Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

lupari84 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 159 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Таким образом, в ходе работы были исследованы особенности нормативно-правового регулирования ограничений конституционного права на информацию в Российской Федерации. Конституционно-правовые основания для реализации права на информацию предусмотрены в пункте 4 статьи 29 Конституции РФ 1993 г.: «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Введение

Актуальность темы исследования. Закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности, и последующее развитие соответствующих конституционных положений в федеральном и региональном отраслевом законодательстве положили начало новому этапу развития правового государства в России. Интенсивное развитие гражданско-правовых институтов частной собственности и нематериальных благ обусловили необходимость должного нормативно-правового регулирования таких гражданско-правовых институтов, как коммерческая, профессиональная, служебная, банковская тайна, тайна связи, защита персональных данных и ряда других сведений ограниченного распространения. Все эти институты связаны с ограничением в той или иной степени возможностей реализации гражданами правомочий, входящих в содержание права на информацию. Необходимость соблюдения баланса интересов различных субъектов информационных правоотношений придает известную сложность процедуре нормативно-правовой регламентации. Еще одним фактором, оказывающим значительное влияние на возможность практической реализации права на информацию, является отставание национального законодательства от новейших тенденций развития информационных правоотношений. В этом контексте особо следует отметить чрезвычайно интенсивное развитие Интернет-среды и сопутствующих информационных процессов. Сегодня сложно представить себе современного образованного человека не пользующегося Интернет-технологиями. В тоже время существенной проблемой является неравномерное территориальное обеспечение возможностей реализации права граждан на информацию, в том числе и посредством доступа в глобальную информационную сеть. В сельской местности информационные технологии еще по-прежнему считаются экзотикой и их услуги практически недоступны рядовому жителю села. Скорейшее устранение подобного неравенства, обусловленного главным образом факторами организационного и материально-технического характера, должно быть первоочередной задачей органов государственной власти и местного самоуправления. Удобное распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире и, как следствие, в результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично. Свободу информацию с полным на то основанием можно отнести к числу основополагающих элементов для построения демократического государства. Право на информацию выполняет связующую роль в отношениях между народом и властью, является эффективным механизмом для контроля за деятельностью органов власти и осуществления этой деятельности в первую очередь в интересах населения. Свобода информации призвана обеспечивать гласность, честность, открытость и демократичность политического и избирательного процессов, закладывая тем самым основу для легитимизации деятельности органов власти. Открытое государство, не окружающее свою деятельность секретами и тайнами, без каких-либо уловок позволяющее осуществлять за собой общественный контроль, полностью соответствует демократическим идеалам и принципам. Это в свою очередь создает реальные предпосылки для налаживания взаимоотношений сотрудничества и взаимной поддержки между государством и института гражданского общества. С другой стороны, неограниченная, бесконтрольная реализация права на информацию, в частности при распространении информации, может нести в себе значительную угрозу национальным государственным интересам, моральному и нравственному развитию российского общества. Вопросы ограничения права граждан на информацию имеют большое значение и для реализации иных конституционных прав граждан. Так, например, свобода поиска информации ограничивается неприкосновенностью частной жизни и конфиденциальность персональных данных; право на получение сведений о деятельности органов государственной власти - мерами по защите сведений, составляющих государственную тайну; свобода и успешность предпринимательства при текущем уровне развития технологий и конкурентной среды обусловлена должной защитой сведений, составляющих коммерческую тайну, и в т.ч. секретов производства. Таким образом, представляет интерес исследование особенностей конституционно-правового регулирования ограничений права на информацию в Российской Федерации. Актуальность диссертационного исследования на выбранную тему подтверждается и ростом числа обращений физических и юридических лиц в различные судебные инстанции за защитой нарушенных прав, связанных с информационными правоотношениями. Степень научной разработанности темы. В отечественной правовой доктрине проблемы нормативно-правового регулирования ограничений права на информацию, так или иначе, рассматривались в работах многих исследователей. В большинстве своем это были либо поверхностные обобщающие академические изыскания, либо монографические работы на узкоспециальные темы. Проводимые ранее комплексные исследования, посвященные вопросам нормативно-правового регулирования ограничений права на информацию, основаны на ныне утративших силу нормативных актах. Кроме того, значительное влияние на степень научной разработанности темы настоящего исследования оказывает динамично меняющееся законодательство, а также интенсивное развитие общественных отношений в сфере информации. Таким образом, рассматриваемая тема, представляется недостаточно исследованной. Общие положения информационного права исследовались в монографиях и публикациях O.E. Кутафина, Т.В. Закупень, И.Л. Бачило, В.А. Копылова, В.Н. Лопатина, М.М. Рассолова. Проблемам понятия, содержания, гарантий, охраны и защиты, реализации права на информацию и свободы информации уделяли внимание в своих работах: С.А. Авакьян, A.A. Андрианова, Н.Б. Баранова, И.Л. Бачило, Т.Ш. Иззатов, Е.В. Ильгова, A.B. Кротов, Е.И. Козлова и O.E. Кутафин, Е.С. Лисицкая, В.О. Лучин, A.B. Малько, Е.А. Миндрова, Д.В. Огородов, A.A. Одринский, П.С. Скопец, В. Стахова, B.C. Хижняк, С.Н. Шевердяев. М.М. Китайчиком исследовал понятие и содержание права на защиту от информации. Вопросы ограничения права на информацию исследовались в публикациях В.Г. Елизарова, A.A. Подмарева и И.В. Понкина. Отдельные аспекты реализация права на информацию в конкретных сферах общественных отношений рассматривали в своих исследованиях: Г.А. Алхутова, В.В. Балытников, А.Ю. Беллевич, Ю.И. Гришаева, A.A. Ишина, В.Н. Лопатин, A.A. Малиновский, A.B. Нестеров, Е.А. Поворова, K.B. Прокофьев, М.И. Савинцева; A.A. Тришкин; H.H. Федосеева, Н.М. Чепурнова и др. Вопросы защиты прав на коммерческую тайну рассматривались в диссертациях М.С. Зельцер, А.Г. Карташяна, О.Г. Павловой, Р.В. Северина, М.М. Погореловой, научных статьях М.В. Беляева, Е.К. Волчинской, О.В. Добрынина, O.K. Князева, A.A. Кузьмина, O.A. Потрашковой и др., в учебниках и учебных пособиях И.А. Зенина, О.М. Олейник, А.Н. Коломиец, A.A. Левина, В.В. Погуляева, В.А. Северина, А.П. Сергеева, A.A. Фатьянова и др. Специфику нормативно-правового регулирования и особенности реализации информационных правоотношений в информационно- коммуникационной сети Интернет исследовались в работах A.A. Агеенко, О.С. Гузеевой, Д.А. Кузнецовым, В.Н. Монаховым, В.Б. Наумовым, Ю.Л. Немецом, C.B. Петровским, И.М. Рассоловым, А.Г. Серго, Л.Б. Ситдиковой, A.A. Тедеевым, Л.К. Терещенко, М. Федотовым, М.В. Якушевым и др. Вопросам правового регулирования ограничения прав на доступ к определенным видам информации были посвящены работы Т.А. Андроновой, В.В. Богданова, А.Ю. Викулина, А.Ю. Лазарева, П.С. Скопца и др. Среди зарубежных авторов исследовавших вопросы содержания права на информацию можно назвать таких исследователей как: Patrick Birkinshaw, Fernand Terrou, Lucien Solal, Bernard Voyenne, Frederique Brocal von Plauen, G. Corasaniti, Maria Migliazza, Aldo Loiodice, Gianluca Gardini, L.M. Diez- Picazo Gimenez, Sergio Lopez-Aeylon, J.M. Desantes Guanter, Toby Mendel Estelle Brosset, Guy Scoffoni, Denis Lambert, Daniel Amson, Michele Puybasset, Jacques Ravanas, Denis Dedonker, Emmanuel Derieux, Xavier Agostinelli, J.-M. Auby, R. Ducos-Ader, Andre Bertrand, Tagliani Ida, J.J. Castellanos, Paolo Caretti, Roberto Zaccaria, E. Villanueva, Дэвид Банисар, Йован Курбалийя и др. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией права на информацию в Российской Федерации и ограничениями такого права. Предметом диссертационного исследования являются российские и зарубежные правовые нормы, регламентирующие ограничения права на информацию, деятельность органов государственной власти по обеспечению, охране и защите права на информацию, разработанные научно-теоретические концепции в исследуемой сфере правоотношений, а также связанные с нею актуальные теоретические и практические проблемы. Целью диссертационного исследования является разработка конституционно-правовых основ нормативно-правового регулирования ограничений права на информацию в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие права на информацию в Российской Федерации, а также отдельные правомочия, входящие в его содержание, исследовать понятие «информация», выявить ее признаки и особенности; сделать предложения по унификации терминологии; 2) исследовать особенности нормативно-правового регулирования права на информацию, а также оснований для его ограничения в Российской Федерации; 3) дать сравнительно-правовую характеристику права на информацию в законодательстве России и зарубежных государств, выявить положительный зарубежный опыт, сделать предложения по его внедрению в российскую правовую систему; 4) рассмотреть понятие конфиденциальности информации, выявить ее признаки, провести классификацию отдельных видов информации ограниченного доступа; 