансового состояния предприятия. Эта группировка удобна для "чтения баланса", под которым принимают предварительное общее ознакомление с итогами работы предприятия и его финансовым состоянием непосредственно по бухгалтерскому балансу.
При чтении баланса выясняют: характер изменения итога баланса и его отдельных разделов статей, правильность размещения средств предприятия, его текущую платёжеспособность и т. п. Чтение баланса, обычно, начинают с установления изменения величины баланса анализируемый период времени. Для этого итог баланса на начало года сравнивают с итогом баланса на конец периода.
Горизонтальный анализ означает сопоставление статей баланса и исчисляемых по ним показателей на начало и конец одного или нескольких отчётных периодов; он помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения. При горизонтальном анализе исчисляют абсолютные и относительные изменения показателей.
После оценки динамики изменение баланса целесообразно установить соответствие динамики баланса с динамикой объёма производства и реализации продукции, а также прибыли предприятия.
Более быстрый темп роста объёма производства, реализации продукции и прибыли по сравнению с темпом роста суммы баланса указывает на улучшение использования средств. Для установления темпов роста объёма производство, реализации продукции и прибыли используют данные предприятия о производстве продукции, отчёт о финансовых результатах и баланс.
Показатели прибыли, товарной и реализованной продукции в расчёте на один руб. (квартальной) стоимости имущества целесообразно исчислять и сопоставлять с данными прошлых лет, а также с аналогичными показателями других предприятий.