Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

Управление процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов в условиях общеобразовательной школы

lupari84 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов, а также разработана и апробирована модель управления процессом формирования коммуникативной компетентности.
Введение

Актуальность выбранной темы исследования: Актуальность выбранного нами направления заключается в необходимости исследования и совершенствования формирования коммуникативной компетентности коллектива учащихся, которая способствует не только успешной педагогической деятельности самого учителя, но и повышению уровня коммуникации учащихся. Не стоит забывать, что одна из важнейших задач школы - воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Поэтому, коммуникативную компетентность следует считать одним из главных факторов в становлении личности подростка. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности. Исходя из всего этого, коммуникативная компетентность становится уникальной в своем роде качественной характеристикой образовательного результата школы, поскольку, во-первых, интегрирует в себя ведущие компоненты учения: интеллектуально-знаниевый, рефлексивно-деятельностный, мотивационно-ценностный, а во-вторых, выступает эффективным инструментом социального самоопределения личности. Во ФГОС ОО духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, формирование коммуникативных компетенций, определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, правильно сформированная коммуникативная компетентность является сегодня неотъемлемым компонентом развития и становления личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе, а значит, ее формирование способно являться одной из главных задач учебно-воспитательного процесса. В ходе исследований были выявлены противоречия между: - необходимостью формирования высокого уровня коммуникативной компетентности и недостаточным проявлением данного свойствах у старших школьников; - разработанными в педагогической теории научных основ управления процессом формирования коммуникативной компетентности и отсутствием чётко разработанной системы их реализации. Проблема: каковы условия обеспечения эффективного управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов. Объект исследования: формирование коммуникативной компетентности учащихся старших классов. Предмет исследования: процесс управления формированием коммуникативной компетентности учащихся старших классов. Цель исследования: определить и обосновать научные основы и технологию управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов в условиях общеобразовательной школы. Гипотеза исследования: управление процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов в условиях общеобразовательной школы будет эффективным, если: - субъекты образовательного процесса приняли и осознали необходимость формирования коммуникативной компетентности; - старшеклассники вoвлечены в совместную коллективную творческую деятельность; - обеспечено содержательное и технологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность содержание и структуру коммуникативной компетентности; 2. Определить специфику управления процессом формирования коммуникативной компетентности; 3. Охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности учащихся старших классов в контексте формирования коммуникативной компетентности; 4. Спроектировать модель управления процессом формирования коммуникативной компетентности. 5. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность разработанной модели управления процессом формирования (на примере МБОУ СОШ №12) Теоретико-методологическая основа исследования: Для понимания процессов управления формированием коммуникативной компетентности большое значение имеют исследования таких ученых как А.А. Бодалев, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, А.В. Петровский. Специальную методологию составляют: системный подход (В.А. Сластенин,) а также гуманистический подход (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.М. Буева, С.Д. Дерябо, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, A.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, Н.Б. Ромаева, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), компетентностный подход (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В. А. Болотов, Е. Н. Бонда-ревская, Е.В. Борзова, С.Г. Воровщиков, Ю.В. Еремин, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Е.Я. Коган, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, А.П. Тряпицина, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.); личностно-деятельностный подход (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн и др.) Методы исследования: o теоретические (изучение и анализ педагогической, философской и психологической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, моделирование, анализ статистических данных по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение); o эмпирические методы (изучение и обобщение опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа); o методы математической и статистической обработки материала. База исследования: МБОУ СОШ № 12 (г. Коломна). Этапы исследования. Исследование предполагается провести в 3 этапа в течение 2017-2019 г.г. I этап (сентябрь - октябрь 2017 гг.) – определение темы исследования; подбор и анализ литературы по теме исследования; определение объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методологической основы и методов исследования; определение базы исследования. II этап (декабрь 2017 г. – декабрь 2018 г.) – разработка программы, проведение опытно-экспериментальной работы, продолжено изучение литературы по проблеме исследования. III этап (январь-май 2019 гг.) – подведение итогов исследования, уточнение критериально-уровневых характеристик; оформление материала в виде диссертации. Научная новизна исследования: - конкретизированы сущность, сoдержание и структура управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов в сoвременных условиях; - спроектирована модель управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов в современных условиях; Теоретическая значимость исследования: - определена специфика управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников; - конкретизирована концепция формирования коммуникативной компетентности в условиях общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования состоит в предложенной системе способов управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классoв; разработанных методических рекомендациях реализации данного процесса. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: - в процессе разработки программы опытно-экспериментальной работы по управлению процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов; - в выступлениях на научных конференциях («Современные подходы к образованию: теория и практика»), семинарах («Научно-исследовательская работа») по вопросам теории и практики управления процессом формирования коммуникативной компетентности. Положения, выносимые на защиту: - Коммуникативная компетентность – это высокоэффективные навыки пользования средствами коммуникации. Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному). - Управление – это целенаправленное влияние на объект с целью его стабилизации или изменения в соответствии с поставленными задачами. основе теоретических знаний, осваивание технологий общения). - Модель формирования коммуникативной компетентности у старших школьников включает в себя наличие образовательного заказа, цели и взаимосвязанных блоков. Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, теоретико-методологическим содержательным, организационным, результативным. Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является: формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, овладение различными социальными ролями, формирование навыков работы в группе (коллективе); - Успешность реализация разработанной модели формирования коммуникативной компетенции старших школьников предопределяется соблюдением всех его компонентов, а также определенных педагогических условий (мотивационная направленность педагогов, практическая организация педагогом результативного взаимодействия с ребенком на Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы
Содержание

Введение ............................................................................................................ 3 1. Теоретические аспекты проблемы управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы......................................................9 1.1. Сущность, содержание и структура коммуникативной компетентности. 1.2. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся старших классов и их учет при формировании коммуникативной компетентности...............15 1.3. Модель управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов..................................................21 2. Опытно-экспериментальная работа по управлению процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ №12 г.о. Коломны)........................................................................................................... 2.1. Диагностика сформированности коммуникативной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной организации....................24 2.2. Технология управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы...............33 2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по управлению процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы.........................................................................49 Заключение........................................................................................................ Список использованной литературы..........................................................51
Список литературы

1. Аблитарова, А. Р. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя / А. Р. Аблитарова, О. А. Пшонник // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2. - С. 10-13. 2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев // Т. 2: Развитие и воспитание личности. – СПб: СПбГУ, 2007. – 412 с. 3. Андреев, А. А. Знания или компетенции? Текст. /А. А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. 4. Антонов, В. Г. Организационное поведение в таблицах и схемах / В. Г. Антонов, Н. В. Бобылева. - М.: 2002. - 288 с. 5. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко. // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 3-13. 6. Байденко, В. И. Концепция российского мониторинга Болонского процесса Текст. / В. И. Байденко, И. А. Селезнева, Е. И. Карачарова. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 69 с. 7. Баксанский, О. Е. Методические материалы к спецкурсу «Вербальная компетентность учителя» Текст.: учеб.-метод. пособие / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. психологии. М.: Альтекс, 2002. - 35 с. 8. Бахмутский, А. Е. Оценка качества школьного образования Текст. / А. Е. Бахмутский. СПб.: Изд-во БАН, 2003. - 132 с. 9. Березин, В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации Текст. / В. М. Березин. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. - 182 с. 10. Бирюкова, Т. Г. Речевое развитие старших школьников Текст. / Т. Г. Бирюкова. Елец: ЕГПИ, 2000. - 169 с. 11. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с. 12. Васильченко, Л. В. Профессиональная компетентность руководителя школы / Л. В. Васильченко, И. В. Гришина. – Харьков.: Основа, 2006. — 224 с. 13. Волков, Б. С. Психология ранней юности: Особенности становления личности в юношеском возрасте Текст.: учеб. пособие / Б. С. Волков. М.: Сфера, 2001.-92 с. 14. Воронин, В. В. Развитие коммуникативной компетентности управленца средствами акмеологического тренинга Текст. / В. В. Воронин, А. Н. Сысоенко. -М.: Lege Artis, 2004. 56 с. 15. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий Монография/ С. Г. Воровщиков: 2012. – 16 с. 16. Всеволодова, М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса Текст.: фрагмент прикладной (педагогической) модели языка / М. В. Всеволодова. М., 2002. 17. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. М.: Академ. Проект, 2004. - 240с. 18. Голдованская, И. Б. Коммуникативная компетентность с позиций педагогики / И. Б. Голдованская // Педагогика. – 2008. - №1. – С. 121-123. 19. Гусева, Н. В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения / Н. В. Гусева // Молодой ученый. — 2011. — №10. — С. 118-131. 20. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления Текст.: пер. с англ. / Дж. Дьюи. М.: Лабиринт, 1999. - 186 с. 21. Знаменская, С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений / Ставрополь: СГУ, 2003. - С. 36-37. 22. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий Текст.: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ППРО, 2005. - 101 с. 23. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. 4-е изд., стереотип. - М.:УРСС, 2004. - 261 с 24. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / А. В. Карпов. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. - 421 с. 25. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации Текст.: учеб. пособие / В. Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. тех. ун-та, 2000. -173 с. 26. Кларин, М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели Текст.: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. - 222 с. 27. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. - Мн.: БГУ, 1976. - 352 с. 28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: приказ МО РФ от 11.02.02 №393 // Вестник образования. -2002.-№6. 29. Коростылева, Н. Н. Коммуникативная культура в организации: формирование и развитие / Н. Н. Коростылева // Коммуникативная культура и компетентность. – 2015. - №2. – С. 12-18. 30. Котряхов, Н. В. Деятельностиый подход к педагогическому процессу: история и современность Текст. / Н. В. Котряхов. Киров, 2005. - 184 с. 31. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. - 303 с. 32. Кудрявцева, Г. А. Формирование коммуникативной компетентности социального педагога Текст.: метод, пособие для студентов / Г. А. Кудрявцева. Магнитогорск, 1998.-51 с. 33. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. 2-е изд., стереотип. - М.: УРСС, 2003. - 221 с. 34. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев // Педагогика и психология. - 2008. - № 9. – С. 24-30. 35. Леонтьев, Н. А. Деятельность, сознание, личность / Н. А. Леонтьев. М.: Академия, 2004. -345 с. 36. Макарова, Л. В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ / Л. В. Макарова // Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42. 37. Машарова, Т. В. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде (на примере учреждений среднего профессионального образования) Текст. / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева. -Екатеринбург, 2002. 96 с. 38. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. / Р.П. Мильдур, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 17-22. 39. Модернизация системы российского образования и проблемы его качества в контексте Болонской декларации Текст. / под ред. Н. В. Бордов-ской. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - 257 с. 40. Моргун, В. Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты Текст. / В. Ф. Моргун // Школьные технологии. 2003. - № 3. - С. 3-9. 41. Мудрик, А.В. Общение школьников / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1987. - 76-79 с. 42. Новоселов, А. С. Новизна и критерии новизны в педагогических разработках Текст. / А. С. Новоселов // Школьные технологии. 2003. -№4.-С. 36-38. 43. Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса Текст.: автореф. дис. . д-ра филологич. наук: 10.02.19 / А. В. Олянич; Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград, 2004. - 40 с. 44. Руденко, А. М. Управленческая психология / А. М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 345 с. 45. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / С.А.Смирнов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2003. - 512 с. 46. Петрова, Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: опыт становления философии образования в образовательных практиках Текст. / Г. И. Петрова. Томск: Томский ЦНТИ, 2001. - 124 с. 47. Почепцов, Г. Г. Теория и практика коммуникации: От речей президентов до переговоров с террористами Текст. / Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 1998.-348с. 48. Прозорова, Е. В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности: В процессе подготовки учителя средней школы в педагогическом вузе Текст. / Е. В. Прозорова // Мир психологии. 2000. -№2.-С. 191-202. 49. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация Текст.: пер. с англ. / Джон Равен М.: Когито-центр, 2002. - 394 с. 50. Роберт, И. В. Подготовка преподавателей и студентов к использованию информационных и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности Текст. / И. В. Роберт // Среднее проф. образование. 1998. -№9.-С. 35-41. 51. Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся Текст. / М. И. Рожков // Ярославский пед. вестник. 1994. - №1. 52. Румянцева, И. М. Психология речи и липгвопедагогическая психология: новые технологии обучения иностранным языкам Текст. / И. М. Румянцева. М.: ПЕРСЭ, 2004. - 316 с. 53. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. - 207 с. 54. Требухина, Н. В. Теоретические концепции коммуникативной дидактики ФРГ Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Требухина. -Ростов н/Д, 2004.- 150 с. 55. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 56. Федеральный государственный образовательный стандарт. 57. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст.: пер. с нем. / Ю. Хабермас. СПб, Наука, 2000. - 377 с. 58. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика Текст.: методология, теория, практика / А. В. Хуторской. М. УНДДО, 2005. - 221 с. 59. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. - № 8. - С. 26-31. 60. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. 2-е изд. - М.: Сентябрь, 2000. -111с. 61. Ямбург, Е. Гармонизация педагогических парадигм стратегия развития образования: Проблемы содержания образования в реформировании средней общеобразовательной школы Текст. / Е. Ямбург // Учит.газ. - 2004. -№ 12.-С.20 62. Захарова, Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики [Электронный ресурс], - http://www.science-education.ru/127-20413. 63. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты проблемы управления процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы. 1.1. Сущность, содержание и структура коммуникативной компетентности. Согласно определению Куницыной В.Н., коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. [1, c. 26] Важно отметить, что под коммуникативной компетентностью понимают так же способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение [2, c. 59]. Она предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятным для партнера по общению. Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино, из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и способах их решений. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg