Глава 1. Теоретические аспекты формирования и взаимодействия фискальной и монетарной политики в современных условиях
1.1 Фискальная и монетарная политика: понятие, принципы, функции
Термин «фискальная политика»от латинского «Пассив», что значит в Древнем Риме «императорская казна (казна)» . В современной интерпретации - это государственное аккумулирования ценностей (денег, драгоценностей и других материальных и нематериальных активов) для выполнения государством своих функций. Фискальная политика - это целенаправленная деятельность государства по изменению государственных расходов и налоговых поступлений с целью увеличения объема производства, занятости и снижение темпов инфляции. В экономической литературе термин «фискальная» в основном используется как синоним бюджетно налоговой политики. Определим, какие же основные цели и виды этой политики.
Основными целями фискальной политики являются:
1) сглаживания колебаний экономических целей;
2) стабилизация темпов экономического роста;
3) достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Различают два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая политика направлена на поддержание высоких темпов экономического роста и достижение высокого уровня занятости. Для ее проведения правительство может использовать один из трех основных вариантов фискальных мер:
1) увеличить государственные расходы;
2) снизить налоги;
3) применить определенную комбинацию первого и второго способов.
Это увеличивает инвестиции и безработицей. Однако понятно, что стимулирующая фискальная политика ведет к возникновению дефицита государственного бюджета. Ее влияние на национальную экономику зависит от выбранного способа финансирования дефицита бюджета: за счет создания новых денег и через получение займов (выпуск государственных ценных бумаг).
Под монетарной (или денежно-кредитной) политикой понимают комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, которые проводят государства через свой центральный банк.
В экономической литературе существует несколько толкований денежно-кредитной политики. Некоторые авторы относят к ней любые меры государства, касающиеся денежной сферы, включая и те, что осуществляются без участия центрального банка. В частности, это меры, направленные на изменение уровня налогообложения, структуры бюджетных расходов и тому подобное. Однако такой подход слишком широк и не дает возможности выявить специфику денежно-кредитной политики и использовать присущие ей механизмы максимально эффективно. В этом смысле она превращается лишь в понятийное явление.
Случаются и слишком узкие толкования денежно-кредитной политики, например как совокупности мероприятий государства по обеспечению оптимального валютного курса. При таком подходе суть денежно-кредитной политики сводится к одному из возможных вариантов развития регулятивного процесса, когда за тактическую цель политики выбирается стабилизация валютного курса. Все другие возможные варианты его развития остаются без внимания, что существенно обедняет механизм и результативность денежно-кредитной политики.
Наиболее приемлемым является определение, которое относит к денежно-кредитной политики те меры и действия регулятивного характера, осуществляемые непосредственно центральным банком или с его участием и реализуются через денежный рынок во всех его разновидностях, включая валютный. При таком подходе денежно-кредитная политика приобретает четкие, экономически обусловленных границ, внутренне единой институциональной основы, то есть охватывает денежный рынок и банковскую систему. В такой трактовке денежно-кредитная политика выступает как системный, организационно оформленный регулятивный механизм со своими специфическими целями, инструментами и ролью в экономической системе Именно в этом смысле мы будем использовать в дальнейшем понятие монетарной политики.
Итак, фискальная политика сдвигает кривую IS, а монетарная политика сдвигает кривую LM. Фискальная и монетарная политика могут быть как стимулирующей, так и сдерживающей. Их воздействие на экономику графически представлено на рис. 1. и на рис. 2.
а) фискальная б) монетарная
Рис. 1. Стимулирующая политика в модели IS-LM
Источник: Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.- 6-е изд., стереотип..- М. : КноРус? 2016- (Гриф МО РФ); 7-е изд:2019 (ЭБС: book.ru) с. 130
Поскольку модель IS-LM является моделью кейнсианского типа, то в своем анализе мы по-прежнему исходим из предпосылки, что уровень цен постоянен и что изменения в номинальном предложении денег представляют изменения в их реальном предложении.
Из графиков видно, что результатом стимулирующей фискальной политики (сдвиг вправо кривой IS), инструментами которой являются увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов, служит рост уровня дохода от Y1 до Y2 и рост ставки процента от R1 до R2 (рис. 1 (а)). Сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных закупок, увеличение налогов и уменьшение трансфертов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента (рис. 2 (а)).
а) Фискальная б) монетарная
Рис. 2. Сдерживающая политика в модели IS-LM
Источник: Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.- 6-е изд., стереотип..- М. : КноРус? 2016- (Гриф МО РФ); 7-е изд:2019 (ЭБС: book.ru) с. 133
Если правительство финансирует дефицит бюджета путем выпуска государственных ценных бумаг, то увеличение спроса на деньги может привести к повышению процентных ставок, а последние вытесняют, снижающие, инвестиционные расходы деловых предприятий и потребительские расходы. Это снижает стимулирующий потенциал фискальной политики. Финансирование дефицита за счет создания новых денег позволяет избежать вытеснения частных расходов, однако этот способ индуцирует сильные инфляционные импульсы по сравнению с получением займов. По сдерживающей политики правительство стремится снизить уровень инфляции из-за повышения налогов, сокращения государственных расходов или сочетая оба эти мероприятия. Для проведения сдерживающей фискальной политики правительство может повысить налоги, например, личный подоходный налог. Поскольку мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов, правительство должно увеличить налоги на большую величину по сравнению с уменьшением расходов. Кроме того, проводя сдерживающую фискальную политику, правительство может сочетать уменьшение государственных расходов с повышением налогов.
Экономическая наука выделяет два типа фискальной политики: дискреционная и автоматическая.
Дискреционная фискальная политика - это система мероприятий, которая предусматривает целенаправленные изменения в уровне государственных расходов и налогов для воздействия на объем национального производства и занятость, для контроля над инфляцией и содействия экономическому росту, то есть - это активная фискальная политика.
Автоматическая - это наоборот, пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. То есть прогрессивная система налогообложения несколько добавляет национальной экономике стабильности. Она автоматически приводит к изменению налоговых поступлений, а значит и бюджета, которые противодействуют как инфляции, так и безработице.
1.2 Особенности фискальной и монетарной политики в современных условиях
Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой -- он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Основной целью проведения денежно-кредитной политики государства является реализация системы мер в сферах денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. В зависимости от характера воздействия на основные макроэкономические переменные - объем национального производства, уровне инфляции и безработицы - экономисты различают два вида монетарной политики - стимулирующее и сдерживающую. Политику, направленную на ограничение роста цен в национальной экономике, называют сдерживающим монетарной политикой, или политикой "дорогих денег". Эту политику центральный банк может проводить путем продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивая норму резервирования и повышая учетную ставку. Эти меры, как известно, уменьшают резервы коммерческих банков или размер денежного мультипликатора, а следовательно предложение денег, а затем совокупные расходы, сдерживает темпы роста цен. Политику, направленную на повышение уровня занятости, и, соответственно, на ускорение экономического роста, называют стимулирующим монетарной политикой, или политикой "дешевых денег". Для увеличения совокупных расходов, чтобы привлечь незанятые ресурсы, центральный банк должен увеличить предложение денег. Этого он может достичь через покупку ценных бумаг на открытом рынке, снижение учетной ставки или уменьшение нормы резервирования.
Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно разделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.
Стратегические
- Это ключевые цели в общегосударственной экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен.
Промежуточные цели - это изменения в определенных экономических процессах, которые должны способствовать достижению стратегических целей. Особенностью этих целей является их действие в течение длительного периода, в течение которого может быть доказана их эффективность. Тактические цели заключается в регулировании ключевых экономических переменных через банковскую систему на основе управления денежной массой, видсотковую ставке, валютному курсу и т.д. и обеспечивают достижение промежуточных целей.
Выбор методов и инструментов денежно-кредитной политики должно быть прерогативой центального банка, то есть различие стратегических и промежуточных целей монетарной политики от тактических должна заключаться в том, что последние реализует именно центральный банк государства. Основные монетарные инструменты, с помощью которых обеспечивается проведение центральным банком денежно-кредитной политики в стране, в зависимости от уровня ее экономического развития, следующие:
- регулирование учетной ставки;
- установление «кредитных потолков» на кредитные вложения;
- установление минимальных обовьзкових для коммерческих банков;
- осуществление операций на открытом рынке;
- осуществление операций на валютном рынке;
- регулирование импорта и экспорта товаров;
- выпуск депозитных сертификатов центрального банка.
Использование того или иного инструмента регулирования денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной политики) зависит от исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, урегулированности вопросов фискальной политики [5].
Поскольку налогово-бюджетная и денежно-кредитная сферы тесно взаимосвязаны, государство должно согласовывать монетарные и фискальные решения. Игнорирование этой взаимосвязи может привести к разбалансировке всей экономической системы.
Фискальная и денежно-кредитная системы государства выполняют важные социально-экономические функции. Они обеспечивают условия для существования и развития хозяйственной системы общества. Эти системы отделяются друг от друга благодаря особым механизмам деятельности, критериям и институтам, которые эти механизмы реализуют. В то же время существует и определенная необходимость взаимоувязки критериев и результатов функционирования этих систем.
В развитой рыночной системе предпосылками взаимного соответствия параметров монетарной и фискальной политики государства является функциональное единство и институциональная определенность субъектов денежно-кредитной системы и государственных финансов. субъектом фискальной политики является правительство, а субъектом монетарной - центральный банк. Они независимы в своей политике друг от друга. Важное значение имеет законодательное определение целей денежно-кредитной по- самолеты центрального банка. Законом России «О Национальном банке России» главной функцией НБ определено обеспечение стабильности денежной единицы. Когда же зрелый комплекс денежно-кредитных и фискальных институтов отсутствует, тогда некоторые важные монетарные и фискальные параметры могут не соответствовать друг другу и критериям целостного поведения системы государственного регулирования. В результате поддержания стабильности денежной единицы может вступать в противоречие с экономической политикой правительства. В этом случае стабильность достигается за счет накопления финансовых, бюджетных диспропорций.
Экономическое сходства и различия фискальной и монетарной политики представлены в приложении 1.
Исходя из рисунка 3 можно сказать, что важное значение имеет скоординированная работа Центрального банка как субъекта монетарной политики и Правительства (Минфина) как субъекта фискальной политики. Для того, чтобы показать это взаимодействие графически, надо заметить, что главной задачей конъюнктурной политики является сглаживание колебаний рыночных процессов с целью поддержания общего состояния рыночной конъюнктуры на уровне, который обеспечивал бы достижение определенных целей экономической политики. Такое регулирование рыночной конъюнктуры может обеспечиваться мерами как денежно-кредитной политики, так и фискальной, или же мерами обеих политик одновременно .
Оживление рыночной конъюнктуры может быть достигнуто как мерами монетарной политики - снижением процентной ставки и увеличением предложения денег, так и мерами фискальной политики - ростом бюджетных расходов и сокращением уровня налогообложения. Сдерживание рыночной конъюнктуры тоже может быть достигнуто мерами монетарной политики - повышением уровня процента и уменьшением предложения денег (денежной массы) и мерами фискальной политики - ростом уровня налогообложения и сокращением бюджетного финансирования.
Источник: "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 го
Рис. 3 Взаимодействие фискальной и монетарной политики
Анализируя комбинирование этих двух видов политики, необходимо указать на то, что влияние фискальной политики на состояние денежно-кредитной среды заключается в ответных действиях по спроса и предложения денег. Влияние фискальной политики на состояние денежно-кредитной среды заключается в ответных действиях по спроса и предложения денег. В общем случае фактор налогов приводит к снижению равновесного объема совокупного предложения. В результате экономика, в которой существует достаточно высокий уровень налогообложения, имеет тенденцию к возникновению лишних денег и роста инфляции. Поэтому соблюдение условий макроэкономического равновесия требует, чтобы обратным аспектом фискальной экспансии государства была политика управляемого ограничения денежной массы. Однако на практике соблюдение этих условий является достаточно сложным и требует жестко определенных и согласованных действий фискального и монетарного характера. Изложенное выше дает основания рассматривать меры монетарной и фискальной политики не как альтернативные, а в неразрывном единстве, и учитывать на практике не только их прямые регулятивные последствия, но и результаты возможных изменений в действия инструментов в параллельной сфере регулирования денежного оборота.
Итак фискальная политика - это меры правительства, направленные на снижение безработицы или инфляции и достижения естественного объема производства - через изменение государственных расходов, уровня налогообложения или через одновременное сочетание обоих мероприятий. С помощью фискальной политики правительство может изменять структуру национальной экономики, уменьшать циклические колебания, достигать полной занятости, способствовать экономическому росту, упорядочивать государственные финансы, бороться с инфляционными вспышками т. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют виажливу роль в стабилизации экономической ситуации.
?
Глава 2. Анализ зарубежного и российского опыта взаимодействия фискальной и монетарной политики.
2.1 Фискальная и монетарная политика в современной России
Рассмотрим различные формы стратегического взаимодействия фискальной и монетарной политики в РФ.
Первое и самое главное. В целях преодоления сырьевой направленности российской экономики необходимо интенсивное развитие внутреннего производства. Для этого следует в корне менять экономическую политику: снижать учетную ставку по кредитам и налоги на предприятия несырьевого сектора, защищать внутренний рынок и поддерживать экспорт. Создание системы импортозамещения в условиях введения санкций, целями которой являются: обеспечение национальной и государственной безопасности РФ; достижение технологической независимости в критических областях; содействие формированию положительного сальдо торгового баланса; выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка. Однако, как показывает анализ, одновременное сочетание системы импортозамещения и поддержки экспорта при сохранении сырьевого наполнения экспорта, не дает эффекта. Задача заключается в выборе наиболее оптимальной политики с учетом складывающей ситуации.
Второе. Возобновить выпуск основы отраслевой статистики - Баланса народного хозяйства или Системы таблиц «Затраты-выпуск». Не вызывает сомнения тот факт, что «ни экономическая теория, ни практика экономического моделирования не предложили пока более надежных приемов описания межотраслевых связей» . Российские таблицы «Затраты - выпуск» были изданы с 1995 по 2003 гг. включительно. Раньше было принято официальное решение о разработке базовых таблиц за 2016 г. Методологические принципы их составления, информационное обеспечение, программа работ по проведению выборочного федерального статистического наблюдения были размещены в рубрике «Разработка базовых таблиц «Затраты - выпуск» на 2016 г.» на официальном сайте Росстата. В настоящее время информации нет вообще, как нет названия сборника в плане публикаций. В статистическом сборнике «Национальные счета в 2002-2014 годах», впервые была выполнена детализированная разработка валовой добавленной стоимости, но для аналитической работы в области налогообложения необходима Таблица ресурсов товаров и услуг в экономике России, где можно найти данные по экспортным платежам в отраслевом разрезе. К сожалению, ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» не содержит такой информации. Поскольку для России характерна фрагментарность управления налоговым процессом, отдельные виды налоговых платежей планируются, администрируются и контролируются многочисленными министерствами и ведомствами. Пока не будет качественной отраслевой фискальной статистики, мы не сможем адекватно оценить предлагаемые налоговые нововведения, например, представителей нефтегазового сектора, которые предлагают перейти от «отдельных несистемных льгот для месторождений к налогу на финансовый результат».
В-третьих, следует преодолеть как деформацию структуры производства (сокращение доли промышленности и увеличение быстрыми темпами непроизводственного сектора экономики (финансы и сфера услуг)), так и фискальной системы (снижение доли косвенного налогообложения, изменение налогообложения доходов физических лиц, повышение роли имущественного налогообложения).
В-четвертых, мы не разделяем мнение, что уровень фискальной нагрузки по секторам экономики «оптимальный», и его следует сохранить. Этот факт убедительно доказан в работе .
В-пятых, российская фискальная система не должна быть унифицированной. Предложения по совершенствованию отдельных налогов:
1) Налог на прибыль. Введение дифференцированной прогрессивной шкалы ступенчатых ставок налога на прибыль с учетом величины налогооблагаемой прибыли предприятия в диапазоне от 10 до 40%. Следует освобождать от налогообложения прибыли средства, направляемые на инвестиционные цели.
2) Страховые взносы. Снижение ставки, поскольку сохранение высоких ставок социального налогообложения не позволяет развиваться малому производительному и социальному бизнесу; тормозит формирование среднего класса, который составляет основу экономики; способствует росту цен; снижает платежеспособный спрос; сокращает инвестиции в производство.
3) НДФЛ. Обеспечение нормального соотношения уровня минимальной оплаты труда и прожиточного минимума, высокой прогрессивности налогообложения больших и спекулятивных доходов, создание системы социальных льгот для населения с низкими доходами, отмена обложения доходов лиц, заработная плата которых ниже прожиточного минимума.
4) НДС. Изучение отраслевой структуры поступления данного налога, свидетельствует о том, что основная доля выплат НДС приходится на промышленные предприятия обрабатывающего сектора экономики, где ощущается острая нехватка инвестиционных ресурсов, где включение налога в цену резко снижает конкурентоспособность продукции. Поэтому считаем целесообразным, во-первых, оценить реальные налоговые поступления, проанализировав величину поступления налога в бюджет и возмещений предприятиям и организациям; во-вторых, необходимо снизить ставку налога, в-третьих, рассмотреть возможность ее дифференцирования в разрезе основных секторов экономики.
5) Постепенное введение налога на недвижимое имущество для физических и юридических лиц, который являясь мощным рычагом инфраструктурного развития муниципалитетов, должен опираться на конкретные программы развития территорий.
2.2 Зарубежный опыт
В развитых странах чаще всего наблюдается доминирование фискальной политики, ведь последняя рассматривалась как основной и необходимый рычаг финансовой стабилизации. В то время роль монетарной политики начала актуализироваться только после Второй мировой войны, а именно в 1970-х гг. Для минимизации инфляционного давления очевидной стала необходимость для фискальной политики согласовываться с монетарными мерами, особенно учитывая ограниченные возможности фискальной политики реагировать дискреционными действиями на цикличность экономики.
Источник: О. И. Лаврушина денежно-кредитная политик
Рис. 4 Цели монетарной политики
Часто зарубежом цели монетарной политики подразделяются на первичные, промежуточные и тактические. Обратимся к опыту США, Великобритании, ЕС и Российской Федерации, поскольку для каждой из стран присуща своя спецификация модели фискально-монетарной взаимодействия.
В таблице 1 представлена их краткая характеристика.
Таблица 1
Сравнение регулирующих органов фискально-монетарной политики в зарубежных странах
США ФРС Статус независимости ФРС стал катализатором для ряда кардинальных изменений: монетарная политика в США приобрела черты рестрикцийности; контроль инфляции стал целевым вектором; с целью обеспечения большей гибкости в действиях, введенный режим монетарного таргетирования.
Великобритания Банк Англии Был создан как субъект с ограниченной ответственностью для выполнения функций банкира и управляющего в долговых операциях правительства. Основной целью фискальной политики было поддержание высокого уровня совокупного спроса.
ЕС Европейский Центральный Банк основная цель ЕЦБ заключалась в регулировании и поддержания ценовой стабильности, в то время, как поддержка экономической политики государства-члена ЕС была второстепенной. Также на общеевропейском уровне банк уполномочен регулировать уровень совокупного производства, фискальные органы - регулировать распределение совокупного спроса на национальном уровне, то есть в разрезе каждой страны.
Источник: научная статья по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Ю.А., Решетова А.В
Как видно с таблицы 1, все типы регулирования имеют свои особенности и специфику. Рассмотрим их более подробно.
Так, в проведении финансовой политики в США со времен Великой депрессии 1930-х гг. принимают участие как правительство, так и Федеральная резервная система (далее - ФРС). Независимость от правительства и полномочия самостоятельно и эффективно контролировать инфляцию, ФРС получила с 1979 года, после эффективного преодоления инфляционного всплеска. Статус независимости ФРС стал катализатором для ряда кардинальных изменений: монетарная политика в США приобрела черты рестрикцийности; контроль инфляции стал целевым вектором; с целью обеспечения большей гибкости в действиях, введенный режим монетарного таргетирования.