Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дошкольная образовательная организация и начальная школа: проблема преемственности речевого развития детей

irina_k200 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Объект исследования: обучение логоритмическим упражнениям, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса школы. Предмет исследования: преемственность в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в обучении логоритмическим упражнениям, направленных на развитие речи между дошкольной образовательной организацией и школой. Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой в процессе обучения, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень готовности при поступлении ребенка в школу. Задачи исследования: 1. Изучить теоретический аспект преемственности в обучении детей 2. Обосновать психолого-педагогическую готовность ребенка к школе. 3. Раскрыть содержание преемственности в работе дошкольной образовательной организации и школы по обучению логоритмическим упражнениям, направленных на развитие речи. 4. Охарактеризовать показатели готовности детей дошкольного возраста к обучению логоритмическим упражнениям, направленных на развитие речи в начальной школе. При написании данной работы применялись методы анализа синтеза и обобщения при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы требования системного и личностно ориентированного подходов в реализации принципа преемственности в обучении дошкольников и учащихся начальной школы, определены признаки реализации принципа преемственности, обоснованы типы и виды личностно-развивающих задач и заданий, необходимых для развития самостоятельности детей в учебной деятельности. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и содержит 33 страницы печатного текста.
Введение

Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольной образовательной организацией и школой. Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки Б.Г. Ананьев [1], Ш.И. Ганелин [5], В.В. Давыдов [7], В.Т. Кудрявцев [19], А.А. Люблинская [23], М.Р. Львов [22]. Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………………………………………………………...5 1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе………………....5 1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению………10 ГЛАВА 2. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………..18 2.1. План опытно-поисковой работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений………………………...18 2.2.Способы оценки результатов и процесса развития речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнении…………21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. 230 с. 2. Базовый компонент: Программа обучения в детском саду, - К.: Освіта, 2007. – 281 с. 3. Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993. – 173 c. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с. 5. Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательной работы. - М.: Педагогика, 1955. - 215 с. 6. Давидчук А.Н. Обучение и игра. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 160 с. 7. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 — 18. 8. Должикова Р.А., Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2008. - 126с. 9. Дошкольный возраст: формирование и развитие способностей // Дошкольное воспитание. – 2000. – №2. – C. 69 – 79. 10. Доронова Т.Н., Гербова В.В. - Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, - М.: Просвещение, - 2006. – 191 с. 11. Елфимова Н.В., Ильин Е.П., Маркова А.К., Особенности отношения учащийся к различным формам организации обучения. - М.: Педагогика, 1975. – 127 с. 12. Жукова Л.Е.. Кузнецова М.И.. Пособие предназначено для обучения чтению детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978. – 84 с. 13. Запорожец А.В. Воспитание дошкольника. К.: Либедь, 1998 - 356с. 14. Зеньковский В.В. Психология детства, - М.: Новая школа, 1995. - 318с. 15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. Мн.: Университетское, 1998. – 361 с. 16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2008. – 192 с. 17. Конобеева Е.А. Преемственность в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и мл. школьного возраста. М.: Новая школа- 2001 – 97с. 18. Кочурова, Е. Э. Преемственность методик младших школьников и дошкольников. М.: Образование, - 1995. - 175 с. 19. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. - М.: Педагогика, 1975. - 321с. 20. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаём мир и себя. Мн.: И.В.Ц. Минфина, 2002. - 259с. 21. Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века СПб: ЛОИРО. – 2001. – 45с. 22. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия ИЦ, - 2002. – 462 с. 23. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 409 с. 24. Попова Н.Я., Стаховская В.И., Сочнева А.В. О преемственности в обучении. М.: Новая школа, 1998. - 97с. 25. После трех еще не поздно! Методическое пособие. Мурманск: МГПИ. - 1999. - 84с. 26. Преемственность в работе детского сада и школы. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, М.: Просвещение, 1978. – 165 с. 27. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Малятко». – К.: Педагогічна думка, - 1999. 132 с. 28. «Программы для средней общеобразовательной школы, 1 - 2 классы». – К.: Педагогічна думка, - 2001. 128 с. 29. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных представлений дошкольников, - М.: Просвещение, 1980. - 65 с. 30. Ушинский К.Д. Педагогическая система. - М.: Просвещение, 1984. -561с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста, поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любой дошкольной организации, должна существовать преемственность. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе» [10, с.90]. Если говорить о взаимосвязи школы и дошкольного образования, то уместно процитировать точку зрения ведущего деятеля педагогической науки и школы США конца XIX - начале XX века Джона Дьюи: «С точки зрения житейских интересов ребенка, большим недостатком современной школы является невозможность связать те знания, которые ребенок приобретает в жизни с тем, что дает школа» [9, с.56]. Исторически постановка проблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовки детей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. В 60-е годы XX века система регламентированных занятий получила широкое распространение. Ориентация шла на требования школы: быть дисциплинированным, внимательным, слушать инструкции взрослого, иметь развитую речь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа. А.М. Леушина отмечает, что преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой [21, с.32]. Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие группы проблем: 1. Преемственность в содержании обучения и воспитания. 2. Преемственность в формах и методах образовательной работы. 3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей. Преемственность в работе школы и дошкольной организации, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, образовательной деятельности. Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных организаций, который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования к другим (детский сад, начальная школа). Так, В.В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением образовательных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках» [7, с.16]. Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности. Например, программа дошкольного образования «Малятко» [9], определяет круг задач для первого звена в системе образования, согласуется с комплексом требований, которые ставит перед выпускником дошкольной организации начальная школа, «Программы для средней общеобразовательной школы, 1 - 2 классы» [8]. Вместе с тем, апробируя систему новых дидактических принципов (вместо принципа доступности - принцип развивающего обучения; вместо принципа наглядности - принцип предметности и т.д.). В.В. Давыдов считает целесообразным сохранить принцип взаимосвязи и преемственности, однако «это должно связывать качественно разные стадии обучения - разных как по содержанию, так и по способам подачи их детям» [7, с.11]. Это означает что с приходом в школу, ребенок должен почувствовать новизну и своеобразие тех понятий, их отличие от дошкольного обучения. По мнению Л.С. Выготского если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе [4, с.73]. По словам автора популярного пособия по развитию способностей детей младшего дошкольного возраста В.И Стаховской, иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольной образовательной организации может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольной организации должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.) [24]. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. По словам Сохиной, ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, также необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других [26, с.90]. Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет, прежде всего, к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе. Для перехода от дошкольного обучения к школьному, учителям начальных классов необходимо выполнять рекомендации: 1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста. 2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей. 3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей. 4. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей. 5. Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями. 6. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе. 7. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей. Таким образом, сделаем выводы, что преемственность - это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. 1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению На современном этапе перехода организации образования на обучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечение готовности к школьному обучению. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выделяются ее основные критерии и параметры в рамках различных исследовательских подходов. К первому подходу относятся все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных навыков и умений, необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста. В исследованиях этого направления установлено: дети 5 - 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы 1-го класса в подготовительную группу детского сада. Авторы этих работ Т.В. Тарунтаева [9] и Л.Е. Жукова [12] убедительно демонстрируют, что путем социальной организации воспитательной работы можно успешно обучать детей. Проблему готовности в данном варианте рассматривают не как психологическую подготовку к существующим формам обучения, а как наличие предпосылок и источников образовательной деятельности в дошкольном возрасте. Суть второго подхода состоит в том, что в работах, принадлежащих этому направлению, исследуется генезис отдельных компонентов образовательной деятельности и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. В специальных исследованиях Т.С. Комарова [16], А.Н. Давидчук [6], Т.Н. Доронова [10] выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, аппликация, лепка, конструирование), сформировались такие элементы образовательной деятельности как: - способность действовать по образцу; - умение слушать и выполнять инструкцию; - умение оценивать, как свою работу, так и работу других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировались психологическая готовность к школьному обучению. Третий подход состоит в выявлении единого психологического новообразования, лежащего у источников образовательной деятельности. Этому подходу соответствует исследования Е.М. Бохорского, Д.Б. Эльконина [3]. Гипотеза автора состоит в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть – психологическая готовность является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Наконец, четвертый подход группы исследователей, которые понимают под готовностью ребенка к обучению определенный уровень дошкольной зрелости, т.е. такой уровень физического и интеллектуального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными Елфимовой Н.В., Ильина Е.П., Марковой А.К. [11]. Готовность к школе является многокомпонентным образованием, которое рассматривалось и глубоко изучалось педагогами, психологами. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». По данным Я.Я. Коломинского и др. выделяют следующие компоненты: - личностная готовность; - социально-психологическая готовность; - интеллектуальная готовность [15, с.86]. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к образовательной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, с учителем. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы. Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным образовательными предметам. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое. В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы, поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу. Компонент индивидуальной готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области образовательной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к образовательной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе образовательной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе [13, с.52]. Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Общая готовность определяется его физическими и психическим развитием. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных образовательных предметов как родной язык и математика. Овладение детьми материалом происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg