Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Социальное партнерство: коллективные договоры и соглашения

irina_k200 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу заключения коллективных договоров и коллективных соглашений в соответствии с нормами отечественного трудового права. Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих данную область правоотношений, учебные, доктринальные источники. Целью работы является комплексная характеристика институтов коллективного договора в коллективного соглашения в российском трудовом праве. Задачи работы: ? определение понятия, принципов и уровней социального партнерства в сфере трудового права; ? характеристика понятия, особенностей содержания, порядка заключения, изменения и расторжения коллективного договора по трудовому праву России; ? характеристика понятия, особенностей содержания, порядка заключения, изменения и расторжения коллективного соглашения по трудовому праву России. Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, хотя некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны. Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство - путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности Международной организации труда (МОТ), которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства. Современное трудовое право России рассматривает социальное партнерство в сфере труда в качестве одного из своих основных институтов. Он является «сквозным», пронизывающим практически все остальные институты. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в концентрированной форме регулирует основные вопросы социального партнерства в сфере труда в рамках специальной части (ч. 2) и специального раздела (раздел второй). Ст. 23 ТК РФ дает понятие социального партнерства в сфере труда. Это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В необходимых случаях в этих взаимоотношениях участвуют также органы государственной власти, органы местного самоуправления. Это означает, что социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственной деятельности - от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до всероссийского уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству. Таким образом, роль социального партнерства в обеспечении стабильности трудовых правоотношений очевидна, следовательно, актуальность исследований в данной области не вызывает сомнений.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………3 Глава 1. Понятие, принципы и уровни социального партнерства в трудовых отношениях…………………………………………………………………………...6 1.1 Понятие социального партнерства в трудовых отношениях………………….6 1.2 Основные принципы социального партнерства………………………………..9 1.3 Уровни и формы социального партнерства…………………………………...12 Глава 2. Коллективные договоры………………………………………………….15 2.1 Понятие коллективного договора……………………………………………...15 2.2 Заключение коллективного договора………………………………………….17 2.3 Структура и содержание коллективного договора…………………………...18 Глава 3. Коллективные соглашения……………………………………………….27 3.1 Понятие коллективных соглашений…………………………………………...27 3.2 Содержание и структура соглашения………………………………………….30 Заключение………………………………………………………………………….32 Список использованных источников и литературы……………………………...34
Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года // Российская газета. 2001. 31 декабря. 2. Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / Под ред. д-ра юрид. наук К. Д. Крылова, М.: Проспект, 2011. 256 с. 3. Договоры о труде в сфере действия трудового права: учебное пособие / К. Н. Гусов, К. Д. Крылов, А. М. Лушников и др. / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2010. С. 112. 312 с. 4. Анисимов А. Л. Коллективный договор как средство укрепления трудовых отношений и социального партнерства // Трудовое право. 2007. № 5. С. 15-19. 5. Васьков В. С., Гарипов Р. С. Эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых прав и социальных гарантий работников // Трудовое право. 2009. № 9. С. 20-23. 6. Ершова Е. А. Соглашения и коллективные договоры, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. 2007. № 6. С. 11-12. 7. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации // СПС КонсультантПлюс. 2010. 8. Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. Л. Сафонов. М., 2011. 672 с. 9. Нефедов В. Г. Законодательные проблемы коллективных переговоров по заключению отраслевых соглашений. Формирование сторон в условиях новой классификации экономики // Трудовое право. 2010. № 7. С. 93-96. 10. Пытикова Т. А., Бошно С. В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. № 5. С. 15-19. Материалы судебной практики 1. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2014 по делу N 33-46276/14 // СПС http://daywork.ru 2. Определение Московского городского суда от 06.05.2015 N 4г/7-4140/15 // СПС http://daywork.ru 3. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-10581/2014 // СПС http://daywork.ru 4. Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 388-О // СПС http://daywork.ru 5. Апелляционное определение Приморского краевого суда от 18.07.2017 по делу N 33-6836/2017 // СПС http://daywork.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие, принципы и уровни социального партнерства в трудовых отношениях 1.1 Понятие социального партнерства в трудовых отношениях В ТК РФ 2001 года впервые на федеральном уровне урегулированы важные вопросы социального партнерства - его понятие, правовой статус сторон социального партнерства и их представителей, сформулированы правовые принципы их взаимоотношений. В ТК РФ и новых нормативных правовых актах, принятых в его развитие, определены правовые формы и меры, содействующие расширению и реализации норм о социальном партнерстве. Поэтому можно отметить, что в настоящее время в России имеется в основном достаточная правовая база для развития социального партнерства в сфере труда, что оказывает также значительное влияние на повышение научного интереса к проблемам социального партнерства со стороны представителей различных отраслей науки - экономики, права, социологии, а также практических работников, особенно профсоюзных, призванных обеспечивать реализацию соответствующих норм. Заметно увеличивается количество специальной литературы по вопросам социального партнерства. Понятие социального партнерства. Понятие социального партнерства дано в ч. 1 ст. 23 ТК РФ, согласно которой социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Суть правового понятия социального партнерства заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает достижение согласия и сотрудничества между сторонами социального партнерства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Суть принципа социального партнерства заключается в праве на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании социально-трудовых отношений. Оно может проявляться в различных формах социального партнерства. Но наличие самого принципа социального партнерства, закрепленного в ст. 2 ТК РФ, требует его последовательного учета как в процессе установления и применения условий труда, так и при рассмотрении трудовых споров, особенно коллективных. Организацию и порядок договорного регулирования определяют основные принципы социального партнерства, закрепленные в ст. 24 ТК РФ, первостепенное значение среди которых имеет принцип равноправия сторон. Действие этого базового принципа логически связано с другим принципом - принципом обязательности исполнения договорных условий (установленных в коллективных договорах, соглашениях) не только работодателями и их представителями, но и работниками и их представителями. Тем самым еще раз подтверждается важность принципа равенства сторон, участвующих в договорном обеспечении интересов работников и работодателей. Поэтому при определении понятия социального партнерства в сфере труда важно отмечать, что оно определяет взаимосогласованные отношения, возникающие между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления в ходе договорного регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Стороны и значение социального партнерства. В сложном комплексе взаимоотношений по социальному партнерству сторонами в соответствии со ст. 25 ТК РФ выступают работники и работодатели в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке. Работники как сторона социального партнерства - это коллектив физических лиц, состоящий в трудовых отношениях с данным работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работодатели - физические либо юридические лица (организации), вступившие в коллективные трудовые (организационно-управленческие) отношения с коллективом работников данной организации, индивидуального предпринимателя. В качестве стороны социального партнерства признаются также органы государственной власти и органы местного самоуправления, но лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей (ч. 2 ст. 25 ТК РФ), а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Стороны социального партнерства - работники и работодатели - могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей. Круг представителей сторон социального партнерства и их правовой статус определены в отдельной главе 4 (ст. 29 - 34 ТК РФ) и будут рассмотрены ниже. Характеризуя значение социального партнерства в сфере труда, важно опираться на международные трудовые нормы и принципы, которые выступают в качестве эффективного механизма управления в сфере социально-трудовых отношений, способствуют их регулированию на основе принципа договорного их регулирования и учета общественного мнения по обсуждаемым вопросам труда. Социальное партнерство способствует расширению участия работников в управлении организациями и учреждениями, внедрению норм и ценностей, основанных на уважении законных прав человека. Расширение договорного способа регулирования отношений в сфере труда способствует обеспечению социального контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, объединений работодателей, некоммерческих организаций, органов власти путем информирования граждан о содержании заключаемых договоров и соглашений и результатах их выполнения. Дальнейшее развитие и совершенствование системы социального партнерства способствует предупреждению различных проявлений социальной напряженности в различных сферах трудовой деятельности. 1.2 Основные принципы социального партнерства Принципы социального партнерства - это основополагающие идеи, на базе которых возникают, существуют и реализуются взаимоотношения между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, связанные с договорным регулированием социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В этих идеях отражены цивилизованные правила вступления в социально-партнерские взаимоотношения, процедура ведения коллективных переговоров, порядок разрешения возможных разногласий, оформление достигнутых соглашений, обязательность их выполнения и ответственность за нарушение обязательств, принятых на себя сторонами социального партнерства. Интересно отметить, что объективно существующее противостояние между трудом и капиталом, сопровождающееся стачками и забастовками, наносящими убытки предпринимательской деятельности, побуждало предпринимателей уже в далекие прошлые годы нашей истории к установлению определенных правил ведения своей предпринимательской деятельности. Эти правила носили ограниченную, корпоративную сферу применения и по своему существу являлись нравственными принципами деловой этики предпринимателей. Так, еще в 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России. Они касались различных сторон предпринимательской деятельности. В качестве примера приведем лишь один из указанных принципов, затрагивающий отношение предпринимателей к наемным работникам. Он назван «Люби и уважай человека», согласно которому «любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение». В таких условиях «возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске». Несмотря на некоторую наивность приведенной формулировки данного принципа, в нем, на наш взгляд, выражено самое главное - необходимость устанавливать отношения между предпринимателем и работником на основе уважения человека труда со стороны предпринимателя, создания обеим сторонам условий для гармонии их интересов при участии в предпринимательской деятельности, для морального и материального стимулирования труда работников. В начале XX в. проблемы социального партнерства в сфере труда стали предметом законодательного регулирования, ибо поддержание нормальных взаимоотношений между работодателями и работниками требовали учета не только идеологических и нравственных принципов, но и использования правовых средств, обеспечивающих взаимовыгодные решения для каждой из сторон трудового правоотношения, а также и государства. Впервые принципы социального партнерства на международном уровне были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. с последующим развитием их в конвенциях и Рекомендациях МОТ и в национальном законодательстве, а также в коллективно-договорной практике. В российском законодательстве они были закреплены сначала в ст. 4 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». В процессе подготовки ТК РФ эти принципы были включены в него в качестве основных принципов социального партнерства в ст. 24 ТК РФ. Учитывая установленный объем данного учебного пособия, в нем названы закрепленные в ТК РФ принципы с краткой характеристикой их содержания. В соответствии со ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерства являются: ? равноправие сторон; ? уважение и учет интересов сторон; ? заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; ? содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; ? соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ? полномочность представителей сторон; ? свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; ? добровольность принятия сторонами на себя обязательств; ? реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; ? обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; ? контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ? ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. В процессе практического применения основных принципов социального партнерства важно учитывать, что они органически взаимосвязаны и взаимообусловлены и требуют их последовательного учета при реализации любой формы социального партнерства и на всех его уровнях (ст. 26 ТК РФ). 1.3 Уровни и формы социального партнерства Согласно ст. 26 ТК РФ социальное партнерство осуществляется на следующих уровнях: ? федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; ? межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; ? региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; ? отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); ? территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; ? локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда. В данной статье предусмотрено многоуровневое осуществление социального партнерства. Выделение каждого уровня связано с необходимостью учета территориально-отраслевых особенностей договорного регулирования социально-трудовых отношений, целесообразности соответствующей формы социального партнерства. Применительно к каждому уровню определены основы и сфера действия соответствующего регулирования с учетом числа субъектов, на которых оно распространяется. Так, на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда Российской Федерации; на отраслевом уровне сфера регулирования основ касается отношений в сфере труда применительно либо к одной отрасли, либо к нескольким отраслям; на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда соответствующего муниципального образования; на локальном уровне устанавливаются взаимные обязательства работников и работодателя в пределах одной организации либо между работниками и индивидуальным предпринимателем (ст. 40 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется в формах, предусмотренных ст. 27 ТК РФ. К ним относятся: ? коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; ? взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ? участие работников, их представителей в управлении организацией; ? участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. На практике используются и другие формы социального партнерства, обеспечивающие содействие решению проблем в сфере труда. Они могут определяться действующим законодательством или сложившейся практикой. К ним относится, например, создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных советов. Среди указанных в ст. 27 ТК РФ форм социального партнерства особо выделяются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Именно они в наибольшей степени обеспечивают взаимодействие их сторон, направленное на более полное согласование интересов сторон договорного регулирования. Подробно механизм реализации этой формы социального партнерства раскрывается в главах 5, 6, 7 раздела II (ст. 35 - 51 ТК РФ). Содержание и значение принимаемых договорных актов на первых из пяти указанных выше уровней социального партнерства осуществляется в форме соглашений, в которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. Понятие «основы» применительно к ним включают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или ряда отраслей в пределах соответствующей отрасли и т.п. (см. подробнее в последней главе данного пособия). На шестом - локальном уровне - в организациях или у индивидуального предпринимателя заключаются коллективные договоры, которые являются предметом подробного изложения в следующей главе данного учебного пособия. Глава 2. Коллективные договоры 2.1 Понятие коллективного договора Коллективные договоры, согласно ст. 27 ТК РФ, являются одной из важнейших форм социального партнерства. Поэтому все положения, касающиеся понятия и принципов социального партнерства, порядка ведения коллективных переговоров и др., раскрытые в главе 8 данного учебного пособия, относятся и к коллективным договорам. Вместе с тем, учитывая большую практическую и теоретическую значимость коллективного договора, нормы, регулирующие важнейшие его узловые вопросы, выделены в ТК РФ в самостоятельную главу 7. Понятие коллективного договора и его юридическое значение. Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Его главная цель - на основе взаимного соглашения между работниками и работодателем в лице их представителей сбалансировать условия труда и заработной платы, определяющие содержание социально-трудовых отношений коллектива работников, занятых в соответствующей организации или у индивидуального предпринимателя с учетом интересов работников и работодателей. Понятие, значение и стороны коллективного договора сформулированы в ч. 1 ст. 40 ТК РФ с учетом международно-правовых актов, регламентирующих право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров. Так, согласно Рекомендации МОТ 1951 г. № 91 «О коллективных договорах» под коллективным договором подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, и другой стороны - одной или несколькими представительными организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными, или их представителями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 46 страниц
552 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg