Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Учебная мотивация в подростковом возрасте.

irina_k200 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Актуальность данной работы обусловлена тем, что несмотря на обилие научных трудов по изучению и повышению мотивации учебной деятельности школьников, учителя по-прежнему часто сталкиваются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, и что особенно остро эта проблема наблюдается у школьников подросткового возраста, что заставляет вновь и вновь возвращаться к этому вопросу. Не зря подростковый возраст характеризуют как переходный, кризисный, переломный, критический. Поэтому темой данной работы выбрано исследование мотивов учебной деятельности именно подростков. Объект исследования: мотивация. Предмет исследования: особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте. Целью работы является исследование мотивов учебной деятельности подростков, их изменение в течение всего подросткового возраста, и поиск путей повышения учебной мотивации. Задачи: ? На основе анализа научной литературы выделить особенности и факторы учебной мотивации. ? Провести анализ теоретических подходов к проблеме учебной мотивации. ? Выбрать наиболее подробные взаимодополняющие методики изучения учебной мотивации и провести эмпирическое исследование, направленное на определение ведущих (действующих) мотивов учебной деятельности и уровня учебной мотивации у подростков. ? Сформулировать рекомендации по решению выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся подросткового возраста. Гипотеза: в период подросткового возраста общий уровень учебной мотивации снижается. Происходит ослабление познавательного мотива. Методы исследования используемы в работе: ? Теоретические: изучение литературы, анализ, обобщение. ? Эмпирические: проведение исследований (письменный опрос), обработка результатов. База исследования: учащиеся 9 класса МБОУ СОШ №9 г.Владимир.
Введение

В современном, в каждый раз разном, меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а воспитание личности обучающегося, как будущего активиста, обеспечивающего общественный прогресс. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом формирование личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Т.А. Матис, М.И. Божович, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Орлов и многие другие. Учебная мотивация – динамическое явление; она изменяется в течение жизни человека и имеет в каждом возрасте свою специфику. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Данными вопросами задавались многие педагоги. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Знание мотивов помогает понимать дальнейшее поведение и побуждать нужную деятельность, а также помогает избежать лишних ошибок.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ. 6 1.1 Исторический аспект изучения мотивации в психологии. 6 1.2 Учебная мотивация как частный вид мотивации. 14 1.3 Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте. 25 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 30 2.1 Организация экспериментального исследования. 30 2.2 Анализ полученных результатов исследования. 32 2.3 Практические рекомендации. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.,1976. 2. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста. В.А. Алексеев Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М.: Наука, 2004. 3. Божович М.И. Изучение Мотивации поведения детей и подростков. – М., 1976. 4. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2001. 6. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. 7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. — М., 1984. 8. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976. 9. Зимняя А.А. Педагогическая психология. – М., 2004. 10. Зоткин Н.В., Серебрякова М.Е. Общая психология. Психология мотивации и эмоций. – М., 2007. 11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004. 12. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М.Г. Чрошевского. – М.: Просвещение, 1985. 13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие, 4-е изд. – М., 1998 14. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003. 15. Маркова А. К; Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990. 16. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ёё воспитание у школьников. – М., 1983. 17. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М., 1983. 18. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982. 19. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалеева, ВВ. Сталина. – М., 1987. 20. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет (Педагогическая наука – реформе школы) / Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. – М.: Педагогика, 1998. 21. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2003. 22. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 1998. 23. Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. 24. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И., - М., Российское педагогическое агентство, 1997. 25. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. 26. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие. – М.,1998. 27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1998. 28. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1987. 29. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001. 30. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. 31. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте// Вопросы психологии. – 1998. - №6 32. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. – М., 1986. 33. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. – М.: Изд-в «Институт практ. психол.», 1997. 34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2003. 35. Шамова Т.И., Перминова Л.М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным интересом//Химия в школе,1993. 36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. 37. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М., 1998. 38. http://gatchina-psi.narod.ru Ассоциация педагогов психологов 39. http://www.psihologu.info Архив психолога 40. http://biblios.newgoo.net Большая библиотека психологии
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ. 1.1 Исторический аспект изучения мотивации в психологии. Есть основание начинать историю исследований мотивации с зарождения самой психологии как науки. Изначально она представляла собой систему знаний, призванную дать объяснение поведения людей и животных. Следовательно, проблема мотивации явилась первой в истории этой науки психологической проблемой, вернее, ее главной задачей. Данная проблема прошла сквозь тысячелетия как основная психологическая проблема, не утратила своего значения и в наши дни. Принято считать, что в трудах древнегреческого философа Аристотеля, посвященных душе, нашли отражение многие проблемы психологии, в том числе мотивации поведения. Это действительно так, и об этом можно судить по следующему высказыванию знаменитого философа. «Все, что люди делают, — писал он, — они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти». Действительно, и сегодня трудно придумать какие-либо другие причины, объясняющие поведение людей, помимо тех, которые были названы в приведенной выше цитате из труда Аристотеля «Поэтика. Риторика». Вместе с тем, сравнивая между собой древние и современные объяснения поведения, мы обнаруживаем, что они существенно различаются. За 2500 лет, прошедшие с тех пор, наука значительно продвинулась вперед. Новые объяснения поведения человека и животных сложились в основном в течение последних 150 лет, начиная со второй половины XIX в. Поэтому есть веские основания начинать историю современной психологии мотивации именно с этого времени. Эти основания представляются следующими: — в эти годы была выделена и определена структура мотивационной сферы человека, включая те понятия, которые обсуждались в предыдущем параграфе главы; — психологами были разработаны методики, включая тесты, позволяющие изучать и оценивать отдельные мотивационные факторы; — возникло естественнонаучное направление в изучении мотивации, связанное с теорией эволюции Ч. Дарвина, достижениями анатомии и физиологии в познании органических основ мотивации; — экспериментальным путем было получено множество новых данных, касающихся мотивации; — на базе вновь полученных данных были разработаны новые, современные теории мотивации. Задача воссоздания истории психологических исследований мотивации в свое время была поставлена и более или менее успешно решена известным американским специалистом Дж. Аткинсоном, который предложил схему, представляющую эту историю, начиная с древнейших времен. На схеме показано что изначально древнее деление было на человека (разумный, сознательный, волевой) и на животного (лишенный разума, сознания, воли). В XVII-XVIII вв. разделение перешло на две теории исходящие из предыдущего мнения, на теорию принятия решений и на теорию биологического автомата. Далее в середине XIX было согласие с теорией Ч. Дарвина, после чего уже к концу XIX века – началу XX прибегли к разделению на теории: биологических потребностей, инстинктов, высшей нервной деятельности, поведенческая; так же была предложена гештальт-теория. К середине XX века из теории биологических потребностей вытекали гуманистическая теория и теория потребностей человека, а к концу XX века эти две теории воссоединили в теорию социальных потребностей. Так же на конец XX века остались когнетивная теория, социальный бихевиоризм (от поведенческой теории) и теория органических потребностей животных. Взгляды на сущность и происхождение того, что управляет поведением людей и животных, с древнейших времен и до наших дней всегда располагались между двумя крайними, противоположными друг другу учениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции (она отчетливо отразилась еще в трудах древнегреческих философов-идеалистов), человек представляет собой единственное в своем роде создание, наделенное разумом, сознанием и волей, и ничего общего в мотивации своего поведения не имеет с животными. В русле этой философии единственными источниками человеческого поведения считались соответственно разум, сознание и воля, и только они использовались учеными в тех случаях, когда нужно было дать научное объяснение поведению человека. Иррационализм как учение утверждал, что разум, сознание и воля источниками поведения не являются, что в действительности оно управляется темными, непонятными, неосознаваемыми, иррациональными, недоступными пониманию силами, которые впоследствии, когда поведение людей и животных стало предметом научного изучения в естественных науках, получили название рефлексов и инстинктов. Вплоть до появления и признания теории эволюции Ч. Дарвина рационализм и иррационализм, будучи учениями, не совместимыми друг с другом, уживались за счет того, что практически никогда не использовались для объяснения одного и того же поведения. Рационализм господствовал в теориях, предназначенных для объяснения поведения человека, а иррационализм — в концепциях, ориентированных на объяснение поведения животных. Такое разделение способов научного объяснения поведения сохранялось на протяжении многих веков и получило дополнительное естественнонаучное подкрепление в XVII и XVIII столетиях. Оно состояло в следующем. Известный французский философ, математик и механик Р. Декарт распространил идеи механики на устройство и работу живого организма, объявив животное чисто биологическим автоматом, действующим только на основе законов физики и механики, и лишив его души. Затем эти идеи были частично перенесены на человека. Правда, Р. Декарт признавал, что поведением человека на высших его уровнях управляет, все же, душа. Ей в учении Р. Декарта, как и в древние времена, по-прежнему приписывались те же качества: разум, сознание и воля. Таким образом, была подведена новая, естественно-научная основа под сложившееся веками разделение объяснений поведения людей и животных. Английский математик и экономист У. Джевонс, научные труды которого приходятся на XVIII в., также поставил перед собой задачу объяснить действия, предпринимаемые людьми в одной из наиболее сложных областей их деятельности — в экономике. В своей философии и методологии он ориентировался на рационализм и решил использовать для этого математические знания. Он предложил математическую модель принятия человеком сознательных и разумных решений. Мотивационная теория У. Джевонса еще более укрепила старое представление о мотивации поведения человека как сознательной, разумной и волевой. Такое положение дел продолжало сохраняться еще около столетия, до начала второй половины XIX в. Этот век ознаменовался рядом выдающихся открытий, в том числе в естественных науках. В это время появилась и получила широкое признание теория эволюции Ч. Дарвина. Своим учением Ч. Дарвин перекинул мост над пропастью, многие столетия разделявшей объяснения поведения людей и животных. Ч. Дарвин, как нам известно, сделал и первый шаг по этому своеобразному научному мосту в направлении психологического сближения людей и животных, разработав эволюционную теорию эмоций. Начиная с этого времени возникла доминирующая тенденция поиска общего между людьми и животными. Она нашла отражение в области научных исследований мотивации. Человеку стали приписывать рефлексы и инстинкты, признавать существование у него форм поведения, не регулируемых разумом, сознанием и волей, а поведение животных, напротив, объяснять на разумной или интеллектуальной основе, т.е. на базе признания у них мышления. Все это вместе взятое привело к разработке новых теорий мотивации, сближающих людей и животных. Ключевыми понятиями в новых психологических теориях мотивации становятся понятия инстинкта и потребности, причем и то, и другое используются для объяснения поведения как людей, так и животных. Одними из первых ученых-психологов понятие «инстинкт» для объяснения поведения человека применили 3. Фрейд и У. Макдугалл. В отличие от У. Макдугалла 3. Фрейд оказался более осторожным в его использовании применительно к человеку и допустил существование у него только двух инстинктов: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Фантазия У. Макдугалла, увлеченного биологической теорией своего соотечественника Ч. Дарвина, продвинулась намного дальше: он все без исключения формы человеческого поведения, включая социальнокультурное, свел исключительно к инстинктам. К направлению в психологии мотивации, объединяющему людей и животных, примкнули и бихевиористы, заменив понятие «инстинкт», которое они считали столь же неприемлемым для объяснения поведения людей и животных, как и психологические термины, на понятие «драйв». Анализ тех свойств, которые они приписывали «драйвам», и представлений об их природе, сложившихся в русле классического бихевиоризма и необихевиоризма, показывает, что речь фактически идет о том же. К сказанному можно добавить, что и отечественное, павловское объяснение поведения людей и животных (имеется в виду разработанная И.П. Павловым и его последователями теория высшей нервной деятельности) оказалось созвучным тем же идеям. Здесь понятие инстинкта было заменено на близкое к нему по содержанию понятие безусловного рефлекса. Все эти мотивационные учения, возникшие под непосредственным влиянием теории эволюции Ч. Дарвина, принципиально не различали объяснения поведения людей и животных. На тех и других безоговорочно распространялись одни и те же теории, разрабатываемые в основном на основе биологических, врожденных образований типа инстинктов, рефлексов или драйвов. У. Макдугалл, к примеру, вначале придумал и приписал человеку десять инстинктов, якобы имеющихся у него с рождения. Это инстинкты изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкты отвращения, самоунижения, самоутверждения. В поздних своих работах к этим десяти инстинктам были добавлены еще восемь инстинктов, чтобы с их помощью объяснить всевозможные формы поведения человека. В их число окончательно вошли: инстинкт добывания пищи, инстинкт отвращения (неприятие и избегание вредных воздействий), сексуальный инстинкт, инстинкт бегства (реакция избегания в ответ на опасности и угрозы), инстинкт любознательности, родительский инстинкт, инстинкт покровительства (защита других живых существ, их опека), стадный инстинкт, инстинкт самоутверждения, инстинкт подчинения, агрессивный инстинкт, инстинкт обращения за помощью, строительный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт высмеивания чужих неудач и недостатков, инстинкт комфорта, инстинкты сна и отдыха, инстинкт бродяжничества. Вскоре, однако, от понятия «инстинкт» при объяснении высших форм поведения человека пришлось отказаться, а далее и сам термин «инстинкт» в большинстве теорий мотивации, за исключением теории 3. Фрейда, который, невзирая на критику, продолжал им пользоваться, оказался замененным понятием «потребность». Ученые стали говорить не об инстинктах, а о биологических потребностях людей, возникновение и удовлетворение которых имеет инстинктивную форму. Потребность, кроме того, включала в себя всевозможные нужды людей, не только органические или биологические, но и социально-культурные, а главное — учение о потребностях не предполагало признание врожденного характера мотивации поведения человека. Это понятие (понятие потребности) стало ключевым во многих теориях мотивации, сближающих людей и животных. Это концепции Г. Меррея, К. Левина, А. Маслоу и др. Г. Меррей, как мы уже знаем из первого параграфа главы, предложил наиболее полную классификацию человеческих потребностей. На позициях, близких к точке зрения Г. Меррея в объяснении поведения человека, стоял и К. Левин. Он разработал теорию мотивации поведения человека, которая получила название «теория поля». В ней К. Левин представляет систему потребностей человека совместно с оказывающими на него влияние внешними факторами (см. приведенную ранее формулу мотивации поведения). Что касается А. Маслоу, то предложенная им теория мотивации относились исключительно к людям. В своих научных трудах ученый особо подчеркивал принципиальные отличия поведения человека от поведения животных, хотя и признавал существование общих у животных и людей биологических (органических) потребностей. В известной книге «Мотивация и личность» (1954) А. Маслоу высказывает неудовлетворенность пониманием мотивации поведения в бихевиоризме и вообще любыми попытками свести ее только к инстинктам или биологическим потребностям, т.е. отождествить поведение людей и животных. Если, пишет он, при изучении человеческой мотивации мы ограничиваем себя экстремальными проявлениями физиологических позывов (в данном случае А. Маслоу имеет в виду случаи прямого переноса на человека результатов экспериментов с животными по пищевой депривации, угрозам ударами электрическим током и др.), то рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп, пишет А. Маслоу, тот исследователь, который, рассуждая о человеческих потребностях, желаниях и целях, основывает свои доводы и выводы только на наблюдениях за поведением человека в экстремальных условиях и полагает, что именно такое поведение является для него типичным. Предлагая свою теорию мотивации, А. Маслоу выделяет и описывает семь видов потребностей человека, представляет их в виде иерархически утроенной системы. Предысторию новейшей психологии мотивации можно считать завершенной к началу второй половины XX в., а то, что было сделано в этой области научных знаний далее, следует рассматривать уже как ее современное состояние, поскольку теории и идеи, характерные для этого времени, продолжают разрабатываться в наши дни. Описанная выше картина истории научных исследований мотивации, нарисованная Д. Аткинсоном, переработанная и дополненная нами с учетом современных представлений о мотивации, фактически завершается 50-ми гг. XX в. (напомним, что книга Д. Аткинсона, где представлена эта картина, датируется началом 60-х гг. XX в. и, следовательно, представляет в обобщенном виде работы, выполненные и опубликованные до начала 1960-х гг.). В отечественной психологии основной научной разработкой в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым, в которой мотивы человека имеют свои источники в практической деятельности. Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д. В.Г Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют своё значение. Существенным для исследования структуры мотивации стало выделение Б. И. Додоновым четырех ее структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - целевыми ее составляющими. Первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние факторы воздействия (отрицательные и положительные по отношению к деятельности). 1.2 Учебная мотивация как частный вид мотивации. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он её осуществляет, есть основа ее интерпретации. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, 3. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др.). Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающей и определяющей выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как: ? намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); ? потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); ? желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); ? морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); ? психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); ? предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); ? установки (А. Маслоу); ? условия существования (К. Вилюнас); ? побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); ? соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа). Наиболее полным и обобщенным является определение мотива, предложенное Л.И. Божович: «Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность…в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследуя причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. Понятие «мотивация» шире понятия «мотив», так как она выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее аффективную и волевую сферу личности (Л. С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение движущих сил поведения, открывающейся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно обуславливают человеческую деятельность. Мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» ее свойства: направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы, и т. д. Таким образом, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, обуславливающих поведение и деятельность человека. К определению мотивации целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности. Соответственно высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) моральные, интеллектуально-познавательные и эстетические. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П. М. Якобсону, как чувства, интересы, привычка и т. д. То есть, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные, 2) морально-этические мотивы, 3) эмоционально-эстетические мотивы. Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и, что очень важно, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация, как первый обязательный компонент, входит в структуру учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности определяется как частный вид мотивации, включённый в деятельность учения. Она системна, и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В психологической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». Возможно, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация учебной деятельности», «мотивационная сфера учащегося» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (А.К. Маркова). Во втором случае, данными терминами обозначают сложную систему мотивов (В.Я. Ляудис, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина). Так А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: Мотив – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением учащегося к ней. По определению Л.И. Божович, мотивы учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой. Так, в работах Л.И. Божович, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть или внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и из иерархизации. По ее мнению, мотивация учения складывается из постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубления отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. По мнению Н.Ф. Талызиной: «При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственная деятельность ученика как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность. В прочих же случаях человек учится ради удовлетворения других потребностей, а не познавательных» Л.М.Фридман так характеризует отличие внешних и внутренних мотивов: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». А.Б. Орлов отмечает, что мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внутренний мотив — это в неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. В отличие от внешнего внутренний мотив никогда не существует до и вне деятельности. Он всегда возникает в самой этой деятельности, каждый раз являясь непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его окружения. В этом смысле внутренний мотив неповторим, уникален и всегда представлен в непосредственном переживании.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg