Актуальность темы исследования. За последние 30 лет Россия претерпела радикальные изменения: от централизованной социалистической системы страна переходит к рыночному хозяйству. В 2018 г. по объему экономика Российской Федерации стала шестой в мире и второй в Европе. При этом многие экономические достижения или обеспечены производственными мощностями, созданными еще в советский период развития страны, или являются результатом добычи нефти, газа и других природных ресурсов.
Проблема исключительно актуальна в современный период, ибо государственному управлению вообще и государственному регулированию экономики в частности уделяется самое обостренное внимание. Государственное управление – объективно необходимый элемент общественного бытия, исследуется оно представителями самых различных научных школ и в различных системах методологических координат – цивилизационной и формационной, идеалистической и материалистической, консервативной и либеральной, модернистской и постмодернистской. Все подходы и точки зрения имеют право на существование, ведь только в борьбе идей, научных концепций и конкретных практик рождается новое, неординарное и конструктивное.
Серьёзные трансформационные изменения на рубеже веков произошли в нашей стране. На принципиально новой правовой основе практическую реализацию получили многие апробированные мировой практикой идеи рыночной экономики, парламентаризма, политического и идейного плюрализма. Сегодня РФ стремится органичнее вписаться в мировую систему глобального международного сотрудничества, последовательно преодолевая при этом последствия мирового финансового кризиса и барьеры посткрымской политической ситуации с её санкциями, ограничениями и запретами.
Тем не менее, для РФ по-прежнему актуальной остаётся задача демократической модернизации системы государственного управления и регулирования экономики, нейтрализации идей государственного патернализма. По качеству государственных институтов Россия находится сейчас на 89-м месте в мире. По многим позициям её управленческий и экономический потенциал не соответствует сложностям и масштабам стоящих перед страной задач. Многие её слабости негативно отражаются на жизни миллионов людей. Разрыв между бедными и богатыми постоянно увеличивается, индекс концентрации доходов (индекс Джини) превышает 0,420, что порождает пренебрежительное отношение к России как стране «неправильной», усиливает социальную напряжённость, вызывает серьёзную озабоченность во властных структурах. Неслучайно Президент РФ практически в каждом своём парламентском послании возвращается к проблеме эффективности государственного аппарата, качеству государственного администрирования и регулирования экономики. Причём тема эффективности и качества звучит все более тревожно в свете необходимости достижения к 2024 г. задач, поставленных Президентом РФ. Особенно если речь идёт о коррупции, бюрократизме и низкой исполнительской дисциплине, что ещё раз подтверждает жизненную потребность в серьёзном обновлении системы властно-управленческой деятельности и регулирования экономики.
Степень разработанности проблемы. Среди отечественных ученых изучением государственного управления и регулирования экономики и его составляющих занимались: Л.И. Абалкин [9], А. Аганбегян [11], Г.В. Атаманчук [14], С. Глазьев [22], П. Бадасен [16], А. Кудрин [32], Я. Миркин [37] и многие другие.
Цель курсовой работы – изучить становление системы государственного управления и регулирования экономикой в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
– изучить сущность и основные признаки государственного управления и регулирования экономики;
– проанализировать денежно-кредитное регулирование экономики Российской федерации;
– рассмотреть проблемы и предложить направления совершенствования государственного влияния на экономику Российской Федерации.
Объект исследования – система государственного управления и регулирования экономикой в Российской Федерации.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения в сфере государственного управления и регулирования экономики.
В процессе проведения исследования были использованы такие методы, как теоретический анализ, индуктивный, дедуктивный, математический, статистический и графический методы.
Методологической, теоретической и информационной основой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых по изучаемой проблеме. В работе использовались материалы периодической печати, постановления Правительства Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, материалы Министерства финансов РФ и Центрального Банка РФ.
Теоретическая значимость исследования работы определяется тем, что выделены основные формы государственного управления и регулирования экономики, основные проблемы ее регулирования.
Практическая значимость состоит в изучении реального состояния денежно-кредитного регулирования экономики Российской федерации, программ государственного регулирования в России, а также в определении проблем и направлений совершенствования государственного влияния на экономику Российской Федерации.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 59 наименований и приложения. Содержание работы изложено на 40 страницах машинописного текста, и включает 6 рисунков, 2 таблицы.