Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогическая технология развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста

irina_k200 3150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 126 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Цель исследования: обосновать, спроектировать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. Объект исследования: развитие творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. Предмет исследования: педагогическая технология развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста будет успешным, если: разработана и введена в практику педагогическая технология развития творческих возможностей обучающихся, которая станет основой процесса развития творческих возможностей подростков. Задачи исследования: 1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы по теме исследования уточнить понятие «творческие возможности обучаю-щихся». 2. Определить структурные компоненты и критерии развития творческих возможностей обучающихся. 3. Разработать педагогическую технологию развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. 4. Определить педагогические средства эффективного развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. 5. Выявить и обосновать педагогические условия развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. 6. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности технологии развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. Методологической основой исследования являются: ? системный подход (Г.С. Батищев, С.К. Никулин, Э.В. Ильенков; В.А. Цапок и др.), позволяющий развивать творческие возможности подростков в системе; ? деятельностный подход (М.Е. Дуранов, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов), позволяющий развивать творческие возможности обучающихся в процессе деятельности; ? личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Е.Ф.Зеер, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, И.Д. Фридман, И.С. Якиманская), предусматривающий организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их дарований и возможностей. Методы исследования: ? теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования); ? эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, экс-пертные оценки, анализ результатов деятельности обучающихся; конста-тирующий и формирующий педагогический эксперимент, качественное, количественное сравнение и обработка результатов исследования методом математической статистики). Опытно-экспериментальная база исследования: педагогический эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска, в МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Мичуринска. Общая численность обучающихся подросткового возраста, принявших участие в исследовании, составила 96 человек. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в теорию развития творческой личности в процессе обучения: расширены представления о творческих возможностях обучающихся; выявлены педагогические аспекты развития творческих возможностей обучающихся; дана содержательная характеристика педагогической технологии развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста; разработаны педагогические средства (технологические карты); обоснованы педагогические условия эффективного развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста. Практическая значимость исследования состоит во внедрении разработанной, экспериментально апробированной педагогической технологии развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста в практику МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска, МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Мичуринска. Материалы исследования могут быть использованы в процессе развития творческих возможностей подростков в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования, а также при подготовке педагогов системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Введение

Актуальность исследования. Переход экономики России на инновационный путь развития характеризуется существенными изменениями во всех сферах человеческой деятельности. В условиях сложных и многохарактерных преобразований, когда меняется менталитет современного общества, наблюдается появление новых потребностей и возможностей подрастающего поколения. В этой связи главной целью системы образования становится «такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя» [69]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», отражающий требования к современной образовательной деятельности, констатирует, что возникла потребность в использовании соответствующих педагогических технологий для формирования знаний, умений и навыков, опыта деятельности, творческого развития личности, развития ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся (Закон «Об образовании в РФ (ст. 2, ст. 3, ст. 13)). Образовательная деятельность, основополагающим условием которой является развитие личности, способной ориентироваться в большом потоке информации, оригинально мыслить, воспринимать и создавать новое, нуждается в совершенствовании имеющихся и создании новых педагогических технологий, которые позволят развивать и реализовывать творческие возможности каждого обучающегося. В подростковом возрасте развитие и реализация творческих возможностей наиболее значима, поскольку у подростков уже накоплен определенный опыт творческой деятельности. Поэтому становится актуальной разработка педагогической технологии, которая бы способствовала развитию их творческих возможностей. Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно четко представлены характеристики, раскрывающие смысл понятия «творческие возможности», не проанализированы педагогические средства и условия их развития в учебном процессе. В связи с вышеизложенным следует подчеркнуть, что исследование творческих возможностей обучающихся и разработка педагогической технологии развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста являются актуальными. Анализ научной литературы показал, что проблема развития творческих возможностей обучающихся тесно связана с вопросами творчества, творческой деятельности в обучении, с формированием знаний и умений обучающихся, развитием их мотивации и творческих способностей. Проблема творчества обучающихся исследовалась В.И. Андреевым, Т.А. Дроновой, А.М. Матюшкиным, Н.В. Мартишиной, Е.И. Мещеряковой, К.К. Платоновым, Я.А. Пономаревым, В.А. Сластениным, А.В. Хуторским и др. Основные положения теории творческого развития личности отра-жены в работах А.С. Брушлинского, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, А.Н.Лука, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна и др. Вопросы проектирования творчества обучающихся рассматриваются в работах Н.М. Анисимова, В.П. Беспалько, И.П. Волкова, М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Колесниковой, С.К. Никулина, Г.К. Селевко. Положения о формировании и развитии творческого потенциала исследуются в работах Л.К. Веретенниковой, Н.Ф. Вишняковой, М.К. Елисеевой, Н.В. Кузьминой, В.А. Митраховича, М.А. Пастуховой, В.Г. Рындак. Вопросы развития творческих способностей исследовались в рабо-тах, Д.Б. Богоявленской, О.И. Евдокимовой, Е.В. Калугиной, И.Ю. Солопановой Б.М. Теплова и др. Проблема формирования знаний и умений, необходимых для решения творческих задач, отражена в научных публикациях Л.А. Гороховцевой, Л.С. Желниной, С.В. Чумаковой и др. В.П. Тигров изучает проблему формирования творческих возможностей обучающихся в процессе технологического образования. Как показал анализ психолого-педагогической литературы и потребностей педагогической практики по вопросам творческих возможностей личности, остаются недостаточно раскрыты теоретические аспекты развития творческих возможностей подростков, не выявлены педагогические условия их эффективного развития, не разработана педагогическая технология развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основания развития творческих воз-можностей обучающихся …………………………………………... 9 1.1 Вопросы развития творческих возможностей обучаю-щихся в отечественной и зарубежной научной литературе … 9 1.2 Содержание педагогической технологии развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста 29 1.3 Педагогические условия развития творческих возмож-ностей обучающихся подросткового возраста ………………….. 56 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогической технологии развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста …………………………… 72 2.1 Педагогический эксперимент по апробации педагогической технологии развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста ………………………………. 72 2.2 Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию творческих возможностей обучающихся под-росткового возраста …………………………………………………... 94 Заключение ………………………………………………………….. 115 Список использованных источников ……………………………. 122
Список литературы

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – 2 изд., дополн. – Петрозаводск: Скандинавия, 2014. – С. 208. 2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 2008. – 247с. 3. Анисимов, Н.М. Активизация творческой деятельности в условиях интегрированного обучения: монография / Н.М. Анисимов, О.А. Манаенкова. – СПБ.: Питер, 2004. – 304 с. 4. Аристотель. Метафизика / В.В. Розанов – М.: Институт филосо-фии, теологии и истории св. Фомы, 2006. –232с. 5. Баранова, Е.В. Технологии обучения в процессе развития про-фессиональной компетенции магистров по направлению «Педагогическое образование» в области информатики информационных технологий / Е.В. Баранова, В.В. Лаптев, И.В. Симонова // Профессиональное образование. – Столица. –2013. – №11. – С. 96. 6. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. – М.: Народное образование, 2008. – 512 с. 7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 8. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. – М: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 228 с. 9. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Д. Шадриков и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Магистр, 2013. – 95 с. 10. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 29 – 36. 11. Большой советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.Прохорова. – М.: Большая советская энциклопедия, 1995. – 1600 с. 12. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2011. – 181 с. 13. Борытко, Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2). 14. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование / А.В.Брушлинский. – М.: Мысль, 1999. – 230 с. 15. Волков, И.П. Много ли в школе талантов? / И.П. Волков. – М.: Знание, 1999. – 78 с. 16. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. – М.: Педагогика, 2002. – 212 с. 17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. 18. Выготский, Л.С. Собрание соч.: в 6 томах / Л.С. Выготский. – М. Педагогика, 1982. – Т. 2. – 504 с. 19. Выготский, Л.С. Собрание соч.: в 6 томах. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – 368 с. 20. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии. – М.: Наука, 1966. – 290 с. 21. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Просвещение, 1998. – С. 433–456. 22. Гузенко, И.Г. Педагогика рефлексивной праксеологии: монография / И.Г. Гузенко. – Липецк: ЛГПУ, 2009. – 304 с. 23. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 2006. – 544 с. 24. Давыдова, Г.А. Творчество и диалектика / Г.А. Давыдова. – М.: Наука, 2006. – 176 с. 25. Дронова, Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Дронова. – Воронеж, 2005. – 220 c. 26. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с. 27. Дьюи, Дж. Школа и ребенок / Дж. Дьюи; пер. с англ. – М.-Пг.: Госиздат, 1923. – 60 с. 28. Елисеева, М.В. Педагогические условия повышения субъектно-профессионального потенциала будущих учителей в образовательном процессе ВУЗа: автореф. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.В. Елисеева. – Воронеж, 2016. – 24 с. 29. Занков, Л.B. Дидактика и жизнь / Л.B. Занков. – М.: Просвеще-ние, 1968. – 176 с. 30. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 144 с. 31. Картер, Ф. Развивайте интеллект: Упражнение для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта / Ф Картер, К.Рассел. – М.: «Издательство АСТ, 2003. – С. 142. 32. Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой уче-ный. – 2016. – №21. – С. 874 – 877 33. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2002. – 255 с. 34. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1999. –172 с. 35. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1995. – 312 с. 36. Кузовлев В.П. Технология проектирования дифференцированногруппового обучения в вузе / В.П. Кузовлев, А.О. Кошелева, Н.В. Карева. – Елец: ЕГУ им. Бунина, 2010. – 119 с. 37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1997. – 302 с. 38. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1998. – 127 с. 39. Мартишина, Н.В. Креативность: образовательные технологии развития / Н.В. Мартишина // Психолого-педагогический поиск. – 2016. – № 3. – С. 36 – 47. 40. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с. 41. Матюшкин, А.М. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: монография: в 3 кн. / А.М. Матюшкин, А.А. Матюшкина (предисловие), Е.В. Ковалевская (ч. I, гл. 1, 2, 3, 4); ред. Е.В. Ковалевской. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 300 с. 42. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория / В.А.Митрахович // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 9. – С.16 – 20 43. Михалева, Е.С. Развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.С. Михалева. – Оренбург, 2017. – 276 с. 44. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий / В.М. Монахов. – Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с. 45. Новейший психологический словарь / под. ред. В. Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с. 46. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с. 47. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с. 48. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / М.И. Ожегов; ред. Л.И.Скворцова. – М.: Мир и образование, 2007. – 1200 с. 49. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры восприятия и творчества / П.И.Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2000. – 240 с. 50. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 640 с. 51. Платон. Государство. Законы. Политик / пер. А.Н. Егунова. – М.: «Мысль», 1998. –798с. 52. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А.Ф. Лосева. – М.: «Мысль», 1999. – 528 с. 53. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение; Гуматит. изд. центр Владос, 1996. – 432 с. 54. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1996. – 280 с. 55. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. По-номарев. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 352 с. 56. Просецкий, В.А. Психология подражания: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / В.А. Просецкий. – М, 1974. – 53с. 57. Пуанкаре, А. Математическое творчество / А. Пуанкаре // Ж. Адамар. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. – М.: Советское радио, 1970. – 152 с. 58. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения / Т. Рибо. – СПб, 1901. – 232 с. 59. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.-М.- Харьков-Минск: «Питер», 1999. – 705 с. 60. Рындак, В.Г. Теоретические аспекты развития потенциала ода-ренного подростка в креативном образовании / В.Г. Рындак, Е.С. Михалева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 10 – С.139–143. 61. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 224 с. 62. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб-ное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с. 63. Симоненко, В.Д. Творческие проекты V – IX классов общеобразовательных школ / В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГУ, 1996. – 238 с. 64. Талых, А. Предмет мониторинга – качество образования / А. Талых // Директор школы. – 2009. – № 3. – С. 13. 65. Тигров, В.П. Формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Тигров. – Тамбов, 2009. –38 с. 66. Тигров, В.П. Формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования: дис. доктора. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Тигров. – Тамбов, 2009. – 473 с. 67. Трофимова, Е.И. Проектирование и применение информацион-ных образовательных технологий профессиональной подготовки учителя физики: дисс. доктора. пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Трофимова. – Елец, 2005. – 384 с. 68. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ: Флинта , 2004.– 672 с. 69. Фельдштейн, Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития / Д. И. Фельдштейн. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института: НПО «Модек», 2008. –15 с. 70. Федеральный закон Российской Федерации № 273 Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации» от 22 декабря 2012 года // Семья и школа. – 2012. – № 7-8. – С. 4 – 13. 71. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю.Г. Фокин. – М: Изд. центр «Академия», 2007. – 240 с. 72. Фролов, И.Н. Познавательные потребности: проблема развития и способы ее решения с применением компьютерных технологий / И.Н Фролов. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – 104 с. 73. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 320 с. 74. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. – М.: МГУ, 2003. – 416 с. 75. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности уча-щихся в учебном процессе: учеб. пособие / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1999. – 160 с. 76. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208с. 77. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. – СПб., 1910. – 208 с. 78. Эльконин, Б.Д. Психология личности в деятельности дошкольника / Б.Д. Эльконин; под. ред. А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1965. – С. 156. 79. Якобсон, П.М. Процесс творческой работы изобретателя / П.М. Якобсон.– М.– Л.: Изд-во ЦС Всесоюзного Общества изобретателей, 1934. – 390 с. 80. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2011. – 365 с. 81. Maslow, A.N. A Theory of Human Motivation / A.N. Maslow // Psychological Review. – 1943. – Vol. 50. – N. 4. – P. 370 – 396. Available at– URL: http: // downloads. joomlacode. Org / trackeritem / 5 / 8 / 7 / 58799 / Abraham H. Maslow – Atheory Of Human Motivation. 82. Torrance, E.P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs / E.P. Torrance. – W.J.: Prentice-Holl, 1964. – P. 62. 83. Torrance, Е.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth / Е.P. Torrance // Daedalus: Creativity and Learning. – 1965. – P. 663 – 679. 84. Vernon, P.Е. Psychological studyes on creativity / P.Е. Vernon // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 1967. – № 8. – P. 135 – 165.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основания развития творческих возможностей обучающихся 1.1 Вопросы развития творческих возможностей обучающихся в отечественной и зарубежной научной литературе Проблема природы творческих возможностей не нова, но до сих пор актуальна. Многогранный творческий процесс рассматривался еще философами Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Идеи творчества, возможностей человека представлялись в диалогах Платона «Пир», «Государство», «Парменид» и др. [52, с.115, с. 357], [51, с.112]. Понятие «возможность» Аристотель в «Метафизике» трактовал как способность «неразумной вещи изменяться, а разумной – действовать» [4, с. 155]. И. Кант ввел понятие «возможности» в список исследуемых катего-рий. В его трудах «то, что согласно с формальными условиями опыта – возможно» [46, с. 253]. В философских исследованиях возможность представляется как в настоящий момент еще не существующее явление. Но в процессе развития возможность может стать действительностью. Например, творческие возможности могут развиваться и существенно влиять на личность и окружающую действительность в процессе творческой деятельности. Философский аспект изучаемой проблемы (А. Бергсон, Н.А. Бердяев, В.С. Соловь?в, П. Флоренский и др.) отражает роль творчества в формировании личности и всей человеческой культуры. В толковом словаре С.И. Ожегова творчество определяется как «создание новых по замыслу материальных или культурных ценностей» [48, с.10]. Так, например, Е.П. Ильин считает, что «перекрыть творческий процесс означает вызвать болезнь, как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом» [30, с. 10]. Современные ученые (А.С. Кармин, А.Ф. Лосев, К.К. Платонов, В.А.Яковлев и др.), опираясь на более ранние исследования, расширяют представление о специфике творческого процесса. Изучая проблему творчества, они выявляют историческую взаимосвязь творческого и общественного целого [24, с. 60]. С этой точки зрения категория творчества трактуется как «деятель-ность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповто-римостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [11, с. 1306]. Социологический аспект творчества (Г.М Андреева, Л.С Выготский, И.С. Кон и др.) заключается в усвоении человеком ценностей, правил, норм; приобретении знаний, умений; формировании и развитии способностей, что позволяет личности реализовать свои возможности в обществе. В образовательном процессе, который предусматривает «разные возможности усвоения индивидом объективизированного опыта человечества» [71, с. 25], посредством творческой деятельности происходит передача обучающимся социального опыта от предшествующих поколений. Ученые доказали, что приобретение самостоятельного практического опыта реализуется на основе освоения опыта учителей, родителей и других людей посредством образцов определенных действий, которые выявляют уровень развития обучающихся [75, с. 27]. 1. Уровень подражательной активности. Освоение социального опыта происходит посредством подражания – следования примерам творческой деятельности, образцам. Подобный уровень отличается наблюдением, копированием, воспроизведением, выполнением алгоритма действий. Подражательная активность на начальном этапе формирования возможностей обучающихся оказывает положительное влияние, но она не обеспечивает их дальнейшего развития. Для дальнейшего развития личности необходим самостоятельный поиск творческого решения задачи. 2. Уровень поисковой активности. Такой уровень можно наблюдать в современной учебно-познавательной деятельности, которая предполагает взаимодействие педагога и обучающихся. Обучающиеся в сотрудничестве с учителем становятся активными участниками творческого процесса – принимают участие в постановке целей, решении проблемы, в анализе и коррекции деятельности. Данный уровень позволяет проявить самостоятельность и реализовать возможности обучающихся в процессе творческой деятельности. 3. Уровень творческой активности. Данная творческая деятельность осуществляется самостоятельно на основе приобретенного опыта обучающихся, их индивидуальных возможностей. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение учебно-познавательного процесса, является наставником и консультантом. В теории о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского изложено положение о ценности усвоения опыта других [18, с. 245-263]. Подобные положения выделяет В.А. Просецкий, полагая, что развитие возможностей обучающегося происходит в процессе творческой деятельности от подражания к подлинному творчеству [56]. Рис. 1. Развитие возможностей обучающихся (по В.А. Просецкому) Осваивая социальный опыт, приобретая знания, умения, реализуя свои способности, обучающийся переходит на новый уровень развития. Е.С. Михалева, констатирует что «Метаиндивидуализированность обеспечивает переход от репродуктивного к творческому (креативному) обучению, которое: позволит подросткам реализовать свои интересы, ценности и способности; даст возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт»; стать субъектом развивающей творческой деятельности [43, с.78]. На основе положения Л.С. Выготского П.И. Пидкасистый выделяет следующие уровни развития обучающихся в образовательном процессе (рис. 2). Рис. 2. Уровни развития обучающихся в образовательном процессе (по П.И. Пидкасистому) Уровень потенциального развития – возможности обучающихся (знания, умения, способности), на основе которых творческие задачи не могут быть решены даже в сотрудничестве. Зона ближайшего развития – возможности обучающихся, на основе которых совместно с взрослыми задачи могут быть решены. Постепенно обучающиеся переходят на самостоятельный уровень решения творческих задач. Уровень актуального развития – возможности самостоятельного решения творческой задачи [52, с. 93]. Таким образом, посредством творчества обучающиеся осваивают социальный опыт и реализуются в обществе как личности. Психологический аспект творчества (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, Г.И. Щукина) предполагает развитие способностей личности. На основании исследований известных ученых (В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, Б.М. Теплов), определения которых вошли в современные энциклопедии и словари, считается, что природной основой способностей являются задатки, которые человек получает с генетической информацией по наследству. Но «какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут» [16, c. 13]. В процессе деятельности на основе одного задатка могут формироваться различные способности. Рассматривая природу способностей, В.А. Крутецкий под задатками подразумевает возможность осуществления деятельности. «Имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении возможностей овладения одной деятельностью и одновременно могут уступать им же в отношении возможностей овладения другой деятельностью» [34, c. 34]. В.П. Тигров рассматривает природу формирования творческих возможностей обучающегося в процессе творческой образовательной деятельности «как становление ресурсов личности (мотивация, способности, активность)» [65, с. 19]. На основе вышеизложенного считаем, что необходимым условием развития возможностей обучающихся (способностей, знаний и умений) является творческая активность, которая стимулируется мотивационной сферой [3]. В основе активности обучающихся лежат потребности личности. Ведущими потребностями высшего уровня, по сравнению с другими, возникающими в процессе жизнедеятельности, являются потребности в творческой самореализации, приобретении знаний, развитии своих возможностей. В некоторых научных трудах их называют познавательными потребностями [71, с. 16]. Потребности стимулируют интересы и мотивы школьников, вызы-вают активность личности. Важным компонентом творческих возможно-стей является высокая конструктивная мотивация – совокупность положительных потребностей и интересов, которые являются стимулами учебнопознавательной деятельности. «Мотивация, интерес и сама познавательная потребность вытекают из действия и вновь побуждают обучающегося к действию, являются ее первопричиной» [72, c. 12]. Закономерностями развития творческих возможностей являются следующие положения: 1. Человек, наделенный способностями, испытывает желание само-реализации в интересующей его деятельности. 2. Повышенная мотивация является дополнительным стимулом для развития возможностей обучающихся. На основе вышеизложенных положений можно заключить, что обучающийся с повышенной мотивацией, но со средними способностями может иметь более высокий уровень возможностей в интересующей его деятельности в сравнении с обучающимся, обладающим хорошими природными задатками, но не стремящимся к развитию своих возможностей. В психологическом словаре способности трактуются как «индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности» [45, c. 622]. В научной литературе творческая деятельность рассматривается во взаимосвязи с одаренностью. Неслучайно, раскрывая одну из приоритетных задач современного общества, Федеральная целевая программа «Одаренные дети» призвана обеспечить «выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей» [9, с.5]. На основе исследований Б.М. Теплова под одаренностью понимается особое «сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности» [32, с. 874]. Формирование специальных творческих возможностей обучающихся является выражением их личных интересов и склонностей. Одаренные школьники проявляют особые творческие возможности в определенном направлении (в музыке, спорте, рисовании, конструировании, моделировании, техническом творчестве и др.). Научные исследования, проводимые с применением близнецового метода, доказывают, что возможности на 60% предопределены генетиче-ски, а в остальном – окружающей средой [47, c. 425]. На основании этого утверждения можно заключить, что для успешного формирования возможностей (способностей, знаний, навыков) необходимы благоприятные условия окружающей среды. Среда включает в себя совокупность социальных факторов, оказы-вающих влияние на жизнь и деятельность обучающихся, среди которых – образовательное пространство, семья и друзья. Среда является существенным показателем, влияющим на формирование личности. В то же время в процессе формирования личности изменяется ее среда. Образовательная среда является частью социокультурной среды обучающихся, совокупностью психологического климата, традиций, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса и материально-технического обеспечения. Иными словами, образовательная среда представляет собой систему специально организованных условий формирования личности обучающихся, «где личность становится активной функционирующей частью, объектом и субъектом отношений этой среды» [36, c. 15]. Известно, что для под-ростка учителя, обучающиеся, родители и другие люди «также выступают как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями» [80, c. 11]. Творческая среда рассматривается нами как творчески ориентированная система, включающая творческое окружение подростков, направленное на приобретение творческого опыта и развитие творческих возможностей обучающихся. От того, в какой среде находятся обучающиеся, зависит динамика развития его возможностей. На основании вышеизложенного, вслед за В.П. Тигровым считаем, что мотивация, способности, знания и умения являются возможностями обучающихся эффективно осуществлять творческую деятельность. Педагогический аспект (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, В.Г. Рындак М.М. Поташник, А.В. Сластенин) исследуемой проблемы предполагает формирование знаний и умений. Он реализуется посредством деятельностного и личностно ориентированного подходов, которые предполагают в процессе деятельности развитие возможностей обучающихся. На основе анализа работ по проблеме исследования [28; 66] было сформулировано понятие «творческие возможности обучающихся» – индивидуальные образовательные ресурсы обучающихся, включающие в себя творческую мотивацию, способности, знания, умения, обеспечивающие эффективность деятельности в ходе решения творческих задач. «Это интеграция таких возможностей, которые определяют не только ближай-шее будущее, но и дальнейшую перспективу развития» [66, с. 43]. Развитие творческих возможностей обучающихся в нашем исследовании рассматривается как специально организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой совместную творческую деятельность педагога и обучающихся, в результате которой происходит развитие потенциальных возможностей обучающихся. В.А. Митрахович рассматривает потенциал как педагогическую категорию и выделяет в нем возможности, способности, ресурсы личности в процессе ее образования на примере военного социума [42, с. 16-20]. Творческие образовательные возможности обучающихся входят в состав творческого потенциала личности (рис. 3). Развитие творческих возможностей обучающихся в нашем исследовании происходит в учебно-воспитательном процессе основного и дополнительного образования. На основе работ, исследующих образование как социально-педагогическое явление, влияющее на развитие возможностей обучающихся, считаем, что образование формирует систему ценностей, знаний и умений, в процессе творческой деятельности, усвоение которых обеспечивает развитие возможностей обучающихся [17; 44; 60; 75]. Рис. 3. Соотношение аспектов творческого потенциала личности. Творчество осуществляется на основе знаний, приобретенных в процессе жизнедеятельности личности. «К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности» [16, c. 14]. Ребенок при рождении наделен лишь задатками к определенному виду деятельности, он ничего не знает, не умеет. Знания – результаты познания окружающего мира, совокупность идей обучающегося, выражающие теоретическое овладение предметом [61, с. 13]. Их считают предпосылкой умственного развития обучающихся. Знания являются показателем интересов обучающихся, необходимым условием формирования и развития их возможностей. Без знаний невозможен ни один вид человеческой деятельности. «В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения» [30, с. 127]. Освоение знаний обучающимися является основной образовательной целью, в связи с которой педагогика применяет информационные технологии, обеспечивающие восприятие, понимание и усвоение знаний. Знания, усваиваемые посредством информационных образователь-ных технологий, систематизированы, взаимосвязаны и формируются на основании педагогических принципов. Технология формирования интегрально-креативного стиля мышления, разработанная Т.А. Дроновой, дает возможность обучающимся воспринять знания «соответственно сути продукта творчества и транслировать информацию, смоделированную в соответствии с моделями их мышления» посредствам активных информационных каналов (визуального, слухового, кинестетического), задействуя интуицию и рефлексию [25, с. 41]. Технология управления образовательным процессом, представленная в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [20, с. 272], подразумевает применение знаний в практической деятельности (ознакомление с условиями выполнения действий; формирование действия во внешней и внутренней речи) и извлечение необходимой и достаточной информации из большого информационного потока для ее творческого преобразования (перехода действия в глубокие свернутые процессы мышления). Технология «Образовательное Lego» Н.В. Мартишиной направлена на применение знаний при решении креативных задач по созданию творческих образовательных продуктов. Творческая деятельность, организованная на основе педагогической технологии формирует воображение, свободу ассоциаций, «видение незнакомого в знакомом, создание нестандартных композиций из стандартных элементов» [39, с.40]. Один из инициаторов введения образовательных технологий в отечественной педагогической науке и практике В.П. Беспалько [6, с. 78, 97] выделяет следующие положения усвоения материала посредством учебно-познавательной деятельности: ? узнавание ранее изученного материала; ? понимание новой информации; ? воспроизведение ранее выполняемых действий, актуализация умений и навыков; ? продуктивное действие, выполняемое при помощи учителя или одноклассников; ? творческая самостоятельная работа. Обучающийся в незнакомых условиях создает новые алгоритмы решения задач, применяет ранее изученные знания в новых условиях. В образовательном процессе у обучающихся складывается картина мира, проявляются важнейшие интеллектуальные и личные качества, ценностные ориентиры, которые влияют на их творческую деятельность и развитие творческих возможностей (мотивации, знаний, умений, способностей). Известный американский ученый Д. Гилфорд [21] выделил следующие виды творческих способностей: оригинальность (необычность ответов); беглость и гибкость мысли; любознательность; фантастичность. Дальнейшее развитие данная проблема получила в работах Э.П. Торренса [83]. К творческим способностям он относит: легкость (быстроту выполнения заданий); гибкость, (число переключений с одного класса объектов на другой); оригинальность (минимальную частоту совпадений с ответами других). По мнению Э.П. Торренса, максимальный уровень творческих до-стижений возможен при сочетании следующих факторов (возможностей): творческих способностей; творческой мотивации; творческих умений. Среди отечественных ученых, занимавшихся вопросами творческих способностей, наиболее интересными для нашего исследования являются А.Н. Лук, который, опираясь на труды выдающихся ученых, дополняет ряд способностей: «способность видеть проблему там, где ее не видят другие; способность к свертыванию информации; способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; творческое воображение» [38, с. 6]; В.И. Андреев [2, с. 73-74], который дополнил классификацию следующими компонентами творческих способностей личности: «мотивационно-творческая активность личности; интеллектуально-логические способности личности; эвристические; способности личности к самоуправлению; коммуникативно-творческие способности личности, результативность творческой деятельности»; Е.П. Ильин, который выделяет в качестве компонентов творческих способностей: «интеллект, дивергентное мышление, воображение» [30, с. 43]. На основе анализа вышеперечисленных работ мы сделали вывод, что для нашего исследования в рамках учебного предмета «Технология» наиболее ценными являются следующие творческие способности: коммуникативные способности, способности к свертыванию информации, эвристические способности. Развитие возможностей обучающихся (способностей, знаний и уме-ний) в образовательном процессе проявляется в состояниях активности, которая реализуется посредством познавательной деятельности обучаю-щихся. Ведущей деятельностью обучающихся является учебная деятель-ность. Процесс образования представляет собой специально организованную совместную деятельность педагога и обучающихся, в ходе которой происходит развитие личности, ее обучение и воспитание. Это самый оптимальный путь развития возможностей человека. Данным вопросом занимался отечественный ученый А.Н. Леонтьев [37]. Проводя исследования, он выяснял, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникают качественные изменения. В своих научных трудах А.Н. Леонтьев рассматривал творческую личность как конструкцию иерархии деятельностей. Деятельность же он считал формой активности человека. Активность обучающихся выражается, главным образом, через трудовую и познавательную деятельность, а развивается, сопровождая весь процесс образования. Таким образом, состояние активности, с одной стороны, отражается на деятельности личности, а, с другой стороны – приводит к ее развитию. Эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают обучающиеся, то есть тем, насколько у обучающихся развиты их основные возможности, позволяющие им успешно функционировать в обществе. Развитие (Л.С. Выготский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов) характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований – новых процессов, новых структур. Педагогический процесс представляет собой целенаправленное управление развитием обучающихся. В процессе развития обучающиеся приобретают личностные качества. Результатом и предпосылкой гармоничного развития личности являются возможности, которые проявляются в деятельности. В трактовке Я.А. Пономарева творческая деятельность рассматривается как «взаимодействие, ведущее к развитию [55, с. 12]. Исследователи, занимающиеся вопросами творчества (Я.А. Понамарев, А. Пуанкаре, Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, П.М. Якобсон) выделяют следующие этапы творческой деятельности: 1. Формирование знаний и навыков, необходимых для творческого процесса, постановки задачи, выявления проблемы. 2. Поиск дополнительной информации, подготовка к решению творческой задачи. 3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации). 4. Озарение (формирование оригинальной идеи, решение проблемы, получение результата). 5. Фаза контроля или проверки [55; 57; 58; 77; 79]. В процессе обучения обучающимся часто приходится не просто воспроизводить уже придуманное кем-то (изделие или оригинальную идею), а создавать свое собственное, работая над творческими проектами. Обучающиеся в творческой деятельности ставят с помощью педагога цели своей работы, сами планируют и решают творческие задачи, включая изучение нового учебного материала. Следовательно, они самостоятельно ищут оригинальные решения проблемы. Такой вид учебной деятельности обеспечивает приобретение новых возможностей, которые связаны со способностью человека анализировать нестандартную ситуацию и искать в ней новое уникальное решение. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие возможности обучающихся: 1. Возможности, связанные с мотивацией (интересы и склонности). 2. Возможности, связанные с темпераментом (эмоциональность). 3. Умственные возможности [38]. Вторая группа указанной классификации может быть объединена на основе фактора скорости овладения деятельностью. Так, по мнению В.А.Крутецкого, обучающегося считают способным, «если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко, в сравнении с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки» [34, с. 17], что является лишь «возможностью достижения успеха в выполнении определенной деятельности» [33, c. 34]. К возможностям, связанным с темпераментом, можно отнести сме-калку и сообразительность. Под смекалкой понимают быстроту соображения, остроту ума, способность подключить в нужный момент интуицию и принять правильное решение в нестандартной ситуации. Сообразительность – это способность быстро думать и инстинктивно реагировать в определенных ситуациях, легко генерировать идеи, воспроизводить гибкие и оригинальные ассоциации [31, с. 53]. К группе интеллектуальных творческих возможностей можно отне-сти мышление и воображение. Они проявляются как способности человека к самостоятельной деятельности и к освоению социального опыта. К творческим возможностям можно отнести и креативность (от лат. Creatio – сотворение). П. Торренс связывает креативность с мышлением, описывает ее как способность осознания проблем, противоречий и формулирования гипотез, «процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировок гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез, возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов» [82]. Дж. Гилфорд рассматривает креативность как совокупность разных возможностей, позволяющих отказаться от стереотипов мышления [21]. На основании изучения отечественной и зарубежной литературы (Дж.Гилфорд, Т.А. Дронова, Е.П. Ильин, В.Г. Рындак, Н.В. Мартишина), по проблеме исследования можно заключить, что под креативностью понимают особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, решения проблемы [30; 25; 59]. «Креативность есть – интеграция способностей и свойств, способствующих творческому осмыслению человеком накопленного, в том числе и другими, разнопланового опыта жизнедеятельности, постижению окружающей действительности, пониманию собственных возможностей нестандартно, но при этом продуктивно решать многообразные задачи» [39, с. 38]. Креативные возможности связаны с уровнем общих и специальных способностей, которые являются показателем успешного осуществления деятельности [26, с.135]. В процессе деятельности формируются умения и навыки обучаю-щихся. Умения – овладение способами применения знаний на практике.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg