Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие памяти у детей пятого года жизни.

irina_k200 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
на исследовательскую творческую работу по теме «Развитие памяти у детей пятого года жизни» Память как психологический процесс является одним из основных познавательных процессов у ребенка, который определяет степень психической зрелости, и без которого не возможна была бы деятельность ребенка. Объясняется это тем, что память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Поэтому данная тема является актуальной. Цель работы - определить комплекс психолого-педагогических условий использования дидактических игр для развития памяти у детей пятого года жизни. В первой главе представлена характеристика понятия «память», дана характеристика возрастных особенностей развития памяти у детей пятого года жизни и рассмотрены условия формирования памяти детей пятого года жизни средствами дидактических игр. Во второй главе проведено исследование уровня развития памяти у детей пятого года жизни и разработаны методические рекомендации. В данной творческой исследовательской работе успешно удалось решить все поставленные задачи. Полученные выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных образовательных организаций для повышения эффективности процесса развития памяти детей пятого года жизни средствами дидактических игр.
Введение

Актуальность темы исследования. Существенная роль в решении воспитательных и образовательных задач педагогики принадлежит развитию памяти. Наблюдая за дошкольниками, можно обнаружить у них активное развитие памяти. Дети довольно легко запоминают большое количество литературных произведений и другой информации. Но, с другой стороны, данный процесс лишь кажется стихийным, так как большую роль в нем играет взрослый. Именно он создает условия для эффективного процесса запоминания, используя для этого весь арсенал педагогических средств. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в пункте 2.6. указывается, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя «…формирование познавательных действий, становление сознания …», что невозможно без включения в данный процесс памяти, как средства сохранения и дальнейшего воспроизведения накопленного опыта. В том же документе в пункте 3.2.1. отмечено, что «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены определенные психолого-педагогические условия», что еще раз подчеркивает социальную обусловленность данного процесса [1]. Проблема нашего исследования связанна с определением комплекса психолого-педагогических условий, при реализации которых развитие памяти у детей пятого года жизни будет эффективным. Исходя из актуальности проблемы и недостаточной разработанности ее в практике реальной ДОО, мы определили тему нашего исследования: «Развитие памяти у детей пятого года жизни». Цель исследования: выявить особенности развития памяти у детей пятого года жизни. Объект исследования: процесс развития памяти у детей пятого года жизни. Предмет исследования: комплекс психолого-педагогических условий развития памяти у детей пятого года жизни. Для достижения цели в работе определены следующие задачи исследования: 1. Изучить проблему исследования в теории; 2. Выявить сущность понятия «Память»; 3. Выявить особенности развития памяти у детей пятого года жизни; 4. Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей ДОО по развитию памяти у детей пятого года жизни; Методологическую основу исследования составили: – положения о роли развивающих игр в процессе воспитания и обучения дошкольников (Л.С. Выготский [5], Б.П. Никитин [11] и др.); – личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская [17] и др.). Методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение психологической, педагогической, методической литературы, диагностические методики, количественные и качественные методы обработки полученных данных. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации, могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития памяти у детей пятого года жизни.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………………………………………6 1.1. Общая характеристика понятия «Память»……………………………….6 1.2. Особенности развития памяти у детей пятого года жизни…………….11 1.3. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей пятого года жизни средствами дидактических игр……………………………………15 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР……………………………………………………….19 2.1. Выявление уровня развития памяти у детей пятого года жизни………...19 2.2. Методические рекомендации по развитию памяти у детей пятого года жизни средствами дидактической игры………………………………………..24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..28 ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методикам диагностики Р.С. Немова……………………………………………………………………………30 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Описание дидактических игр……………………………...31
Список литературы

Нормативные документы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. Вступил в силу 1 января 2014 г.// Российская газета от 25 ноября 2013 г. № 265. Основная литература 2. Бледных, О.И. Активные методы обучения / О.И. Бледных // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 12. – С. 118-124. 3. Блохина, Е. «Лэпбук – «наколенная книга» / Е.Блохина, Т.Лиханова // Обруч. – 2015. – № 4. – С. 15-19. 4. Богомолова, 3. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / 3. А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 54–58. 5. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память Л.С. Выготский // Психология памяти: Хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М. : ЧеРо, 2000. - С. 406-419. 6. Гогуева, М.М. Развитие познавательной сферы дошкольников / М.М. Гогуева // Прикладная психология и психоанализ. - 2012. - №3. - С. 8-10. 7. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т. Доронова, С Доронов // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 49-55. 8. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П.И. Зинченко // Психология памяти: Хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 465-476. 9. Леонтьев, А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 626-652. 10. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. С. 233-243. 11. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. 12. Новосёлова, С.Л. Система «Модуль - игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования / С.Л. Новоселова. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2014. - 40 с. 13. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – АРКТИ, 2013. – 78 с. 14. Цветкова, Л.С. Системное формирование мнестических процессов у детей в специально организованной деятельности / Л.С. Цветкова, А.А. Сергиенко // Мир психологии. - 2014. - №2. - С. 123-130. 15. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 2014. - 168 с. 16. Я учусь запоминать: пособие по тренировке памяти для дошкольников / авт.-сост. И.Л. Бельская. – Минск. Юнипресс, 2014. - 31 с. 17. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современнойшколе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2010. – 112с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Общая характеристика понятия «Память» Память - основа психической деятельности. Без памяти невозможно понять основы формирования мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта [5]. По определению А.В. Петровского, «память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта». Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. В настоящее время нет единой и законченной теории памяти. Рассмотрим основные теории памяти [5]. Ассоциативная теория. Психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер, рассматривали память не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Ее центральное понятие – «ассоциация» - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Представители гештальт-теории (В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин) в качестве ведущего условия запоминания рассматривали структуру материала, но они упустили из виду собственную деятельность человека. В смысловой теории памяти (А. Бине, К. Бюлер) выдвигается смысловое содержание материала, а не механическое заучивание. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов) включает систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Таким образом, проанализировав основные теории памяти, мы выяснили, что единой и законченной теории памяти нет. В психолого-педагогической литературе выделяют три основных процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Рассмотрим каждый процесс [9, С. 626]. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре, «Запоминание - главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации». В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти принято различать произвольное и непроизвольное; механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения каких - либо приемов запоминания. При произвольном запоминании человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается. Механическим принято называть запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Осмысленное же запоминание совершается при раскрытии различных логических, существенных связей в запоминаемом материале, при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала и делает смысловое запоминание гораздо более продуктивным, чем механическое. В противоположность непосредственному запоминанию, предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное запоминание характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для запоминания, выполняющих затем роль «ключей» при воспроизведении. Следующим процессом памяти является сохранение. Сохранение и забывание - это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание- это исчезновение, выпадение из памяти заученного. Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все виды памяти можно условно разделить на три группы [15, С. 141]: 1) Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память; 1. Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. - логическая память (словесно-логическая) – память на слова, мысли, логические построения. Это самый продуктивный – прочный и точный и зависящий от волевых усилий вид памяти. Это вид памяти, формирующийся позднее всех остальных и достигающий своего пика у индивида примерно к 12 годам. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Есть только у человека. - моторная, или двигательная, память – это память на положение тела в пространстве. Она лежит в основе двигательных навыков, к которым, в частности, относятся автоматические действия, трудовые навыки, спортивные умения, танцы, письмо и т.д. Моторная память проявляет себя раньше всех других видов памяти. - аффективная, или эмоциональная, память – память на переживания. Особенность этой памяти состоит в том, что она очень прочная и непроизвольная. Чаще всего воспроизведение пережитых эмоций происходит при повторении (или воспоминании) ситуации, при которой они впервые возникли. 2) Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; - непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память есть уже у животных. - произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия. 3) Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память. - в кратковременной памяти информация хранится не более 20 с. Можно сказать, что кратковременная память – это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. - долговременная память хранит информация впрок, для предстоящей деятельности. - оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия, и время хранения этой информации определяется только временем данного действия. Таким образом, память - это важный психический процесс, обеспечивающий запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали; память отличается разнообразием видов и процессов (см. рисунок 1). Рисунок 1 – Характеристика памяти как познавательного процесса 1.2. Особенности развития памяти у детей пятого года жизни Усвоение знаний об окружающем мире, о правилах норм поведения, приобретение разных навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Основы развития памяти начинается еще в дошкольном обучении. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными программой, предполагает определенный уровень развития детей, в том числе произвольной и не произвольной памяти. Ребенок на пятом году жизни, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти [6, С.9]. У детей 4-5 лет значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. В дошкольном возрасте память ребенка носит избирательный характер, т.е. лучше он запоминает то, что его привлекает, что ему забавно, выразительно и интересно, то, что произвело впечатление на него. Поэтому важно на протяжении всего дошкольного детства сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить. При этом следует учитывать, что производительность запоминания улучшается в том случае, когда ребенок что-то делал с материалом: ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил, перекладывал. Основное содержание детской памяти составляют представления, конкретные, наглядные образы предметов, их свойств, действий. Если у детей нет ясных представлений, то они не могут усваивать необходимые понятия. Для того чтобы развились познавательные процессы, необходимо иметь достаточно высокий уровень непосредственной памяти, т.е. чем больше опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, то тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности детей. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка [15, С.121]. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. В 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку [14, С. 133]. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может применять мнемическую цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой мнемическую цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности. Первым проявлением у ребёнка этой цели служит простое повторение того материала, который должен быть удержан в памяти. Но этот приём на первых порах самим ребёнком ещё не осознаётся как средство запоминания и не привлекается им сознательно. Выделение мнемической цели не сразу влечёт за собой применение специальных действий, направленных на запоминание. Но именно умение 5-летнего ребёнка поставить перед собой эту цель определяет появление первых попыток использовать специальные способы и средства запоминания и припоминания. К концу среднего дошкольного возраста наряду с элементарным мнемическим приёмом - простым повторением того, что нужно запомнить, - появляются и такие приёмы, как последующие повторения и элементарная систематизация материала в целях его запоминания, начинают формироваться приёмы запоминания, опирающиеся на логический анализ материала. В связи с развитием речи и мыслительной деятельности ребёнка складывается его словесно-логическая память [5, С.408]. Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Увеличивается также объём запоминания связного текста. При этом имеет место не только количественное увеличение материала, удерживаемого в памяти, но и изменение содержания того, что ребёнок может запомнить. Пересказывая сказку, ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только основные её события, но стремится передать детали и воспроизвести сказку более точно в текстуальном отношении, т.е. передать её в тех же словесных выражениях, которые употреблял автор. На протяжении всего дошкольного детства процессы памяти преобразовываются. Происходят количественные и качественные изменения. Происходит увеличение объема непосредственной памяти, скорости и прочности запечатления. С возрастом у ребенка меняется структура мнемической деятельности, а именно непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, которая опирается на различные способы смысловой обработки материала. Т.е. происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. Таким образом, основными особенностями памяти детей пятого года жизни являются следующие: - изменяется содержание двигательной памяти. - память ребенка носит избирательный характер. - преобладает непроизвольная память. - память приобретает элементы произвольности. - постепенно происходит переход непроизвольной памяти в произвольную. 1.3. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей пятого года жизни средствами дидактических игр На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Важную роль в запоминании у дошкольника играет его интерес к наблюдаемому объекту. Поэтому в обучении дошкольников особую роль играет создание мотивации деятельности. Для этого, предлагая ребенку задание, нужно пытаться создать воображаемую игровую ситуацию, вызывать желание сделать открытие, получить удовлетворение от успеха. Например, запомнить обозначения цветов светофора поможет игра, где ребенку нужно помочь перевести через дорогу лесных друзей. Такая деятельность связана с эмоциональным включением ребенка в ситуацию, которая требует от него запоминания материала [2, С.129]. Если взрослый ставит перед ребенком задачу запомнить материал, то нужно делать это так, чтобы ему было понятно, зачем это нужно. Сознательное запоминание и воспроизведение информации – это уже начало развития произвольности памяти. Такое целенаправленное усвоение материала происходит в процессе обучающих игр. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти у детей этой возрастной группы предполагает использование игровых приемов, которые повышают мотивацию запоминания. Так, например, исполняя роль покупателя в игре, ребенок может запомнить перечень продуктов, которые ему следует приобрести. А вот запоминание этого же списка вне игры будет не таким продуктивным, потребует значительного количества повторов [9, С.640]. Психолого-педагогические условия – набор средств и методов обучения. Они являются организация различных видов и форм общения ребенка со взрослыми и детьми, использования методов и приемов произвольности поведения, изменение позиции ребенка как по отношению к взрослому, так и детям. Педагогические условия могут быть представлены тремя составляющими воспитательного процесса: ребенок – педагог – согласованное действие дошкольника и педагога в целостном воспитательном процессе [11]. «Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения» (В. Н. Кругликов, 1988). Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволили выделить следующие психолого-педагогические условия развития памяти у детей пятого года жизни средствами дидактических игр: – учет индивидуальных и возрастных особенностей; – включение родителей (законных представителей) в развивающий процесс. При отборе дидактических игр, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы. В начале дошкольного возраста память носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не ставит еще перед собой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить и не использует для этого специальных средств. Запоминание и припоминание преимущественно включены в какую-либо другую деятельность и осуществляются внутри ее. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли [14, С.128]. Необходимым условием использования дидактических игр как средства развития памяти у детей пятого года жизни является взаимодействие с родителями. Необходимость взаимодействия семьи и детского сада обусловлены: общей воспитательной целью, общим предметом и общим результатом педагогической деятельности. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности. Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения [7]. Работа с родителями должна быть интересной, с учетом новых форм взаимодействия. Так, например, дидактические игры для детей можно совместно с родителями оформить в виде Лэпбука. «Лэпбук» – сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). «Лэпбук» представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини-книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находится дидактический материал [3]. Лэбук – отличный способ взаимодействия родителей и детей, закрепление знаний на определенную тему, осмысление содержания книги, исследовательская работа, в процессе которой дети вместе с родителями участвует в поиске, анализе и сортировке информации. При составлении плана будущего лепбука к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лепбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg