Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе лепки

lupari84 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Развитие творческих способностей ребенка – сложный и многосторонний процесс. В творческой деятельности задействованы ум, характер и чувства. Для развития творческой личности все эти ее качества требуют воздействия. Организация определенных условий способствует развитию в творческом плане каждого ребенка.
Введение

Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательном деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке. В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, ; В.Н. Дружинин В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Дж.Гилфорд, Э.П.Торренс) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения. Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка [8]. Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста, нужно создать ряд условий: прежде всего, вовлечь ребенка в творческую деятельность; воспитание должно проходить через совместную деятельность детей, взрослых и детей; воспитание должно охватывать все виды деятельности: учебную и внеурочную. Задача педагога пробудить в ребенке творческую активность. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитию креативной, творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Кроме того, изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, элементарных навыков рисования и рукоделия, гуманного отношения к окружающему миру. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития творчески активной личности, реализовать которую можно опираясь на различные методы обучения и воспитания. Развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования. Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью воспитания творчески активного поколения и недостаточным вниманием к творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности. На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы была сформулирована проблема исследования. Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития художественно-творческих способностей младших школьников в ходе занятий по лепке. Проблема исследования теоретических основ лепки у младших школьников не решена полностью до настоящего времени и требует дальнейших теоретических и практических разработок. Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе лепки. Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе лепки. Цель исследования: на основе теоретического и практического анализа выявить степень эффективности лепки на развитие творческих способностей младших школьников. Гипотеза – развитие творческих способностей младших школьников в процессе лепки будет более результативно, если: -выявлены показатели, критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников; - в процессе лепки будет разработана и внедрена система работы по развитию творческих способностей младших школьников Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятий развития творческих способностей. 2. Изучить особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе лепки. 3. Выявить критерии, уровни и показатели творческих способностей и провести диагностику уровня развития творческих способностей в процессе лепки 4. Экспериментально доказать эффективность развитие творческих способностей младших школьников кружке декоративно-прикладного творчества 5. Выявить сформированность развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме, диагностика (констатирующий, формирующий, контрольные этапы), тестирование. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хойто-Агинская средняя общеобразовательная школа», Агинского района, с. Хойто-Ага. Практическая значимость: материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ творческого развития младших школьников.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………………………….. 6 1.1 Понятие, сущность развития творческих способностей………………… 6 1.2 Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе лепки……………………………………. 16 Вывод по первой главе…………………………………………………….. .30 Глава 2. Практические аспекты реализации развития творческих способностей младших школьников в процессе лепки…………………….. ..31 2.1 Диагностика развития творческих способностей младших школьников.31 2.2 Реализация возможностей применения лепки для развития творческих способностей младших школьников в процессе………………….…………..39 2. 3 Динамики сформированности развития творческих способностей младших школьников……………………………………………………………47 Вывод по второй главе…………………………………………………………..51 Заключение………………………………………………………………………52 Список использованной литературы…………………………………………..54 Приложение………………………………………………………………………57
Список литературы

1. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. Москва: Психол. Журнал.-т.16-№,51995-с.49-58 2. Бурдейный М.А Искусство лепки. -М: Профиздат, 2009.-104с. 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском развитии / Л.С.Выготский.- С.П.б: Союз, 19997-96с. 4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования./ Л.С. Выготский - М., 1956 5. Выгонов, В.В.Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / В.В. Выгонов. - М: Издательский центр «Академия»,1999-256с. 6. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]- Режим доступа: http//www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367-Учебные статьи по психологии- (Дата обращения 01.03.2019) 7. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность/Э.А. Голубева –М.,1987.-т.4 8. Годфруа Ж. Психология, изд. В 2т., том 1. – М.: Мир, 1992. – С. 435-442. 9. Горичева, В.С. Сказку делаем из глины…: пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославь: Академия 2006-80с 10. Дружинин В.Н. Психология общих особенностей/ В.Н. Дружинен- Спб: питер Ком, 1999- 368 11. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов/ Л.Б. Ермолаева-Томина - М.,2003. - 304 с. 12. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ. 13. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя.- М. Педагогика, 1987 14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб.Пособие.- Ростов нД.: Издательство «Феникс», 1997.-480с. 15. Кипнис, М. тренинг креативности/ М. Кипнис.- М.: Ось-89, 2005.-128с. 16. Колесов, Д.В. О психологии творчества. Психологический журнал/ Д.В. Колесов, 1992.№6. 17. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Спб.: м.,2003 18. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7. – С. 66-71. 19. Левин, В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992. 14с. 20. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников/ И.Б. Левицкая, С.К. Турчак // Педагогика. – 2007, № 4. – С. 58-61. 21. Лук А.Н. Психология творчества. – Наука, 1978. – 125 с. 22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под редакцией Т.С. Комарой- М.: Просвещение, 1991-251с. 23. Мелик-Пашаев А. А. «Педагогика искусства и творческие способности» М.: Знание, 2001 24. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы. М.: Владос,2007 25. Психологический словарь, / Под ред. В.В. Давыдова, А. В Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.: Научн. Исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. Наук ССР- М. Педагогика, 1983. 26. Прохорова Л. Развиваем творческую активность школьников. -- 2006 №5. с. 21-27. 27. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе – М.: Владос, 2006 28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 2003.688с. 29. Соломенникова О.А. Радость творчества: ознакомление детей с искусством/ О.А. Соломенникова.- 2-е изд. Испр. И доп.- М.,2008-61с. 30. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходов и концепциях воспитания/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина.- М.:ТЦ «Сфера», 2002. 31. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2007 г. - №3.- с.107. 32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -2006г.-с.138 33. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М. 1988 г. - с. 171-174. 34. Тюников Ю. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2009 г.- №2.- с.87-88. 35. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ухт. ТI/ Б.М. Теплов.- 1985-328с. 36. Тургель В.А. Перспективы изучения особенностей творческой деятельности младших школьников: Сб.научных трудов. Спб.,2002 37. Торренс Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// psycabi:net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskog-Психология счастливой жизни 38. Толковый словарь русского языка. Том I.под редакцией Д.Н. Ушакова. М: ООО «Издательство Астель», ООО «Издательство АСТ», 2000. 39. Тхоржевский Д. А. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2120 «Общетехн. Дисциплины и труд» и учащихся педучилищ по спец. №2008 «Преподование труда и черчения в 4-8 кл. общеобразоват. шк.»/Д.А.Тхоржевский 40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011г. № 2357[Электронный ресурс]- режим доступа: http:// минобрнауки. РФ/ documents/922. Министерство образования и науки Российской Федерации 41. Федотов, Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла/Г.А. Федотов.-М.:Аст-Пресс, 1999 42. Ферьер А. «Педагогика обучения: теория, методология, практика» М.:1998 43. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника/ Л.М. Фридман / Начальная школа.- М. 2001 №1 .с.3 44. Хананова И.К. Соленое тесто, М.: АСТ-ПРЕСС,2007 45. Хоменко В.А. Соленое тесто. Шаг за шагом/Харьков. Книжный клуб семейного досуга 2007. 64с 46. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]- Большая Рос, энцикл.1996.-1электрон,опт, диск (СD-ROM).-Загл,с экрана 47. Шадриков В.Д. Развитие способностей.//Начальная школа.-2004 г. №5 48. Шапиро, м,С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях Изобразительной деятельности./М.С. Шапиро М.: Телевинф.2012 49. Шмигельская Е.В. Скульптура малых форм. Для любителей изобразительного искусства/Л.: Художник РСФСР 1982. 50. Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества .Учеб. пособие для подгот. детей к шк. в 2 ч/Т.Я. Шпикалова 51. Шпикалова Т.Я Художественный труд: учеб. Для 2 кл.нач.шк./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А. Н. Щирова; -М: Просвещение, 2005 52. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство: учеб.для 1 кл.нач.шк./Т.Я. Шпикалова.-3-е изд.-М: Просвещение, 2006 53. Щебланова ,Е.Н. Зачем определять одаренность школьников? //Одаренный ребенок/Е.Н. Щебланов-2002 №2. 54. Эренгросс Б.А. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста/Б.А. Эренгросс.-М: Детская литература, 1968 55. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время/дополнительное образование и воспитание.-2012№9
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников. 1.1 Понятие, сущность развития творческих способностей. В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий. Понятие «творчество» чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество- это личностное качество, базирующее на развитии высших психических функций, когда творчество как навык включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [7]. Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Творчество- общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, позволяет, с одной стороны, находить в знакомом и близком новые аспекты, а с другой стороны, - встречаться с новым и неизвестным, создавая из него помощь имеющегося знания новые переживания [10].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg