1 Теоретические основы финансового контроля
1.1 Сущность и функции финансового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства [12, с. 47].
Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности государства [9, с. 173].
Профессор А. Г. Грязнова считает, что " финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а также для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов" [5, с. 75].
А профессор М. В. Романовский, считает, что "финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации [9, с. 112].
Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах [10, с. 38].
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств [8, с. 36].
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макро- уровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах [5, с. 57].
Задачи финансового контроля:
1. Проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений.
2. Выявление резервов роста финансовых ресурсов.
3. Правильность составления и исполнения бюджета.
4. Правильность ведения бухгалтерского учета.
5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно – правовым формам.
К функциям финансового контроля относят анализ, корректировку и предупредительную функцию.
Анализ включает в себя спектр действий:
- по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета;
- выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности;
- отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов);
- анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц).
Корректировка включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля [7, с. 90].
Предупредительная функция состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.
В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.
Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности [7, с. 184].
Таким образом финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля
Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий (рисунок 1.2.1).
Рисунок 1.2.1– Формы финансового контроля
Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная цель предварительного контроля – выявление возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов [12, с. 47].
Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.
Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций.
Он опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений [18, с. 25].
Последующий контроль проводится финансовыми органами в трех формах: документальная ревизия, проверка и анализ отчетов.
Документальная ревизия устанавливает обеспеченность сохранности, законности, целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств.
Проверка проводится экономистами финорганов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам).
Третьей формой последующего контроля является анализ финорганами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений.
Многие авторы выделяют и другие формы финансового контроля. (таблица 1.2.1).
Таблица 1.2.1 - Формы финансового контроля
Признак классификации Формы финансового контроля
Время проведения контроля Предварительный, текущий, последующий
Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
Место проведение контроля Камеральный, выездной
Полнота охвата проверяемого материала (информации) Сплошной, выборочный
Характер источников контроля Документальный, фактический
Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный
Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный
Повторяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный
Для определения видов финансового контроля исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. Традиционно выделяют следующие виды финансового контроля (см. таблицу 1.2.2).
Таблица 1.2.2 - Основные виды финансового контроля
Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля
Объект контроля Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Государственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.).
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании.диторский финансовый контроль дебиторский
Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти. Инициативный аудит проводится с целью получения информации, которая необходима исполнительному органу или участникам организации для принятия управленческих решений [3, с. 12].
Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов.
Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель – мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.
Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.
Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг. [19]
Таким образом, финансовый контроль классифицируется в зависимости от:
1. времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим;
2. субъектов, осуществляющих его, он может быть государственный и негосударственный (внутрихозяйственный, ведомственный, аудиторский);
3. объектов – бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и т.д. [12, с. 36].
Под методами финансового контроля понимают приемы, или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и др. По методам проведения финансового контроля различают:
1) проверки;
2) обследования;
3) надзор;
4) анализ финансовой деятельности;
5) ревизии;
6) наблюдения (мониторинг) [3, с. 35] (рисунок 1.2.3).
Рисунок 1.2.3 - Методы финансового контроля
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий [8, с. 50].
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства [14, с. 183].
Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д. [3, с. 69].
Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.
Таким образом, применяются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки, обследования, надзор, наблюдение, анализ финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
1.3 Органы, осуществляющие финансовый контроль, их задачи и функции в Российской Федерации
Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты [19, с. 102].
В соответствие с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органами власти страны. Важное место в управление занимают Президент РФ и Правительство РФ.
Президент РФ – глава государства. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно – правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.
В области управления финансами он осуществляет следующие функции:
1. вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово – бюджетным вопросам; подписывает и обнародует федеральные законы;
2. обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
3. использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных Президентом РФ. и др.
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции:
1. разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Гос. Думе отчет об исполнении государственного бюджета;
2. обеспечивает проведение в РФ единой кредитной, денежной и финансовой политики;
3. организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ.
Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ – звенья единой системы государственного управления финансами России [13, с. 19].
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
2. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
3. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
4. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
5. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. [23, с. 183].
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.
Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (см. рисунок 1.3.1).
Рисунок 1.3.1 - Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ
Основными задачами являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей [12, с. 18].
Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.
Министерство РФ по налогам и сборам, являясь правопреемником Государственной налоговой службы РФ.
Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами.
Основными задачами являются:
1. Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;
2. Обеспечение единства таможенной территории РФ;
3. Организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;
4. Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ [23, с. 283].
Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ, отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора [17, с. 76].
Итак, повышение качества и оперативности финансового контроля – это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.
2 Анализ финансового контроля на примере организации ОАО "Химпром"
2.1 Общая экономическая характеристика ОАО "Химпром"
ОАО "Химпром" — российское предприятие по производству продукции крупнотоннажной химии. С 2007 года является дочерней компанией ЗАО "Оргсинтез групп", входящую в группу компаний Ренова. Полное наименование — Открытое Акционерное Общество "Химпром". Штаб-квартира компании расположена в Новочебоксарске [24, с. 36].
ОАО "Химпром" — одно из ключевых предприятий отечественной химической индустрии, чья деятельность сосредоточена на крупнотоннажной химии. Предприятие производим более 100 наименований и марок продукции, которая пользуется спросом на внутреннем и международном рынках.
Открытое акционерное общество "Химпром" (далее Общество) является производственно-коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права участников Общества (акционеров) по отношению к Обществу.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Общество создано на неограниченный срок. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, свободно в вопросах определения формы управления, в проведении коммерческой, финансовой, научно-технической, кадровой и социальной политики, в принятии других хозяйственных решений, в том числе в области сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения прибыли, остающейся в распоряжении Общества.
Основные виды деятельности - производство химической продукции промышленного и бытового назначения, выполнение государственных заказов и реализация государственных программ, научные и инженерно-технические разработки, разработка новых технологий, создание новых производств, строительные, монтажные и ремонтные работы и услуги, полиграфическая и рекламная деятельность, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, другие виды деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ и Чувашской Республики [22, с. 9].
Значимость продукции ОАО "Химпром" для народного хозяйства РФ определяется широким спектром ее применения. Она востребована практически всеми отраслями промышленности.
Потребителями ОАО "Химпром" являются крупные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, которые в процессах отбелки целлюлозы применяют большие количества хлора, каустика и перекиси водорода. Для машиностроительного комплекса выпускаются готовые связующие, применяемые в процессах точного литья, а также компоненты для их приготовления - этилсиликаты. В производстве электротехнической продукции применяются кремнийорганические электроизоляционные лаки.