Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности развития воображения младших школьников

irina_k200 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Цель работы – изучение особенностей развития воображения у младших школьников. Ввиду поставленной цели определяю ряд задач: 1. Рассмотреть воображение, как специфическую функцию в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста; 2. Выявить сущность понятия «воображение»; 3. Изучить классификацию видов воображения; 4. Определить особенности развития воображения у младших школьников. 5. Организовать эмпирическое исследование особенностей развития воображения у младших школьников; 6. Проанализировать методическую основу развития воображения у младших школьников; 7. Разработать урок на развитие воображения у младших школьников. Объект исследования: развитие воображения у школьников младшего возраста. Предмет исследования: особенности развития воображения у младших школьников. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: - анализ психолого-педагогической и методической литературы; - системный; - сравнительно-сопоставительный; - экспериментальный. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
Введение

Воображение, являясь высшей психической функцией, отображает наше представление о мире. В сочетании с фантазией, воображение наиболее ярко проявляется в такой возрастной период как детство. Сама возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным – наиболее благоприятным для развития психологических свойств, видов поведения и когнитивных функций ребенка. Изучение особенностей развития воображения младших школьников – является важным вопросом для целого ряда наук, это и педагогика, и психология, и социология. Младший школьный возраст – это то время, когда закладывается основа будущей личности, когда все психические процессы достигают высшей точки своего развития. Воображение же, являясь специфической частью психического процесса, позволяет сформировать навыки, необходимые ребенку в дальнейшем как для успешного обучения, так и увлекательного досуга. Поэтому так важно развивать воображение ребенка именно в младшем школьном возрасте. Специфические особенности воображения наиболее сильно проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится равным мышлению. А для полноценного и качественного развития воображения следует создавать ребенку условия, предполагающие определенную самостоятельность, свободу решений и поступков, решительность, раскрепощенность. Как уже вспоминалось ранее, воображение чрезвычайно сильно связано с другими психическими процессами: памятью, мышлением, вниманием, восприятием, речью необходимыми для учебы. Следовательно, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, педагоги снижают качественный уровень всего обучения в целом. Данную тему рассматривали такие ученые как: Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Давыдов В. В., Ильенков Э. В., К.Тейлор, Д. Родари, В. Левин, Новлянская З. Н., Кириллова Г. Д., Дьяченко О. М., Палагина Н. Н., Ананьев Б. Г., Лесгафт П.Ф., Минский Е. М., Новикова А. М., Варламова С. А., и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….….. 1.1 Сущность понятия «воображение»……………………..…….……... 1.2 Виды и структура воображения………………………..…….……… 1.3 Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….... Выводы по первой главе……………………………..…………………... ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………... 2.1 Методическая основа по развитию воображения у младших школьников…………………………………………………………………….. 2.2 Разработка урока с применением материала для развития воображения младших школьников………………………………………….. Выводы по второй главе………….……...….…………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...
Список литературы

1. Битянова, М. И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /М. И. Битянова. – М.: Генезис, 2001. – 352 с. 2. Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А. В. Благонравова. – М.: Академия развития, 2009. - 410 c. 3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л. И. Божович – М.: Просвещение, 2016. – 464 с. 4. Вавилова, Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В. М. Паниной / Л.Н. Вавилова, Т.С. Кузина. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2017. - 94 с. 5. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. - М.: Студия АРДИС, 2014. – 772 с. 6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя / Л. С Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. 7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 47 с. 8. Гаврина, С. Развиваем воображение. Для 5-6 лет / Светлана Гаврина и др. – М.: Олма Медиа Групп, 2014. – 198 c. 9. Голованова, Н.Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - Издательство: Академия, 2013. - 240 с. 10. Григорович, Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие /Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2013. – 480 с. 11. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы. / В.М. Козубовский. – Мн.: Наука, 2018. – 368 с. 12. Колесникова, Г. И. Справочник детского психолога. / Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 348 с. 13. Коджаспирова, Г. М. Педагогика 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Издательство: Юрайт, 2016. – 716 с. 14. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие.// Психологический журнал. – М.: Наука/Интерпериодика, 2011, №5. - С.57-68. 15. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина и др. – М.: ТЦ: «Сфера», 2014. – 464 с. 16. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с. 17. Методы развития воображения. [Электронный ресурс]. URL: http://studwood.ru/585132/psihologiya. Дата обращения 26.12.2019. 18. Мухортова, Д. Д. Развитие воображения / Мухортова Д. Д., Мурадова В. И. // Вопросы школьной педагогики. – 2016. – №3. – С. 52-54. 19. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. / под ред. Дубровиной И.В. / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2013. – 148 с. 20. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 2001. – 304 с. 21. Развитие личности ребенка: от семи до одиннадцати. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 646 с. 22. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. / А.А. Реан, Я.Д. Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 2015. – 416 с. 23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л Рубинштейн. – М.: Серия «Мастера психологии», 2012. - 720 с. 24. Сиварева, Т. Логика, воображение, творчество / Т. Сиварева. – М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2010. – 463 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущность понятия «воображение» По словам Л. С. Выготского, воображение – это психический процесс создания образов предмета путем преобразования имеющихся представлений. [5, с. 46]. Воображение характерно только человеку. Оно произведено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Особенность воображения состоит в изменении прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно изменяет то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Самые близкие связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, моделируя ситуацию и ориентируя человека в процессе деятельности. С. Гаврина говорила, что воображение – это психический процесс создания новых образов, на основе ранее воспринятых [8, с. 61]. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточную позицию между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Исследователям почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является результатом воображения и творчества людей. Воображение может действовать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека. По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию и усилию воли производит у себя соответствующие образы. Активное воображение имеет свои виды: творческое и воссоздающее. Творческое воображение, возникающее в труде, предусматривает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных результатах деятельности, и является существенной стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей. Образы пассивного воображения возникают внезапно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Также пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Непреднамеренное воображение наблюдается при снижении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне [14, с. 58 - 60]. Кроме всего, воображение может проявляться в различных формах. Одной из форм проявления активного воображения и необходимого условия претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты – это отодвинутые во времени желания. Существуют еще и грезы - это вымысел картин, которых не существует в реальности. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, в принципе реальны. На самом деле любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты [18, с. 52]. Однако воображение может выступать и как замена деятельности, стать ее подделкой. В этой ситуации человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от казалось бы ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжестей жизни. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Они выполняют, так называемую, компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает слишком большое место в жизни человека, то это может говорить о недостатке развития личности. Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. В отличии от грез, которые можно считать вполне нормальным психическим состоянием, галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают большинство болезненных состояний. Галлюцинации считаются наиболее очевидными проявлениями пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается как несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности [18, с. 53]. К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни. Человек порой может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном варианте и, даже, искаженно (например, создавая и развивая различные религиозные учения и т.д.). Искаженное представление о мире часто приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются корректировке. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки. В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе [5, с. 123 - 124]: - выделения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства; - изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения (литота) по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов; - соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание мысленного образа, представления нового не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков); - конструирования предмета в связи с его назначением, например, копья: мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик, тяжелое копье); - мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта; - переноса определенного свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы); - мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок); - создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (классификация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, и др. наделены чертами, типичными для определенной эпохи). Большинство исследователей полагают, что физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания временных связей, образовавшихся в прошлом опыте и составляющих базу образов воображения». Таким образом, воображение связано с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения. 1.2 Виды и структура воображения Образы, которыми пользуется человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непринужденно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; создания которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, переделавшие, вносящие изменения в человеческий опыт, являются существенной характеристикой воображения. Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В повседневной жизни воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основание всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество [5, с. 127]. С помощью ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает согласно конкретной ситуации. С помощью памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей доступны в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, или воображаемой ситуации характерна только для человека. Воображение – это познавательный процесс отражения, будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте [2, с. 36]. Благодаря воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в изменении мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как деятельного субъекта. Воображение и мышление представляют собой процессы близкие по своей структуре и функциям. Исследователь Л.С. Выготский называл их «чрезвычайно родственными», отмечая единство их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как обязательный, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек применяет мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении побуждают к действию, и определяет его направление. Чем более сомнительной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем важнее становится роль воображения. Оно может реализовываться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их следствиями собственного творчества [6, с. 48]. Глубокая взаимосвязь присутствует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при зарождении в сознании человека воображаемого образа он ощущает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и реализовать в жизнь желаемые образы. Л.С. Выготский назвал это законом «эмоциональной реальности воображения» [6, с. 48]. Воображение может оказывать воздействие влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа. Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития. Исследователи выделяют следующие виды воображения [8, с. 94 - 95]: - по степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Активное воображение предполагает создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. - продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. - репродуктивное – это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Например, воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. - галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п. - мечты – это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди. - грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека. Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия. Некоторые предполагают даже, что сновидения способны предсказать человеку будущие события. Но чаще всего они являются отражением переживаний событий, произошедших за день. Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников [11, с. 196]. По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение - это «...создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами». Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению – чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение – «...самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт» [6, с. 54]. Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический, в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра – сказок, научной фантастики, «фэнтази». При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека – предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения – стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы. Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование – подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация – соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Отличительная черта процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание новых материальных ценностей, научных идей или художественных образов. Таким образом, в связи с особенностями и причинами возникновения различают следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: воссоздающее, творческое воображение и мечты человека. 1.3 Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте Важную роль воображение играет в психическом развитии младшего школьника. Оно пополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, изменяет прошлое и настоящее за счет обобщения, сочетания с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. При помощи воображения устанавливается планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает предугадывание, моделирование и создание образа, будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим перемены в реальной действительности. В дополнение, воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний. Соответственно, воображение занимает важное место в системе психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является существенной частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности. В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, подразумевавшее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переделкой исходного материала и созданием новых образов. Основная направленность в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в систематическом переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного соединения представлений к логическому аргументированию [14, с. 63]. Характерной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на существенные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово. В процессе обучения при общем развитии способности саморегуляции и управления своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Учебная деятельность оказывает поддержку на интенсивное развитие воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много описательных сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, то есть воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника являются его представления. Поэтому развитие воображения во многом зависит от сформированной у ребенка системы тематических представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира. Младший школьный возраст можно считать наиболее благоприятным, так упоминаемым, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто сочетаются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их бывает настолько глубоким, что младшие школьники чувствуют необходимость рассказать об этом [19, с. 84].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg