Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста

irina_k200 2875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Цель исследования: разработка и апробация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Объект исследования: педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности детей. Предмет исследования: процесс формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей до-школьного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Цель исследования, анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования повлияли на формулировку гипотезы исследования, согласно которой реализация педагогами модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей будет эффективной если: ? обеспечивается повышение готовности педагогов к формирова-нию педагогической компетентности родителей; ? используются дифференцированные формы и активные методы взаимодействия с родителями. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической и философской литературы для раскрытия структуры и содержания педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. 2. Изучить актуальное состояние самостоятельности старших до-школьников, особенности педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей. 3. Обосновать модель формирования педагогами педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей и определить её эффективность, выявив динамику в проявлении самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу исследования составили: личностно-ориентированный, гуманистический подходы в образовании (Ш.А. Амонашвили, Л.C. Выготский, В.А. Петровский и др.); компетентностный подход как современная парадигма образования (И.А. Зимняя, А.А. Майер, В.А.Сластенин, А.В. Хуторской и др.); деятельностный подход, предполагающий развитие личностных качеств в процессе собственной активной деятельности ребенка и взрослого (А.Г. Асмолов, Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); культурологический подход, позволяющий рассматривать педагогическую компетентность родителей, как широкое общекультурное понятие (Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гладкова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); системный подход в выявлении интегра-тивных свойств и сущностных характеристик исследуемых понятий (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.). Теоретико-практическая направленность исследования определила выбор следующих методов: ? теоретические: теоретико-методологический и системно-структурный анализ, обобщение, синтез, сравнение, систематизация, моделирование, прогнозирование результатов; ? эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анке-тирование, online-опросы, ранжирование, тестирование, методы количе-ственной и качественной обработки результатов. Экспериментальной базой исследования: МБДОУ «Заворонеж-ский детский сад» Мичуринского района Тамбовской области. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: ? расширено представление о факторах, влияющих на формирование самостоятельности дошкольников: компетентность родителей в воспитании данного качества и современное состояние работы педагогов по повышению компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей; ? определена содержательная характеристика актуального уровня педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности дошкольников: наряду с высокой заинтересованностью в воспитании самостоятельности детей, наблюдается недостаточное владение знаниями основ и методов воспитания самостоятельности и отсутствие компетентностного опыта, что доказывает необходимость использования активных форм и методов в работе педагогов с семьями; ? предложена научно-обоснованная модель формирования педагогической компетентности родителей, включающая три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный; сформулированы задачи, содержание, формы и методы формирования каждого компонента педагогической компетентности родителей с целью развития самостоятельности дошкольников. Практическая значимость исследования подтверждается исполь-зованием полученных результатов в педагогической практике, методиче-ской работе, направленной на повышение готовности педагогов к взаимодействию с родителями, при сотрудничестве с семьями воспитанников, в содержании лекций и практических семинаров для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
Введение

Актуальность исследования. Сегодня ориентиром для семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отражает согласованные социально- культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования. Одна из важнейших задач, которую необходимо решать в рамках ФГОС ДО – развитие у детей самостоятельности, для формирования которой наиболее благоприятным периодом является дошкольный возраст. В литературе самостоятельность рассматривается как одно из ведущих качеств личности, характеризующееся наличием умений ставить перед собой определенные цели и задачи, добиваться их достижения собственными силами. Имеющиеся научные взгляды приводят к заключению о том, что самостоятельность является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности дошкольника к вхождению в школьную жизнь (Р.С. Буре, М.В.Крулехт, С.А. Марутян, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова и др.). Проблема развития самостоятельности в отечественной психологии и педагогике основывается на понимании важности педагогического руководства ее становлением (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Решающее значение в формировании самостоятельности детей дошкольного возраста имеет личностно-ориентированная модель воспитания, субъект-субъектные отношения в системе «взрослый-ребенок», методы и приемы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребенка действовать самостоятельно. Анализ научных исследований позволяет сделать вывод об имею-щихся потенциальных возможностях воспитания самостоятельности детей в семье (Р.С. Буре, В.П. Дуброва, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова и др.). Тем не менее, современные исследователи и практики отмечают, что родители, как правило, не владеют необходимым уровнем компетентности в воспитании детей (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, С.А. Козлова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.). Семье необходима конкретная профессиональная помощь педагогов и психологов, источником которой может стать дошкольная образовательная организация. В современной педагогической науке выполнено много исследова-ний, посвященных проблеме профессиональной, психолого-педагогической компетентности преподавателей и педагогов образова-тельных организаций, студентов ВУЗов, обучающихся (Б.С. Гершунский, Т.Н. Данилова, Ю.Н. Кулюткин, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, А.А. Майер, Л.Н. Митина, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Г.Н. Толкачева, А.В. Хуторской), однако педагогическая компетентность родителей является самостоятельным предметом исследования лишь в отдельных работах (Л.К. Адамова, С.С. Пиюкова, В.В.Селина). В то же время в существующих исследованиях вопрос разработки теоретических и научно-методических основ формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности ребенка дошкольного возраста не рассматривается. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей является одной из актуальных и важных задач, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Однако анализ современной практики дошкольного образования свидетельствует о недостаточном внимании педагогов дошкольных образовательных организаций к повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста …………………….. 9 1.1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста …………………………………… 9 1.2 Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста ……………………………………………………... 32 Глава 2 Экспериментальное исследование формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста ……………………. 47 2.1 Современное состояние компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного воз-раста ……………………………………………………………….. 47 2.2 Реализация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельно-сти детей дошкольного возраста ……………………………………… 72 2.3 Результативность работы по формированию компе-тентности родителей в воспитании самостоятельности де-тей … Заключение ………………………………………………………….. Список использованных источников …………………………….
Список литературы

1. Алмазова, Т.А. Особенности обучения и воспитания детей до-школьного возраста / Т.А.Алмазова. – М.: Педагогика, 2007. – 132с. 2. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208с. 3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуаль-ность / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т.– М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – С.124-178. 4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г.Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т.– М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – С.128-267. 5. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9. – С.52. 6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Флинта, 2011. – 264 с. 7. Бабаева, Т.И. Повышение эффективности подготовки детей к школе в детском саду / Т.И. Бабаева // Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – М.: МПГУ, 2009. – С. 40-50. 8. Бабаева, Т.И. Содержание готовности к школьному обучению / Т.И.Бабаева // Формирование системных знаний и умений у детей в дет-ском саду: межвуз. сб. науч. тр. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. – С. 93-102. 9. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А.Бердяев. – М.: Книга, 2011. – 167 с. 10. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2003. – С. 96. 11. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учеб. пос. / Е.В.Бондаревская. – Ростов н/Д.: РГПИ, 2005. – 172 с. 12. Бондаренко, А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе групп: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.К.Бондаренко. – М., 2004. – 16 с. 13. Буре, Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников / Р.С. Буре // Воспитатель ДОУ. – 2008. – № 2. – С. 84-88. 14. Буре, Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника: монография / Р.С. Буре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – С.68. 15. Буре, Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Р.С. Буре. – М., 1996. – 34 с. 16. Быстрова, Т.В. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности / Т.В. Быстрова // Младшие школьники как субъект педагогического воздействия. – СПб: Речь, 2009. – С. 93-103. 17. Вазина, К.Я. Диагностирование развития целеустремленности у дошкольников / К.Я. Вазина // Новые исследования в психологии. – 2002. – №1. – С. 40-43. 18. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей до-школьного возраста в художественном ручном труде: дис. … канд. пед. наук / Т.А.Власова. – Екатеринбург, 2000. – 260 с. 19. Вологодина, Н.В. Тренинг самостоятельности у детей / Н.В.Вологодина . – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 192 с. 20. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С.Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина // Собр. соч.: в 6-ти т. – М.: Педагогика. – Т.4. – 1994. – 432с. 21. Гипенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Педагогика,1997. – 240 с. 22. Гладкова, Ю.А. Дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры семьи в условиях дошкольного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А.Гладкова. – М., 2009. – 31 с. 23. Година, Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г.Н. Година; под ред. В.Г.Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. – М.: Педагогика, 1992. – С. 83-111. 24. Година, Г.Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н. Година. – М., 1989. – 22 с. 25. Гранкин, А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991): монография / А.Ю. Гранкин. – М.-Пятигорск: Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, 2012. – 450 с. 26. Гребенников, И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Гребенников. – М., 1991. – 19 с. 27. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 240 с. 28. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособ. по взаимодействию дошк. образовательных учреждений с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушакова, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с. 29. Дуброва, В.П. Влияние педагогической позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ...канд. пед. наук / В.П. Дубова. – Минск, 2007. – 21 с. 30. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С. 59-73. 31. Запорожец, Л.А. Формирование самоконтроля при организации учебной деятельности на уроках труда / Л.А.Запорожец; под ред. Д.Б. Эльконина, М.В. Дубровиной // Психология формирования личности и проблемы обучения: сб. науч. тр. – М.: Излд-во МГУ, 1990. – С. 127-132. 32. Зверева, О.Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Л.Зверева. – М., 2007. – 23 с. 33. Зверева, О.Л. Общение педагогов с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В. Кротова. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. 34. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: монография / О.Л. Зверева. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – 82 с. 35. Зинченко, В.Н. Воспитание самостоятельности у детей 5-го и 6-го года жизни в процессе занятий по рисованию: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Н.Зинченко. – М., 2006. – 16 с. 36. Изотова, Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ф.В. Изотова. – СПб., 1999. – 18 с. 37. Климова, К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет / К.А.Климова; под ред. П. Г. Нечаевой // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – С. 328-353. 38. Ковалев, А.Г. Психические особенности человека / А.Г. Кова-лев, В.Н. Мясищев // Характер. 1997. – Т 1. – С. 127-168. 39. Козлова, С.А. Теоретические и методические основы трудового воспитания дошкольников: учебник / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 325 с. 40. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: сб. науч. трудов / С.А. Козлова // Проблемы воспитания и обучения дошкольников. – М.: Академия, 2008. – 249 с. 41. Кононко, Е.Л. Формирование самостоятельности дошкольников в семье и в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Кононенко. – Киев, 2008. – 23 с. 42. Кривова, Н.С. Формирование у детей 6-7 лет умения организовать свою деятельность: дис. … канд. пед. наук / Н.С. Кривова. – М., 2011. 43. Крутецкий, В.А. Самостоятельность / В.А.Крутецкий // Психо-логия. – М.: Просвещение, 1990. – 218 с. 44. Кузовкова, К.П. Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях совместной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / К.П. Кузовкова. – М., 2001. – 18 с. 45. Куликова, Т.А. Взаимодействие детского сада и семьи: традиционные и новые подходы / Т.А.Куликова; под ред. А.Д. Шатовой // Традиции и современность: выпуск четвертый. – М., 2012. – 198 с. 46. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 584 с. 47. Липчанская, И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук / И.А. Липчанская. – Волгоград, 2013. – 200 c. 48. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей / М.И.Лисина // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 2008. – С. 28-294. 49. Логинова, В.И. Взаимосвязь познавательной и трудовой активности детей дошкольного возраста / В.И.Логинова, М.В. Крулехт // Психолого-педагогические материалы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с. 50. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с. 51. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Марутян. – М., 2007. – 25с. 52. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности /А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 5-17. 53. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодей-ствия с семьей: пособ. для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. – М.: Ай-рис-пресс, 2006. – 144 с. 54. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / А.В. Минина // Дискуссия. – Январь. – 2014. – №1 (42). – С.131-137. 55. Минина, А.В. Структура и содержание педагогической компе-тентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.В. Минина // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2013. – № 2 (28). – С. 93-98. 56. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.В. Минина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 13. – С.100-104. 57. Михайлова, Е.Г. Развитие самостоятельности младших школь-ников в детском коллективе: автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.Г. Михайлова. – М., 1999. – 23 с. 58. Михайлова, З.А. Влияние самостоятельной математической деятельности на умственное развитие старших дошкольников / З.А. Михайлова // Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – СПб.: Речь, 2009. – С. 32-40. 59. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимо-действия /А.Ю. Монахова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2014. – 160 с. 60. Наседкина, Е.И. Дифференцированный подход в работе по по-вышению педагогической культуры родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Наседкина. – М.,2009. – 19 с. 61. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва: офиц. текст / Российская газета. 2012. 25 нояб. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.01.2020). 62. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз.,1996. – 797 с. 63. Оспанова, К.Т. Формирование самостоятельности учащихся 1 класса в общественно-полезной деятельности: автореф. дис. …канд. пед. наук / К.Т. Оспанова. – СПб., 2007. – 21с. 64. Поддьяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 68-74. 65. Порембская, Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук /Л.А.Поремская. – СПб., 1993. – 19 с. 66. Порембская, Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста /Л.А.Порембская // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1986. – С. 126. 67. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 2007. – 190с. 68. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с. 69. Раншбург, Й., Секреты личности [Текст] / Й. Раншбург, П. Поппер // Пер. с венг. – М.: Педагогика, 2003. – С.96. 70. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова // в 2-х т.– М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – С. 309-310. 71. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1987. – 328 с. 72. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в про-цессе трудовой деятельности / Д.В.Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 96с. 73. Силаева, М.Н. Формирование самостоятельности у детей 6 года жизни в конструктивных играх: автореф. дис. …канд. пед. наук / М.Н. Силаева. – СПб., 2012. – 16 с. 74. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А.Сухомлинский. – М.: Педфакультет, 1998. – № 6. – С. 27-42. 75. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П.Усова. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с. 76. Чигинцева, Е.Г. Развитие готовности родителей к доверитель-ному общению с детьми: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.Г. Чигинцева. – Магнитогорск, 2006. – 29 с. 77. Щербаков, А.Н. Развитие познавательной самостоятельности и активности школьника – центральная проблема педагогической психологии: мат. науч.-теоретич. конф. / А.Н.Щербаков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 285-291. 78. Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Щербакова. – М., 2008. – 32 с. 79. Эльконин, Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению / Д.Б. Эльконин // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 2004. – С. 6-7. 80. Dreier, Ann. Das Berliner Bildungsprogramm fur die Bildung, Er-ziehung und Betreuung von Kindern in Tageseinrichtungen bis zu ihrem Schuleintritt / Ann. Dreier, Ann. Hautumm, Elke Heller, Grit Herrnberger u.a., ed. Christa Preissing, Roger Prott. – Berlin: verlag das netz, 2004. – 130 s. 81. Andres, H.-J. Genauere Hinweise zur Gestaltung der Eingewohnung bei Laewen / H.-J. Andres, B. Hedervari // Die ersten Tage – ein Modell zur Eingewohnung in Krippe und Tagespflege, Weinheim. – Berlin. – 2003. 82. Laewen, Hans-Joachim Forscher, Kunstler, Konstrukteure, Neuwied, Kriftel /Hans-Joachim Laewen, hrsg. B. Andres. – Berlin, 2002. – S. 57. 83. Raven, J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J.Raven. – Oxford, England: Oxford Psychologists Press, 1984. – Р. 420.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста 1.1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста Сегодня основополагающим требованием общества к дошкольному образованию является формирование личности, самостоятельно и творчески решающей различные задачи, критически мыслящей, совершенствующей свои навыки и умения, способной творчески применять их в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу развития у дошкольников инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. [61]. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста при создании оптимальных условий дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре [50; 51; 75], труде [13; 40], познании [52; 58; 64; 67], в конструктивно-игровой деятельности [36], изобразительной деятельности и конструировании. С.И. Ожегов, определяет термин «самостоятельность» в различных значениях: существующий отдельно от других, сам собою, независимый; главный; решительный, обладающий инициативой; свободный от помощи, добытый собственными усилиями [62]. Ретроспективный анализ литературы показывает, что философы, психологи и педагоги всегда интересовались проблемой самостоятельно-сти личности. В философских исследованиях вопросы самостоятельности рассматриваются в русле проблем личности, активности, деятельности [3; 20; 46; 71], взаимодействия личности и общества [9]. Авторы подчеркивают, что социальная ценность самостоятельности заключается в ее направленности и уровне активности человека как субъекта отношений и деятельности. Анализ психолого-педагогических исследований [2; 8; 10; 27; 35; 38; 43; 46; 50; 52; 57; 63; 73; 78] обнаруживает разнообразие научных характеристик самостоятельности: ? волевое качество, «которое не может быть оторвано от общего отношения к окружающим, от независимости, уверенности в себе...» [38, с.152]; ? черта личности; ? показатель активности и пытливости личности, ее способности к познавательному поиску; ? умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими силами; ? развивающееся нравственное качество личности; ? самостоятельность, рассматриваемая с позиции умственного развития и познавательной активности личности. В большинстве определений сущность самостоятельности проявля-ется, прежде всего, в интеллектуальной деятельности и нравственно-волевых чертах личности. Наличие отличных точек зрения говорит о многоаспектности данного феномена, который содержит в себя все перечисленные характеристики. Учитывая системный подход, личность понимается нами как некоторое целостное образование, включающее в себя отдельные элементы, объединенные определенными связями, поэтому самостоятельность мы исследуем в рамках целостного развития личности. В исследованиях Т.В. Быстровой, В.Н. Зинченко, Е.Л. Кононко, М.Н. Силаевой, А.Н. Щербакова наиболее отчетливо представлен подход к самостоятельности как к качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную составляющие [16; 35; 41; 73; 77]. А.И. Щербаков характеризует самостоятельность как «свойство личности, проявляю-щееся в инициативности и чувстве личной ответственности за свою дея-тельность, поступки ...» [77, с.24]. В.П. Дуброва считает самостоятельность ребенка старшего до-школьного возраста свойством личности, выражающимся в нравственно-волевой направленности поведения и деятельности, проявляющейся в стремлении действовать, не прибегая к помощи окружающих, в активности, инициативе при организации деятельности и достижении ее результатов, в нравственной мотивации самостоятельных действий (не затруднять окружающих, получить одобрение, проявить заботу, оказать помощь). В качестве критериев самостоятельности Л.А. Порембская выделяет умения и навыки, мотивы, ответственное отношение ребенка к деятельности [27]. В исследовании процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников в конструктивно-игровой деятельности Ф.И. Изотова определяет самостоятельность как «качестве личности, которое проявляется в независимых от взрослого действиях, направленное на самостоятельное приложение полученных знаний, умений, навыков, на постановку и решение конструктивных задач, а также нахождение по личному почину оригинальных способов решения этих задач» [36, с. 3]. Т.А. Алмазова выделяет в самостоятельности исполнительскую ак-тивность ребенка, самодеятельность, самостоятельность и творчество, причем творчество выступает высшей ступенькой самостоятельности [1]. В вышеизложенных исследованиях самостоятельность рассматривается через характеристику способа деятельности (от подражания к творчеству). К её основным признакам авторы относят: отсутствие руководства со стороны педагога; наличие конкретных умений и общих, необходимых в любой деятельности (определить цель и способы её решения, сравнить результат с целью); перенос известных способов деятельности в новые условия; внесение творчества в выполняемую работу; осознание детьми смысла и цели деятельности и появления на это основе внутренних мотивов самостоятельной деятельности. Анализ литературы и научных исследований Г.Н. Годиной, Ф.В. Изотовой, А.А. Люблинской и др. показывает, что самостоятельность, обладая интегративными качествами, имеет сложную структуру, в обобщенном виде представляющую систему, которая включает интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты [24; 36; 50]. Многие исследователи в содержательную характеристику самостоятельности, как сложного интегративного качества, включают такие качества как инициативность, независимость, ответственность, самоорганизованность, исполнительность, каждое из которых выполняет определенную функцию в формировании целостного качества. Е.Л. Кононко рассматривает инициативу как умение по собственному побуждению стремиться к цели и достигать ее, вносить в деятельность элементы новизны), независимость как умение своими силами выполнить посильную, но достаточно сложную деятельность, ответственность как сознательное отношение к деятельности, что приводит к тщательности, старательности выполнения, к целенаправленности действий, к стремлению преодолеть трудности [41, с. 36]. С.А. Марутян отмечает, что разные виды деятельности стимулируют развитие разных составляющих самостоятельности: инициатива успешнее формируется в игровой деятельности; независимость в продуктивной деятельности; ответственность в трудовой [51]. К признакам самостоятельности ученые относят самоорганизован-ность и исполнительность, которые выступают как ее компоненты, и проявляются у детей дошкольного возраста в умении планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, своевременно выполнять требования взрослого [18]. Существенная роль в становлении самостоятельности отводится са-мосознанию (способности ребенка осуществлять самоконтроль, самооценку своих действий и поведения). Анализ литературы и собственных наблюдений дает нам право полагать, что успешность формирования самостоятельности зависит от самооценки и самоконтроля ребенка, навыков взрослых (педагогов и родителей) применять оценку в воспитании детей. Самооценка и самоконтроль позволяют ребенку корректировать собственное поведение и деятельность [4; 42]. Таким образом, самостоятельность можно определить, как интегративное качество, которое к старшему дошкольному возрасту сочетает в себе исполнительность, инициативность, независимость, элементы ответственности, самоорганизованности, самоконтроля и самооценки действий и поведения. Анализ сущности самостоятельности, показал, что в исследованиях, где самостоятельность характеризуется как способ деятельности, ее структура соответствует компонентам самой деятельности (мотив, цель, способы деятельности). В данных исследованиях доказывается, что развитие самостоятельности осуществляется через транслирование детям системы знаний, умений и навыков и многократное повторение самостоятельных действий. В исследованиях самостоятельности как качества личности, акцент в развитии самостоятельности дошкольников ставится на изучение роли интересов, потребностей и мотивов. Если исследователи первого направления особое внимание уделяют формированию умения ребенка действовать без помощи со стороны, постепенно передавая выполнение отдельных элементов деятельности самому ребенку, то исследователи второго направления считают наиболее важным показ происходящих изменений в личностном плане, мотивации деятельности, интересах и потребностях ребенка. Итак, анализ литературы и ряда экспериментальных исследований позволяет отметить, что трактовка понятия «самостоятельность» неодно-значна. На наш взгляд, самостоятельность, имеющую многоплановый, динамический характер нужно рассматривать комплексно, как качество личности и способ деятельности. Таким образом, мы будем понимать под самостоятельностью каче-ство личности, характеризующееся совокупностью знаний, умений, навыков; содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности. Важным для нашего исследования является вопрос о развитии и формировании самостоятельности. Совокупный анализ ряда исследований Т.А. Алмазовой, Г.Н. Годиной, Ф.В. Изотовой, А.А. Люблинской, Л.А. Порембской позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности ребенка [1; 24; 50; 65]. Предпосылки самостоятельности складываются в раннем возрасте, но говорить о самостоятельности, как особом личностном качестве, относительно устойчивой особенности детей можно только к концу дошкольного возраста. Многочисленные психологические исследования доказывают, что источник становления самостоятельности не во врожденной активности, а в осмысленной деятельности субъекта, в которой он реализует свои отношения с окружающим миром [31; 50; 79]. Генетическая связь самостоятельности с системой практических взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживается уже в раннем детстве. Потребность, объективированная в форме: «Я Сам!» формируется в первые годы жизни человека на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Это стремление является базой всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности. По мнению Е.Л. Кононко самостоятельность как свойство личности складывается на протяжении всего детства и зависит от содержательных особенностей деятельности ребенка. Она достигает в своем развитии разных уровней в зависимости от системы требований, предъявляемых ребенку взрослым в условиях воспитывающей его среды. Говоря о становлении самостоятельности, Е.Л. Кононко отмечает: «Самостоятельные действия преддошкольника, обогащаясь и приобретая системность, к началу дошкольного возраста начинают принимать форму деятельности. В разных ее видах к среднему дошкольному возрасту начинают проявляться разные формы самостоятельного поведения. Приобретая устойчивость, самостоя-тельное поведение к старшему дошкольному возрасту превращается в тенденцию, которая свидетельствует о проявлении самостоятельности как свойства личности» [41, с. 32]. Появление новых форм самостоятельности зависит от обогащения содержания и структуры деятельности ребенка [30]. Особую важность для развития самостоятельности имеют мотивы и цели детской деятельности. Как указывают А.Н. Леонтьев и др., процесс и результат деятельности прямо зависят от того, на что направлена деятельность и ради чего она выполняется. В исследованиях А.В. Запорожца и Я.З. Неверович доказано, что в формировании самостоятельности большое значение имеет возникновение эмоционального предвосхищения результатов деятельности [30]. В процессе одного из экспериментов у детей была организована особая психическая деятельность – «деятельность эмоционального воображения», которая позволила им заранее представить и пережить отдаленные последствия своих поступков, прочувствовать смысл своих действий, который они будут иметь для окружающих. Эксперимент показал, что метод эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности способствует акти-визации моральных, эмоциональных и физических сил ребенка, повышает уровень его активности, способствует более успешному достижению поставленной цели [30]. Основным принципом развития самостоятельности является прин-цип единства руководящей роли взрослого и собственной активности ре-бенка. «Самостоятельность ребенка, – пишет А.А. Люблинская, – не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого» [50, с. 378]. Представляет интерес идея Г.Н. Годиной о том, что формирование самостоятельности у детей зависит от взаимоотношений между ребенком и взрослым, который предполагает постановку ребенка в активную позицию в разных видах деятельности, где важно умелое сочетание руководящей роли взрослого и самостоятельной деятельности детей [23]. Кроме того, если оценка взрослого затрагивает эмоциональную сферу детей, то она позволяет малышам понять правильность своих действий, вселяет уверенность в собственные силы. Л.С. Выготский подчеркивает, что любое действие по своей природе есть в прошлом совместное со взрослыми действие и то, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослых, завтра он сможет сделать самостоятельно [20]. Мастерство педагога, родителя как раз и заключается в том, чтобы поставить ребенка в позицию необходимости принимать самостоятельные решения, организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте, по мнению ученых, непосредственно связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, трудовой и др.), в которых он имеет возможность постепенно развивать свою субъектную позицию. Огромное значение в формировании самостоятельности ребенка-дошкольника принадлежит игре [50; 51; 67; 75]. Игра как свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличается активным, творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. В работах педагогов и психологов подчеркивается, что игра возникает под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта [20; 50; 67; 68; 71; 79]. Именно в игре ребенок «находит свое место» в социальной жизни, действуя самостоятельно, независимо от взрослого, на основе своих интересов и потребностей. Значимая роль в развитии самостоятельности старших дошкольни-ков, как показывает анализ психолого-педагогических исследований, принадлежит играм с правилами. Умение выбрать определенную внутреннюю позицию, действовать адекватно игровой задаче чрезвычайно важно для развития самостоятельности. А.К. Бондаренко отмечает, что игры с правилами имеют большое значение для развития самостоятельности мышления, развития критичности ума, способности отстаивать собственную точку зрения [12]. Результаты исследований психологов и педагогов свидетельствуют о том, что именно в игре поведение дошкольника становится произвольным и все более самостоятельным. Важную роль в развитии самостоятельности играют рисование, лепка, аппликация, конструирование – продуктивные виды деятельности. По мнению Н.Н. Поддьякова, продуктивная деятельность направлена на воспроизведение и моделирование окружающих ребенка предметов в разных материалах, поэтому вышеназванные продуктивные виды деятельности содержат огромные возможности для проявления самостоятельности, инициативы, творчества дошкольника, так как они эмоциональны по характеру, результативны, отражают впечатления ребенка в образах, формах, красках, ритмических сочетаниях [64]. В работах Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Д.И. Воробьевой, В.Н. Зинченко, Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой раскрываются потенциальные возможности и отдельные пути развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и конструировании. В.Н. Зинченко отмечает, что у детей с более развитой речью, мото-рикой, воображением самостоятельность проявляется раньше и динамика ее развития выражена отчетливее [35]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить важную роль трудовой деятельности в становлении и развитии самостоятельности дошкольника [15; 49; 66; 72; 39]. По данным исследователей, у детей старшего дошкольного возраста в большей или меньшей степени могут быть сформированы все компоненты труда: умение ставить перед собой цель и достигать ее [23], понимание необходимости труда взрослых и общественно ценные мотивы собственной трудовой деятельности [49], общественные качества личности, такие как заботливость, ответственность, настойчивость, самостоятельность, инициативность и др. [13; 23; 37; 44]. Исследователи проблемы трудового воспитания детей отмечают, что самым первым видом труда, который осваивает ребенок, является самообслуживание. Именно в процессе данной деятельности он знакомится со всеми компонентами трудовой деятельности и в результате удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию – становится самостоятельным [49; 66; 72; 39]. В результате наблюдений, проведенных К.Я. Вазиной, была выявлена зависимость задач воспитания от степени развития у детей целеустремленности в труде [17]: ? у детей, которые нуждаются в помощи воспитателя при поста-новке цели труда и ее достижении, часто отвлекаются при выполнении задания, важно вызвать интерес к разнообразным видам труда, обучить необходимым навыкам труда, создать для этого условия (использовать разнообразные материалы в труде, научить планированию и др.); ? для детей, которые могут самостоятельно поставить цель, но достигают ее лишь с помощью взрослого, необходимо создать условия для активной трудовой деятельности с использованием разнообразных материалов, трудовых заданий, выполнение которых требует активности, настойчивости, целеустремленности; ? по отношению к детям, которые не испытывают трудности при постановке и достижении цели, необходимо способствовать дальнейшему развитию воли через разнообразные длительные коллективные трудовые поручения, требующие настойчивости, творческой деятельности. Немаловажное значение для нашей работы имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, по-буждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В.П. Дуброва изучая особенности проявления самостоятельности у старших дошкольников в различных видах труда (природоохранном, хозяйственно-бытовом, ручном и др.), выделила причины различного уровня проявлений старшими дошкольниками самостоятельности в деятельности: ? недостаточный уровень овладения деятельностью; ? содержание самой деятельности, обусловливающее эмоционально-предпочтительное отношение ребенка к определенному виду труда; ? уровень осознания детьми значимости результатов своего труда; ? присутствие значимого взрослого [29]. Кроме того, автор выделяет различные формы самостоятельности: ? активная (дети выполняют работу при отсутствии подробного инструктирования, постановки цели со стороны взрослого, без контроля в явной форме за ее выполнением); ? пассивная (дети самостоятельно трудятся только при постановке перед ними цели работы и указаний воспитателя, как ее выполнять); ? избирательная, или ситуативная (характеризуется неустойчиво-стью и зависит от системы требований, от личности воспитателя, родите-ля); ? эпизодическая (проявляется в определенном виде труда и зависит от эмоционального отношения к деятельности или от эмоционального состояния ребенка в целом). Особое значение в становлении самостоятельности, по мнению уче-ных А. Л. Венгера, Н. Е. Вераксы, А.Ф. Говорковой, Н. Н. Поддьякова имеет один из видов мыслительной деятельности – детское экспериментирование. Детское экспериментирование отличается общей направленностью на получение новых знаний об объекте, что является основным мотивом деятельности. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь детей делать ошибки, что важно для развития смелости детского мышления. Ценным для нашего исследования является утверждение Р.С. Буре: «Активным средством воспитания самостоятельности является включение ребенка в разнообразную деятельность, задания, заключающие в себе необходимость проявления самостоятельности и соответствующие его возможностям. При этом необходимо учитывать, что задания следует предлагать в такой форме, которая бы вызывала интерес к их выполнению, а полученный результат приводил к успеху, радовал ребенка» [13]. Таким образом, основным фактором становления и развития само-стоятельности детей дошкольного возраста является активная деятель-ность. Разная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, формированию целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата будет способствовать трудовая деятельность, а для развития активности и инициативы благоприятные возможности заложены в игре. В продуктивных видах деятельности более успешно можно формировать независимость ребенка, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. В играх с правилами, детском экспериментировании развивается смелость и самостоятельность мышления. Динамика развития самостоятельности зависит от особенностей, потребностей и интересов ребенка на разных возрастных этапах его жизни. Исследователи подчеркивают, что в раннем детстве преобладает потребность в активных действиях и в эмоциональном общении с близким взрослым. Уже с младшего дошкольного возраста дети испытывают больше потребности в результативных действиях, это ведет к появлению настойчивого стремления и желания самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности и достижению в ней каких-либо самостоятельных результатов. Это позволяет сделать вывод о том, что для разных возрастных этапов характерно существование таких видов деятельности, в которых развитие самостоятельности проходит более результативно и успешно, так как основывается на интересах и потребностях детей. В раннем возрасте такой деятельностью являются предметная, общение со взрослым и зачатки самообслуживания [24; 48; 67; 68], в дошкольном – разные виды игр, продуктивные виды деятельности, познавательная деятельность, трудовая [7; 16; 35; 41; 49]. Большой интерес для нашего исследования представляет работа венгерских ученых Й. Раншбург и П. Поппер [69], где описывается разное отношение родителей к стремлению ребенка действовать самостоятельно и влияние этого отношения на воспитание самостоятельности дошкольника. Авторы отмечают наличие в руководстве детьми двух позиций: подбадривающей (разрешающей) и запрещающей. Первая позиция взрослого оказывает активизирующее действие на ребенка, побуждает к активным действиям. У него растет чувство уверенности в своих возможностях, что позже перерастает в ответственность за свои поступки и действия. Вторая позиция взрослого (запрещающая) оказывает тормозящее воздействие, влияет на развитие беспомощности, зависимости от взрослого. Разработанная авторами таблица позволяет наглядно увидеть различия в процессе развития у детей самостоятельности (см. табл. 1).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 67 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg