1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность, цели и принципы реализации государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика –направленность деятельности государства Российской Федерации, представляющее из себя систему мер следующего характера: нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного, воплощаемые на основе сотрудничества с институтами гражданского общества и гражданами, ориентированных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых людей, повышение потенциала для эффективной самореализации молодых людей и увеличении уровня ее возможностей в целях получения стабильного социально-экономического развития, конкурентоспособности, безопасности страны, а также упрочения ее ведущих позиций на мировой арене[17].
Орган, который реализует функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, на федеральном уровне является агентство по делам молодежи «Росмолодежь» [42], которое, в свою очередь, находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации является единственным органом на уровне государственной власти, деятельность которого сконцентрирована в вопросе развитии молодых граждан РоссийскойФедерации.
Агентство рассматривает молодёжь как один из основных ресурсов развития страны, и на этом убеждении выстраивает свою работу в рамках воплощения государственной молодёжной политики Российской Федерации. Деятельность Росмолодежи направлена на создание возможностей для молодого поколения и сосредоточение усилий по их самореализации.
В настоящее время в Российской Федерации особым законом, регулирующий условия государственного финансирования федеральных и региональных программ развития, в результате российской специфики бюджетирования является наличие закона о государственной молодежной политике.
Регулирование вопросов молодежной политики в Российской Федерации осуществляются при помощи конституционного, федерального и регионального законодательства, а также нормативно-распорядительными документами ведомственного характера: законодательством о труде, законодательством об образовании, семейным законодательством, жилищным законодательством, законодательными актами по вопросам социальной защиты и т.д.
В 1999 г. уже предпринималась возможность принятия на федеральном уровне особого федерального закона в области государственной молодежной политики, который бы создал эту необходимую правовую базу создания и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также бы закрепил принципы разграничения полномочий между различными уровнями государственного управления. В то время данный законодательный акт был отклонен Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. В настоящее время отсутствие подобного федерального закона не позволяет нам иметь четкие регламентированные рамки полномочий и ответственности в вопросах молодежной политики между всеми уровнями власти. Этот недочет вынуждены компенсировать региональным законодательством.
Современное законодательство Российской Федерации, как федерального, так и регионального значения в сфере молодежной политики регулирует такие вопросы как:
цели и принципы государственной молодежной политики;
структура и меры государственной поддержки молодежных общественных объединений в Российской Федерации;
выполнение гарантий в области занятости молодежи, содействие предпринимательской деятельности;
воссоздание условий, для развития молодежи физически и духовно, гарантия обеспечение молодых граждан гарантированным минимум социальных услуг;
предоставление помощи молодой семье и талантливой молодежи;
способствование международным молодежным обменам.
Колоссальный объем нормативно-правовых актов, федеральных органов исполнительной власти в области регулирования молодежной политики принимались с целью исполнения и реализации положений законодательных актов Российской Федерации, а так же указов, постановлений, распоряжений Президента России и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Значительная часть нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и министерств связанны с реализацией определенных направлений государственной молодежной политики, например, такие как:
«О создании Совета по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи» Приказ Министерства образования России от 30 декабря 2003 г. № 4877;
«О Совете руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации при Министерстве образования Российской Федерации» Приказ Министерства образования России от 5 ноября 2001 г. № 3545;
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 13.12.2013).
Основные положения действующей государственной молодежной политики в Российской Федерации определены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р «Основами государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»[17].
Цели государственной молодежной политики направлены на улучшение правовых, организационных и социально-экономических условий для успешной самореализации молодых людей, ориентированной на выявление её потенциала и последующего развития Российской Федерации, а также помощь интеграции молодёжи в общество и повышение её роли в жизни страны.
Для выполнения установленных целей в процессе воплощения основ государственной политики Российской Федерации планируется реализовать за счет решения следующих задач:
Во-первых, за счет привлечения молодых людей в социальную практику и ее просвещение о возможностях саморазвития, сопровождение научной поддержки, творческой и предпринимательской активности молодых людей. Реализация данной задачи будет воплощаться за счет:
развития способов и программ социального информирования по всей области вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);
совершенствование материально-технической основы учреждений по взаимодействию с молодежью, увеличение их сети, усовершенствование системы подготовки и создания механизмов постоянного образования кадрового состава по работе с молодежью;
предоставление информационно-консалтинговой помощи молодежи, а также создание проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельской местности и удаленных районах, организация доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
реализация эффективных методов и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, включая деятельность различных трудовых объединений, студенческих трудовых отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, модернизация нормативно-правовой базы для более свободной формы привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
помощь межрегионального и международного сотрудничества молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес- конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, ориентированных на взаимное проникновение ценностей российской и мировойкультуры;
воплощение программ, направленных на поддержку молодежного предпринимательства, в том числе и в инновационных секторахэкономики.
Во-вторых, создание единой системы поддержки, обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Данная система включает в себя:
предоставление многократного расширения количества молодых людей, принимающих участие в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), увеличение перечня конкурсов, и модернизация методик отбора;
разработка и расширение системы "социальных лифтов" (помощь и сопровождение) лауреатов премий и способной молодежи из небольших городов, а так же сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
разработка структуры интернатов для одаренной молодежи, внедрение сезонных научных лагерей, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в успешных отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах;
популяризация эффективных форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
вовлечение молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.
В-третьих, это образование и патриотическое воспитание молодых людей, содействие в формировании правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Эту задачу можно реализовать при помощи:
реализация добровольной волонтерской деятельности молодежи, воссоздание условий для реализации деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
расширение всех форм молодежного самоуправления в ученических, студенческих и трудовых коллективах;
популяризация с помощью применения программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
помощь в формировании программ национально-государственной идентичности, развитие у молодежи толерантности к представителям различных этносов;
побуждение проявления заинтересованности у молодежи к историческому и культурному наследию России, а также защите окружающей среды при помощи развития системы внутреннего туризма, содействие участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по восстановлению архитектурно-исторических памятников.
1.2 Опыт реализации государственной молодежной политики
Молодежная политика – это обязательная часть целостной государственной политики, которая представляет из себя комплекс законодательных актов по определению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением страны[28].
Эффективность и результативность государственной молодежной политики устанавливается фактической реализацией комплекса мер различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно- нравственного, психологического, воспитательного и т.д. Внедрение вышеуказанных указанных мер создает условия для создания благоприятных условий и наиболее результативного развития потенциала молодого поколения.
По мнению многих экспертов, часть западных стран достигла в области государственной молодежной политики хороших результатов. На основании этого России может быть полезным изучение их опыта в формировании и реализации молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).
Принципы и направления молодежной политики в ряде западных странах формировались в 50-60-е годы двадцатого века, в основе лежала благотворительность и добровольность, а также государственная помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).
В европейских странах цель современной молодежной политики выступает бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. В течение 10-12 лет нахождение в возрастной группе молодежи необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит сформировавшейся, полноценной и сознательной личностью [14].
Анализ зарубежного опыта показывает различие подходов как к разработке и реализации молодёжной политики в различных странах, так и к самому определению молодёжи.
Несмотря на различие подходов при реализации молодежной политики в разных странах все же можно определить общую цель молодёжной политики как содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество и повышение их самостоятельности.
Рассматривая опыт реализации государственной молодежной политики в нашей стране, а в связи с этим и появившиеся проблемы ее нормативного и правового регулирования, целесообразно акцентировать внимание на период с 2000 по 2013 год. Почему именно с 2000 года? Потому что только тогда работа молодежных объединений приобрела некую определенную последовательность и системность, стала более четкой в определении своих основных движущих целей и идей. Предпосылками формирования этого процесса явились неопределенность, царившая в то время в молодежной среде, и, как следствие этого, отсутствие единой концепции и абсолютная бессистемность существующей в то время молодежной политики [1].
В период формирования новой российской государственности наиболее эффективными и единственно возможными способами взаимодействия государственных и общественных структур были совместные работы на общую задачу, которая заключалась в отстаивании интересов молодежи на фоне государства и общества. Такой союз имел ряд недостатков как со стороны государственного органа, реализующего молодежную политику, так и со стороны общественных объединений. Государственные структуры, руководствуясь исключительно защитой интересов молодежи, оставляли без внимания совместные интересы общества и государства в отношении молодежи, и, как следствие этого, общество не понимало, что оно теряет при отсутствии вложений в молодежь, да и, собственно, что оно вообще должно в него вкладывать. Также отсутствовало обоснование присутствия государственной молодежной политики во внутренней политике государства. На основании данных социологических исследований, на начальной стадии рыночных реформ молодежь, прежде всего, нуждалась в социальной защите, которая уже к середине 1990-х годов себя полностью исчерпала ввиду отсутствия актуальности. Выяснилось, что молодежь обладает рядом специфических особенностей, среди которых выделяют наиболее быструю адаптацию к новым условиям жизни, в связи с чем она нуждается не столько в социальной защите и поддержке, сколько в создании благоприятных условий для самоидентификации и самореализации. Акцентирование внимания на социальной защите и поддержке привело к формированию установок, которые не мотивировали молодежь, а, наоборот, дезорганизовывали и инициировали иждивенческие установки.
Иными словами, это был путь в «никуда», назревала необходимость смены такого положения дел. В связи с этим была сформирована группа, состоящая из лидеров и представителей крупных общественных объединений: Национального совета молодежных и детских объединений России, общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» и т.д., которая пришла к выводу, что существующая на тот момент молодежная политика не эффективна. Одними из самых значимых проблем были выделены следующие: отсутствие единых стратегических целей, обратной связи, коммуникативного взаимодействия между объединениями и регулярных встреч. Следствием активной совместной работы по изменению существующей ситуации стала работа первого Гражданского форума, с участием президента России В.В. Путина, который состоялся 21 ноября 2001 года в Москве. Именно это событие оказало огромное влияние на развитие общественного молодежного сознания, что привело негосударственные организации к выводам о том, что «осуществляемая в настоящее время государственная молодежная политика недостаточно эффективна и не отвечает потребностям общества». Следствием этого стали ключевые изменения в самоидентификации молодежных объединений - они впервые заняли позицию, которая существенно отличалась от позиции государственных органов, заявив о себе как о самостоятельном и независимом субъекте молодежной политики со своими интересами и спецификой. Рождающиеся в самом гражданском обществе программы и предложения, созданные на основании интересов граждан, нуждались в экспертной оценке, вследствие чего была сформулирована задача о необходимости создания независимой общественной экспертизы, вопрос о которой был рассмотрен в рамках Гражданского форума. Создание такой открытой экспертной системы повлияло на качество молодежной политики, особенно в сегменте по предоставлению президентских грантов молодежным объединениям, ориентируясь, прежде всего, на открытость и прозрачность самой процедуры. Результатом работы форума послужила единая сформулированная концепция, направленная на формирование общих стратегических целей, которую, однако, поддержали не все участники форума. Так, например, Союз молодежных организаций Российской Федерации предложил изменить концепцию государственной молодежной политики путем создания общественно-государственной организации на базе Союза молодежных организаций Российской Федерации. Предлагаемая структура состояла из двух блоков: государственной системы управления и общественной системы, в рамках которой управление осуществлялось при участии самой молодежи. То есть предлагаемая модель была направлена на создание независимого федерального органа, сочетающего как работу государства, так и работу общественных объединений. Тем не менее данный подход, с точки зрения других молодежных объединений, был очень похож на Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) и означал возврат к прошлому, в связи с чем и не нашел широкой поддержки.