Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организационно-педагогическое обеспечение использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников

irina_k200 2825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 113 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогиче-ских условий, обеспечивающих результативность использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников. Объект исследования: процесс социального воспитания младших школьников. Предмет исследования: комплекс педагогических условий, при которых использование метода проектов в социальном воспитании младших школьников будет результативным. Гипотеза исследования: метод проектов в процессе социального воспитания младших школьников представляет собой процесс решения социальных задач в социокультурных условиях общеобразовательной организации, направленных на формирование ценностного отношения к труду, учебе, природе, здоровью, обществу, а также социально значимых качеств личности (сотрудничество, взаимопомощь, толерантность, дружелюбие, ответственность, дисциплинированность), социального поведения, социальных ценностей и компетенций в процессе проектной деятельности. Организационно-педагогическое обеспечение использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников будет результативно, если: ? выявлены сущность, содержание, структура, виды метода проектов в воспитательном процессе начальной школы общеобразовательной организации; ? выявлена система принципов организационно-педагогического обеспечения использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников; ? организационно-педагогическое обеспечение использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников ориентировано на необходимость развития эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной и культурной жизни, а также целенаправленное использование педагогических ситуаций; ? структурно-содержательная модель организационно-педагогического обеспечения метода проектов в социальном воспитании младших школьников включает целевой, содержательный, деятельност-ный, контрольно-результатирующий компоненты. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Провести историко-педагогический анализ содержания метода проектов в социальном воспитании младших школьников. 2. Обосновать сущность, содержание, структуру проектной дея-тельности младших школьников. 3. Обосновать содержание организационно-педагогического обес-печения метода проектов в социальном воспитании младших школьников. 4. Выявить особенности организационно-педагогического обеспе-чения метода проектов в социальном воспитании младших школьников. 5. Обосновать структурно-содержательную модель организационно-педагогического обеспечения метода проектов в социальном воспитании младших школьников с учетом комплекса педагогических условий результативности процесса в начальной школе. 6. Разработать методические рекомендации по организации, ис-пользованию, организационно-педагогическому обеспечению метода проектов в социальном воспитании младших школьников. Методологической базой исследования стали положения филосо-фии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, традиционного и инновационного, принципы объективности, социально-исторической обусловленности развития науки и практики, единства исторического и логического в процессе познания; положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности, о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновления системы образования; теория педагогической системы, концепция поэтапного формирования интеллектуальных умений и навыков; теории системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, а также идеи гуманизации и демократизации образования, нашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии и социальной работы. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов сбора и обработки исследовательского материала: теоретические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, социально-педагогической, методической литературы; анализ нормативных и программно-методических документов; моделирование; исследование конкретного педагогического опыта по проблеме использования проектной деятельности младших школьников в процессе социального воспитания); практические (эмпирические) методы (опросные: анкетирование, тестирование, интервьюирование); кейс-метод; изучение продуктов проектной деятельности обучающихся; обсервационные методы (наблюдение: прямое и косвенное, длительное и кратковременное); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента). Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области. В целом в исследовании приняло участие 15 педагогов начальных классов, включая 2 социальных педагогов и 63 обучающихся начальных классов. Теоретическая значимость исследования состоит в научно-теоретическом и научно-методическом обосновании использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников общеобразовательных организаций. Разработанная структурно-содержательная модель для обучающихся школ в процессе формирования социального воспитания обогащает раздел социальной педагогики «Социальное воспитание». Теоретически обоснованы сущность, содержание, принципы, уровни, этапы и способы организационно-педагогического обеспечения использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников, выявлены критерии и показатели, позволяющие судить о результативности предложенных педагогических условий и алгоритма реализации этих условий. Теоретические обобщения и выводы, полученный фактический ма-териал обогащают представления о педагогических условиях организационно-педагогического обеспечения использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогическое обеспечение метода проектов в социальном воспитании младших школьников, методики первичной и вторичной педагогической диагностики позволяют выявить социализирующий потенциал образовательного процесса в начальной школе.
Введение

Актуальность исследования. В качестве социального института школа ставит перед собой такие задачи, как формирование личности, способной успешно социализироваться; целенаправленное создание условий для формирования базовой культуры личности; повышение технологической, коммуникативной, проектной культуры. Развитие идей социального воспитания младших школьников находит отражение в российском законодательстве: Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартах. Одним из инновационных методов, позволяющих эффективно организовать процессы обучения и социального воспитания, является метод проектов. Многие отечественные и зарубежные ученые (П.С. Лернер, Н.В.Матяш, X. Миддлетон, М.Б. Павлова, Д. Питт, В.Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцев и др.) определяют приоритетность проектной деятельности при обучении и воспитании школьников. В процессе проектной деятельности развиваются коммуникативные, личностные, технологические и творческие способности. Осмысление и применение данного метода отечественными и зару-бежными исследователями в учебных и культурно-социальных условиях на протяжении нескольких столетий, дает основание говорить об организационно-педагогическом обеспечении использования метода проектов как совокупности способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом, в процессе которой осуществляется социальное воспитание младших школьников. Именно поэтому актуальной сегодня является разработка личностно-ориентированных моделей социального воспитания, позволяющих использовать этот метод. Однако реалии современного образовательного процесса требуют детального рассмотрения вопроса об использовании проектной деятельности в качестве механизма организации воспитательной среды в процессе социализации младших школьников. Проблема использования проектной деятельности в обучении и воспитании обучающихся поднималась в различных исследованиях ученых, рассматривающих метод проектов в философском (А.П. Огурцов, И.Г.Фихте, М. Хайдеггер, Г.П. Щедровицкий, П.К. Энгельмейер и др.), социальном (А.Н. Ковтунова и др.) и педагогическом (Г.В. Афанасьев, В.С.Безрукова, В.Г. Веселова, Е.А. Вострикова, Н.А. Гордеева, В.И. Загвязинский, Е.С. Заир-Бек, Н.В. Матяш, С.И. Мелехина, Н.В. Серегина, Т.В.Усатая, Н.Я. Яковлева и др.) аспектах. История возникновения и развития метода проектов прослеживается в работах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса, Л.Э. Левина, С.Т. Шацкого и др. На данный момент в работах отечественных и зарубежных исследователей (М.Б. Павловой, Дж. Питта, Е.С. Полат, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко и др.) нашли свое отражение различные вопросы, связанные с организацией проектной деятельности школьников. За последние годы значительный вклад в разработку проблемы ис-пользования метода проектов как инновационной технологии воспитания школьников внесли исследования О.Б. Волжиной, Ю.В. Киримовой, М.М.Морозовой, Е.В. Рогалевой, И.С. Сергеева, Н.В. Серегиной, Т.С. Цыбиковой и др.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организационно-педагогического обеспечения использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников ………. 10 1.1 Историко-педагогический анализ содержания метода проектов в воспитательном процессе …………………………. 10 1.2 Педагогическая характеристика метода проектов в со-циальном воспитании младших школьников на современном этапе ……………………………………………………………….. 20 1.3 Структурно-содержательная модель организационно-педагогического обеспечения метода проектов в социаль-ном воспитании младших школьников ……………………………. 38 Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование модели организационно-педагогического обеспечения метода проектов в социальном воспитании младших школьников ………………... 56 2.1 Реальное состояние изучения процесса организационно-педагогического обеспечения использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников ……… 56 2.2 Апробирование структурно-содержательной модели организационно-педагогического обеспечения метода проектов в социальном воспитании младших школьников ………. 70 2.3 Вторичная педагогическая диагностика результативности структурно-содержательной модели организационно-педагогического обеспечения метода проектов в социальном воспитании младших школьников ………………………. 81 Заключение ………………………………………………………….. 92 Список использованных источников ……………………………. 98 Приложение ………………………………………………………….. 107
Список литературы

1. Адамова, А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Адамова Анна Геннадьевна. – М., 2008. – 23 с. 2. Актуальные проблемы социального воспитания / В.Г. Бочарова, В. Львов; под ред. Т.Ф. Яркиной. – М.-Запорожье : Изд-во АПН, 2000. – 168с. 3. Бадаева, Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проект-ной деятельностью учащихся: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Бадаева Татьяна Евгеньева. – Брянск, 2008. – 20 с. 4. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов. – М.: Аркти, 2006. – 163 с. 5. Белова, Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность уча-щихся в современном образовании / Т.Г. Белова // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Выпуск 2008. – № 76-2. – С. 30-35. 6. Бернштейн, М.С. По педагогической Америке / М.С. Берштейн. – М.: Работник просвещения, 1990. – С.14. 7. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П.Блонский. – М.: Задруга, 1997. – 80 с. 8. Брыкова, О.В. Проектная деятельность с использованием ин-формационных технологий в учебном процессе: методическое пособие / О.В.Брыкова. – СПб.: РЦОКОиИТ, 2007. – 100 с. 9. Васильев, В. Проектная исследовательская технология. Развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 177-180. 10. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2008. – 448 с. 11. Волжина, О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Волжинина Оксана Борисовна. – М., 2004. – 22 с. 12. Выготский, Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский; под ред. А. Р. Лурия, М.Г. Ярошевского; [Послесл. и коммент. М.Г. Ярошевского, Г.С. Гургенидзе]. – М. : Педагогика, 1992. – 487 с. 13. Газова, Н.А. Учебная коммуникативно-проектная деятельность на английском языке как средство формирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Газова Нина Александровна. – Петрозаводск, 2007. – 24 с. 14. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в российской школе / Е.А. Гилева // Наука и школа: науч.-метод. журн. – 2007. – № 4. – С.13-14. 15. Голуб, Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара: Изд-во «Бахрам», 2013. – 101 с. 16. Гребенникова, О.А. Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога: учеб.-методическое пособие / О.А. Гребенникова. – Великий Новгород: НовГУ, 2013 (Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого). – 59 с. 17. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев //Директор школы. – 2005. – № 6. – С. 21-29. 18. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанина. – М.: Логос, 2011. – 224 с. 19. Дворецкий, С. Формирование проектной культуры / С. Дворецкий // Высшее образование в России. – 2003. – № 4. – С. 193. 20. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностноориенти-рованного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Джужук Игорь Иванович. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24 с. 21. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для сту-дентов пед. вузов / А.Н. Джуринский. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2009. – 431 с. 22. Дьюи, Д. Демократия и образование / Д. Дьюи. – М. : Педагогика-Пресс, 2010. – 384 c. 23. Евлешина, Н.А. Социальное воспитание в детском обществен-ном объединении: монография / Н.А. Евлешина; под ред. А.В. Мудрика. – М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2009. – 320 с. 24. Ермолаев, С.А. Проектная деятельность школьников социально-экологической направленности. (Из опыта работы): учеб.-методическое пособие. – Арзамас : АГПИ, 2006. – 87 с. 25. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвянский, Р. Атаханов. – М. : Изд. центр «Академия», 2011. – 208 с. 26. Иванов, А.В. Педагогика среды: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Иванов. – М.: АПКиППРО, 2011. – 342 с 27. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 45-52. 28. Исследовательская и проектная деятельность младших школь-ников : рекомендации и проекты / автор-составитель В.Ф. Феоктистова. – Волгоград, «Учитель», 2011. – 142 с. 29. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. – СПб.: Речь, 2009. – 80 с. 30. Килпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в пед.процессе / В.Х. Килпатрик; [с предисловием Н.В. Чехова]. – СПб.: Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 2005. – 43 с. 31. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. – 224 с 32. Коломийченко, Л. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография / Л.В. Коломийченко. – Пермь: Перм. гос. пед. ун–т, 2008. – 154 с. 33. Комаровский, Б.Б. Американская педагогика ХХ века / Б.Б. Комаровский. – Волгоград: Перемена, 2001. – С. 147-161. 34. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1999. – С. 261, 332 35. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: кн. для учителя нач. кл. / Н.М. Конышева. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2006. – 219 с. 36. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Н.А.Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с. 37. Крупская, Н.К. Народное образование и демократия / Н.К. Крупская. – Берлин: Гос. изд. РСФСР, 1981. – 121 с. 38. Карабанова, О.А. Возрастная психология: конспект лекций / О.А.Карабанова. – М.: Педагогика, 2005. – 291 с. 39. Куприянов, Б.В. Модели социального воспитания / Б.В. Куприянов // Вожатый века: ежеквартальный общественно-педагогический журнал. – 2004. – №3 (14), осень. – С. 28-30. 40. Куприянов, Б.В. Социально–педагогические условия воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2 (59). – С. 66-70. 41. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования : учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с. 42. Луков, В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие / В.А.Луков. – 3–е издание, перераб. и допечат. – М.; изд-во Моск гуманит.-соц. академии: Флинта, 2003. – 240 с. 43. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 287 с. 44. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2012. – 112 с. 45. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников : дис. …д-ра психол. наук: 19.00.07 / Матяш Наталья Викторовна. – Брянск, 2000. – 385 с. 46. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М., 2011.– 144 с. 47. Морозова, М.А. К определению понятия «метод проектов» в отечественной педагогике начала 20 века / М.А. Морозова // Вопросы педагогики. История и современности. – Владимир. –2002. – Вып. 3. – С. 32. 48. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. 49. Никитаева, М.В. Социализация школьников на основе иннова-ционных образовательных проектов: автореф. дисс. …канд. соц. наук : 22.00.04 / Никитаева Марина Валентиновна. – М., 2012. 50. Павлова, М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / М.Б. Павлова; под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана--Графф, 2013. – 102 с. 51. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2010. – № 4. – С. 52-55. 52. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской / под ред. Н.К. Гончаровой. – М.: Просвещение, 1999 – 399 с. 53. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 2-3. – С. 55-62. 54. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. 55. Попова, С.В. Проектная деятельность в начальных классах: метод. пособие / С.В. Попова. – Минск: БГПИ, 2009. – 24 с. 56. Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е. Постникова // Сельская школа. – 2004. – № 2. – С. 23-32. 57. Проектная деятельность в начальной школе / автор-составитель М.К. Господникова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 131 с. 58. Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе школы: пособие для педагога. – СПб.: «Астерион», 2007. – 130 с. 59. Романова, М.А. Проектная деятельность как средство развития личности младшего школьника: (из опыта работы) / М.А. Романов; ответственный редактор Л.Е. Курнешова. – М.: «Московский центр качества образования», 2008. – 88 с. 60. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Мето-дическое пособие / М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический по-иск», 2006. – 160 с. 61. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии. / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2012. – 176 с. 62. Селютина, А.В. Модель социального развития младших школьников средствами адаптивной педагогики / А.В. Селютина, В.И. Ревякина // Вестник томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 78-92. 63. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность уча-щихся / И.С. Сергеев – М.: Педагогика, 2005. – 116 с. 64. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2013. – № 6. – С. 96-111. 65. Симоненко, В.Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология». Технологическое образование и предпринимательство / В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПИ, 2007. – 142 с. 66. Синцова, Л.К. Социально-философский анализ социального воспитания : теоретико-методологический аспект: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 / Синцова Людмила Константиновна. – Барнаул: Наука, 2007. – 20 с. 67. Стернберг, В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. …канд. пед.наук: 13.00.01 / Стернберг Вера Николаевна. – Владимир, 2002. – 172 с. 68. Тарасова, И.П. Метод проектов в образовательном учреждении / И.П. Тарасова // Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с. 69. Федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014] [Электронный ресурс] – Режим доступа : www.consultant.ru. 70. Ходырева, А.В. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся 5-11 классов: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Ходырева Альбина Васильевна. – Новокузнецк, 2005. – 22 с. 71. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям / И.Д. Чечель // Методология учебного проекта. – М.: МИПКРО, 2011. – 167 с. 72. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский. – М.: Знание, 1996. – 80 с. 73. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. 74. Шишов, С.Е. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А.Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №5 – С. 2331. 75. Шумаков, А.В. Педагогическое проектирование как стратегия развития современного педагогического образования / А.В. Шумакова // Педагогическое образование в России: становление и развитие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С. 114-133. 76. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 188 с. 77. Эпштейн, М. Метод проектов в школе двадцатого века / М.Эпштейн // Педагогический альманах. – 2012. – № 11. – С. 48-55. 78. Юнг, С.А. Организация проектной деятельности младшего школьника: учеб.-методическое пособие / С.А. Юнг. – Оренбург: Педагогика, 2007. – 92 с. 79. Ястребцева, Е.Н. Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений / Е.Н. Ястребцова. – М.: Флинта, 2005. – 168 с. 80. Dewey, J. Experience and Nature / J. Dewey. – Chicago, 1925. – 126р. 81. Knoll, M.M. Lernen durch Praktisches Problem Losen : Die Pro-jektmetothode in den USA, 1860–1915, Zcitschrift fur Internationale erziehungs – und sozialwissenschaftlische Vorschung / M. Knoll. – 2001. – №8. – S. 103-127. 82. Phillips, D. Projects with Young Learners (Primary Resource Books) / D. Phillips, S. Burwood, H. Dunford. – Oxford : Oxford Univercity Press, 1999. – 218 р. 83. Vries, M.J. de. Science, technology and society : A methodological perspective / M.J. de. Vries // International Journal of Technology and Design Education. – 1997. – Р. 21-32.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организационно-педагогического обеспечения использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников 1.1 Историко-педагогический анализ содержания метода проектов в воспитательном процессе Разработанный зарубежными педагогами метод проектов, а затем адаптированный к российским условиям отечественными учеными в начале XX века, несколько десятилетий подряд был не использован в образовании и воспитании. С начала 90-х годов XX века начинается его возрождение. Между тем применение проектной методики в условиях современной образовательной организации требует специального историко-педагогического анализа, выявления всех недостатков применения метода педагогами прошлых лет и преимуществ его использования. Осмысление анализа позволило бы выявить подходы основоположников этого метода к определению его сущности, специфики, педагогических условий эффективности использования; очертить круг проблем и подводных камней, связанных с использованием метода проектов. До настоящего момента, в отличие от образовательного, воспитательному потенциалу проектного метода уделено мало теоретических и практических разработок, а между тем в работе советских ученых 20-х годов, применивших метод в воспитатель-ных целях, было достаточно ценного опыта. В современных условиях развития образования в России становятся актуальными разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают их подготовку не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем. В этом контексте сегодня представляется чрезвычайно важным обратиться к тому, что накоплено в педагогической теории и практике прошлого. Обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать «метод проектов» (или проектное обучение), представляется своевременным. Анализ литературы зарубежных и отечественных авторов по проблеме использования проектной методики в воспитании и образовании детей показал, что история «метода проектов» про-тиворечива и недостаточно изучена. Содержание этого понятия необходимо рассмотреть в контексте истории, показать динамику развития этого феномена и определить его место в ряду других распространенных методов обучения и воспитания обучающихся. На протяжении нескольких столетий передовые ученые пытались осмыслить феномен метода проектов в каждый исторический период. В процессе историографического исследования нами был собран материал по становлению проектной методики в отечественной и зарубежной педагогике, который в дальнейшем был обработан и представлен в форме таблицы, где изложен материал, касающийся данного вопроса с конца XVI века до конца XX в. [6; 7; 21; 22; 29; 30 и др.]. Укажем, что интерес к проектной методике насчитывает несколько столетий, с переменным успехом метод поддерживался в различные эпохи в разных странах. Метод проектов имел своих сторонников и оппонентов. Развитие и внедрение метода проходило постепенно. Анализ использования и географии распространения метода отражает переход от обучения взрослых учеников в начале истории метода к младшим школьникам общеобразовательных школ в современности. Необходимо также отметить, что наблюдается увеличение количества социальных проектов, что существенно влияет на социальное воспитание младших школьников. Таким образом, мы рассмотрели, как развивалась проектная деятельность учеными разных стран с XVI века по настоящее время [6; 7; 21; 22; 29; 30; 33; 36; 47; 64; 77]. Предпосылку проблемному обучению задал Сократ еще в античные времена, наметив основную стратегию познания, направленную на самостоятельный поиск информации. Конечно, еще нельзя было говорить о зарождении метода проектов, но, не выдавая истину в готовом виде, мотивируя обучающихся на самореализацию своих внутренних возможностей, великий философ перекликается с методом проектов в стремлении продумать наперед, как и где добыть информацию для достижения поставленной цели. Конец XVI века ознаменован созданием архитектурного и инженерного образовательного движения в Италии и осознанием несоответствия традиционного обучения запросам общества, науки и искусства. Развивается креативость студентов, основанная на принципах соревнования. Появляются три основных признаков проекта: ? ориентация на обучающихся, означающая получение знаний в ходе самостоятельного и ответственного осуществления проекта; ? ориентация на действительность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; ? ориентация на продукт, предусматривающая применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата. Конец XVIII века с точки зрения развития метода проектов отмечен тем, что проектная идея приобретает статус педагогического метода. Открывшаяся в 1671 году Королевская Академия Архитектуры в Париже задала периодичность использования проектной методики. Итак, резюмируя все этапы в истории развития и становления понятия «метод проектов», по М. Кноллю [81] выделяется пять периодов: 1) 1590-1765: начало проектной работы в архитектурных школах Европы; 2) 1765-1880: «проект» как обычный методический прием и его принятие в Америке; 3) 1880-1915: работа по «проектам» в трудовых общеобразовательных школах; 4) 1915-1965: новое толкование «метода проектов» и его возвращение из Америки в Европу; 5) 1965 – по сегодняшний день: переосмысление проектной идеи и третья волна его международного распространения. В современной педагогической науке существуют различные трак-товки метода проектов (Е.С. Полат [54], В.Н. Стернберг [67], Г.М. Код-жаспирова [31], Н.Ю. Пахомова [50], В.Д. Симоненко [64] и т.д.). Так, Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [54, с. 66]. Более того, ученый отмечает, что о методе проектов можно говорить как о целой педагогической технологии, которая включает в себя совокупность других методов обучения, главным образом творческих. В.Н. Стернберг в результате исследова-ний делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проек-тов» представляет собой творческую работу обучающихся в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [21, с. 76-77]. Г.М.Коджаспирова [31, с. 204] и М.Л. Сердюк придерживаются сходной точки зрения о методе проектов как системе обучения, «при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [19, с. 20]. На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами прове-дено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогиче-скую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования. Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как це-лая технология, включающая в себя другие творческие методы. В педагогической и методической литературе можно встретить различные термины: метод проектов, проектный метод, проектная технология. Большинство источников по данной проблеме оперируют термином «метод проектов» лишь в силу длительного использования данного словосочетания. При этом само понятие «педагогический проект» предполагает проектирование в области педагогики вообще. Большинство отечественных ученых-педагогов начала ХХ в. отмечали в своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, творчество, коллективизм. В настоящее время в педагогической литературе встречаются самые разнообразные словосочетания со словом «проект». Большое распространение получили персональные проекты, призванные удовлетворять следующим условиям: ? наличие конкретного социального адресата проекта (заказчика); – наличие социально или личностно значимой проблемы, задачи; ? самостоятельный, индивидуальный характер работы обучающегося; ? надпредметный характер проекта (то есть не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины). Все сказанное выше позволяет сделать вывод: метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле – как педагогическую проектную технологию, включающую в себя многие методы (В.Б. Васильев [9], Е.С. Полат [54], В.В. Гузеев [17], Н.Ю. Пахомова [51], А.Г. Селевко, Г.К. Селевко [61], В.Д. Симоненко [65], И.С. Сергеев [63], И.Д. Чечель [71] и др.). Проектная методика в России начала XXI в. переживает свое второе рождение. В ней импонирует то, что она позволяет ученику наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жесткие рамки, а является открытой, так как результат в рамках проекта не может быть заранее предрешен, а значит, ученику дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество. Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития, как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода и в воспитании обучающихся. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования в социальном воспитании младших школьников. Изучив историю метода проектов и проанализировав тенденции развития метода и основные идеи ученых, занимавшихся данной темой, мы пришли к осознанию необходимости создания таблицы, отражающей суть вопроса. В общем массиве работ, рассматривающих вопросы проектной методики, большее место заняли публикации, содержащие богатый информационный материал, отражающий использование метода проектов в предметном образовании школьников. Они отличаются ярко выраженной направленностью на реализацию предметных проектов. В целом проведенный историографический анализ показал, что постепенно внедрение проектной методики происходило от наиболее возрастных групп (обучающихся вузов) в рамках профессионального образования к использованию в младших классах школ. Проблемы воспитания в России самостоятельной конкурентоспособной грамотной молодежи, не утратившей духовно-нравственного стержня, привлекают к себе пристальное внимание к реа-лизации проектной методики в свете социального воспитания достойных граждан нашей страны. Ряд ученых, занимающихся в социальной педагогике проблемами формирования социального воспитания школьников [2; 10; 26; 39; 43; 48 и др.], отмечают, что современными направлениями социального воспитания являются такие, как физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание, а также воспитание «жизненной активности», включающее «воспитание воли, оптимизма, уравновешенности, как базовых качеств и способностей личности» [26], необходимое для реализации всех направлений. Сравнительный анализ особенностей подходов к организации проектной деятельности с обучающимися в разные исторические эпохи, отражает ряд преимуществ использования метода проектов в социальном воспитании и на современном этапе в развитии данных направлений: 1) мотивация обучающихся на самореализацию своих внутренних возможностей, что перекликается с задачей воспитания жизненной активности (Сократ). Идея активности, кооперации в деятельности находит выражение в методе проектов. Эвристический способ преподавания, организация поисковой творческой деятельности, направленной на самостоятельное отыскивание обучающимися решений проблем (П.Ф. Каптерев); 2) построение обучения на принципах соревнования, позволяющее развивать креативность студентов, их конкурентоспособность; ориентация на обучающихся, ориентация на действительность (Архитекторы Академии ди Сан Люка в Риме, Педагоги Королевской Академии Архитектуры в Париже); 3) умственное воспитание обучающихся должно быть направлено на систематизацию полученных знаний, а метод проектов является как раз тем средством, которое пытался найти еще Ж.Ж.-Руссо, «чтоб сблизить всю массу уроков, рассеянных в стольких книгах, свести их к одной общей цели, которую легко было бы видеть, интересно проследить» [34, с. 261]. Ряд ученых, придерживаются сходной точки зрения о методе проектов как системе обучения, «при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» (Г.М. Коджаспирова, М.Л. Сердюк) [19, с. 20]; 4) метод проектов на практике соединяет обучение с производственным трудом, что соответствует психологии детей, их естественному стремлению к разнообразной деятельности. Выдающийся педагог Песталоцци считал, что труд развивает силы, ум, формирует нравственность, труд учит презирать слова, оторванные от дела, и вырабатывает такие качества, как точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Все это соответствует современным требованиям социокультурного воспитания – целенаправленного создания условий «для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, гендерных, нравственных и иных социальных способностей» [26]. В развитии теории кооперативного учения Курт Левин отмечает позитивную взаимозависимость, ко-операцию, которая ведет к взаимопереживающей коммуникации членов группы, облегчая процесс учения и движения к общей цели; 5) метод проектов – «демократический» метод, дающий молодым людям шанс социального роста (С. Робинсон); 6) воспитательный характер метода, помогающего решить проблему, формирование мышления школьника, выступающее главным результатом обучения, основанное на его личном опыте. Упор на особый развивающий личность потенциал, обусловленный направленностью обучения на «связь с жизнью», на практическое применение полученных знаний, на социализацию ученика (Д. Дьюи); 7) воспитание жизненной активности, акцент на познавательном интересе ребенка, развитии оптимизма, воли, усердия также перекликается с сутью проектной методики, когда под проектом педагог подразумевает всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, степенью сердечного увлечения ученика при выполнении поставленной цели (У.Х. Килпатрик); 8) воплощение идеи ученых в «методе проектов» о том, что всякое знание носит социально детерминированный характер и порождается совместными усилиями в ходе понимания и разрешения возникающих проблем (Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Р. Славин), также формирует социокультурное воспитание; 9) индивидуальная ответственность за результат совместной работы формирует характер обучающихся (Б. Скинер). На основании работ В.Н. Стернберга, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат и др., мы пришли к выводу, что метод проектов начал использоваться сначала за рубежом, затем в России, начиная с обучения взрослых в рамках профессионального образования, с постепенным переходом к обучению и воспитанию данным методом школьников старшего, среднего и в итоге младшего звеньев [6; 7; 14; 21; 29; 30; 37; 52; 64; 67; 74 и др.]. На основе изложенных философских позиций строятся современные педагогические концепции социального воспитания. Формирование социального воспитания тесно связано с гуманистической педагогикой, главными понятиями которой являются «личностный рост», «лично-ориентированная направленность» и др. В гуманистической парадигме образования на первый план выходит сам человек, его ценности, его личная свобода, умение прогнозировать и контролировать себя. Гуманная педагогика предполагает формирование способности к саморазвитию, вдохновляет обучающегося к самосовершенствованию. Обучение и воспитание при этом стремятся повлиять лишь на направленность этого процесса. Задача образования и воспитания в гуманистической педагогике – создать возможность развития, саморазвития личности, способствовать ее самоактуализации и поиску индивидуальности. В конце XX – начале XI вв. продолжают развиваться взгляды на проблему использования проектного метода в обучении и социальном воспитании обучающихся, при этом данный вопрос рассматривается более детально. Следует отметить выдающиеся исследования вопросов, касающихся использования метода проектов в воспитании школьников. Это работы [11; 24; 49; 59; 61; 70], касающиеся применения метода проектов в системе исторически сложившихся подходов к формированию социального воспитания в отечественной педагогике. Детальные исследования по проблемам использования проектной деятельности в общеобразовательных организациях проводились исследователями М.К. Господниковой, Н.М. Конышевой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, М.Б. Романовской, И.Д. Чечель, А.Н. Щукиным [35; 51; 53; 57; 60; 71; 76 и др.]. Привлекают внимание научные изыскания А.В. Иванова, В.А. Караковского, Л. Коломийченко, М.В. Шакуровой, В.Р. Ясницкой по вопросам организации социального воспитания в процессе обучения [26; 32; 73]. Значимы работы по формированию социального воспитания во внеучебной воспитательной деятельности А.Г. Адамовой [1], Н.А. Евле-шиной [23], Б.В. Куприянова [40], Л.Е. Курнешовой [59] и труды других отечественных авторов. Также были проведены исследования, по вопросам использования проектной деятельности в учебном процессе и влияния метода проектов на социализацию обучающихся Н.В. Белобородовой [4], П.П. Блонского [7], О.Б. Волжиной [11], Н.А. Газовой [13], Г.Б. Голуб [15], И.И. Джужук [20], Е.Г. Кагаровой [29], А.С. Макаренко, Е. Постниковой [56], М.А. Романовой [59], А.В. Ходыревой [70]. Изучались психологические аспекты использования проектной дея-тельности и формирования социального воспитания в работах Т.Е. Бадаевой [3], Л.С. Выготского [12], Н.В. Матяш [45]. Следует отметить, что сегодня продолжают активно развиваться взгляды на необходимость не только образованной, но и духовно-нравственной личности выпускника, успешно социализированной и социально воспитанной. Данная проблема становится все более актуальной, при этом данный вопрос рассматривается все более глубоко, разнопланово и дифференцированно, однако проблема организации социального воспитания в процессе обучения в школе остается мало изученной и требует дальнейшей детальной разработки. Таким образом, историографический анализ проблемы показывает актуальность вопроса организации модели социального воспитания обу-чающихся методом проектов, на различных этапах развития педагогиче-ской теории и практики показавшем свою состоятельность в коллективном воспитании детей. Идеи проектной деятельности обучающихся сопутствуют педагогической теории и практике, начиная с XVI века и выражаясь в разработке различного рода педагогических рекомендаций, направленных на поддержку обучения и воспитания личности. 1.2 Педагогическая характеристика метода проектов в социальном воспитании младших школьников на современном этапе В данном параграфе в результате анализа сущности, содержания, структуры, видов метода проектов в образовательном и воспитательном процессе общеобразовательных организаций нами отражено обоснование выбора метода проектов как средства формирования социального воспитания младших школьников. Осмысление воспитывающего потенциала использования метода проектов в школе предполагало уяснение сущности данного метода воспитания и выделение педагогических условий, способствующих формированию социального воспитания обучающихся младшей школы. Анализ научных трудов и исследований по проблеме использования метода проектов [35; 51; 53; 57; 60; 71; 76] показал, что под использованием термина «проект» (с лат. «projectus» – «брошенный вперед», замысел в виде прообраза объекта, результата деятельности) понимается все, что задумано и запланировано [54, с. 30]. По проблеме использования метода проекта в обучении и воспита-нии школьников необходимо уяснить различия и общее таких терминов, как «метод проектов», «проектная деятельность» и «социальное проектирование». Раскроем сущность данных понятий и определим их соотношение с точки зрения заявленной проблемы. Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»; «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия» [71]. В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект». Речь идет о проекте как некой акции, деле, предприятии, имеющем определенные цели, например, «Атомный проект», «Проект Курчатова» и др. Здесь проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности. Проектирование словари современного русского языка толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего. Таким образом, не смешивая и не путая два значения слова «проект»: 1) проект – как результат проектировочной деятельности; 2) проект – как форма организации совместной деятельности людей, в дальнейшем будем опираться на оба эти значения. Имеет смысл разобраться в понятии «проектирование», сопоставить его с другими важными понятиями. Существенным признаком проектирования является то, что проектирование – работа с будущим. Проект, который надо создать в ходе проектировочной деятельности, это идеальная модель. Это означает, что проектированию свойственно все то, что присуще работе с будущим и прежде всего высокая степень неопределенности. Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Некоторые ученые используют термин «проектный подход» (projectapproach) – подход, описывающий ситуацию, где работа над проектом используется как единственно-возможный подход, а также «проектная ориентация» (projectmethodorientation), подразумевая, что все обучение основано на «методе проектов». Согласно концепции Джона Дьюи [22] сущность метода проектов заключается в обучении и воспитании на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в приобретении определенного знания. Ученый, стоящий у истоков использования метода проектов, подчеркивает важность обеспечения детям их личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, применить которые возможно в дальнейшей жизни. Учителю следует подсказать источники информации, направить обучающихся в нужном направлении, а ученик, в результате самостоятельного поиска совместно с педагогом решаем проблему, применяя необходимые знания из разных областей. Работа над проблемой создает общую суть использования метода проектов, позволяя «формировать личный опыт ребенка по взаимодействию с социокультурным пространством ближайшего окружения» [24, с. 8]. Согласно учению У.Х. Килпатрика, полагавшего, что истинным центром должна быть активность обучающихся, выбирающих добровольно направление своей деятельности, метод проектов – это «метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебношкольного задания в реальной жизненной обстановке» [30, с. 28]. Система образования и воспитания должна быть основана на интересах детей и стимулирования их самостоятельно мышления. Образование должно быть построено в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы, исходить от детских интересов, что позволит создать условия эффективного формирования социального воспитания молодежи. По У.Х. Килпатрику процесс разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы и составляет суть проектной методики обучения. Исследователем Н.В. Матяш [44] проект рассматривается как самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до воплощения задуманного в жизнь совместной деятельности с педагогом. Проект в педагогике означает «предлагать что-то наперед, составление плана (программы) для освоения новых средств образовательной деятельности (педагогической, учебной, организационной). Проект остается предложением, планом до тех пор, пока не станет привычной формой деятельности» [58, с. 9]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg