РАЗДЕЛ 1 . ТЕКУЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В ЛОГИСТИКЕ
1.1 Динамика грузоперевозок
Оборот российской внешней торговли, во многом определяющей работу российского транспортного сектора, увеличился по сравнению с прошлым годом на 18%.
Сложившаяся ситуация напрямую влияет на изменение направления грузовых потоков. Так, например, было запущено масштабное развитие транспортной инфраструктуры в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока. [18]
Сама же структура грузооборота относительно видов транспорта практически не менялась с 2014 по 2018 год. Подавляющее большинство грузооборота, а именно 90%, занял трубопроводный и железнодорожный транспорт, однако данным транспортом перевозится лишь треть всех грузов. На автомобильный транспорт приходится две трети объёма всех перевозок, однако он занимает менее 5% в структуре грузооборота. [22]
Но несмотря на увеличение конкуренции со стороны внутреннего водного транспорта и развивающейся системы нефтепродуктопроводов, доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота продолжает расти. Для преодоления конкуренции была увеличена дальность железнодорожных перевозок, а также началась работа в сегменте низкодоходных грузов. [16]
Рис. 1 Динамика грузоперевозок в 2014 – 2018 годах
Источник: ey.com
Железнодорожные перевозки. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2018 году по сравнению с 2017 увеличился на 2.2%. Однако в 2019 году ситуация стала хуже, грузооборот снизился на 1.5%, в основном из – за снижения погрузок зерна, строй материалов и нефтяных грузов.
Рис.2 Грузооборот ОАО «РЖД» в 2014 – 2018 годах
Источник: ey.com
Важнейшим явлением в сфере железнодорожного транспорта в 2017 – 2019 стало принятие политики, которая устанавливает долгосрочные тарифы ОАО «РЖД». Правительство РФ выпустило распоряжение в декабре 2017 года о том, что индексация тарифа в 2019 – 2025 годах будет устанавливаться согласно принципу «инфляция минус» и вычисляться, как среднее арифметическое индекса потребительских цен за два предшествующих года и два последующих года минус 0,1%. Базовая индексация тарифов в 2019 году под действием нового правила составила +3.6%. [2]
Также еще одно правило было принято в конце 2018 гола, в соответствии с ним на период с 2019 по 20125 год был введён повышающий коэффициент к тарифам на экспортные перевозки грузов (кроме алюминия и нефтеналивных грузов) в размере 1,08. [4]
Причиной принятия новых правил послужил поиск дополнительных источников финансирования долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
Рис.3 Динамика прироста тарифов ОАО «РЖД»
Источник: ey.com
В 2018 году повышение арендных ставок подвижного состава и рост цен продолжились, основная причина это дефицит подвижного состава. В свою очередь дефицит произошёл из – за сокращения парка вагонов ОАО «РЖД» в результате массового списания в 2014 – 2016, также присутствовал дефицит запасных частей, в основном цельнокатаных колес. Только в 2017 году (впервые после 2014) закупки вагонов превысили их списание, при этом инновационные вагоны составили основную часть производимого подвижного состава. Но в 2018 году тенденция поменялась, производство инновационных вагонов снизилось, их доля составила 39% по сравнению с 62% в 2017 году. [15]
Рис.4 Парк вагонов России в 2014 – 2018 годах
Источник: ey.com
Перевозки автомобильным транспортом. В 2018 году грузооборот автомобильных перевозок вырос на 1.6%, а объём на 2.6%. Основными двигателями послужили: рост сельскохозяйственных грузов, развитие электронной коммерции, розничная торговля. Более половины грузооборота приходится на коммерческие перевозки. [12]
В 2018 году снизился импорт перевозок в направлении стран ЕС. Серьёзной проблемой для российских перевозчиков на европейском рынке является высокий возраст парка грузовых автотранспортных средств, так как существует ряд ограничений на перевозку автотранспортом ниже класса «Евро – 5», в некоторых городах вообще запрещено движение автомобилей ниже класса «Евро – 6». В период с 2013 по 2016 год, была тенденция повышения среднего возраста российского парка грузовых автомобилей. [5]
Рис.5 Грузооборот автомобильного транспорта РФ в 2014 – 2018 годах
Источник: ey.com
На фоне усложнения работы с европейскими странами автотранспортные компании находят возможности для развития в условиях переориентации грузовых потоков в направлении азиатских стран, в первую очередь Китая.
Интернет торговля является крупным источником формирования грузопотока из Китая в Россию, в 2018 данный вид торговли увеличился в 1,6 раза и в течении последних нескольких лет показывает двухзначные темпы роста. Она является основным источником развития перевозок сборных грузов, позиция которых в структуре автоперевозок растет. [7]
Одним из основных направлений в сфере автомобильных перевозок на данный момент является цифровизация и внедрение новых технологий. Так, например, в конце 2015 года была введена система взимания платы «Платон» в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения со стороны грузовиков свыше 12 т.
С 2016 года разрабатывается автоматизированная система весогабаритного контроля движения транспортных средств на федеральных трассах (АСВГК) с целью снижения ущерба дорогам от проезда перегруженных грузовых автомобилей. На протяжении последних нескольких лет проходит разработка и тестирование электронных навигационных пломб, использование которых призвано повысить эффективность транзитных перевозок. Пломбирование может повысить сохранность груза на пути следования и снизить время простоя груза при прохождении таможенных процедур. [10]
Перевозки внутренним водным транспортом. Внутренние водные пути в России составляют 101 тыс. км. и это второе место в мире после Китая, но на долю внутреннего водного транспорта приходится около 1% грузооборота российского транспорта.
В 2018 году объём перевозок по внутренним водным путям снизился до 116,2 млн т (на 2% ниже показателя 2017 года).
Основной причиной падения грузовой деятельности на внутренних водных путях (относительно роста объёма перевозок другими видами транспорта) является переход с водного на наземные виды транспорта. Это вызвано инфраструктурными ограничениями на внутренних водных путях, а также введением понижающих тарифов на перевозку железнодорожным транспортом нефтеналивных грузов в летний период на направлениях дублирующих речные маршруты, а также в 2018 году увеличились издержки судоходных компаний из – за повышения стоимости судового топлива. [17]
Однако главной проблемой данной сферы остаётся старение инфраструктуры и флота. В 2017 году доля судов старше 30 лет составила 86%.
Рис. 6 Грузооборот внутреннего водного транспорта РФ в 2014 – 2018 годах
Источник: ey.com
Тренды и тенденции. Железнодорожный транспорт. При анализе актуальных данных и имеющейся рыночной ситуации, специалисты прогнозируют рост грузооборота. В период с 2019 по 2020 прогнозируется рост погрузки на сети ОАО «РЖД» в основном за счёт увеличения экспорта каменного угля.
Относительно среднесрочной перспективы, прогнозируется рост грузовых перевозок, основной причиной является рост погрузки российского угля в восточном направлении, в том числе на экспорт в страны Азиатского – Тихоокеанского региона, до 195 млн т в 2025 году.
Таким прогнозам будут способствовать такие инновации как: развитие перевалочных портовых мощностей, реализация инвестиционных проектов компаний угольной отрасли, реализация программы развития Восточного полигона. [13]
Рис.7 Прогноз грузооборота ОАО «РЖД»
Источник: ey.com
Одним из основных факторов обеспечивающих рост объёмов погрузки, является развитие железнодорожной инфраструктуры (это и увеличение пропускной способности, и расширение железнодорожный путй).
Также на развитие влияет инвестиционная программа ОАО «РЖД» до 2025 года, которая подразумевает такие инновационные введения, как: развитие инфраструктуры подъездов Азово – Черноморского бассейна, развитие инфраструктуры на подходах к портам Северо – Западного бассейна, также развитие участка Междуреченск – Тайшет.
В долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 отмечено участие ОАО «РЖД» в проектах, способствующих комплексному развитию транспортной инфраструктуры на ключевых внешнеторговых направлениях в том числе в проекте строительства угольного терминала «Лавна» в морском порту Мурманск, а также в проекте создания нового специализированного порта на Дальневосточном побережье в бухте Суходол морского порта Владивосток. Реализация проектов позволит к 2022 году создать новые мощности по перевалке угля с объемом 18 млн т и 12 млн т соответственно.
Автомобильный транспорт. По прогнозам Минтранса России, до 2025 года показатели отрасли автомобильных грузоперевозок будут демонстрировать небольшую положительную динамику.
В прогнозируемом периоде ожидается рост объема транзитных перевозок через территорию Российской Федерации.
Улучшению качества автомобильных перевозок будет способствовать развитие автоматизированных систем управления движением. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено устройство 400 пунктов весогабаритного контроля на автомобильных дорогах федерального значения к 2021 году. [8]
Для развития международных пере- возок и транзитного потенциала России планируется проведение мероприятий по расширению сотрудничества с зару- бежными странами, в том числе странами ЕАЭС и Китаем.
Важным условием сохранения конкурентоспособности на рынке междуна- родных автоперевозок для российских компаний является своевременное обновление автопарка.
В составе долгосрочных приоритетов Стратегии развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года можно дополнительно отметить задачи по дальнейшему сокращению теневого сектора рынка автодорожных перевозок и развитию интегрированной транспорт- но-технологической инфраструктуры.