6) исследовать персональные данные как разновидность информации ограниченного доступа, определить проблемы и особенности защиты персональных данных в различных сферах деятельности; 7) изучить особенности правового режима коммерческой тайны, рассмотреть понятие и признаки информации, составляющей коммерческую тайну; 8) рассмотреть особенности нормативно-правового регулирования механизмов реализации и ограничений права граждан на информацию в информационно-коммуникационной сети Интернет, исследовать правовую природу сети Интернет, содержание и структуру правоотношений в сети Интернет. Методологическую основу диссертационного исследования составили современные общенаучные (анализ, синтез) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод моделирования) методы познания. При построении структуры исследования использовался метод дедукции. Так, например, первая глава исследования посвящена рассмотрению общего нормативно-правового регулирование права на информацию в Российской Федерации. Во второй главе рассмотрены конкретные ограничения права на информацию. Нормативной базой исследования стали положения Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, а также ряд подзаконных актов Российской Федерации, отдельные документы (проекты, доктрины, концепции, модельные законы и пр.), законодательство ряда зарубежных стран, а также международно-правовые акты о правах человека и специализированные международные соглашения в сфере информационных отношений. Эмпирической базой исследования стали материалы судебной практики отечественных и зарубежных судебных инстанций, а также многочисленные научные исследования и публикации отечественных и зарубежных авторов. Научная новизна диссертационной работы заключается в решении вопросов современного нормативно-правового регулирования ограничений права на информацию в Российской Федерации В ходе работы дана оценка произошедшим изменениям в нормативно- правовом регулировании рассматриваемых вопросов, определены предпосылки и основания для ограничения прав на информацию, выявлены тенденции и перспективы развития зарубежного законодательства в рассматриваемой сфере, предложены пути внедрения в отечественное законодательство положительного зарубежного опыта; сформулированы понятие, признаки и виды информации ограниченного доступа, дана оценка соразмерности степени ограничения права на информацию и важности охраняемых нематериальных благ; выявлены актуальные проблемы защиты персональных данных и определены порядок и условия их обработки в различных ситуациях; уточнены понятие и значение института коммерческой тайны и способов защиты соответствующей информации; определена природа сети Интернет и природа опосредованных ею правоотношений, предложены решения проблем реализации и ограничения права на информацию в Интернет-среде; выявлены вероятные негативные последствия нарушения прав на информацию; дано авторское определение ряда ключевых дефиниций, непосредственно связанных с темой исследования. Результатом проведенного исследования являются следующие положения, выносимые на защиту: 1. Особенность правомочий пользователя информации заключается в том, что он может не обладать какими-либо гражданскими правами по отношению к ней. В силу ее нематериального характера возможно исключительно использование (потребление) информации. В соответствии с положениями статьи 128 ГК РФ информация относится к объектам гражданских прав наряду с вещами, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственности); нематериальными благами. Однако, возникновение имущественных прав, в т.ч. права собственности, возможно лишь в отношении документированной информации, носители которой относятся к вещам, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ являются документами. Межотраслевое значение термина «информация» обуславливает сложности нормативно-правового регулирования порядка осуществления правомочий, входящих в содержание конституционного права граждан на информацию. Разрешить имеющиеся в действующем законодательстве пробелов коллизий возможно посредством приведения в соответствие легальных дефиниций, выработки единого понятийного аппарата, структурирования законодательных норм, регулирующих особенности реализации конституционного права граждан на информацию. Таким образом, информация является специфическим, особым объектом гражданских прав. 2. Не следует обусловливать все содержание права на информацию только свободой информации. Правомочия, входящие в содержание этого права, охватывают не только право человека участвовать в информационных отношениях, но и право ограничивать сведения, тем или иным образом затрагивающие его интересы, от свободного оборота. Ценность информации обеспечивается как посредством ее распространения, так и в результате ограничения доступа к ней. Так, например, при распространении информации реализуется ценность рекламы, а также опровержений, публикуемых в порядке защиты от чести и достоинства граждан. Ограничение распространения информации обеспечивает ценность сведений, составляющих коммерческую тайну, а также иные виды тайны. Следовательно, внутреннее содержание права на информацию представляет собой соотношение свободы информации и права на конфиденциальность. Иными словами, право на информацию не является абсолютным, то есть имеет некие пределы, обусловленные правом на конфиденциальность. Свобода информации и право на конфиденциальность непосредственно дополняют и взаимоограничивают друг с друга. 3. Торжество демократических принципов в большинстве современных стран обусловило осознание того, что свобода информации является одним из важнейших прав человека. В связи с этим практически все вновь принимаемые или редактируемые конституции предусматривают право каждого на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Большинство зарубежных стран предусмотрели на конституционном уровне процедуру доступа к информации. Кроме того, в зарубежном законодательстве большинства современных государств предусмотрен особый порядок реализации права на информацию об окружающей среде и права физических лиц получать информацию о себе. 4. Отсутствие специализированного закона о коммерческой тайне во многих развитых странах, можно объяснить поступательным, эволюционным развитием законодательства, постепенным формированием института коммерческой тайны, наработанной судебной практикой и устоявшимися обычаями делового оборота, а также более высоким уровнем правовой культуры и уважением к правам собственника. Однако российские бизнесмены были вынуждены осуществлять свою деятельность в совершенно иных обстоятельствах. С одной стороны формирование предпринимательской среды было обусловлено крайне скоротечными темпами изменения экономических отношений и их нормативно-правового регулирования. С другой стороны налицо некий правовой нигилизм со стороны как бюрократического аппарата, так и самих бизнесменов. Определенную роль сыграло то, что судебная система оказалась не готова к защите прав физических и юридических лиц в сфере защиты информации. Это можно объяснить особенностями национального менталитета или относительной молодостью соответствующих правовых норм. Однако проблема имеет место, и следует уделить пристальное внимание разработке способов и поиску средств ее разрешения. Трудности в реализации права граждан на информацию влекут за собой сложности в реализации иных прав граждан. Следовательно, следует уделять внимание повышению уровня правовой культуры граждан, что будет способствовать демократизации российского общества и становлению правового государства. 5. Конфиденциальная информация - это сведения, в отношении которых федеральными законами установлен особый правовой режим, ограничивающий конституционное право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Сведения, составляющие государственную тайну, не подпадают в разряд конфиденциальной информации. Представляется возможным классифицировать конфиденциальные сведения на две категории, в зависимости от субъекта, в интересах которого устанавливается режим конфиденциальности. В случае с персональными данными, коммерческой и профессиональной тайной, ноу-хау на первый план выходит защита частных интересов лица, владеющего конфиденциальной информацией. В отношении служебной тайны в первую очередь защищается публичный интерес. Применительно к тайне следствия и судопроизводства, а также сведениям о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, правовой режим конфиденциальности направлен на защиту как частных интересов конкретных субъектов (потерпевший, свидетель и т.д.), так и публичного интереса, выражающегося в обеспечении нормальной реализации функций правосудия, правоохранения и поддержания общественного порядка. 6. Реализация права на информацию должна органично сочетаться с обеспечением такого естественного и неотчуждаемого права каждого, как право на неприкосновенность частной жизни или, говоря иначе, право на приватность, на конфиденциальность в отношении своих персональных данных, а также сведений, представляющих собой личную и семейную тайну, тайну переписки, коммерческую тайну, адвокатскую, врачебную, нотариальную тайну и др. Несмотря на то, что Конституция РФ и федеральное законодательство не закрепляют как таковое право граждан на конфиденциальность, представляется, что такое право следует признать в числе основных прав и свобод человека и гражданина. Оно обусловлено общими конституционными принципами и в полной мере соответствует нормам действующего российского законодательства. 7. В последние годы наблюдается интенсивное развитие законодательства, регулирующего порядок реализации правомочий граждан, объектом которых являются персональные данные граждан. Активно разрабатываются и принимаются соответствующие подзаконные и ведомственные акты, проводится проверка соблюдения требований законодательства в организациях и предприятиях всех форм собственности. Поскольку закон устанавливает ряд ограничений для информационных процессов, связанных с персональными данными, их можно с полным на то основанием отнести к информации конфиденциального характера. Неуклонно растущий объем сведений ограниченного доступа, в том числе и персональных данных, требует особой ответственности при решении вопросов регулирования соответствующих правоотношений. В конечном итоге обработка персональных данных по всем направлениям деятельности должна быть направлена совершенствование деятельности органов государственной власти по выполнению возложенных на них функций и обязанностей. 8. Персональные данные - информация, характеризующая индивида в степени, достаточной для его идентификации в публичных и частноправовых отношениях, доступ и разглашение которой другими субъектами правомерен только по его письменному индивида либо в силу закона. Подобное унифицированное определение рассматриваемого понятия следует закрепить на законодательном уровне. Уместнее всего его включить в перечень основных понятий, используемых в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 2) и Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 3). Это представляется логичным, поскольку данные законы соотносятся как родовой и видовой. При этом в иных нормативно-правовых и подзаконных акта следует оставить лишь отсылочные нормы, а при необходимости указания дефиниции «персональные данные» применительно к конкретной сфере правоотношений - использовать в качестве основы предложенную формулировку. 9. Отдельные особенности реализации правомочий, входящих в содержание права граждан на информацию, связаны с понятием «коммерческая тайна». На современном этапе регулирование вопросов, составляющих коммерческую тайну, осложнено использованием в бизнесе новейших, конкурентоспособных технологических решений, значительным увеличением перечня предлагаемых на рынке товаров и услуг. В то же время это приводит к увеличению числа случаев незаконного использования для извлечения прибыли чужой информации, представляющей коммерческую ценность. Это обстоятельства требуют разработки комплекса нормативных и организационных мер для обеспечения нормального функционирования механизмов защиты коммерческой тайны. Наиболее актуальными представляются такие проблемные вопросы как идентификация объекта коммерческой тайны, определение содержания правомочий субъектов права на коммерческую тайну, а также особенностей правого режима ограничения доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Также имеют важное практическое значение определение порядка и условий реализации мер защиты прав на коммерческую тайну; исследование выявляемых нарушений рассматриваемого права; классификация механизмов защиты коммерческой тайны; выявление тенденций и перспектив развития рынка управленческих и юридических услуг по компенсации убытков, причиненных правообладателю нарушением права на коммерческую тайну. 10. Условия предоставления охраны исключительных прав обладателя коммерческой тайны отличны от охраны авторских и патентных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для авторских и патентных прав обязательным условием предоставления правовой охраны является их распространение (опубликование). В роли коммерческой тайны может выступать не любая информация, в отношении которой субъектом предпринимательской деятельности установлен режим конфиденциальности. Коммерческая тайна должна быть тесно связана с предпринимательской деятельностью лица, соответствующие сведения так или иначе должны приносить прибыль. Иначе говоря, речь идет о потенциальной коммерческой ценности такой информации. В противном случае, может иметь место смешение коммерческой тайны с персональными данными, с личной тайной и др. Исходя из этого, представляется что главным определяющим словом в определении понятия «коммерческая тайна» должен выступать не термин «сведения», а такие правовые категории как «режим доступа к сведениям» и «режим конфиденциальности информации». Коммерческая тайна, наоборот, охраняется лишь при условии, что правообладатель обеспечивает комплекс мероприятий для сохранения этой информации конфиденциальной. Правовая охрана коммерческой тайны прекращается в случае, когда, правообладатель не предпринял меры для охраны и ограничения доступа к соответствующей информации. В коммерческих целях информация имеет наибольшую ценность в случае, когда она находится в обороте, нежели когда находится в статическом состоянии. И, наоборот, в вопросах защиты частной информации ее ценность обусловлена обеспечением необходимого уровня конфиденциальности. 11. Анализ действующего законодательства показывает, что термин «Интернет» использован во многих нормативных и подзаконных актах, в том числе регламентирующих порядок обеспечения права граждан на информацию. В одних случаях он рассматривается как информационно- коммуникационная сеть, в других как техническое средство обмена информацией, в третьих - как средство массовой информации. Легальная дефиниция понятия Интернет в российском законодательстве отсутствует, лишь некоторые правовые признаки данной информационно- коммуникационной сети можно выделить в отдельных законах и подзаконных актах. Представляется необходимым конструировать дефиницию понятия «Интернет» с учетом присущих данному явлению основополагающих функций и признаков, имеющих значение для реализации в Интернете права граждан на информацию. «Интернет» это глобальная общественно-коммуникационная телекоммуникационная сеть, позволяющая удовлетворять частные и групповые коммуникационные и информационные потребности. Интернет-среда полностью подчиняется нормативно-правовому регулированию, без каких либо изъятий и исключений. Здесь действуют те же самые положения закона и нормы морали. 12. Рассматривая Интернет как некую область, в пределах которой реализуется право граждан на информацию (в том числе и предусмотренные законом ограничения данного права), можно отметить, что среди иных пространств (или полей) опосредованной коммуникации граждан Интернет- пространство занимает явно доминирующее положение. Должен быть разработан механизм, обеспечивающий гражданам с ограниченными возможностями право на полноценное пользование Интернет-ресурсами. Кроме того, следует также упомянуть право на представленность информации в Интернете на родном языке пользователя, а также право на информационное сопровождение службами клиентской и технической поддержки. Действительно, по объективным причинам рядового пользователя интересует, прежде всего, информация и возможность общения на своем родном языке. Этот аспект представляет особый интерес в контексте недопущения ограничения прав граждан на информацию кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом. Научно-теоретическое значение диссертационного исследования обусловлено его научной новизной и примененной методологией проведенного исследования. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в работе раскрыты и теоретические обосновано конституционно-правовое понятие права на информацию в Российской Федерации, а также отдельные правомочия, входящие в его содержание, систематизированы основания для его ограничения в Российской Федерации. В диссертации теоретически обоснованы перспективные направления совершенствования нормативно-правового регулирования механизмов реализации и ограничений права граждан на информацию в информационно- коммуникационной сети Интернет. В работе определены и раскрыты конституционно-правовые основы нормативно-правового регулирования ограничений права на информацию в Российской Федерации. Практическая значимость диссертационного исследования. Разработанные в ходе исследования подходы и рекомендации могут быть использованы для совершенствования деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, иных субъектов. Авторские дефиниции рассматриваемых понятий и предложения о совершенствовании отдельных положений законодательства Российской Федерации имеют целью обеспечение гарантий права граждан на информацию. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе при преподавании конституционного права. Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях: «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: итоги и перспективы» (Москва, 2010), «Высшее образование для XXI в.» (Москва, 2012). Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе Московского гуманитарного университета при чтении лекций по учебному курсу: «Конституционное право», а также спецкурсу «Права человека». Положения диссертации, касающиеся реализации права на информацию, использованы в практической деятельности Федерального медико- биологического агентства России и Федерального космического агентства. Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в пяти научных публикациях, три из которых опубликованы в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации. Структура и содержание диссертации. Диссертация включает введение, две главы, включающие семь параграфов, заключение, список использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
Содержание

Введение 2 Глава I. Право на информацию как элемент конституционно-правового статуса личности в российском праве 20 § 1. Понятие и содержание права на информацию в России 20 § 2. Нормативно-правовое регулирование права на информацию и оснований для его ограничения 43 § 3. Сравнительно-правовая характеристика права на информацию в законодательстве России и зарубежных государств 62 Глава II. Конфиденциальность информации как основание ограничения права граждан на информацию в Российской Федерации 76 § 1. Конфиденциальная информация: понятие, признаки и виды 76 § 2. Персональные данные как категория информации ограниченного доступа 85 § 3. Правовой режим коммерческой тайны: понятие, особенности, перспективы совершенствования механизмов защиты 103 § 4. Особенности нормативно-правового регулирования механизмов реализации и ограничений права граждан на информацию в информационно-коммуникационной сети Интернет 112 Заключение 128 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 159
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 7, 21.01.2009 2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 10.12.1998 3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров, N 3, 2001. 4. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994. 5. Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (ЕТ8 N 108) (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». 6. Резолюция А/ЯЕ8/59 (I) Генеральной Ассамблеи ООН 1946 г. «Созыв международной Конференции по вопросу о свободе информации» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций http://www.un.org http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/035/16/IMG/ МЮ03516^:Р?ОрепЕ1етеп1 7. Поправки к Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (ЕТ8 N 108), позволяющие присоединение Европейских сообществ> (Приняты в г. Страсбурге 15.06.1999 Комитетом министров Совета Европы) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». 8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998. 9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Российская газета, N 256, 31.12.2001. 10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 12.11.2012)// Российская газета, N 17, 27.01.1996. 12. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 05.04.2013) // Российская газета, N 49, 13.03.1993. 13. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011) (утратили силу) // Российские вести, N 174, 09.09.1993. 14. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета, N 47, 07.03.2007. 15. Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об уничтожении химического оружия» // Российская газета, N 87, 06.05.1997. 16. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета, N 72, 12.04.1995. 17. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, N 97, 06.05.2011. 18. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 07.05.2013) «О банках и банковской деятельности» // Российская газета, N 27, 10.02.1996. 19. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, N 25, 13.02.2009. 20. Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // Российская газета, N 5, 15.01.2003. 21. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, N 160, 18.08.1995. 22. Федеральный закон от 19.12.2005 N 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» // Российская газета, N 288, 22.12.2005. 23. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу) // Российская газета, N 39, 22.02.1995. 24. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Российская газета, N 182, 25.08.2004. 25. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета, N 145, 30.07.1997. 26. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об использовании атомной энергии» // Российская газета, N 230, 28.11.1995. 27. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета, N263,23.11.2011. 28. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 29.12.2012) «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, N 79, 25.04.1996. 29. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета, N 265, 26.12.2008. 30. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета, N 104, 31.05.2003. 31. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, N 165, 29.07.2006. 32. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О персональных данных» // Российская газета, N 165, 29.07.2006. 33. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне» // Российская газета, N 166, 05.08.2004. 34. Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Российская газета, N67, 07.04.1998. 35. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-Ф3 (ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета, N 100, 05.06.2002. 36. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) «О защите прав потребителей» // Российская газета, N 8, 16.01.1996. 37. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» // Российская газета, N 182, 21.09.1993. 38. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2013) «О средствах массовой информации» // Российская газета, N 32, 08.02.1992 39. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета, N34, 16.02.2008. 40. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. N 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» // Собрание законодательства РФ, 14.06.1999, N 24, ст. 2954. 41. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Российская газета, N 51, 14.03.1997. 42. Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 (ред. от 23.10.2008) «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Российская газета, N 120, 07.06.2005. 43. Указ Президента РФ от 31.12.1993 N 2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Российская газета, N4, 10.01.1994. 44. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (ред. от 20.07.2012) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» // Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3165. 45. Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х (ред. от 08.12.2003) «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» // Ведомости ВС СССР, N 32, 10.08.1983, ст. 492. 46. Постановление ЦИК России от 06.11.1997 N 134/973-П (ред. от 22.12.2010) «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» // Вестник Центризбиркома РФ, N 9, 1997. 