Глава 1. Имидж и личность в социальной психологии
1.1 Понятие имиджа и личности в психологии
Эта концепция появилась сравнительно недавно в психологии. Имидж - это английское слово обозначающее «образ», «ореол». Это преобладающее массовое сознание и имеет характер стереотипного, эмоционально окрашенного образа кого-то, чего-то.[2]
Имидж - это особый образ его «я», который человек представляет миру, своего рода форма самопрезентации.
Термин имидж включает в себя не только природные особенности человека, но и специально созданные. Кроме того, мы говорим о внешнем виде, а также о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Эта проблема решается новой отраслью научного знания - наукой об имидже.
Таким образом, мы можем сказать, что образ в обычном смысле понимается как результат умственного отражения (представления) объективного явления; Во время этого отражения возможны преобразования исходной информации, и поэтому образ не обязательно представляет точную копию отображаемой информации; Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным (например, в искусстве). Этот процесс может включать аналитические методы (которые допускают представление типа объекта) и синтез (для которого образ имеет характеристики явления).
Часто имидж определяется как преднамеренное или спонтанное отражение объекта в сознании человека.[4]
Имидж является информативным и передает ряд функций, присущих самому объекту. Кроме того, эти символы могут существовать объективно или произвольно для объекта формирования имиджа.
Многие авторы признают, что имидж, поскольку он зависит от многих факторов, способных изменить их значение, не является определенным и неизменным. Он динамичен, его атрибуты трансформируются, мутируют в соответствии с изменениями в самой среде или в групповом сознании.
Важной особенностью имиджа является ее активность. Это «может повлиять на сознание, чувства, деятельность и действия отдельных людей и всего населения».
Термины, которые относятся к термину «имидж», означают «мнение», «репутация», «авторитет». В литературе даже можно найти отождествление имиджа с этими явлениями. Например, А.Ю. Панасюк полагает что имидж: По сути то же самое, что и мнение, и видит разницу между соответствующими терминами только в грамматических правилах использования соответствующих слов в русском языке: «имидж» более корректен в таких терминах, как «имидж человека ( политик, юрист) »,« мнение »- такими словами, как« мнение человека (политика, юриста) ».[3]
Такое определение имиджа, а также отождествление имиджа с репутацией или авторитетом не может быть согласовано. Мнение обязательно подразумевает словесную форму выражения ... В то же время имидж и, следовательно, и его тип обязательно содержат невербальные элементы, и эти элементы могут значительно преобладать в своей структуре. По сути, имидж может состоять только из невербальных элементов.
Часто имидж рассматривается в общем контексте престижа (7) А.Ю. Особенно кошмары характеризуют картину как выразительную, выразительную сторону картины и репутации (от латинского -reputatio - обмен, расчет) на русском языке означает «преобладающее общее восприятие какой-либо или любой заслуги или потери»; «Общественное мнение, полученное кем-то, общее мнение о чьих-то характеристиках, плюсах и минусах».[1]
Не менее необоснованным является смешение имиджа и авторитета. Причиной такой путаницы может быть тот факт, что оба понятия используются в связи с исследованиями социального влияния.
Имидж также может служить основой для доверия и фактором влияния (мы обсудим этот аспект позже), но это не единственная функция имиджа, и, во-вторых, не всегда возможно использовать имидж как средство социального влияния, и при определенных условиях, которые должны соответствовать имиджу.
Выше уже было сказано, что имидж иногда характеризуется как выразительная сторона. Репутация в этом отношении говорит как рационально развитый взгляд на это.
Некоторые авторы говорят о множественном числе имиджа. Например, И.А. Федоров определяет имидж как «систему социального программирования духовной жизни и поведения индивидов (отдельных лиц и групп) как универсальные и психологические стереотипы и символы группового поведения, опосредованные силой мотивации к успеху, стандартом желаемого впечатления, способностями субъекта и ситуация ". Это подчеркивает вариативность, гибкость и расположение имиджа[7]
Затем В.Н. Маркин пишет: «Имидж - это не маска, не украшение профессионального образа. На самом деле, конечно, это существует. Но, на мой взгляд, этот аспект технологии визуализации не самое главное. В основе этого лежит способность передавать (через определенные сигналы образы) информацию о себе, об истинных (личных и профессиональных) отношениях, идеалах, планах и действиях человека. «Учитывая культовый характер имиджа, его можно рассматривать как сообщение, адресованное публике, о том, что клиент имеет такие-то и такие-то характеристики». Чтобы аудитория могла понять такое сообщение, оно должно быть написано на понятном ему языке, и поэтому общеизвестные символы должны использоваться в его обычном значении.[8]
Полный пансион Федоркина и Р.Ф. Ромашкина характеризует имидж как «социально-психологический феномен, отражающий не только сознательные, но и бессознательные компоненты психики различных социальных групп, мотивацию их поведения и формирование образов, необходимых сегодня массам». В этом определении акцент делается на прагматический результат построения имидж, например, передачу информации об объекте в форме его имиджа адресату, который является социальной группой. Этот аспект также встречается во многих других определениях имиджа: «Имидж - это внешнее « Я »человека, его публичное« Я »;» Это на самом деле то, что и как я выгляжу в своем окружении, как «она» выглядит и воспринимает меня. Это символическое разделение моего «я» в сознании других. "[6]
Литература часто утверждает, что имидж - это стиль и форма человеческого поведения, и в первую очередь внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имидж - это набор значений и впечатлений, которые люди используют, чтобы описать объект, запомнить его и начать относиться к нему определенным образом, другими словами, потому что объект становится известным. В этом случае обычно определяется, что имидж - это, главным образом, человек, группа людей или организация (бизнес, политическая партия) и, тем более, неодушевленный объект (товары, продукты, услуги), где чаще используется термин «Имидж».[4]
Ряд определений подчеркивается тем фактом, что термин «имидж» охватывает не только природные особенности человека, но и специально разработанный, созданный и сформированный. Другие определения подчеркивают, что имидж в значительной степени предопределено.
Объективные качества объекта, особенно имидж человека, определяются его психологическим типом и личностью, его приверженностью потребностям времени и общества. Оба верны.
В этой концепции большинство специалистов по имиджу учитывают не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но и практически все функции, доступные пользователю. Итак, Полли Берд пишет, что имидж - это «полная картина вас, которую вы представляете другим. Это включает в себя то, как вы видите, говорите, одеваетесь, действуете; Ваши навыки, ваше положение, отношение и язык тела; Их аксессуары, их окружение и только некоторые специалисты, обычно те, кто специализировался на улучшении внешнего вида клиента в своей практической работе, используют термин «имидж» в более узком смысле, которым является только сам внешний вид (лицо, Прическа, стиль одежды и т. Д.). D.). В. М. Шепель, который не сводит имидж к внешнему виду, тем не менее черпает концепцию имиджа из визуального изображения и помнит, что «имидж (образ) в английском переводе - это картинка. Это визуальная привлекательность человека. Счастлив тот, у кого привлекательный образ.[2]
Особенно важно отметить, что во всех формулировках упоминаются люди, которые воспринимают образ человека во множественном числе.
Еще одна важная особенность имидж, а которая часто выделяется в руководствах, - это его функциональность. Другими словами, имидж не является самоцелью. Если мы создаем или улучшаем наш имидж, не имеет значения, делаем ли мы это в одиночку или с помощью специалистов, мы предполагаем, что нам нужен хороший имидж для чего-то, что мы можем достичь определенных целей, решить определенные проблемы более эффективно сделать тот или иной вид деятельности, с которым мы имеем дело, более успешным.
Оценка результатов при создании или преобразовании имиджа является проблемой. При реальной оценке имиджа при практической визуализации обычно используются следующие группы критериев:
а) личность клиента. Удачным является образ, который вызывает ожидаемый диапазон ощущений от клиента - удовлетворенность, осознание его красоты и т.д
б) появление предполагаемых суждений других, и эти суждения не должны быть положительными (например, если планировалось вызвать зависть, восприятие служит критерием для хорошего имиджа);
в) практическое достижение запланированного взаимодействия с субъективным доверием для достижения его через образ. Например, клиент может предположить, что его имидж успешен, когда он достигает заранее определенной цели - например, одолжить деньги, нанять и т. Д.
Ненадежность этих критериев усугубляется тем фактом, что построение и преобразование образа происходит в среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности, так что запланированный результат не прогнозируется на 100%. В связи с этим при прочих равных условиях образ, характеризующийся наибольшей гибкостью, «эластичностью» будет более успешным ...[3]
С психологической точки зрения создание картины - это универсальный психологический процесс, который выполняется каждым человеком, поскольку он должен быть частью определенных социальных групп и общаться с другими людьми. В большинстве случаев люди выполняют эту задачу в одиночку и часто довольно успешно.
Таким образом, задача объединения всех сторон такого многомерного явления как картина остается в едином определении, которое относится к основной теории картины. Такое определение должно учитывать:
- спецификации социально-психологических, преимущественно групповых, определений образа;
- ориентация в создании имиджа для группового и личного успеха для достижения цели определенной деятельности;
- использование субъекта для создания картины самого себя (своей внешности, своей одежды, выражения лица, языка, интонации, цвета кожи, внешнего вида, позы, поведения и т. д.) для достижения цели;
- высокую роль символов в имиджах;
- субъективная ориентация образов на субъективный смысл законов группового мнения и т. д.
Учитывая все эти соображения, мы можем предложить следующее социально-психологическое определение картины:
Имидж - это символический образ субъекта, которое возникает в процессе субъектно-субъектного взаимодействует с взаимодействия.[8]
Понятие личности в психологии.
Личность — это конкретный человек, являю¬щийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и др.), осознающий свое отношение к окружа¬ющим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивиду¬альными и социально-психологическими особенностями.[2]
Личность является основной категорией и основным предметом изучения психологии личности. Личность в аналитической психологии
К.Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы):
Понимание личности в социальных науках.
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности.
1. Культура и бессознательное -- психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.[3]
2. Культура и личность -- включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикт, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
3. Культура и познавательные процессы -- когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции -- материалистическую -- К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую -- М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
1.2 Феномен имиджа в разных отраслях научного знания
Современное общество претерпевает серьезные изменения на политическом, экономическом, культурном и социальном уровнях. Человек в новом информационном обществе ценен только как человек, который может выразить себя и добиться успеха во всех сферах своей жизни. Кроме того, индивидуальное самовыражение все чаще осуществляется с помощью технических средств и информационных технологий. Живое человеческое общение заменяется символическим - обмен информацией, обобщенные образы, символы. Роли, которые люди играют каждый день, символичны. В зависимости от среды, в которой должен находиться человек, создается определенный образ, то есть социальные роли содержат информацию о социальном статусе человека, его финансовом положении, интересах и потребностях. Образ возникает под влиянием и в связи с социальными ролями, которые индивид выполняет в личной, профессиональной и социальной сферах.[6]
Термин «имидж» можно с уверенностью назвать междисциплинарным термином, поскольку его формирование находилось в категориальном аппарате многих наук, а обобщение знаний об имидже соответствовало целям и задачам каждой науки. В начале 1900-х годов процесс визуализации в основном учитывался в области психологических и социологических исследований. Основные теории этих наук оказали большое влияние на формирование основ современной теории имиджа. Теории «самопонимания» К. Роджерса, Оллпорт «Самоуважение», теория бессознательного З. Фрейда, «коллективное бессознательное» и «архетипы» К. Юнга, теория необходимости А. Маслоу, связанная с феноменом образа. В этих теориях образ раскрывается как механизм формирования образов в индивидуальном и массовом сознании.[3]
Отчасти за этим стоят коренные теории о развитии основы образа, что объясняется отсутствием социального порядка у человека с ярко выраженными социальными установками и ценностями. Наиболее важными теориями, касающимися проблемы образа, являются теории восприятия и оценки человека (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, А.А. Венгер, П.М. Якобсон). Предметом этих исследований является развитие различных компонентов образа человека как целостного явления.
В современных научных разработках большая часть работы затрагивает политические аспекты общества (имидж политических лидеров, имидж государства) и не охватывает все проблемы, связанные с теорией и практикой имиджа, существует значительная разница между теоретическими и прикладными исследованиями.[7]
В философии образ функционирует как сфера «организационно-регулирующей деятельности общества и является одной из важнейших предпосылок и факторов социализации и социальной адаптации человека в связи с существованием ...». Следовательно, образ влияет на формирование современной системы ценностей и индивидуального образа человеческого мира.
В психологии функцией имиджа является личностная самоидентификация (в зависимости от внешней или внутренней мотивации образной деятельности). В социологии имиджевые особенности включают в себя: хранение мышления социальных объектов; социальное суждение; социальная самоидентификация и регулирующая функция. Социологическое определение образа связано с такими понятиями, как образ, социальный портрет, социальный престиж. Имидж - это инструмент для изменения личности, связанный с концепцией социального хранения и выражающий стремление человека к самоидентификации и социальной адаптации.
Если психология интересуется психологическими характеристиками человека по отношению к образу, то имидж в социологии рассматривается с учетом стереотипов, которые работают в обществе. Выбор определенных стереотипов зависит от информации в конкретной ситуации. Схема трансляции образа в социологии и психологии имеет противоположное направление: от индуктора (его психологические свойства) до реципиента. С другой стороны, вектор для трансляции образа в социологии варьируется от стереотипов массового сознания до определенных особенностей индуктивного имиджа. Использование определенного графика не имеет четкого определения эффективности.[4]
Современный человек, особенно из СМИ, также имеет свое понимание понятия «образ»: образ человека глазами других людей; все стереотипы коренятся в людях в нас; наше представление о себе передается другим; принимающий форму устойчивого социального стереотипа. Это определение в большей степени отражает социологический взгляд на проблему образа личности. Строительным материалом для построения образа являются не психологические характеристики индивида, а стереотипы, которые работают в обществе, под который «адаптируется» образ. И. Нефедова и Е. Власова обращают внимание на то, что образ формируется в соответствии со стереотипами окружающих людей и проявляется на основе внутренних чувств и совокупности представлений о себе.[5]