Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Цифровизация как фактор долгосрочного развития экономики России.

irina_k200 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Цель исследования – проанализировать цифровизацию, как фактор долгосрочного развития экономики России. Задачи, которые необходимо решить в ходе данного исследования: Рассмотреть теорию и практику цифровизации экономики; Определить вызовы и перспективы цифровая экономика России; Выявить ключевые факторы цифровизации экономики как основу конкурентоспособности России. Объект исследования – цифровизация России. Предмет исследования – процессы цифровизации экономики России, как фактор долгосрочного развития. Использованы как общенаучные методы познания (диалектический, сочетание исторического и логического единства, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы анализа и синтеза), так и специфические методы оценки цифровизации экономики.
Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что цифровая трансформация экономики стала трендом развития ведущих государств мира. Внедрение цифровых технологий изменяет экономику и социальные отношения, открывает новые возможности для прорывного развития стран и регионов. Развитие цифровой экономики в России и, в частности и Чеченской Республике, позволит повысить уровень заработных плат, а также снизить стоимость услуг за счет отказа от бумажных носителей и внедрения искусственного интеллекта. Цифровизация российской экономики заявлена в качестве важнейшего стратегического приоритета, так как открывает новые возможности для модернизации социо-хозяйственных комплексов разных уровней. Однако понятно, что потенциал регионов разных типов неодинаков в реализации этой задачи, причем наиболее существенным ограничением выступает уровень развития инфраструктуры связи и телекоммуникационных технологий.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1. Цифровизация экономики: теория и практика………………………………4 2. Цифровая экономика России: вызовы и перспективы……………………...13 3. Цифровизация экономики как ключевой фактор конкурентоспособности России ……………………………………………………………………………25 Заключение………………………………………………………………………32 Список использованной литературы…………………………………………..33
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) / Парламентская газета, № 214-215, 21.12.2006 3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"//Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901 4. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017г. № 1632-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 32. Ст. 5138 5. Биккинин И. А., Шайхутдинов Т. В. Перспективы регулирования цифровой экономики // Европейский журнал экономики и управления. 2017. № 4. С. 194–197. 6. Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность: Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2017. - С. 147-151. 7. Водяненко О.И. Воздействие глобализации на социальную экономику // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 11-15 8. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития. Управленческое консультирование. 2019;(4): 38-49. 9. Еремейчук К.Ю. Цифровая экономика - будущее России // Аллея науки. 2017. № 14. С. 419-422. 10. Ерешко Ф.И., Меденников В.И., Сальников С.Г. Проектирование единого информационного Интернет-пространства страны // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2016. – № 5. – С. 11–19. 11. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива / Российская академия наук, 2017 - С. 36-37. 12. Кешелава А.В. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. - С. 12. 13. Малышева Г.А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества // Власть. 2018. Т. 26. № 1. С. 40-46. 14. Селиванова Е.С. Институциональная природа цифровизации российского коммуникационного пространства в системе общественно-политического и корпоративного взаимодействия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2018. – № 45. – С. 40–48. 15. Сухина Т.С. Цифровая экономика: проблемы и особенности // Философия хозяйства. — М., 2018. — № 4 (118). — С.289–293. 16. Терениченко А.А. Социально-экономические, правовые условия и пути реализации проекта цифровой экономики в Российской Федерации // Образование и право. — М., 2018. — № 6. — С.200–205. 17. Тесленко И.Б. Развитие цифровой экономики: big data / И.Б. Тесленко, Н.Л. Аванесян // Экономика и управление: проблемы, решения. — М., 2018. — № 4, т.2. — С.140–148. 18. Тимофеев Р.А. Цифровая экономика как драйвер устойчивого роста отечественной экономики / Р.А. Тимофеев, Д.Р. Минибаева, Е.А. Ехлакова // Вестн. экономики, права и социологии. — Казань, 2018. — № 1. — С.42–45. 19. Шабашев В.А., Щербакова Л.Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. – 2016. – № 9. – С. 3–12. 20. Юдина Т. Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. 2016. № 3. С. 12–16 21. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. – URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 08.03.2020). 22. Цифровая экономика // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/779/ (дата обращения: 08.03.2020). 23. Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира [Электронный ресурс] Режим доступа: ttp://www.uppro.ru/library/strategy/tendencii/cyfrovizaciya-trend.html. (дата обращения: 08.03.2020)
Отрывок из работы

1. Цифровизация экономики: теория и практика Рождение «Цифровой» экономики настолько тесно связано с развитием новых технологий, что не представляется возможным обсуждать эти две темы отдельно друг от друга. На наш взгляд, развитие технологий, безусловно, важно и создает необходимый базис для построения «Цифровой» экономики, но является лишь необходимой предпосылкой. Интернет появился в 1982 году . Можно считать, что именно с этого момента начал формироваться виртуальный мир. С тех пор он активно развивался, дополняясь все новыми составляющими, такими как форумы, on-line компьютерные игры, социальные сети и т.д. Каждый из этих блоков одновременно является и структурной частицей виртуального мира, и мостом, соединяющим его с миром реальным. Очевидно, эти миры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, как, например, реальный человек и его виртуальный образ в социальной сети. На сегодняшний день в мире не существует единого понимания такого явления, как «Цифровая» экономика, зато существует множество определений. В указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» также содержится официальное государственное определение данному феномену: Цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. На мой взгляд, данное определение вполне корректно, но несколько затруднительно в использовании. С одной стороны, отсутствие исчерпывающего определения не является препятствием для предметного обсуждения большинства частных и узкоспециальных вопросов. Первое, верхнеуровневое, определение уже приводилось в первой главе: «Цифровая» (электронная) экономика – это экономика, существующая в условиях гибридного мира. Это определение абсолютно корректно и отражает суть, но не дает понимания предстоящих изменений и, соответственно, им сложно пользоваться при переходе в практическую плоскость. Именно по этой причине можно сформулировать следующее, функциональное, определение: «Цифровая» (электронная) экономика — это экономика, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной. Это становится возможным благодаря развитию информационно-коммуникационных и финансовых технологий, а также доступности инфраструктуры, вместе обеспечивающих возможность полноценного взаимодействия в гибридном мире всех участников экономической деятельности: субъектов и объектов процесса создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Для «полноценного» взаимодействия все субъекты и объекты экономики должны обрести значительную цифровую составляющую. Например, уже в наше время «цифровая» компонента автомобиля (датчики и программное обеспечение), за счет которой существенно улучшаются потребительские его свойства и безопасность, составляет более половины его стоимости . Со временем значительная часть стоимости большинства товаров и услуг будет определяться их цифровой составляющей. Подобные товары принято называть «умными» вещами. При цифровизации должны либо существенно улучшаться их основные свойства (например, возрастает безопасность автомобиля и уменьшается его эксплуатационная стоимость), либо появляться новые (управление голосом, удаленное управление через интернет или с мобильного телефона и т.д.). Рисунок 1. Информационно-коммуникационные технологии, Индустрия 4.0 и тренды «Цифровой» экономики Источник: Тесленко И.Б. Развитие цифровой экономики: big data / И.Б. Тесленко, Н.Л. Аванесян // Экономика и управление: проблемы, решения. — М., 2018. — № 4, т.2. — С.140–148. Есть и научные определения указанному понятию. Так, некоторые ученые определяют цифровую (электронную) экономику как экономику, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной. Это становится возможным благодаря развитию информационно-коммуникационных и финансовых технологий, а также доступности инфраструктуры, вместе обеспечивающих возможность полноценного взаимодействия в гибридном мире всех участников экономической деятельности: субъектов и объектов процесса создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг . Некоторые ученые выделяют три базовые составляющие цифровой экономики: инфраструктура, включающая аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.; электронные деловые операции, охватывающие бизнес-процесс, реализуемые через компьютерные сети в рамках виртуальных взаимодействий между субъектами виртуального рынка; электронная коммерция, подразумевающая поставку товаров с помощью Интернет и представляющая собой в настоящее время самый крупный сегмент цифровой экономики . Основными чертами цифровой экономики определяют следующие: - экономическая деятельность сосредотачивается на платформах «цифровой» экономики; - персонифицированные сервисные модели; - непосредственное взаимодействие производителей и потребителей; - распространение экономики совместного пользования; - значительная роль вклада индивидуальных участников . В Программе заявлены три цели: создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных бизнесов и повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей Российской Федерации, так и экономики в целом . Современное нормативное регулирование цифровой экономики в России опирается на регулирование традиционной, не цифровой экономики. Существует значительный массив актов, положения которых могут быть применены (и применяются) к цифровой экономике. При этом имеются и отдельные акты, созданные специально для регулирования цифровой экономики и отражающие ее специфику, но они немногочисленны и относятся, главным образом, к электронному документообороту и к электронной торговле. Общими источниками нормативного правового регулирования для традиционной и цифровой экономики выступает Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации , правовые акты об интеллектуальной собственности, законодательство о торговле и другие акты, положения которых применимы (или применяются с той или иной долей успешности) к цифровой экономике. Российское законодательство в сфере защиты прав потребителей и защите конкуренции не рассматривает сектор цифровой экономики как особый, для которого существуют отдельные требования или исключения. В целом состояние нормативного правового регулирования цифровой экономики в России оценивается научным сообществом критически. Наблюдается очевидное отставание правового регулирования от потребностей практики, причем разрыв во времени все увеличивается. Россия сегодня занимает отнюдь не лидирующее место по развитию информационно-телекоммуникационных технологий. В России доля цифровой экономики в ВВП составляет 2,8%, или 75 млрд долларов США (по данным BCG). Большая часть - 63 млрд долларов США - приходится на сферу потребления (интернет-торговля, услуги, поиск онлайн и покупки офлайн). Если в 2010 году доля интернет-торговли во всех продажах составляла 1,7% (12 млрд долларов США), то в 2019 году она выросла до 3,2% (43 млрд долларов США). Экспорт ИТ-технологий составил 7 млрд долларов США. Межотраслевой эффект цифровизации с 2010 года увеличился в 5,5 раз: с 5 до 27,7 трлн рублей. Такой эффект получен от внедрения платформ электронных торгов, роста транзакций по банковским картам, увеличения сегментов ROPO и онлайн-рекламы. При этом Россия отстает от стран-лидеров цифровизации на 5-8 лет . Если текущие темпы роста цифровой экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет составлять уже 15-20 лет. Вместе с тем, в последние годы улучшилось состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню проникновения проводного интернета (70,4% от общей численности населения). Имеются также серьезные достижения в доступности широкополосного и мобильного интернета, в распространении смартфонов. России важно проводить продуманную и обоснованную политику по развитию цифровой экономики, определять перспективные направления ее внедрения и поддержки. Направлениями внедрения цифровой экономики для России является развитие искусственного интеллекта и робототехника. Многие считают, что развитие искусственного интеллекта несет в себе опасность для человечества, но, мы пока еще очень далеки от компьютерного разума, а главными рисками в ближайшем будущем останутся хакерские атаки: ведь все устройства с искусственным интеллектом подключены к интернету и потому уязвимы. Заявленный приоритет развития цифровой экономики - это возможность реализовать множество новых инициатив. Российские компании способны разрабатывать и экспортировать технологии. Главное - это четко понимать, какой продукт и для кого создавать. Чтобы конкурировать, организациям - будь то коммерческие предприятия, предприятия, ориентированные на обслуживание, такие как системы здравоохранения, или некоммерческие и государственные учреждения - всем потребуются сотрудники, способные к инновациям и использованию цифровых технологий. Цифровая экономика является зонтичным термином, используемым для описания рынков, которые фокусируются на цифровой технологии. Они, как правило, связаны с торговлей информационными товарами или услугами посредством электронной коммерции. Цифровая экономика - это жизненно важный сектор, дающий довольно существенный рост. Кроме того, воздействие цифровой экономики выходит за рамки информационных товаров и услуг на другие сферы экономики, а также образ жизни в целом. Разработка мобильных устройств, в частности, значительно расширила охват интернета в обществе. Следовательно, вопросы конкуренции, возникающие в цифровой экономике, становятся все более значимыми в вопросах конкуренции. Конкуренция на цифровых рынках имеет определенные отличительные особенности. Конкуренция на основных цифровых рынках часто принимает довольно характерную форму. Во-первых, конкуренция между бизнес-моделями или платформами, как правило, более важна, чем конкуренция в бизнес-модели . Другими словами, доминирование или даже монополия интернет-платформ практически всегда несет бизнесу успех. Во-вторых, цифровые рынки часто характеризуются сильным сетевым эффектом и эффектом масштаба, которые усиливают эту особенность конкуренции за счет доминирующего положения. В-третьих, многие цифровые рынки двусторонние, поэтому минимум две группы пользователей получают выгоду от использования цифровой платформы. Например, поисковые системы используются как частными лицами для доступа к информации в интернете и так и рекламодателями для доступа к зрителям. В-четвертых, цифровые рынки характеризуются высокими темпами инвестиций и инноваций, которые приводят к быстрому технологическому прогрессу в отрасли. Итак, в итоге необходимо отметить, что цифровая экономика - это всемирная сеть экономической деятельности, коммерческих операций и профессиональных взаимодействий, которые поддерживаются информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Ее можно кратко охарактеризовать как экономику, основанную на цифровых технологиях. В первые дни своего существования цифровая экономика иногда называлась интернет-экономикой, новой экономикой или веб-экономикой из-за ее зависимости от подключения к интернету. Однако экономисты и бизнес-лидеры утверждают, что цифровая экономика является более развитой и сложной, чем интернет-экономика, которая, согласно одному определению, просто означает экономическую ценность, полученную из интернета. ? 2. Цифровая экономика России: вызовы и перспективы Тематика цифровой экономики является сегодня весьма популярной в научной среде. Можно даже сказать, что на данный момент она одна из наиболее востребованных тематик вообще. Существует большое количество направлений, множество публикаций, в которых проблематику цифровой экономики рассматривают с самых разных позиций. Можно выделить такие направления исследований, как анализ процессов цифровизации в целом; отдельные аспекты цифровизации; ее проявления на индивидуальном уровне; цифровизация отдельных сфер жизни (например, медицины, образования и т.п.). Однако прикладные научные исследования процессов реализации Государственной программы «Цифровая экономика» в настоящий момент отсутствуют. У реализации государственной Программы есть весьма ощутимые препятствия. Одним из них является отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Распространение цифровых технологий в России на данном этапе наткнулось на несколько системных проблем, преодоление которых возможно только путем внесения изменений в законодательство. В частности, необходимо урегулировать вопросы доступа к личным данным пользователей, сферу электронной торговли, сферу цифровых товаров и криптовалют, расширить нормативную базу электронного банкинга и т.п. С дальнейшим развитием процессов цифровизации появится необходимость решения таких неоднозначных вопросов, как законодательное регулирование вождения беспилотных автомобилей, полетов малых беспилотных летательных аппаратов и т.п. Зарубежные страны, которые уже сейчас нашли для себя возможность экспериментировать с подобными инновациями, завладели явным конкурентным преимуществом . Препятствием также можно считать и то, что по степени усвоения цифровых технологий российская экономика на данный момент не является лидером. Если сопоставить цели, которые декларирует российская государственная программа «Цифровая экономика» и тем технологическим и инновационным заделом, которым располагают российские компании, то явное отставание российских разработчиков от иностранных конкурентов по ряду направлений можно рассматривать как препятствие на пути реализации программы. Более того, все передовые разработки в данной сфере также осуществляются не российскими компаниями. К тому же, основные конкуренты российских компаний ушли далеко вперед в вопросе освоения новых цифровых технологий. Если в таких сегментах, как поиск в Интернете, социальные сети, сервис такси, российским компаниям удалось создать альтернативу мировым лидерам, то в других сегментах иностранные компании одерживают верх . Можно говорить про такой факт, как «цифровое отставание» российской экономики, то есть гораздо меньший «технологический задел» по многим направлениям: роботизация, разработка технологий искусственного интеллекта и т.п. В тоже время, как отмечают эксперты, именно по данным направлениям в перспективе ожидается технологический прорыв . Еще одним препятствием на пути реализации Программы можно считать проблему цифрового неравенства . Хотя с данной проблемой в той или иной мере сталкиваются практически все страны, именно в России она может воспрепятствовать реализации планов правительства по цифровизации экономики страны. Цифровое неравенство состоит в том, что люди (компании, предприятия, государственные учреждения), которые в меньшей мере усвоили новые (цифровые) технологии, резко теряю свою конкурентоспособность в экономике, даже если по другим показателям их потенциал весьма высок. На индивидуальном уровне цифровое неравенство выражается в том, что человек, который не приобрел (не смог или проигнорировал) овладеть цифровыми компетенциями, оказывается вообще вне общественных связей. Такой человек, не сможет вызвать такси, быстро воспользоваться некоторыми государственными услугами, банковским сервисов и т.п. Существенным препятствием является техническое и технологическое отставание России, проявляющееся прежде всего в повсеместном преимущественном применении импортного оборудования и программного обеспечения. Технические и программные решения для цифровой экономики сегодня представляют такие флагманы мировой IT-индустрии как Cisco Systems, Schneider Electric, Huawei, IBM, Microsoft, Google, UNIT и др. К сожалению, российские компании в перечне поставщиков практически отсутствуют. Для реализации государственной программы импортозамещения необходимо чтобы при внедрении решений цифровой экономики значительная часть заказов в обязательном порядке размещалась на российских предприятиях. Кроме того, в ряде регионов и отраслей до сих пор сохраняется недостаточная обеспеченность населения и организаций информационно-коммуникационными решениями, что также является препятствием для распространения цифровизации . Значимым является также и тот факт, что в России большая часть населения так и не овладела цифровыми технологиями в нужной мере. Если раньше к группам населения, которые находились в «зоне риска», следовало отнести тех, кто жил в регионах, то теперь деление имеет возрастной характер. Можно утверждать, что очень большая доля пожилых людей сегодня не владеет и не овладеет цифровыми компетенциями в достаточной мере. Именно эти люди находятся в зоне риска, и их не владение цифровыми технологиями существенно сдерживает планы государства по цифровизации экономики. В первую очередь это касается создания «электронного правительства» – крайне затруднительно продвигать электронные технологии в государственном управлении, когда значительная часть населения попросту не может ими воспользоваться. Именно это будет причиной того, что еще долгое время «электронное правительство» будет сосуществовать параллельно с традиционными формами взаимодействия с населением. Препятствия, о которых говорилось выше, определяют существенное неравенство возможностей российских территорий по эффективной реализации Программы. Оно будет иметь существенное значение в ходе выполнения мероприятий дорожной карты. Особенно остро это неравенство проявляется в области распространения информационно-коммуникационных решений (технологическое неравенство), а также наличия необходимых квалифицированных кадров (кадровое неравенство). Числовая оценка этого неравенства может служить мерилом готовности регионов к реализации Программы. На сегодняшний день безусловным лидером внедрения решений цифровизации в России является город федерального значения Москва. К настоящему моменту уже завершена реализация двух программ Правительства Москвы «Электронная Москва» и «Информационный город». Первая позволила оснастить структуры городского управления необходимыми информационными и телекоммуникационными ресурсами. Вторая позволила осуществить автоматизацию городских процессов и перевод ряда сервисов в цифровой вид . В результате были внедрены система управления оказанием медицинских услуг «Единая медицинская информационно-аналитическая система», система управления образованием «Московская электронная школа», система управления городом «Активный гражданин», система взаимодействия с бизнесом «Портал поставщиков Москвы», система государственных услуг «Мос.Ру». Успехи Москвы были по достоинству оценены не только москвичами, но и мировыми аналитиками. Так в 2015 г. Wi-Fi сеть «Московский транспорт» была признана международной ассоциацией Wireless Broadband Alliance лучшей в мире публичной сетью Wi-Fi. В 2017 г. Москва была отмечена премией Всемирной организации электронных правительств городов мира (World e-Governments Organization of Cities and Local Governments, WeGO), а в 2018 г. заняла первое место в рейтинге ООН по уровню оказания электронных услуг. В таблицах 2 и 3 по состоянию на конец 2017 г. приведены параметры, характеризующие кадровую и технологическую стороны готовности населения и организаций к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» составленные автором на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) . Таблица 1 Готовность населения к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный округ Кадровая готовность Технологическая готовность Цифровая грамотность населения, % Техническая оснащенность населения, % Доступ населения к сети интернет, % Центральный 85,50 78,00 72,60 Северо-Западный 85,60 79,70 76,20 Южный 82,80 77,10 71,50 Северо-Кавказский 74,50 66,00 58,50 Приволжский 80,10 71,40 68,30 Уральский 83,20 73,80 72,50 Сибирский 79,80 69,50 68,40 Дальневосточный 81,50 73,00 73,00 Город Москва 92,60 84,10 79,50 Источник: составлено автором по данным Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. – URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 08.03.2020). Таблица 2 Готовность организаций к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный Округ Кадровая готовность Технологическая готовность Наличие кадров в секторе информационно-коммуникационных технологий, % Техническая оснащенность организаций, % Доступ организаций к сети интернет, % Центральный 2,30 94,93 92,39 Северо-Западный 1,70 95,64 93,27 Южный 1,20 89,33 86,74 Северо-Кавказский 0,90 89,42 85,91 Приволжский 1,40 91,59 88,70 Уральский 1,50 92,39 88,59 Сибирский 1,40 88,67 84,24 Дальневосточный 1,50 93,11 88,57 г. Москва 3,00 99,97 98,85 Источник: составлено автором по данным Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. – URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 08.03.2020). Приняв характеристики Москвы в качестве эталона (кадровая готовность = 1, технологическая готовность = 1), оказывается возможным провести интегральную сравнительную оценку готовности регионов к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (см. рисунок 2). Рисунок 2.Сравнение готовности регионов к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. – URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 08.03.2020). Анализ показывает, что если в сфере технологического обеспечения ситуация в регионах вполне сопоставима, то в сфере кадрового обеспечения их возможности в значительной мере неравномерны. Кадровое неравенство способно в значительной мере затруднить внедрение цифровых решений. При этом источником рисков для выполнения программы цифровизации можно считать неготовность большей части российских образовательных учреждений к работе в условиях цифровой экономики. Несмотря на то, что несколько ведущих университетов страны весьма успешно внедрили цифровые технологии на всех уровнях, в основной своей массе российская система образования не готова к работе в новых условиях (это касается и среднего образования, и высшего) и не дает своим студентам должный объем необходимых цифровых компетенций. Само наличие программы такого уровня свидетельствует о понимании со стороны государства важности проблемы, необходимости ускоренного освоения цифровых технологий и их широкого применения во всех сферах экономической и общественной жизни. К сожалению, эта программа пока не нашла своего полного отражения в документах государственного стратегического планирования – стратегии социально-экономического развития и промышленной политике регионов, стратегии территориального развития и т.п. Очевидно, что интенсивное внедрение цифровых технологий существенно повысит уровень конкурентоспособности российской экономики в целом. С учетом того, что многие прямые конкуренты российских компаний уже прошли этот путь будет полезным проанализировать их опыт и дать оценку возможности его имплементации в российских условиях . Подчеркнем, что конкурентоспособность страны в глобальной цифровой экономике определяется качеством ее человеческого капитала, его способностью собирать, обрабатывать и эффективно использовать цифровую информацию. Для развития цифровой экономики нужно воспитывать новые кадры, обладающие новой психологией и новой этикой, что даст им новую энергию необходимую для цифрового общества. При этом, как подчеркивает Малышева Г.А., не следует забывать, что полноценное образование и общая культура человека не ограничиваются суммой технических знаний и навыков, ввиду чего перекос в сторону точных и технических дисциплин может не только пойти в ущерб гуманитарному знанию, но снизить в целом качество человеческого капитала страны . Также укажем, что одним из рисков цифровизации может стать технологическая безработица, обусловленная значительной диспропорциией между спросом и традиционной структурой предложения на рынке труда. Возможным социально-политического решением в данной ситуации может стать внедрение безусловного базового дохода, однако данная концепция неоднозначно оценивается как со стороны властей, так и со стороны самих граждан: помимо высокой нагрузки на бюджет, признается возможным рост иждивенческих настроений и снижение мотивации к саморазвитию, переквалификации и ведению полноценной трудовой деятельности в соответствии с вызовами технологических преобразований.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 58 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg