Значение фольклора для раннего возраста
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в дошкольном возрасте и, как требует ФГОС ДО, является основным видом общения. Именно речь привлекает внимание ребёнка к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, ведь ребенок во всем пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения. Общение с взрослыми носит положительный эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками. При не достатке общения речь ребенка не развивается, и он может стать замкнутым. Самым наилучшим способом влияет на развитие речи ребёнка средства устного народного творчества.
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.
На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.
Фольклорный материал прекрасно подходит для решения этой задачи, так как ребенку слушая и повторяя сказки, потешки, прибаутки приходится представлять то, о чем идет речь в тексте.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Величайшую роль в развитии личности ребенка играют такие жанры фольклора, которые специально созданы для детей и являются средствами народной педагогики: народные песенки, пестушки, потешки.
Пестушки - коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж. Их использование позволяет реализовать идеи воспитания оптимистического мироощущения, традиции доброжелательного, активизирующего отношения к ребенку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи самостроительства личности ребенка, приоритета семейного воспитания.
Потешки - сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками.
Прибаутки - небольшие стихотворения в 4-6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).
С ними ребенок встречается с первых дней своей жизни: мать, легкими движениями прикасаясь к малышу, приговаривает: «Потягунушки - подрастунушки! В ручки - хватунушки, в ножки - ходунушки, в роток - говорок, а в головку - разумок». В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром их называют народной дидактикой, школой материнства. «В потешках, песенках, - справедливо замечает Л.Н. Павлова, - отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки - без лукавства и фальши».
Малые фольклорные произведения - это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание... ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека. Исследования психологов (Л.Н. Павловой, Н.Н. Палагиной и других) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Надо отметить, что такое влияние небольших по объему произведений устного народного творчества характерно и для дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего особенностями изобразительновыразительных средств, используемых в песенках, потешках, пестушках, и заключенным в них содержанием.
Они созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней их жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражает действия ребенка, приобретенные через опыт. Поэтому небольшие стихи, созданные народом для маленьких, читаются им по нескольку раз и сочетаются с определенной ситуацией, что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной действительностью. В этом, по выражению Л.Н. Павловой, заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребенка. Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки, потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают: На кота потягушки,
На Дитя подрастушки.
Вот такая расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая расти,
Да не пакости"
или
"Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся".
В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуется в собственной жизни. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим не только раннего возраста, но и дошкольного, средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры. Поскольку в них мы находим элементы крестьянского быта:
Ранним-рано поутру
Пастушок «ту-ру-ру-ру
А коровки в лад ему
Затянули "му-му-му»!
Ценность фольклорных произведений, особенно для раннего возраста, обуславливается, как отмечает Л.Н. Павлова, их высокой интонационной выразительностью. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли. Влияние на ребенка оказывают также и другие изобразительно-выразительные средства потешек, пестушек, песенок. Активизирующее воздействие на ребенка не только раннего возраста, но и дошкольного оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например «чики-чики, чикалочки» или «ладушки-ладушки»; простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения. Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, такую потешку: Заинька, войди в сад,
Серенький, войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий («ай, ляля-ля»). Особое значение имеет для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Это позволяет ребенку стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения. Вместе с тем такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая, по выражению известного педагога-гуманиста Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра. Народные песенки, потешки, пестушки способствуют эстетическому развитию ребенка. Особые интонации, ритмичность, которые создаются за счет использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний-наигрышей и сочетаний слов, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей. Глубоко жизненное содержание малых фольклорных произведений имеет яркую, подлинно художественную форму выражения, что не просто создает положительный эмоциональный фон, а доставляет эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в сознании детей и которое они желают получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа. Использование в народных песенках, потешках, пестушках уменьшительноласкательных суффиксов (-еньк, -ечк, -очк, -иньк, -ичк и т.п.) благотворно влияет на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Ласковый тон, который создается с их помощью, находит отклик в сердце ребенка. Эти произведения, как отмечает Н.Н. Палагина, заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения, включающие создание мнимых ситуаций. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времен матери «убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали». Абу Али-Ибн Сина так определил значение колыбельных: «Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей. Первое - тихо качать ребенка, второе - петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и пробуждению души к музыке».
Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества. Этому способствует прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создаются благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищенности вызывается и тем, что, напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого Особая ритмическая организация и прием уменьшения играют определенную роль в создании психологического комфорта.
Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа, поскольку также, как и другие жанры народной поэзии, содержат в себе веками отобранный и проверенный материал. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенькакоток, собачка, заинька, гуленьки и т.п.). В них в художественных образах отражаются взгляды на жизнь:
Ай, баю-баю-баю,
Мать пошла за рыбою,
Отец пошел по воду, .
Отморозил бороду.
Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Колыбельные песни также, как и потешки, пестушки и другие формы устного народного творчества, обеспечивают, по выражению Л.Н. Павловой, системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности. В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа. Недаром В.Н. Сорока-Росинский наряду со сказками, созданными народом, определяет их как один из воспитательных факторов. Он пишет: "Песня и сказка выводят ребенка за узкие пределы его семьи и знакомят в поэтической форме, воздействуя на его чувства и фантазию, с жизнью племен или родного народа, а также с окружающей природой. Слушая с колыбели родную песню, ребенок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души». Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа «люли-люли-люлень-ки», «баю-баюбаеньки" и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогают этому используемый, как и в потешках, эмоциональный прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребенка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности. Например:
Спи-ка, Маша-солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен, постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения. К тому же в этих песнях создаются также образы, которые в реальной жизни не существуют (Угомон, Дрема и т.п.) и которые требуют большего осмысления содержания произведения и привлечения всего своего опыта, извлечения из него нужного материала и создания на его основе определенного образа. Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например заинька. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствуют особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Сказки огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.
Сказка, как показано в работе Д.М. Арановской-Дубовис, как средство воздействия на ребенка часто обладает, преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
В.П. Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д.М. Арановская-Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».