Глава 1. Сущность гражданско-правовой индивидуализации физических лиц в современном российском гражданском праве: общие положения
§ 1.1. Понятие, средства и значение индивидуализации физического лица.
Главными задачами в сфере формирования Российского государства являются укрепление гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина и формирование отечественной экономики. Реализация данных задач предусматривает обширное привлечение граждан в гражданско-правовые, а также и в предпринимательские, правоотношения, которые усовершенствуются и развиваются с каждым днём.
Гражданин выступает от собственного имени, каждый раз, когда является участником любых правоотношений и порождает своим действием или бездействием юридически значимые последствия. Так как он сам заинтересован, чтобы связанные с его личностью факты были юридически с ним связаны, так же и другие лица, с кем он он вступает в различные взаимоотношения тоже непосредственно заинтересованы, чтобы гражданин был легко идентифицирован среди других физических лиц.
Средства индивидуализации характеризуются как инструменты общения людей друг с другом. Применяя в ежедневном взаимодействии устную и письменную речь, человек давал наименования не только предметам и явлениям, но и друг другу. По мере того, как совершенствовался исторический прогресс и усложнялись средства коммуникации возросло и число средств индивидуализации людей .
Первоначальным средством гражданско-правовой индивидуализации гражданина является его имя. Место жительства, также занимает главенствующее положение в процесее индивидуализации физических лиц. Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) не закрепляет исчерпывающий перечень средств индивидуализации физических лиц . Конституция РФ также не регламентирует данный вопрос . Исходя из этого, в процессе жизнедеятельности используются различные инструменты индивидуализации: паспортные и персональные данные, личное изображение, электронная подпись и другие средства, которые могут отличить физических лиц друг от друга. Но все применяемые средства не являются неотъемлемой характеристикой личности. Имя гражданина, место жительства и иные средства могут повторяться между несколькими физическими лицами и не могут в полной мере абсолютно индивидуализировать человека.
В Древнем Риме, а потом в Западной Европе и России для индивидуализации физических лиц стремительно применялись не только имена, но и фамилии. В России фамилии являлись обязательными только для членов привилегированных сословий. Когда крепостное право отменили, фамилии со временем распространились на всё население.
В середине XX в. в доктрине гражданского права на значимость имени для обозначения личности указывали, такие авторы, как Д.И. Мейер, И.А. Покровский, В.И. Синайский и Г.Ф. Шершеневич. В трудах указанных авторов сложилось понимание значимости имени как нематериального блага, которое принадлежит человеку по праву рождения.
Цивилисты советского периода формирования науки гражданского права в силу существования плановой экономической системы и неразвитости частно-правовых отношений проявляли слабый интерес данным аспектам. Вместе с тем следует отметить таких авторов, как М.М. Агарков, С.Н. Братусь, О.А. Красавчиков, Е.А. Суханов, Е.А. Флейшиц. Нормативно-правовые акты, которые регулировали общественные отношения, которые формировались при регистрации и изменении фамилии, имени и отчества советских граждан, в основном имели административно-правовой характер.
Со временем развития общества, общественные отношения усложнялись, а доктрина гражданского права развивалась. В результате этого, к концу XX века, появилось общепризнанное мнение, что граждане могут быть индивидуализированы не только по имени, но и по иным признакам, которые сформированы обществом, либо даны человеку от рождения. В юриспруденции данные признаки считаются средствами индивидуализации и являются объектами гражданских прав, которые относят к нематериальным благам. Как пишет Э.П. Гаврилов, «индивидуализировать - значит выделить, отделить от подобных, сходных предметов (лиц, объектов, явлений)» .
На сегодняшний день развитие средств индивидуализации граждан устанавливается объединением различных положений юридических, естесственно-научных и технических знаний. Особенно заметна роль математики, физики, кибернетики в создании методов программной обработки, визуализации и распознавания изображений человека.
Некоторые авторы научной юридической литературы предоставляют большой перечень средств по изучению персональных данных, которые в свою очередь являются средствами индивидуализации граждан.
К примеру, А.А. Иванов, рассматривая способы хранения персональных данных в глобальной компьютерной сети Интернет, предлагает следующий открытый перечень указанных данных: фамилия, имя и отчество; возраст, день рождения, иные значимые даты в жизни; пол; место жительства и любые иные значимые адреса (к примеру, адрес для почтовой корреспонденции, для отгрузки и доставки счетов); сведения об образовании; профессия, место работы, должность; личные качества, хобби; любые изображения лица (фото, рисунки, шаржи, коллажи); настроение в определенный момент; перечень друзей и знакомых; номера телефонов; номера расчетных счетов и кредитных карт; паспортные данные; идентификационный номер налогоплательщика, номер свидетельства социального страхования и другие номера, позволяющие идентифицировать лицо; доменные имена, адреса электронной почты, статические IP-адреса; иные сведения и материалы о жизни гражданина .
Из всего перечня, по нашему мнению, вызывает возражение лишь один момент, когда А.А. Иванов среди перечня в качестве средств индивидуализации указывает «настроение в определённый момент». Это состояние человека, которое не обладает признаками, характеризающими постоянную информацию о гражданине. Очень часто в гражданском обороте применяют только социальные средства индивидуализации. Это позволяет быстро определить субъекта, который совершает юридически значимые действия и не требует особых технологий. Вероятно поэтому во многих нормативных правовых актах термин «средства индивидуализации» находит применение в широком смысле, без разделения на виды.
На сегоднящний день, между средствами индивидуализации граждан, которые закреплены в нормативных правовых актах, и схожими средствами, которые закреплены в научной литературе существует дисбаланс. И, если использование в гражданском обороте социальных средств индивидуализации граждан в целом регламентировано достаточно полно, то использование биометрических персональных данных нуждается в более детальной регламентации. Из-за многообразия средств идентификации граждан, в связи с их постоянной модернизацией и усложнением тех гражданско-правовых отношений, в которых они используются, необходима регламентация перечня и особенностей оборота средств идентификации физических лиц .
Современное гражданское законодательство РФ включает в себя довольно ограниченный перечень норм, объединенных в законы и иные правовые акты, с помощью которых индивидуализируется субъект правоотношений. В особенности, на основании статьи 19 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане обязаны приобретать и осуществлять свои права и обязанности под своим именем, включающим в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В случаях и в порядке, указанных в законе, граждане могут использовать псевдоним.
Так как имена у граждан могут полностью совпадать, то для установления тождества каждому гражданину выдается документ, который удостоверяет его личность, указывающий дату и место рождения, половую принадлежность, статус гражданина. Помимо этого, документ содержит информацию о том, кто и когда его выдал, а также индивидуальный номер.
Такие индивидуализирующие средства можно признать традиционными, так как они применяются в любом цивилизованном обществе. Несмотря на это, из-за возможности повторения, а также фальсификации документа, такие средства не гарантируют полную идентификацию человека. В связи с этим, применяются дополнительные сведения о конкретном гражданине, которые характеризуют его по физиологическим признакам: антропометрические данные, группа крови, описание особых примет (шрамы, родинки).
Все же, из-за того, что такие признаки могут встречаться у других людей, они не обеспечивают полную достоверность идентификации личности. Более того, использование таких физиологических признаков, значительно затруднит гражданский оборот в сфере рыночных отношений. Это является одной из причин для использования современным обществом более удобных и новых средств индивидуализации для фиксации участия конкретных субъектов в юридически значимых действиях. К числу таких средств индивидуализации относится электронная подпись, идентификационный номер налогоплательщика и другие. Они детально регламентированы нормативными правовыми актами, признаны мировым сообществом и имеют активное применение.
В то же время современные технологии позволяют создавать едва отличимые от оригинала копии средств индивидуализации, очень часто они используются для скрытия идентифицирующих признаков, недобросовестными лицами. Вследствие этого происходит уклонение от ответственности за совершенное правонарушение.
Если взять во внимание тот факт, что действующие законодательство не обеспечивает желаемую степень защиты прав и законных интересов граждан при использовании средств индивидуализации, то использование уникальных, неповторяющихся данных принадлежащих одному лицу, становится просто необходимым. Эти данные выявлены наукой и имеют активное применение. Например, человек от рождения имеет отличительные черты, отсутствующие у других - биометрические персональные данные. Именно эти отличительные черты применяют как дополнительные средства, с помощью которых с высокой степенью вероятности можно идентифицировать гражданина как субъекта гражданских правоотношений. Современные технологии позволяют установить тождество личности гражданина с помощью таких данных как: узор сетчатки глаза, папиллярные узоры пальцев рук, голос.
Из выше перечисленного списка средств индивидуализации граждан можно сделать вывод, что одни признаки принадлежат человеку от рождения. Такого рода средства индивидуализации могут идентифицировать личность с определенной степенью точности и являются физиологическими. Иные, такие как паспортные данные, ИНН и электронная подпись и другие, складываются на условиях, прямо указанных в законе. Такие средства индивидуализации являются социальными.
Средства, которые позволяют с определенной степенью точности установить личность гражданина, совершающего юридически значимые действия рационально разделять на:
- социальные средства индивидуализации, под ними предлагается понимать информацию о признаках, которые создает общество и присваивает каждому субъекту гражданского оборота, позволяющую выделить его из общества других. При этом возможна встречаемость этих признаков у других субъектов гражданского оборота. Так как эти средства индивидуализации результат деятельности общества, то система их создания, использования и охраны регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.
- физиологические средства индивидуализации (биометрические персональные данные) могут принадлежать только физическим лицам, так как устанавливаются на основе физиологических признаков человека, которые обладают абсолютной оригинальностью, поскольку не могут повторяться у других субъектов (например, папиллярные узоры пальцев рук).
Вместе с тем, из-за сложных технологий или неэтичности их выявления, эти признаки могут применяться в случаях, которые прямо установлены законодательством.
Преимущественно в гражданском обороте используют социальные средства индивидуализации. Для их применения нет необходимости в особых технологиях, что позволяет быстрее установить субъект, который совершает юридически значимое действие. В связи с этим в большинстве нормативных правовых актах термин «средства индивидуализации» применятся в широком смысле (без разделения на виды).
Анализ современного гражданского законодательства показывает, что признаки или их совокупность, на базе которых создаются средства индивидуализации, закрепляются правилами, содержащимися в разных нормативных правовых актах, которые не объединены в соответствующую систему. К их числу можно отнести такие федеральные законы как: Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» ; Федеральный закон от «О валютном регулировании и валютном контроле» ; Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ; Федеральный закон от «Об актах гражданского состояния» ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» .
Так же применяются ведомственные нормативные правовые акты, которые нередко существенно ограничивающие применение норм общего действия. Например, статья 160 ГК РФ допускает при совершении сделок факсимильное воспроизведение подписи. В это же время Федеральная Таможенная Служба России разрешает использование факсимиле только в поздравительных, приветственных и других аналогичных документах . Подобные ограничения установлены и другими ведомствами. Таким образом, Правительство Москвы допускает использование факсимильного воспроизведения подписи только при подписании документов справочно-информационного характера: извещений, справок и т.п.
Из этого можно сделать вывод, что нормы, которые устанавливают гражданско-правовые средства индивидуализации физических лиц, регулирующие порядок и условия их применения, могут содержаться в различных актах, где каждый имеет свою сферу действия. Хотя цель создания и применения любого средства индивидуализации должна быть одна и определена именно ГК РФ, потому как в ст. 3 ГК РФ закрепляются нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, и они должны соответствовать данному Кодексу.
Учитывая изложенное выше, упорядочение нормативно-правовых актов в сфере индивидуализации физических лиц в гражданском обороте нужно признать не просто актуальным, а первоочередным и уделить ему в процессе модернизации гражданского законодательства особое внимание. Исходя из этого можно сделать вывод, что нормы, которые устанавливают условия и порядок применения средств индивидуализации физических лиц, нуждаются в совершенствовании. Тем не менее, анализ вносимых в ГК РФ изменений и дополнений, осуществляемых в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, показывает, что нормы, которые регулируют право граждан на использование средств индивидуализации в соответствии со своей волей и в своем интересе, в основном остались без должного внимания. Так как усовершенствованы только статьи 19 и 20 ГК РФ о правах граждан на имя и место жительства , а также принят новый Федеральный закон «Об электронной подписи» , содержание которого обусловлено необходимостью устранить некоторые недостатки ранее действовавшего Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» и привести российские принципы регулирования электронной подписи в соответствие с европейскими стандартами. Кроме того, расширена сфера применения электронной подписи, а также учтены достижения научно-технического прогресса.
Согласно данному закону, а также в соответствии со ст. 160 ГК РФ право на имя реализуется гражданином в гражданском обороте при реализации юридически значимых действий и подписании различных документов, в том числе соглашений, односторонних сделок (завещание, доверенность и т.п.), не только посредством собственноручной подписи, но и использованием ее аналогов – электронной или факсимильной подписи. Эти аналоги подписей присоединяются к другой информации, существующей в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связанной с такой информацией, и используются для установления тождества лица, подписывающего информацию.
Так, В. В. Орлова анализирует виды средств индивидуализации и разделяет их на внутренние и внешние. А именно, она отмечает, что при внутренней индивидуализации субъект выделяется из массы однородных ему путем выявления у него уже существующих характерных признаков. При внешней – субъект наделяется индивидуализирующими признаками, которые созданы обществом и помогают выделить его из массы подобных . В. В. Орлова полагает, что внутренняя индивидуализация наиболее предпочтительна, так как признаки, являющееся ее основой, созданы природой и являются исключительными, принадлежат человеку независимо от внешнего мира и являются неотделимыми от него.
Другое мнение выражает В. Г. Алейниченко, определяя средства индивидуализации, он указывает только на комплекс социально-юридических признаков, которые характеризуют определенные черты индивидуальности человека и позволяющих с большой точностью конкретизировать, персонифицировать личность как субъекта гражданского права . Из этой дефиниции следует, что физиологические отличительные признаки человека не являются средством его индивидуализации. Такая научная позиция, на наш взгляд, представляется ошибочной, так как явно не соответствует объективной реальности.
Тут разумно вспомнить, что социально-юридические признаки, которые отражают индивидуальность человека, создаются не только органами публичной власти или местного самоуправления, но и частными лицами, в том числе самими гражданами или их представителями . В частности, перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, формируется в порядке, установленном органами государственной власти . Одновременно с этим право ребенка на имя реализуется в соответствии с волей его родителей и только при отсутствии их соглашения – органами опеки и попечительства .
Смольянинова М.В считает, что необходимо разработать и принять нормы, содержащие комплексное регулирование процесса создания и использования средств индивидуализации граждан в широком смысле, тоесть включающих как социальные, так и физиологические .
Создавая такую систему средств индивидуализации, полагаем, нужно руководствоваться такими принципами как:
? принципом осуществления идентификации граждан безопасными способами для здоровья;
? принципом не нарушения религиозных прав и свобод;
? принципом размещения персональных данных в том формате, который обеспечит безопасность и несанкционированность использования таких сведений.
Так же, по нашему мнению, документ удостоверяющий личность должен отвечать таким требованиям как:
? содержание социальных и биометрических данных владельца;
? содержание должного криптографического уровня защиты от подделки;
? возможность использования на обширном спектре устройств и программных платформ;
? поддержки юридической значимости действий, которые совершает владелец в процессе информационного взаимодействия с другими субъектами.
Необходимо, чтобы система средств индивидуализации граждан РФ была адаптирована к международным стандартам идентификации человека и вводилась одновременно на всей территории государства. При этом необходимо учитывать территориальные, отраслевые, национальные и иные особенности зоны обслуживания.
Скорее всего такая работа потребует глубоких научных исследований, проверки полученных результатов в различных сферах общественных отношений и законодательной экспертизы. Основной целью выступит выявление наиболее оптимальные пути «внедрения» новых норм в уже действующую систему гражданского законодательства.
Эти и многие другие проблемы, которые связанны с обеспечением надлежащего правового регулирования создания и использования средств индивидуализации граждан, детально известны Правительству РФ, ведомственным федеральным органам и организациям, которые работают с персональными данными граждан. Поэтому для их решения принимаются соответствующие нормативные правовые акты, разрабатываются и проводятся многочисленные мероприятия.
Например, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов. Такие документы должны определить цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации вообще и средств индивидуализации граждан в частности. Важность и значимость данной Стратегии определяется тем, что этот документ разработан с учетом международных норм.
В рамках Стратегии разработана и реализуется концепция введения удостоверений личности гражданина Российской Федерации, которые оформляются в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1699-р) . Потребность заменить действующие паспорта граждан Российской Федерации, вызвана текущим уровнем развития информационных технологий и их применением в органах государственной власти и органах местного самоуправления, создающих предпосылки для введения более защищенного от подделок удостоверения личности. В концепции указывается, что ее реализация позволит обеспечить:
– гарантированную государством идентификацию личности посредством как физических, так и электронных способов и средств подтверждения личности;
– создание комплексной системы однозначной идентификации граждан Российской Федерации на основе единого реестра удостоверений личности с использованием сквозного единого идентификатора.
Достижение этих целей планируется на 01 января 2030 года, когда прекратят свое действие «бумажные» паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Поставленные цели требуют решения важнейших задач, в их числе можно назвать следующие:
• разработать и внедрить инновационные технологии, позволяющие повысить степени защиты основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, от подделки;
• посредством современных технических средств устранить возможности фальсификации и (или) незаконного использования основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
• гарантировать субъектам гражданского оборота идентификацию граждан, участвующих в совершении юридически значимых действий, в том числе при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг;
• расширить перечень сведений о гражданах Российской Федерации, размещенных в информационных системах, и повысить их достоверность;
• упростить регистрацию граждан на территории РФ по месту их пребывания и на ее основе сформировать комплексную систему учета населения Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, под средствами индивидуализации физических лиц понимаются разновидности инструментов, характеризующих и отделяющих одного человека от другого. Первоначальным средством гражданско-правовой индивидуализации гражданина является его имя и место жительства. Различные авторы разделяют средства индиаидуализации на различные группы и подгруппы, понимают данное понятие в широком и узком смыслах. Также граждане могут быть индивидуализированы по иным признакам, которые сформированы обществом, либо даны человеку от рождения. В юриспруденции данные признаки считаются средствами индивидуализации и являются объектами гражданских прав, которые относят к нематериальным благам. Средства индивидуализации физических лиц можно разделить на две большие группы: социальные и физиологические. Под социальными средствами индивидуализации предлагается понимать информацию о признаках, которые создает общество и присваивает каждому субъекту гражданского оборота, позволяющую выделить его из общества других. Физиологические средства индивидуализации (биометрические персональные данные) могут принадлежать только физическим лицам, так как устанавливаются на основе физиологических признаков человека, которые обладают абсолютной оригинальностью, поскольку не могут повторяться у других субъектов. Упорядочение нормативно-правовых актов в сфере индивидуализации физических лиц в гражданском обороте необходимо признать первоочередным и уделить ему в процессе модернизации гражданского законодательства особое внимание. Некоторые нормы, которые устанавливают условия и порядок применения средств индивидуализации физических лиц, нуждаются в совершенствовании. Данный вопрос на настоящий момент является достаточно открытым и пополняется различными дискуссиями и мнениями учёных, юристов, правоведов по решению спорных моментов в данной сфере.
§ 1.2. Правоспособность как основание средств индивидуализации физических лиц
Категории «правоспособность» в прошлом посвящено много трудов таких теоретиков права, как Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шершеневич, В.И.Синайский и другие. Примечательно то, что во всех научных исследованиях в области права, термин «правоспособность»