1. Теоретические аспекты анализа государственного антимонопольного регулирования
1.1. Сущность государственного антимонопольного регулирования, его
виды. Причины возникновения монополий
Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предупреждение монополизации отдельными предприятиями и иных видов производства. Представляет собой комп¬лекс экономических, административных и законодательных мер, выполняемых государством и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции и не допу¬скать чрезмерную монополизацию рынка, угрожающей его стандартному функционированию.
Антимонопольное регулирование состоит из монополизации производства и регулирования уровня концентрации, тактики и стратегии предприятий, ценного и налогового регулирования, внешнеэкономической деятельности. Для формирования антимонопольной деятельности обеспечиваются антимонопольные комитеты.
Монополистические направления, проявляющиеся на рынке, не только нарушают рыночный механизм, ограничивают конкуренцию, но и плохо сказываются на эффективности в целом экономики, уровне жизни населения. Таким образом, регулирование деятельности монополий становится одной из главнейших функций государства [11].
В России регламентация монополий и проведение политики на повышение конкуренции поручена Федеральной антимонопольной службе.
Прочно установившаяся на российском рынке монополия имеет большой букет отрицательных последствий для нашей экономики. Недостаточное производство, повышенные цены, неэффективность производства составляют при этом только часть монополистических незаконных использований своих прав. Такие же причины, которые понуждают клиента фирмы-монополиста смириться с завышенными ценами, заставляют его соглашаться с недостаточно хорошим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и др. проявлениями халатности к интересам потребителя. А еще более опасно то, что монополия блокирует все механизмы саморегулирования рынка. Некачественная и завышенная по стоимости продукция может появиться и в немонополизированной отрасли, но там подобные ситуации являются только временным эпизодом. Конкуренция молниеносно расставляет все по своим местам. Нечестный производитель или меняет свое отношение к делу, или выходит с рынка конкурентами. То же самое происходит и при временной монополии, при которой имитаторы рано или поздно находят первопроходца и заставляют залезть в жесткую конкуренцию.
В таких условиях изменить ситуацию может только государство, проводящее разумную антимонопольную политику. Не случайно, что в наше время нет ни единой развитой страны, где бы не действовало особое антимонопольное законодательство и где не было бы специальных органов власти для наблюдения за его исполнением [8].
Что же такое антимонопольное законодательство? Это комплекс законов и актов правительства в странах с рыночной экономикой, направленных на помощь конкурентной среды в разных сферах деятельности предпринимателей, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение монополий, мешающих созданию монопольных объединений и структур, монополистических действий.
Антимонопольное законодательство включает в себя нормы, находящие ограничения при появлении различных хозяйственных объединений, принципы ведения борьбы с конкуренцией на рынке и заключения договоров на продажу товаров и услуг, а еще полномочия государственных органов по надзору за следованием нужных законоположений.
Главные задачи антимонопольного законодательства:
1) обеспечение хороших условий и стимула для конкурентного развития и предпринимательства в международной экономике;
2) снятие преград на пути оживления конкуренции на правовой основе, которое позволяет исключить монопольные действия субъектов рынка, диктат хозяйствующих субъектов, управления и центральных органов власти;
3) нахождение правового режима урегулирования ответственности за монопольные действия и отступления от правил честной конкуренции;
4) охрана интересов малого и среднего бизнеса от беззакония крупного бизнеса;
5) основание условий для развития международной экономики.
Чаще всего превращению монополизированной отрасли в область совершенной конкуренции оказывает препятствие положительный эффект масштаба. В том случае, когда государство будет принудительно заводить мелкое производство, то эти искусственно сформированные маленькие предприятия окажутся неконкурентоспособными в межнациональном плане и их когда-нибудь удушат иностранные гиганты.
Необходимость антимонопольного регулирования для российской экономики и благосостояния общества очень велика. Во всяком случае, ряд вопросов и трудностей, которые всплывают в ходе осуществления целей, делают этот метод государственного регулирования рынка наиболее сложным и многогранным, призывающим к глубокому изучению.
Антимонопольное законодательство разделяется на 2 типа:
1)западноевропейский тип больше либерален. В нем предметом противодействия выступает не все монополии, а только те, которые ограничивают конкуренцию в нужном секторе рынка.
2) американский тип отвергает любую форму монополистического союза или сговора.
Находят антикартельную и антитрестовую направленность законодательства.
Антитрестовые законы борются с объединениям, в рамках которых происходит вся утрата самостоятельности входящих в объединение фирм. Антикартельные законы борются со сговорами фирм. Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы побуждают не только конкуренцию, но еще и диверсификацию производства.
В большинстве стран применяются законы, которые приостанавливают недобросовестную конкуренцию. К ним относятся: самовольное использование фирменного наименования; чужого товарного знака; копирование фирмы; маркировки товара; упаковки, внешнего оформления товаров других фирм; распространение неверных или точных сведений в извращенном виде, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурента; некорректное сравнение товаров при рекламе; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; оказание влияния на принятие решения конкурента с целью приобретения преимущества над ним; покупка коммерческой тайны конкурента без его согласия; введение в заблуждение потребителей в отношении качества, потребительских свойств, места изготовления товара, способа; обман потребителей.
Еще антимонопольные законы сопротивляются монополистической практике. К их методам относятся: удаление товаров из обращения, принудительное навязывание партнерам дискриминационных условий контракта, а также прекращение производства товаров для создания искусственно придуманного дефицита, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров в качестве условий реализации, предварительный сговор об искусственном повышении, снижении, поддержания уровня цен, совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в 2 или более фирмах, производящих аналогичную продукцию, предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами [9].
В связи с этим, комплексом административных, экономических, и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции и недопущение чрезмерной монополизации рынка является государственное антимонопольное регулирование, которое организует деятельность с помощью административно-правового, экономического, административно-экономического воздействия.
Основными причинами возникновения монополий являются:
- большие научно-технические открытия;
- усиление процессов централизации капиталов и концентрации по результатам развития плодотворных сил общества;
- создание новых форм собственности и особенно акционерных.
Монополии в хозяйстве страны играют противоречивую роль. С одной стороны монополии могут сдерживать выпуск продукции и устанавливать на нее высокие цены. Это все может вызвать неправильное распределение ресурсов в российском хозяйстве. Монополии могут увеличивать неравенства в доходах. Иногда крупные фирмы применяют свои возможности в развитии научно-технического прогресса, они могут влиять и на понижение уровня жизни населения, могут осуществлять диктат производителя над потребителем, уменьшают конкуренцию на рынке. С другой стороны товары монополий отличается высшим качеством. Большая фирма может осуществлять опытно-конструкторские разработки и научно-исследовательские. У монополий есть право для снижения издержек производства, возможность экономить финансовые и материальные ресурсы.
Существует три вида монополий:
• закрытая – эта монополия защищена от конкуренции патентной защитой, юридическими ограничениями, институтом авторских прав;
• естественная – эта монополия появляется в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки касаются минимума тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок полностью. Это характерно для общественных предприятий, где для невысоких цен нужна общественная деятельность.
• открытые – это когда одна фирма на точный срок является единственным поставщиком товаров, но не имеет юридической защиты от конкуренции.
1.2. Инструменты государственного антимонопольного регулирования
Инструменты антимонопольной политики делятся на: косвенные (экономические) и прямые (административные).
Административные меры используются в отношении фирм, осуществляющие следующие виды действий:
1) закрепление продажных цен, тайное и явное, поэтому назначенные цены фирмой выпадают из сферы влияния рынка;
2) ограничения в покупках: запрет заказчикам покупать различный товар, у другого продавца, в другом месте, по не похожей цене или в другом объеме, нежели установлено фирмой-продавцом;
3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;
4) связанные продажи: торговля одного товара клиенту при условии, что он берет какой-то еще (зафиксированный заранее в контракте) товар данной фирмы;
5) недобросовестная реклама: особое внимание в рекламных сообщениях на таких качествах продукта, которые в точности у данного изделия отсутствуют или указывающее на недостатки товара конкурентной фирмы, которые на самом-то деле у него могут не быть;
6) нечестная маркировка товара: оформление внешнего вида продукта, который не отвечает его назначению, или указание таких внутренних характеристик, которые продукту не подходят;
7) горизонтальные или вертикальные конкурентные ограничения: давление на поставщиков или потребителей продукции, с целью увеличения собственного влияния фирмы на рынке через подневольное навязывание партнерам своих поведенческих правил.
Косвенные инструменты воздействуют на объект:
1) ограничение максимальной и минимальной цены;
2) лимит нормы рентабельности (можно получить прибыль менее допустимой);
3) меры по конкурентной поддержке;
4) разукрупнение предприятия.
Если государство находит оптимальный выпуск монополистов и утверждает цену на уровне минимальных средних издержек, то при этих максимальном выпуске и невысокой цене фирме гарантирована нормальная прибыль. Но ситуацию нельзя охарактеризовать как экономически действенную, т.к. долгосрочные усредненные издержки еще не достигли минимума, а у естественных монополистов, заинтересовавшихся в росте средних издержек, есть, конечно, возможность неоправданно завышать их. Это конечно скажется на росте цен (например, на коммунальные или почтовые услуги) и может проявиться в необоснованном расширении менеджеров или завышении оплаты их труда, экономически немотивированном повышении мощностей и площадей, нерациональной структурной перестройке производства и т.д. Для определения этих последствий монополизма редко используют специальный термин «Х-неэффективность» — понижение эффективности в результате приостановления конкуренции, невыгодного выпуска.
В настоящей жизни власть монополий не сильно значима, как это сообщают модели монополии. Чистых монополий мало, чаще они появляются на местных рынках, чем на мировом.
Власть монополистов обуславливают разные факторы:
- спрос на монополистическую продукцию не является абсолютно негибким и это сужает возможности повышения монопольной стоимости;
- монополистические барьеры не бывают в полном объёме непреодолимыми, таким образом, сохраняется опасность потенциальной конкуренции. Большинство факторов монополизации имеют временный характер;
- жертвы монопольной практики группы населения позволяют создавать механизм защиты общества от монопольной власти — ее ограничению.
Многие экономисты заостряют внимание на положительной роли крупного бизнеса в экономике, т.к. только большие предприятия располагают финансовыми возможностями для увеличения и развития своего производства, инноваций в управлении и т.д. В частности они являются очень эффективными во многих отраслях, и значит, прямая конкуренция в этих отраслях невозможна.
Проведение в жизнь антимонопольного законодательства проводится в судебном, административном или смешанном порядке. Органы, выполняющие антимонопольную политику, действуют через судебную систему, так как только суд может вынести правильное решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов.
Основными принципами реализации антимонопольной политики являются:
1. Помощь в формировании рыночных отношений на базе развития предпринимательства и конкуренции, контроля за процессами концентрации.
2. Предупреждение, пресечение и ограничение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности;
3. Принцип правильного подхода при использовании норм антимонопольного законодательства, направленных на нужное функционирование конкуренции и товарных рынков;
4. Законность, публичность и гласность в действиях антимонопольных органов [13].
Антимонопольная политика России ставит перед собой большое количество нужных задач, реализация которых поможет улучшить экономическое состояние государства и благосостояние в целом общества. Но методы, принятые государством, не всегда полезны и не позволяют выполнить большое количество поставленных задач. Чтобы добиться большей эффективности, нужно понимать зарубежный опыт и специфику у ведущих стран мира развития антимонопольного регулирования.
1.3. Антимонопольное законодательство в современной России.
Антимонопольное законодательство регулируется в первую очередь Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами, а также постановлениями Правительства и нормативно-правовыми актами Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии с положениями Конституции в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34), в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, то есть устанавливается федеральный уровень антимонопольного законодательства (п. «ж» ст. 71), на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74).
Гражданский кодекс РФ в свою очередь устанавливает равенство участников регулируемых им отношений, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.
В марте 1991 года был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Его цель - определить организационно-правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечить условия создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон определяет такие понятия, как «продукт», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».
Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
Существенную роль в антимонопольном законодательстве играют постановления Правительства
Рассмотрим постановление Правительства РФ от 1 апреля 2010 года № 208 «Об утверждении Положения о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже», которым установлен порядок предварительного согласования с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже. Предписание о таком согласовании выдается хозяйствующему субъекту по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Важными для обеспечения защиты конкуренции являются следующие подзаконные нормативные правовые акты антимонопольного органа:
- приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», которым актуализирован порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Такой анализ необходим для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, ведении реестра хозяйствующих субъектов. Он также проводится при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) организаций.
- приказ ФАС России 25.05.2012 N 340 (ред. от 30.05.2017)
«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ». Данным приказом утвержден административный регламент ФАС России, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур при проведении проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. )
Однако мы должны понимать, что этих нормативно-правовых актов недостаточно. Практика показала большую необходимость внесения существенных изменений и дополнений.
2 Институциональные особенности антимонопольного регулирования. Стратегии развития антимонопольного регулирования
2.1. Институциональные основы и исследования институтов государственного антимонопольного регулирования
Одним из основных стратегических течений развития системы социально-экономических отношений в России представляется формирование институтов, обеспечивающих оснащение трансакционных издержек. Главная роль институтов как фактора, находившего уровень социального и экономического развития нашей страны и его направления, показана в ряде исследований [8]. Одним из выводов, к которому приходят авторы, стало положение о неэффективности революционной ломки существующих и насаждения заимствованных институтов, так как изменение институциональной структуры – это процесс, требующий нужного времени целенаправленных и систематических усилий государства, корректируемых в ходе их осуществления, и не являющийся результатом внезапной самоорганизации.
В ходе новой институциональной экономической теории институты, как совокупность формальных и неформальных правил, и механизма происхождения издержек соответствующей регламентации, осуществляют функцию ограничений в ситуации выбора [14].
Проводя исследование структуры институтов, следует понимать, что конкретные институты и их наборы в рамках какой-то системы есть, во-первых, результат раннего ее развития, отражающий интересы доминирующих отношений агентов. Во-вторых, они определяют главные условия развития своей системы и набор противоречий, порождаемых несхожестью сформированных институтов интересам лидеров. В то же время, наличие противоречий, конкуренция присутствующих институтов позволяет убирать неэффективные институты. Но в конкуренции могут выживать и такие неэффективные институты. Данные институты являются наиболее эффективными с понятия их способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. И вот одним из таких институтов является монополия. Степень адаптации к данным раздражителям обеспечивает не только присутствие, но и совершенствование и воспроизводство института в системе отношений.