Глава 1
Теоретическое обоснование проблемы
организационно-педагогического обеспечения использования
метода проектов в социальном воспитании младших школьников
1.1 Историко-педагогический анализ содержания
метода проектов в воспитательном процессе
Разработанный зарубежными педагогами метод проектов, а затем адаптированный к российским условиям отечественными учеными в начале XX века, несколько десятилетий подряд был не использован в образовании и воспитании. С начала 90-х годов XX века начинается его возрождение. Между тем применение проектной методики в условиях современной образовательной организации требует специального историко-педагогического анализа, выявления всех недостатков применения метода педагогами прошлых лет и преимуществ его использования. Осмысление анализа позволило бы выявить подходы основоположников этого метода к определению его сущности, специфики, педагогических условий эффективности использования; очертить круг проблем и подводных камней, связанных с использованием метода проектов. До настоящего момента, в отличие от образовательного, воспитательному потенциалу проектного метода уделено мало теоретических и практических разработок, а между тем в работе советских ученых 20-х годов, применивших метод в воспитатель-ных целях, было достаточно ценного опыта.
В современных условиях развития образования в России становятся актуальными разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают их подготовку не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем. В этом контексте сегодня представляется чрезвычайно важным обратиться к тому, что накоплено в педагогической теории и практике прошлого. Обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать «метод проектов» (или проектное обучение), представляется своевременным. Анализ литературы зарубежных и отечественных авторов по проблеме использования проектной методики в воспитании и образовании детей показал, что история «метода проектов» про-тиворечива и недостаточно изучена. Содержание этого понятия необходимо рассмотреть в контексте истории, показать динамику развития этого феномена и определить его место в ряду других распространенных методов обучения и воспитания обучающихся.
На протяжении нескольких столетий передовые ученые пытались осмыслить феномен метода проектов в каждый исторический период.
В процессе историографического исследования нами был собран материал по становлению проектной методики в отечественной и зарубежной педагогике, который в дальнейшем был обработан и представлен в форме таблицы, где изложен материал, касающийся данного вопроса с конца XVI века до конца XX в. [6; 7; 21; 22; 29; 30 и др.].
Укажем, что интерес к проектной методике насчитывает несколько столетий, с переменным успехом метод поддерживался в различные эпохи в разных странах. Метод проектов имел своих сторонников и оппонентов. Развитие и внедрение метода проходило постепенно. Анализ использования и географии распространения метода отражает переход от обучения взрослых учеников в начале истории метода к младшим школьникам общеобразовательных школ в современности. Необходимо также отметить, что наблюдается увеличение количества социальных проектов, что существенно влияет на социальное воспитание младших школьников. Таким образом, мы рассмотрели, как развивалась проектная деятельность учеными разных стран с XVI века по настоящее время [6; 7; 21; 22; 29; 30; 33; 36; 47; 64; 77]. Предпосылку проблемному обучению задал Сократ еще в античные времена, наметив основную стратегию познания, направленную на самостоятельный поиск информации. Конечно, еще нельзя было говорить о зарождении метода проектов, но, не выдавая истину в готовом виде, мотивируя обучающихся на самореализацию своих внутренних возможностей, великий философ перекликается с методом проектов в стремлении продумать наперед, как и где добыть информацию для достижения поставленной цели. Конец XVI века ознаменован созданием архитектурного и инженерного образовательного движения в Италии и осознанием несоответствия традиционного обучения запросам общества, науки и искусства. Развивается креативость студентов, основанная на принципах соревнования.
Появляются три основных признаков проекта:
? ориентация на обучающихся, означающая получение знаний в ходе самостоятельного и ответственного осуществления проекта;
? ориентация на действительность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;
? ориентация на продукт, предусматривающая применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата.
Конец XVIII века с точки зрения развития метода проектов отмечен тем, что проектная идея приобретает статус педагогического метода. Открывшаяся в 1671 году Королевская Академия Архитектуры в Париже задала периодичность использования проектной методики.
Итак, резюмируя все этапы в истории развития и становления понятия «метод проектов», по М. Кноллю [81] выделяется пять периодов: 1) 1590-1765: начало проектной работы в архитектурных школах Европы; 2) 1765-1880: «проект» как обычный методический прием и его принятие в Америке; 3) 1880-1915: работа по «проектам» в трудовых общеобразовательных школах; 4) 1915-1965: новое толкование «метода проектов» и его возвращение из Америки в Европу; 5) 1965 – по сегодняшний день: переосмысление проектной идеи и третья волна его международного распространения.
В современной педагогической науке существуют различные трак-товки метода проектов (Е.С. Полат [54], В.Н. Стернберг [67], Г.М. Код-жаспирова [31], Н.Ю. Пахомова [50], В.Д. Симоненко [64] и т.д.). Так, Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [54, с. 66]. Более того, ученый отмечает, что о методе проектов можно говорить как о целой педагогической технологии, которая включает в себя совокупность других методов обучения, главным образом творческих. В.Н. Стернберг в результате исследова-ний делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проек-тов» представляет собой творческую работу обучающихся в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [21, с. 76-77]. Г.М.Коджаспирова [31, с. 204] и М.Л. Сердюк придерживаются сходной точки зрения о методе проектов как системе обучения, «при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [19, с. 20].
На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами прове-дено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогиче-скую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования.
Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как це-лая технология, включающая в себя другие творческие методы. В педагогической и методической литературе можно встретить различные термины: метод проектов, проектный метод, проектная технология. Большинство источников по данной проблеме оперируют термином «метод проектов» лишь в силу длительного использования данного словосочетания. При этом само понятие «педагогический проект» предполагает проектирование в области педагогики вообще. Большинство отечественных ученых-педагогов начала ХХ в. отмечали в своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, творчество, коллективизм.
В настоящее время в педагогической литературе встречаются самые разнообразные словосочетания со словом «проект». Большое распространение получили персональные проекты, призванные удовлетворять следующим условиям:
? наличие конкретного социального адресата проекта (заказчика); – наличие социально или личностно значимой проблемы, задачи;
? самостоятельный, индивидуальный характер работы обучающегося;
? надпредметный характер проекта (то есть не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины).
Все сказанное выше позволяет сделать вывод: метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле – как педагогическую проектную технологию, включающую в себя многие методы (В.Б. Васильев [9], Е.С. Полат [54], В.В. Гузеев [17], Н.Ю. Пахомова [51], А.Г. Селевко, Г.К. Селевко [61], В.Д. Симоненко [65], И.С. Сергеев [63], И.Д. Чечель [71] и др.).
Проектная методика в России начала XXI в. переживает свое второе рождение. В ней импонирует то, что она позволяет ученику наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жесткие рамки, а является открытой, так как результат в рамках проекта не может быть заранее предрешен, а значит, ученику дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития, как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода и в воспитании обучающихся. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования в социальном воспитании младших школьников.
Изучив историю метода проектов и проанализировав тенденции развития метода и основные идеи ученых, занимавшихся данной темой, мы пришли к осознанию необходимости создания таблицы, отражающей суть вопроса. В общем массиве работ, рассматривающих вопросы проектной методики, большее место заняли публикации, содержащие богатый информационный материал, отражающий использование метода проектов в предметном образовании школьников. Они отличаются ярко выраженной направленностью на реализацию предметных проектов. В целом проведенный историографический анализ показал, что постепенно внедрение проектной методики происходило от наиболее возрастных групп (обучающихся вузов) в рамках профессионального образования к использованию в младших классах школ. Проблемы воспитания в России самостоятельной конкурентоспособной грамотной молодежи, не утратившей духовно-нравственного стержня, привлекают к себе пристальное внимание к реа-лизации проектной методики в свете социального воспитания достойных граждан нашей страны.
Ряд ученых, занимающихся в социальной педагогике проблемами формирования социального воспитания школьников [2; 10; 26; 39; 43; 48 и др.], отмечают, что современными направлениями социального воспитания являются такие, как физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание, а также воспитание «жизненной активности», включающее «воспитание воли, оптимизма, уравновешенности, как базовых качеств и способностей личности» [26], необходимое для реализации всех направлений. Сравнительный анализ особенностей подходов к организации проектной деятельности с обучающимися в разные исторические эпохи, отражает ряд преимуществ использования метода проектов в социальном воспитании и на современном этапе в развитии данных направлений:
1) мотивация обучающихся на самореализацию своих внутренних возможностей, что перекликается с задачей воспитания жизненной активности (Сократ). Идея активности, кооперации в деятельности находит выражение в методе проектов. Эвристический способ преподавания, организация поисковой творческой деятельности, направленной на самостоятельное отыскивание обучающимися решений проблем (П.Ф. Каптерев);
2) построение обучения на принципах соревнования, позволяющее развивать креативность студентов, их конкурентоспособность; ориентация на обучающихся, ориентация на действительность (Архитекторы Академии ди Сан Люка в Риме, Педагоги Королевской Академии Архитектуры в Париже);
3) умственное воспитание обучающихся должно быть направлено на систематизацию полученных знаний, а метод проектов является как раз тем средством, которое пытался найти еще Ж.Ж.-Руссо, «чтоб сблизить всю массу уроков, рассеянных в стольких книгах, свести их к одной общей цели, которую легко было бы видеть, интересно проследить» [34, с. 261]. Ряд ученых, придерживаются сходной точки зрения о методе проектов как системе обучения, «при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» (Г.М. Коджаспирова, М.Л. Сердюк) [19, с. 20];
4) метод проектов на практике соединяет обучение с производственным трудом, что соответствует психологии детей, их естественному стремлению к разнообразной деятельности. Выдающийся педагог Песталоцци считал, что труд развивает силы, ум, формирует нравственность, труд учит презирать слова, оторванные от дела, и вырабатывает такие качества, как точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Все это соответствует современным требованиям социокультурного воспитания – целенаправленного создания условий «для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, гендерных, нравственных и иных социальных способностей» [26]. В развитии теории кооперативного учения Курт Левин отмечает позитивную взаимозависимость, ко-операцию, которая ведет к взаимопереживающей коммуникации членов группы, облегчая процесс учения и движения к общей цели;
5) метод проектов – «демократический» метод, дающий молодым людям шанс социального роста (С. Робинсон);
6) воспитательный характер метода, помогающего решить проблему, формирование мышления школьника, выступающее главным результатом обучения, основанное на его личном опыте. Упор на особый развивающий личность потенциал, обусловленный направленностью обучения на «связь с жизнью», на практическое применение полученных знаний, на социализацию ученика (Д. Дьюи);
7) воспитание жизненной активности, акцент на познавательном интересе ребенка, развитии оптимизма, воли, усердия также перекликается с сутью проектной методики, когда под проектом педагог подразумевает всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, степенью сердечного увлечения ученика при выполнении поставленной цели (У.Х. Килпатрик);
8) воплощение идеи ученых в «методе проектов» о том, что всякое знание носит социально детерминированный характер и порождается совместными усилиями в ходе понимания и разрешения возникающих проблем (Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Р. Славин), также формирует социокультурное воспитание;
9) индивидуальная ответственность за результат совместной работы формирует характер обучающихся (Б. Скинер).
На основании работ В.Н. Стернберга, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат и др., мы пришли к выводу, что метод проектов начал использоваться сначала за рубежом, затем в России, начиная с обучения взрослых в рамках профессионального образования, с постепенным переходом к обучению и воспитанию данным методом школьников старшего, среднего и в итоге младшего звеньев [6; 7; 14; 21; 29; 30; 37; 52; 64; 67; 74 и др.].
На основе изложенных философских позиций строятся современные педагогические концепции социального воспитания. Формирование социального воспитания тесно связано с гуманистической педагогикой, главными понятиями которой являются «личностный рост», «лично-ориентированная направленность» и др. В гуманистической парадигме образования на первый план выходит сам человек, его ценности, его личная свобода, умение прогнозировать и контролировать себя. Гуманная педагогика предполагает формирование способности к саморазвитию, вдохновляет обучающегося к самосовершенствованию. Обучение и воспитание при этом стремятся повлиять лишь на направленность этого процесса. Задача образования и воспитания в гуманистической педагогике – создать возможность развития, саморазвития личности, способствовать ее самоактуализации и поиску индивидуальности.
В конце XX – начале XI вв. продолжают развиваться взгляды на проблему использования проектного метода в обучении и социальном воспитании обучающихся, при этом данный вопрос рассматривается более детально. Следует отметить выдающиеся исследования вопросов, касающихся использования метода проектов в воспитании школьников. Это работы [11; 24; 49; 59; 61; 70], касающиеся применения метода проектов в системе исторически сложившихся подходов к формированию социального воспитания в отечественной педагогике. Детальные исследования по проблемам использования проектной деятельности в общеобразовательных организациях проводились исследователями М.К. Господниковой, Н.М. Конышевой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, М.Б. Романовской, И.Д. Чечель, А.Н. Щукиным [35; 51; 53; 57; 60; 71; 76 и др.].
Привлекают внимание научные изыскания А.В. Иванова, В.А. Караковского, Л. Коломийченко, М.В. Шакуровой, В.Р. Ясницкой по вопросам организации социального воспитания в процессе обучения [26; 32; 73].
Значимы работы по формированию социального воспитания во внеучебной воспитательной деятельности А.Г. Адамовой [1], Н.А. Евле-шиной [23], Б.В. Куприянова [40], Л.Е. Курнешовой [59] и труды других отечественных авторов.
Также были проведены исследования, по вопросам использования проектной деятельности в учебном процессе и влияния метода проектов на социализацию обучающихся Н.В. Белобородовой [4], П.П. Блонского [7], О.Б. Волжиной [11], Н.А. Газовой [13], Г.Б. Голуб [15], И.И. Джужук [20], Е.Г. Кагаровой [29], А.С. Макаренко, Е. Постниковой [56], М.А. Романовой [59], А.В. Ходыревой [70].
Изучались психологические аспекты использования проектной дея-тельности и формирования социального воспитания в работах Т.Е. Бадаевой [3], Л.С. Выготского [12], Н.В. Матяш [45].
Следует отметить, что сегодня продолжают активно развиваться взгляды на необходимость не только образованной, но и духовно-нравственной личности выпускника, успешно социализированной и социально воспитанной. Данная проблема становится все более актуальной, при этом данный вопрос рассматривается все более глубоко, разнопланово и дифференцированно, однако проблема организации социального воспитания в процессе обучения в школе остается мало изученной и требует дальнейшей детальной разработки.
Таким образом, историографический анализ проблемы показывает актуальность вопроса организации модели социального воспитания обу-чающихся методом проектов, на различных этапах развития педагогиче-ской теории и практики показавшем свою состоятельность в коллективном воспитании детей. Идеи проектной деятельности обучающихся сопутствуют педагогической теории и практике, начиная с XVI века и выражаясь в разработке различного рода педагогических рекомендаций, направленных на поддержку обучения и воспитания личности.
1.2 Педагогическая характеристика метода проектов
в социальном воспитании младших школьников
на современном этапе
В данном параграфе в результате анализа сущности, содержания, структуры, видов метода проектов в образовательном и воспитательном процессе общеобразовательных организаций нами отражено обоснование выбора метода проектов как средства формирования социального воспитания младших школьников. Осмысление воспитывающего потенциала использования метода проектов в школе предполагало уяснение сущности данного метода воспитания и выделение педагогических условий, способствующих формированию социального воспитания обучающихся младшей школы.
Анализ научных трудов и исследований по проблеме использования метода проектов [35; 51; 53; 57; 60; 71; 76] показал, что под использованием термина «проект» (с лат. «projectus» – «брошенный вперед», замысел в виде прообраза объекта, результата деятельности) понимается все, что задумано и запланировано [54, с. 30].
По проблеме использования метода проекта в обучении и воспита-нии школьников необходимо уяснить различия и общее таких терминов, как «метод проектов», «проектная деятельность» и «социальное проектирование». Раскроем сущность данных понятий и определим их соотношение с точки зрения заявленной проблемы.
Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»; «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия» [71]. В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект». Речь идет о проекте как некой акции, деле, предприятии, имеющем определенные цели, например, «Атомный проект», «Проект Курчатова» и др. Здесь проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности.
Проектирование словари современного русского языка толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего.
Таким образом, не смешивая и не путая два значения слова «проект»: 1) проект – как результат проектировочной деятельности; 2) проект – как форма организации совместной деятельности людей, в дальнейшем будем опираться на оба эти значения.
Имеет смысл разобраться в понятии «проектирование», сопоставить его с другими важными понятиями.
Существенным признаком проектирования является то, что проектирование – работа с будущим. Проект, который надо создать в ходе проектировочной деятельности, это идеальная модель. Это означает, что проектированию свойственно все то, что присуще работе с будущим и прежде всего высокая степень неопределенности.
Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться.
Некоторые ученые используют термин «проектный подход» (projectapproach) – подход, описывающий ситуацию, где работа над проектом используется как единственно-возможный подход, а также «проектная ориентация» (projectmethodorientation), подразумевая, что все обучение основано на «методе проектов».
Согласно концепции Джона Дьюи [22] сущность метода проектов заключается в обучении и воспитании на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в приобретении определенного знания. Ученый, стоящий у истоков использования метода проектов, подчеркивает важность обеспечения детям их личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, применить которые возможно в дальнейшей жизни. Учителю следует подсказать источники информации, направить обучающихся в нужном направлении, а ученик, в результате самостоятельного поиска совместно с педагогом решаем проблему, применяя необходимые знания из разных областей. Работа над проблемой создает общую суть использования метода проектов, позволяя «формировать личный опыт ребенка по взаимодействию с социокультурным пространством ближайшего окружения» [24, с. 8].
Согласно учению У.Х. Килпатрика, полагавшего, что истинным центром должна быть активность обучающихся, выбирающих добровольно направление своей деятельности, метод проектов – это «метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебношкольного задания в реальной жизненной обстановке» [30, с. 28]. Система образования и воспитания должна быть основана на интересах детей и стимулирования их самостоятельно мышления. Образование должно быть построено в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы, исходить от детских интересов, что позволит создать условия эффективного формирования социального воспитания молодежи. По У.Х. Килпатрику процесс разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы и составляет суть проектной методики обучения.
Исследователем Н.В. Матяш [44] проект рассматривается как самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до воплощения задуманного в жизнь совместной деятельности с педагогом.
Проект в педагогике означает «предлагать что-то наперед, составление плана (программы) для освоения новых средств образовательной деятельности (педагогической, учебной, организационной). Проект остается предложением, планом до тех пор, пока не станет привычной формой деятельности» [58, с. 9]