ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ
Образование всегда являлось одной из важнейших сфер общественной жизни, обеспечивая сохранение и развитие социума. Современная система образования в России не стоит на месте, за время ее модернизации было принято множество документов, включая стратегические, которые определяли содержание и направление развития отечественного образования. С 2006 по 2017 г. было принято пять государственных / федеральных целевых программ развития образования. Последняя, рассчитанная на 2018–2025 гг., имеет следующие шесть приоритетов: создание современной образовательной среды для школьников; современная цифровая образовательная среда; доступное дополнительное образование для детей; рабочие кадры для передовых технологий; вузы как центры пространства создания инноваций; развитие экспортного потенциала российской системы образования [2]. Действует также ряд более мелких программ, направленных на развитие глобального образования, продвижение русского языка за рубежом, повышение конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров («Проект 5–100») и др.
Самыми главными характеристиками системы образования являются результаты ее функционирования. В настоящее время в качестве таких показателей выступают оценки качества образования населения и человеческого капитала. По Индексу человеческого развития (ИЧП) Россия в 2015 г. заняла 49-е место в мире (0,816) и вошла в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В 2016 г. она переместилась на 50-е место (0,798) – в группу стран с высоким уровнем человеческого развития (из-за снижения показателя ВВП на душу населения, рассчитанного в долларах США по паритету покупательной способности). [11]
Специалисты также считают, что в России не выработан оптимальный стратегический и тактический подход к реализации Болонской декларации. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования (Подписана: 19 июня 1999 года). Поэтому внедрение ее принципов в отечественную практику ведет к ухудшению качества образования в стране и усугублению проблем высшей школы, включая отъезд самых талантливых студентов за границу. Более того, последние реформы ведут к росту неэффективности всей системы высшего образования. Так, система рейтингования вузов не обеспечивает трансляцию образовательных инноваций в системе высшего образования, зато способствует развитию имитационной деятельности. Конкуренция вузов все больше сводится к борьбе за бюджетные места и статус, который обеспечивает получение дополнительных бюджетных субсидий. [7]
Так же стоит отметить, что в конце 2019 года подошел к концу первый год реализации национального проекта "Образование". В его рамках - три федеральных проекта, за которые отвечает министерство науки и высшего образования. По словам замминистра науки и высшего образования Марины Боровской: «Российские вузы стали чаще попадать в глобальные рейтинги. Но присутствие в рейтинге - не самоцель, а лишь индикатор сильных и слабых сторон каждого конкретного вуза. Университеты прежде всего должны концентрироваться на своем развитии.» В 2019 году в топ-500 институциональных рейтингов входит 16 российских университетов. В 2012 году их было семь. А всего сегодня в международных глобальных рейтингах присутствует 48 отечественных вузов.
Одна из целей нацпроекта "Образование" - в каждом федеральном округе должен появиться как минимум один университет мирового класса, качество образования в котором будет иметь и международное признание. Чтобы школьники и их родители были уверены, что они могут получить хорошее образование у себя в регионе. Тогда и работодатели будут понимать, что выпускники таких вузов - специалисты высокого уровня.
Не стоит забывать о том, что одним из значимых моментов нацпроекта стало продвижение российского образования за рубежом. Было проведено 11 конкурсов, в том числе на создание зарубежных ресурсных центров. В средствах массовой информации 26 стран мира запущена информационная кампания о российском образовании, и объем информирования будет только расти.
Также, в 2019 году прошёл образовательный интенсив "Остров 10-22". В Сколковском институте науки и технологий "Остров" прошел уже во второй раз. Его цель - создание команд региональных университетов, которые смогут менять подходы в подготовке кадров для технологического развития России. Интенсив собрал на своих мероприятиях более 4,5 тысячи человек - участников управленческих команд вузов, включая ректоров, проректоров, экспертов, представителей региональных и федеральных органов власти и бизнеса. Всего на "Остров" собрались представители 137 вузов, причем 16 из них - иностранные.
На интенсиве команды вузов запустили 348 межвузовских проектов в области управления на основе данных, совместного развития технологий искусственного интеллекта и других направлений. Для поддержки этих проектов после завершения "Острова" впервые запущена сервисная модель соглашений о взаимодействии участников.
Благодаря "Острову 10-22" 100 вузов совместно с ИТ-компаниями запустили на "Острове" проект по развитию искусственного интеллекта, который стал самым масштабным сетевым проектом в мире».
«Сегодня одна из ключевых задач - привлечение в научную деятельность молодых исследователей», - сказал министр науки и высшего образования Михаил Котюков, подводя итоги конкурса на заседании Совета по грантам. - За последние десять лет число ученых в возрасте до 39 лет выросло с 117,1 до 157,8 тысячи человек. В науку приходят сильные, талантливые молодые люди. Были опубликованы результаты международного исследования качества образования PISA-2018. Оно проводилось в 79 странах, в нем участвовало более 600 тысяч 15-летних школьников. Такие исследования проходят раз в три года под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Россия попала в топ-18 стран с устойчивым прогрессом качества школьного образования. То есть, за последние 15-18 лет наш уровень стабильно вырос. Например, по читательской и математической грамотности - на 20 баллов.
Рисунок 1 - Результаты международного исследования качества образования PISA-2018
Сильная зависимость возможности получить достойное образование в России от уровня доходов родителей изначально ставит индивидов в неравные условия. Совместное действие указанных тенденций закрепляет и стимулирует увеличение и без того слишком высокого социально-экономического неравенства в России, что ставит под сомнение перспективы развития страны. Поэтому преодоление существующих недостатков и совершенствование отечественной системы образования является одним из важнейших общественных приоритетов, которому уделяется большое внимание на государственном уровне. [5]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Здоровье населения и здравоохранение считаются важнейшими компонентами политической системы любого цивилизованного государства, влияющими на все стороны его социально-экономической деятельности.
Главный показатель оценки состояния здоровья – это ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). Он рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности. Сегодня ОПЖ в России на 6 лет ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития, а в 1987 г. эта разница составляла меньше 1 года. Самая большая проблема – высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Она в 3,4 раза выше в расчете на 100 тыс. населения, чем в странах ЕС. Научные данные свидетельствуют, что в половине случаев это напрямую или косвенно связано с избыточным потреблением алкоголя и табакокурением.
Российские мужчины живут на 10,6 года меньше, чем женщины, и на 7,2 года меньше, чем мужчины в «новых-8» странах ЕС. Кстати, в 1987 г. эта разница была только 2 года (рис. 2).
Рисунок 2 - Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, число лет
Вторая проблема – это здоровье российских детей, смертность среди них в 2 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС (рис. 3), особенно в возрасте от 1 года до 14 лет. Причем половина смертей именно в этом возрасте происходит в результате внешних причин (43%) и новообразований (12%).
Рисунок 3 - Смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет
Третья проблема – высокая смертность от новообразований среди молодых возрастов. Так, стандартизованный показатель смертности (СКС) мужчин в возрасте до 65 лет от злокачественных новообразований в РФ в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС, а СКС женщин – на 20% выше.
Четвертая проблема – крайне неудовлетворительные показатели смертности от инфекционных болезней. Более того, смертность от инфекционных заболеваний за последние 4 года (с 2012 по 2016 г.) выросла на 8%. Причем этот рост произошел за счет смертей от ВИЧ – в 2 раза и от вирусных гепатитов – в 1,4 раза.
Пятая проблема – существенная разница в состоянии здоровья между сельскими и городскими жителями. На селе живут на 1,9 года меньше, чем в городе. В 1995 г. эта разница была почти в 3 раза ниже и составляла 0,7 года.
На здоровье населения влияют социально-экономические факторы, образ жизни, условия внешней среды, доступность и качество медицинской помощи (зависящие от уровня финансирования и эффективности работы системы здравоохранения) (рис. 4).
Рисунок 4 - Факторы, влияющие на здоровье населения
Общепринято, что доля влияния на здоровье факторов окружающей среды не превышает 10%. Ведущую роль играют социально-экономические факторы (уровень жизни, безопасность и доходы населения). Степень влияния этих факторов оценивают в 30–40%. Доля влияния образа жизни, по разным оценкам, – 30%. Остальное остается на долю здравоохранения. [9]
Из анализа, очевидно, вытекают приоритетные направления для действий по охране здоровья населения РФ. На ближайшие годы ими должны стать охрана здоровья российских мужчин трудоспособного возраста, российских детей и подростков, а также ликвидация различий в состоянии здоровья городских и сельских жителей. Для этого необходимо реализовать 2 стратегических направления:
1. Добиться снижения потребления алкоголя и табака среди населения.
Для этого необходимо приступить к разработке и реализации комплексных межведомственных программ по снижению распространенности потребления алкоголя и табакокурения, особенно среди молодежи. К его реализации необходимо также подключить работодателей.
2. Повышение доступности и качества бесплатной медицинской помощи. Это зона ответственности министра здравоохранения РФ и руководителей региональных органов управления здравоохранением.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА И СПЕКТРА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ
В России отмечается позитивная динамика в сфере финансирования больниц, поликлиник и фельдшерских пунктов. Расходы на здравоохранение в 2020 году составят порядка 4,1% ВВП. Конечно, это не столь высокая цифра, если сравнивать с другими странами мира, но там и налоговая нагрузка на население в разы выше.
На встрече с общественностью Калининградской области Владимир Путин заявил: «Финансирование здравоохранения мы будем увеличивать. Если в этом году оно составило 3,7% ВВП, то в следующем году будет 4,1% ВВП. В абсолютных цифрах это 2,7 трлн рублей в этом году, а в следующем году консолидированный бюджет здравоохранения составят 4,5 трлн рублей».
Что касается дефицита кадров, с ним решили покончить с помощью федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», который входит в состав национального. Уже в 2019 году кадровый состав должен быть укомплектован до 81%, а к 2021 до 86%. В перспективе, как предполагают министры, к 2024 году удастся закрыть до 95-99% штатных позиций.
Правительство не забыло и о льготах для студентов-медиков первичного звена. Дмитрий Медведев решил поддержать студентов-медиков, чтобы хоть как-то мотивировать их работать. Будет совершенствоваться программа «Земской доктор» и «Сельский фельдшер», а также созданы аналогичные проекты. Правительство разработает ряд льгот для студентов по целевому набору на бюджетные места. На что смогут рассчитывать молодые специалисты и ученики — пока не говорят. Этот вопрос решат в ближайшие годы в ходе работы над оптимизацией первичного звена.
Также, Минздрав уже подготовил серию проектов профпрограмм длительностью 576 часов для переподготовки врачей по 26 специальностям. В проектах содержатся желаемые результаты освоения программ, примерные планы и графики, учебные модули, а также организационно-педагогические условия, формы аттестации (рис. 5) [9]
Рисунок 5 - Список части проектов, подготовленных Минздравом РФ
Президентом страны подписан новый указ от 6 июня 2019 г. № 254, в котором утверждена стратегия развития системы здравоохранения до 2025 года. Владимир Путин поручил оценить состояние национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. Были разработаны цели, задачи, составлен список приоритетных направлений развития медицины, определены этапы и механизмы реализации стратегии.
Стратегию реализуют в два этапа:
Этап 1. В 2019-2020 годы создадут правовые, организационные и финансовые механизмы, которые обеспечат устойчивое функционирование системы. Планируют укомплектовать больницы и оснастить их всем необходимым.