47. Приказ ФНС РФ от 12.12.2006 N САЭ-3-13/848@ «О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» // Документы и комментарии, N 6, 12.03.2007 (Временный регламент). 48. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации ракетно- космической и ракетной техники» (Заключено в г. Москве 11.06.2009) // Бюллетень международных договоров. 2011. N 9. 49. «Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности» (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ) // Аудиторские ведомости, N 6, ] 997. 50. Закон Панамы «О прозрачности деятельности государственных и местных органов власти» 2002 г. // http://www.asambela.gob.pa/legispan/leyes/2002/2002_006.pdf 51. Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 N 132-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрушина Егора Валентиновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью третьей статьи 29 и статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». 52. Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2007 N 195-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шмонина Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». 53. Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 N 142-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Новый мир» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 150 и статьей 383 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». 54. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, N52, ст. 1865. 55. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // Российская газета, N 43, 01.03.2000. 56. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // Российская газета, N 43, 01.03.2000. 57. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 N 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, P.JI. Гитиса и С.В. Абрамова» // Российская газета, N 33, 18.02.1997. 58. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 N 10 (ред. от 24.04.2002) «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (утратило силу) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 3, 1994. Научная литература 59. Al-Shatti Q., Valencia R.A., Cretu V. Multilingual ism - the communication bridge [Мультилингвизм - коммуникационный мост]. DiploFoundation's Internet Governance Research Project, 2006/2007. Агапов А.Б. Информационное законодательство России. М.: Горизонт, 1993. 60. Агапов А.Б. Информационное законодательство России. М.: Горизонт, 1993. 61. Алексенцев А.И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны // Безопасность информационных технологий. 1999. N 3. 62. Арсеньев К.К. Законодательство о печати. СПб., 1903. 63. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права // М.: Юридическая литература. 1991. 64. Батурин Ю.М. Цензура против гласности: от Ивана Грозного до 1917 г.// Сов. государство и право. 1989. N 3. 65. Бачило И.Л. Персональные данные в сфере бизнеса // Закон. 2002. N 12. 66. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 2. 67. Бачило И.Л. Свободный доступ к информации и Интернет // Информационное общество, 2000, вып. 4. 68. Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. 2006. 69. Бондаренко А. Коммерческая тайна в России // Закон. 1992. N 9. 70. Букалерова Л.А., Пикуров Н.И. Уголовно-правовая охрана оборота официальной информации // Правовые вопросы связи. 2005. N 1. 71. Бусленко Н.И. Конституционные основы профессиональной деятельности журналиста в Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 72. Венгеров А.Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Сов. государство и право. 1977. N 10. 73. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978. 74. Ветров К.В. Информационная политика и информационная реальность // Информационное общество, 2002, вып. 1, 75. Волокитин A.B., Кристальный Б.В., Черешкин Д.С. Россия: от информатизации - к информационному обществу // Информационное общество. 1999. N 3.
Отрывок из работы

Глава I. Право на информацию как элемент конституционно-правового статуса личности в российском праве $ 1. Понятие и содержание права на информацию в России Конституционно-правовые основания для реализации права на информацию предусмотрены в пункте 4 статьи 29 Конституции РФ 1993 г.: «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Соблюдение и реализация конституционного права граждан на информацию, обеспечение свободного и равного доступа к сведениям, имеющим общественное значение, информационная открытость органов власти являются существенными обстоятельствами и критериями функционирования правового государства и гражданского общества, что обеспечивает подлинное, а не только формальное участие граждан в жизни государства, а значит, и содействует развитию гражданского общества .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 95 страниц
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 52 страницы
550 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 68 страниц
650 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 110 страниц
1150 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 78 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg