Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Региональная дифференциация социально экономической ситуации в РФ

irina_k200 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Целью курсовой работы является в глубоком анализе дифференциации уровня социально-экономического развития регионов страны. Цель курсовой работы заключается в следующих задачах: • Определение ключевых понятий и содержания региональной дифференциации социально-экономического развития регионов России; • Выявление основных показателей региональной дифференциации; • Выявление нормативно-правовой базы, регулирующая региональную дифференциацию социального-экономического развития; • Формирование методов и инструментов оценки анализа региональной дифференциации; • Проведение частного исследования по основным социально-экономическим показателям дифференциации регионов страны Объектом исследования данной курсовой работы является регион Российской Федерации и основные социально-экономические показатели дифференциации регионов. Предметом исследования является нормативно-правовая база по региональному социально-экономическому развитию страны и методы государственной политике по отношению к дифференциации развития регионов страны. Теоретико-методологической и эмпирической базы исследования является метод аналогии и системного анализа. Так, метод аналогии будет применяться с целью формирования инструментов на практике региональной дифференциации, а системный подход для описания и четкого понимая нормативно-правовой базы и содержания региональной дифференциации социально-экономического развития страны в России. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, где раскрываются по два пункта, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы развитие отдельных регионов складывалось в совокупности развитии всей экономики страны в целом. Так, экономическое развитие страны будет расти и уровень дифференциации между регионами будет снижаться. Тем самым наращивание роста инвестиционного потенциала региона приведет к экономическому и социальному развитию региона, что в дальнейшем приведет к дальнейшему росту уровня и качества жизни населения региона. А. Смит, Д. Виндзор, Ю. Благов и другие посвятили множество работ изучению дифференциации социиально - экономической развитости регионов страны. Так же, не малый вклад внесли в разработку концептуального и методического обеспечения реализации и роста экономического потенциала региона, такие исследователи как Д. Рикардо, О. Канаев и М. Либоракин нашли сравнительные преимущества, которые позволяют реализовать и повысить социально-экономический уровень развития регионов при снижении издержек (дифференцированный выпуск).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 5 1.1. Характеристика региональной дифференциации в РФ 5 1.2 Основные социально-экономические показатели дифференциации регионов 8 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РФ 11 2.1 Формирование региональной политики: нормативно-правовая база 11 2.2 Методы государственной политики в отношении депрессивных регионов 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Список литературы

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 3.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, N 26 (часть I) ст. 3378, «Российская газета», N 146, 3.07.2014 2. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» (ред. 24.11.2011 № 1752) 3. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 г. № 803 Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации 4. Постановление Правительства Ростовской области «О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Ростовской области на долгосрочный и среднесрочный периоды» от 31.12.2015 № 223//СПС «ГАРАНТ» 28.05.2017 5. Сергеев И.В. Экономика региона: Учебное пособие – 3 издание, переработанное и дополнено. – М.: Финансы и статистика, 2015 – с. 458 6. Смирнов Б.М. Инвестирование – М.: Варяг, 2014 – с. 430 7. Вильям Д.С. Управление регионом. – М.: БИНОМ, 2016 – с.457 8. Котлер Ф. Основы финансового менеджмента – М.: Родина, 2014 –с.438 9. Левшин М.Ф., Пономарев В.В. Теория инвестиций. – М.: Родина, 2017 – с.339 10. Лобанова Т.Н. Инвестиции: организация и оценка. Учебно- практическое пособие. – М.: Городец, 2015 – с.438 11. Петров П.В., Соломатин А.Н. Прогнозирование результатов инвестирования. – М.: Инфра-М, 2016 – с.438 12. Гутман Г.В. Управление процессом. – М.: Финансы и статистика, 2015 – с.439 13. Кибанов А.Я. Основы управления регионом – М. Инфра – М, 2017 – с.543 14. Новоселов А.С. Теория инвестирования. – РнД: Феникс, 2010 – с.543 15. Клейтон М. Кристенсен Дилемма инноватора. – М.: Альпина Паблишер, 2015 – с.239 16. Пересунько В.Н., Куцина С.Б. Анализ и прогнозирование инвестирования. – Спб.: Русь, 2017 – с.343 17. Попов С.А. Стратегическое управление– М.: Варяг, 2014 – с.430 18. Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. – М.: Наука, 2018 – с. 225 19. Абыкаев Н.А., Бочаров В.В. Региональное управление. – М.: Инфра - М, 2016 – с. 342 Нормативные правовые акты 1. Постановление Правительства РО от 31.07.2013 № 474 (ред. от 28.03.2018) «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года» // «Наше время», № 405, 14.08.2013 Научная литература 1. Аристархов П.В. Развитие концепции экономического потенциаоа предприятия в разрезе целевого подхода // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 17-20 2. Безпалов В.В., Байкова А.Н. Развитие инвестиционного потенциала региона на современном этапе // Сборник статей конференции «Теория и практика современной науки». 2014. – С. 204-210 3. Залозная Д.В. Перспективы инвестиционного развития региона (на примере Ростовской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – №1 (53) 4. Калугина Н.К. Сущность понятий «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный потенциал» региона // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10. – С. 103-106 5. Ожегов С. И.Словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. –М.: 14-e изд., Стереотип., 1992 6. Полятыкина Е.В Инвестиционная стратегия и ее роль в развитии региона / Е.В. Полятыкина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). – С. 286-297 7. Семина Л.А. Научный подход к определению понятия «Инвестиции» для предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2010. № 10 (72). – С. 105-109 8. Скурихина Е. В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития // Молодой ученый. 2012. №3. – С. 192-195 9. Солод Т.В. Направления развития экономического пространства Ростовской области / Т.В. Солод // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. 2015. №1. – С. 130-133 10. Хашева И.А. Актуальные проблемы инновационно-инвестиционного развития современной России: Монография. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. 184 с. 11. Юрков Д.В. Национальный инвестиционный рейтинг: управление развитием конкурентных преимуществ регионов //Вопросы экономики и права. 2015. № 87. – С.46-53 12. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Вопросы повышения эффективности управления инвестиционным развитием региона (на примере Нижегородской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №12. – С. 50-54 Электронные ресурсы 1. Expert. Рейтинговое агентство [Электронный ресурс] URL: https://raexpert.ru/ (Дата обращения: 17.12.2018 г.) 2. Expert. Рейтинговое агентство // Инвестиционный климат регионов – 2017 [Электронный ресурс] URL: https://raexpert.ru/ratings/regions/2017/att1 (Дата обращения: 17.12.2018 г.) 3. Инвестиционный потенциал региона и его составляющие [Электронный ресурс] URL: https://studref.com/328875/ekonomika/investitsionnyy_potentsial_regiona_sostavlyayuschie (Дата обращения: 17.12.2018 г.) 4. Инвестиционные проекты [Электронный ресурс] URL: http://инвестдон.рф/ru/register_investment_projects/ (Дата обращения: 17.12.2018 г.) 5. Министерство экономического развития Ростовской области. Инвестиционный портал Ростовской области // 6. Официальный портал Правительства Ростовской области // Деятельность // Итоги и отчеты // Валовой региональный продукт Ростовской области // Динамика ВРП Ростовской области [Электронный ресурс] URL: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=124053&mid=128713&itemId=127331 (Дата обращения: 17.12.2018 г.) 7. МНИАП // Российский рынок // Экспорт российской сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс] URL: http://мниап.рф/analytics/Eksport-rossijskoj-selskohozajstvennoj-produkcii/ (Дата обращения: 17.12.2018 г.) 8. Официальный портал Правительства Ростовской области // Деятельность // Итоги и отчеты // Валовой региональный продукт Ростовской области // Динамика ВРП Ростовской области [Электронный ресурс] URL: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=124053&mid=128713&itemId=127331 (Дата обращения: 17.12.2018 г.) 9. Официальный портал Правительства Ростовской области // Деятельность // Итоги и отчеты // Инвестиции и инновации // Итоги инвестиционной деятельности в Ростовской области в 2017 году [Электронный ресурс] URL: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=124053&mid=128713&itemId=127464 (Дата обращения: 17.12.2018 г.)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 1.1. Характеристика региональной дифференциации в РФ Региональная дифференциация – фактор социально-экономического развития регионов. За годы реформ в конце ХХ века в России дифференциация увеличилась в двое и с каждым годом она все увеличивается. Существует множество факторов, влияющие на дифференциацию: • Либерализация торговли (многие регионы сменили ориентир с межрегиональной торговли на внешнеэкономическую); • Глобализация; • Конкурентоспособность регионов; • Географическое положение региона; • Результативность управленческих действий; • Природно-ресурсный потенциал; • Рост транспортных тарифов по сравнению с динамикой цен на производимую продукцию (это повлияло на межрегиональные связи, что привело к экономической неэффективности). Так с каждым годом проблема усугублялась, что и привело к усилению дифференциации. Неоднородность регионов привела к тому, что людям пришлось переезжать в крупные центры для получения высокой заработной платы, а это приводит к миграции и текучкой профессиональных кадров, что приводит к контрастности развития регионов. Огромное количество людей перебирается в крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург. В настоящее время основная часть регионов Российской Федерации продолжают сохраняться значительные внутри региональные социально-экономические различия, что негативно сказывается как на эффективности функционирования региональной экономики, так и на социальном благополучии проживающего в них населения. Указанное явление осложняет развитие регионов страны и порождает новые проблемы и задачи в сфере государственного управления развитием территорий. Внутри региональная проблематика выравнивания в научном и в практическом плане рассматривается значительно реже, чем межрегиональная, а органы власти субъектов федерации не относят углубление социально-экономических различий к разряду ключевых региональных проблем. Они воздействуют на указанный процесс через развитие отраслей социальной сферы и межбюджетные трансферты, которые позволяют сглаживать различия между территориями в финансировании текущих расходов. Региональная экономика, посредством фактора дифференциации своих структурных составляющих развивается прогрессивно лишь до известного предела, когда элементы целого начинают слишком различаться в своей организации. Неоднородность или различия в региональной системе, как многомерной структуре, могут проявляться в виде самых разнообразных диспропорций, как нарушения пропорций в развитии отдельных отраслей регионального хозяйства, экономических подразделений и отделов внутри каждого из них, взаимосвязанных фаз производства, других различных сторон и частей регионального хозяйства, в результате чего возникают перебои в ходе воспроизводства на отдельных участках или в региональной экономике в целом. Управление внутри региональной дифференциацией в современных условиях предполагает точный учет основных факторов, способствующих или ограничивающих развитие муниципальных образований. Таким образом, основной причиной социально-экономического неравенства субъектов Российской Федерации являются рыночные реформы конца XX века, хотя истоки были заложены еще политикой 60-80 годов, ослабившей активность территориальных единиц и делавшей упор на централизованные механизмы. Однако именно за годы перехода России к рынку региональная дифференциация в нашей стране увеличилась более чем в 2 раза, позже ее усилил финансовый кризис 1998 года. За 90-е годы снизился не только объем производства, но и межрегиональные экономические связи. Данная проблема усугубляется еще и тем, что региональное неравенство развивается по нарастающей, так как различия в уровне социально-экономического развития влекут за собой еще большее усиление дифференциации. Рис 2. Статистическая оценка степени реализации целей развития экономики региона Каждый показатель рассчитывается на коэффициенты, которые характеризует дифференциацию экономического развития регионов: В целях проведения анализа динамики коэффициенты рассчитываются для временных рядов. Дифференциальный коэффициент исчисляется как отношение минимального значения макроэкономического показателя у 10% регионов с наибольшими значениями этого показателя к максимальному значению показателя 10% регионов с наименьшими значениями этого показателя. Коэффициент дифференциации доходов. Коэффициент разброса показывает, насколько широк разброс значений макроэкономических показателей в регионах. При этом он не учитывает то, что минимальное и максимальное значение могут довольно сильно отличаться от остальных и являться своего рода выбросами. Однако в совокупности оба коэффициента дают достаточно полную картину региональной дифференциации. Коэффициент Джини - статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини можно определить как экономический показатель, который характеризуется дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. Ситуация на рынке труда оценивается уровнем безработицы и уровнем средней заработной платы. Инвестиционная активность характеризуется динамикой объема капитальных вложения. Внешнеэкономическая деятельность региона оценивается структурой экспортно-импортных операций, в том числе в расчете на душу населения в регионе. А для анализа и сравнения дифференциации уровня жизни населения различных регионов, были взяты некоторые относительные показатели уровня жизни населения: Площадь жилищ на одного жителя; • Число собственных легковых автомобилей на 1000 чел.; • Уровень безработицы; • Удельный вес численности населения с денежными доходами меньше прожиточного минимума; • Основные фонды регионов. Таким образом, в следующей главе я сделаю расчеты вышеприведенных показателей, проанализирую полученные данные, сгруппирую и сравню данные по относительным и экономическим показателям, что поможет мне сделать выводы о масштабах дифференциации регионов России. ? ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РФ 2.1 Формирование региональной политики: нормативно-правовая база Приоритет в этой сфере должен быть отдан разработке единых основ разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку решение таких вопросов, как разграничение государственной собственности на природные ресурсы, землепользование, бюджетное устройство и налоговое регулирование, обеспечение социально-экономических прав граждан, не должно осуществляться на индивидуальной основе. Важной составляющей Закона является часть, где закрепляются компоненты нормативно-правовой базы, в соответствии с которыми будет осуществляться управление развития промышленностью. Значение данной части определяется тем, что здесь закладываются основные механизмы целеполагания, определения приоритетов и постановки задач для их реализации. Изначально все регионы, в законодательстве которых присутствует закон о промышленной политике, признают системообразующую роль закона, в нем обозначаются экономические, правовые и организационные основы промышленной политики. Однако, закрепляя в указанном нормативно-правовом акте другие компоненты правового регулирования, регионы не демонстрируют единого подхода. В результате проведенного анализа автором было выделено несколько различных подходов к организации правовой базы в сфере социально-экономической политики различных регионов: • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года (Извлечение) • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года (Извлечение) • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года (Извлечение) • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.01.2015 N 53-р) «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013?2015 годы» • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации» • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. № 976 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713» • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1202 «О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки» • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1203 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющем состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Общий порядок разработки прогноза социально-экономического развития Ростовской области определены Федеральным Законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ, областным законом «О стратегическом планировании в Ростовской области» от 20.10.2015 №416-ЗС, постановлением Правительства Ростовской области «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Ростовской области на долгосрочный и среднесрочный периоды» от 31.12.2015 №223 Основной вклад в инфляцию внес рост потребительских цен на продовольственные товары (122% к уровню января-июня 2017г. против 108,8% годом ранее). На непродовольственные товары индекс потребительских цен составил 114,1% (против 104,8 % в январе-июне 2014 г.), на платные услуги населению – 110% (против 107,4%). Несмотря на то, что в течение анализируемого периода отмечалось ежемесячное замедление инфляционной динамики, в июне текущего года рост потребительских цен составил к уровню июня 2017 года 114,7% (против 108,1% годом ранее), к уровню декабря 2017 года – 108,6% (против 105,9%). В сложившихся условиях в течение всего периода с начала текущего года отмечалась тенденция отставания темпов роста номинальной начисленной заработной платы – основного источника денежных доходов населения, от темпов роста инфляции. В результате реальная величина среднемесячной начисленной заработной платы складывалась значительно ниже уровня соотвествующих периодов 2017 года (в январе-марте – 90%, в апреле – 88,7%, в мае – 89,9%). Вследствие чего реальные денежные доходы населения в среднем за период составили лишь 100,3% к уровню января-июня 2017 года (при этом в мае т.г. сократились на 8,1 процентного пункта к уровню мая 2017 года, в июне – на 3,6 процентного пункта к июню 2017 года). Сокращение платежеспособного спроса населения обусловило изменение потребительской модели поведения домашних хозяйств – наблюдается тенденция сокращения расходов населения на покупку товаров и оплату услуг
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 30 страниц
380 руб.
Курсовая работа, Экономика, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 48 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg