Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества

lupari84 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Целевым ориентиром настоящей работы стало проектирование и внедрение системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров у детей младшего дошкольного возраста в образовательный процесс детского сада. Для достижения цели обозначен ряд задач, поэтапное решение которых позволило сделать следующие выводы.
Введение

Приобщение к социальному миру было и остаётся одной из главных проблем в формировании личности ребёнка. Исторический анализ призывает помочь ребёнку в этом сложном процессе вступления в социальный мир людей. Социально-коммуникативное развитие выступает как одна из важнейших сторон развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения, и, как следствие, последующего развития социально-культурного опыта, обязательного для его внедрения в систему общественных отношений. Социально-коммуникативное развитие представляет собой чрезвычайно важную проблему в педагогике. Его актуальность увеличивается в нынешних условиях по причине специфики социального окружения ребенка, где часто присутствует дефицит воспитанности, доброжелательности, доброты, речевой культуры в отношениях людей. Важные теоретические и методологические основы изучения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста присутствуют в исследовательских работах А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. С. Кагана, Ж. Пиаже, А. Валлона, И. Лингарта и др. Проблема социально - коммуникативного развития дошкольников, ее структура и содержание широко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями ? Т. А. Репиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой, Д. Б. Годовиковой, Р. Б. Стеркиной, А. Г. Рузской и др. Параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника были описаны М. И. Лисиной: -уровень овладения нормами и ценностями, принятыми в обществе; -уровень приобретения навыков и правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми; -уровень развитости самостоятельности и саморегуляции; -степень сформированности социального и эмоционального интеллекта; -степень развития эмпатии [20]. Образовательная деятельность дошкольного учреждения в связи с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственных особенностей и интересов. Вследствие этого, актуальной целью работы педагога является активизация возникновения интереса к продуктам устного народного творчества – закличкам, сказкам, прибауткам, побасенкам, народным песням, народным играм, небылицам, обрядам, к народным обычаям, народной культуре [1]. Ознакомление с малыми формами фольклора как средством социально-коммуникативного развития дошкольников - это важная проблема в учебно-воспитательном процессе детского сада и в отечественной дошкольной педагогике. Значимость фольклора состоит в том, что с помощью него устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком, формируются добрые отношения, представления о хороших поступках людей. Устное народное творчество, детская литература, искусство, то есть материальные и духовные объекты культуры и социума оказывают колоссальное влияние на формирование у дошкольников нравственных качеств, сознания и стремление к нравственному поведению. Русские народные сказки включают в себя аспект, который связан с нравственным поведением или поступком. При помощи устного народного творчества для детей раскрываются такие понятия как добро, любовь, взаимопомощь, терпение. Чтение произведений народного творчества помогает детям разобраться и оценить поступки людей. В этих произведениях ставятся вопросы о дружбе, честности, справедливости, товариществе и верности. Оценка прочитанного предоставляет детям возможность взглянуть на поступки различного характера, оценить их, осознать результаты какого либо поведения, что в итоге способствует формированию у детей нравственных представлений. Использование малых фольклорных жанров содействует гармоничному развитию личности ребенка. К.Д. Ушинский считал, что средства устного народного творчества следует активнее внедрять в процесс воспитания и обучения младших дошкольников. Народное творчество в большей мере доступно для восприятия ребенка поскольку обусловлено простотой формы и образов [30 c. 64]. В настоящее время вопросом использования фольклора в обучении и воспитании детей занимались Н.П. Кузьмина, А.П. Илькова, А.В. Соболева, Н.И. Политова и др. Л.И. Павлова сформулировала некоторые методы и принципы работы с младшими дошкольниками в серии статей "Фольклор для маленьких". В последние годы увеличилось число трудов, которые посвящены проблемам социально-коммуникативного развития дошкольников. Тем не менее, невзирая на изменения в решении теоретических и практических вопросов данной проблемы, эффективность социально-коммуникативного развития младших дошкольников средствами народного творчества не отвечает современным требованиям, имеющимся в области дошкольного образования. Цель работы: выявление эффективности системы работы с младшими дошкольниками с использованием малых фольклорных жанров, направленной на социально - коммуникативное развитие. Объект: социально-коммуникативное развитие младших дошкольников средствами народного творчества. Предмет: организация работы, направленной на социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием произведений малых фольклорных жанров. Для достижения цели были сформулированы задачи: -проанализировать состояние проблемы способностей в педагогической и методической литературе; -спроектировать и реализовать систему работы по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием произведений малых фольклорных жанров; -определить степень эффективности системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (формирующий педагогический эксперимент). Этапы исследования: 1 этап - констатирующий этап эксперимента (сентябрь 2017 г) изучалась педагогическая и методическая литература, подбирались методики для исследования, была проведена диагностика участников исследования; 2 этап - формирующий этап эксперимента (октябрь 2017 г – апрель 2018 г) – была организована работа по социально-коммуникативному развитию детей средствами народного творчества в дошкольной образовательной организации. 3 этап - контрольный этап эксперимента (май 2018 г) – было организовано повторное изучение эффективности работы по социально-коммуникативному развитию детей средствами народного творчества в дошкольной образовательной организации, формулировались выводы. Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3 Глава 1. теоретические обоснования социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества……………………………………………………………………….7 1.1. Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников средствами народного творчества ……………………………………………7 1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………….10 1.3. Организация работы, направленной на социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием произведений малых фольклорных жанров…………………………………..13 Выводы по главе 1……………………………………………………………..17 Глава 2. Методическое изучение и разработка социально-коммуникативного воспитания……………..…………………………………………….…………18 2.1. Организация опытно-поисковой работы по изучению уровня социально-коммуникативного развития……………………………………………………18 2.2. Разработка и реализация мероприятий по социально-коммуникативного развития с использованием средств народного творчества…………………21 2.3. Методические рекомендации по организации социально-коммуникативного развития средствами народного творчества…………….24 Выводы по главе 2……………………………………………………………..26 Заключение………………………………………………………………………27 Список литературы……………………………………………………………..30 Приложение…..…………………………………………………………………33
Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 2. Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. М.: Детство – Пресс, 2014. – 144 с. 3. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник / Р. И. Жуковская. — М.: Планета музыки, 2018. — 160 с. 4. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. 3-е издание. Учебник. М.: Академия. 2013. 5. Бойчук И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. М.: Детство – Пресс. – 2013. – 352 с. 6. Васильева К.В., Гусев Д.А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре родного края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-3. – С. 562-565; 7. Веракса Е.Н., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 325 с. 8. Волков, Г. Н. // Этнопедагогика: проблемы, перспективы. Материалы международной научно-педагогической конференции, посвященной памяти академика РАО Г.Н.Волкова.— Чебоксары, 2013 г.- С. 6-21. 9. Выготский Л. С. Детская психология. / Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. — М.: Говорящая книга, 2012. — 106 с 10. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. (Истоки) – М.:ТЦ Сфера, 2015. - 96 с. 11. Даль В.И., Пословицы и поговорки русского народа. — М.: Аргументы недели, 2016. – 544 с. 12. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. — М.: Либроком, 2016.- 320с. 13. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. Учебник. — М.: Инфа - М, 2016. - 65 –66 с. 14. Коломийченко Л.В. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с. 15. Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия, в традициях народной педагогики. – Инфра - М, 2016. — 128 с. 16. Красильников Н.Н.. Тематические загадки для дошкольников. М.: Феникс /Школа развития, - 2014 г. 17. Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа. М.: Паритет. – 2015. 18. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб.: Детство- Пресс, 2015. – 304 с. 19. Латышина Д.И., Хайрулин Р.З. Этнопедагогика, Учебник 2-е издание. М.: Юрайт.- 2015.- 532 с. 20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении - СПб.: Питер, - 2009. – 320 с. 21. Лихачев, Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. — М.: Эксмо, 2015. — Гл. Экология культуры. — С. 62-142. 22. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. -Владос, 2013. – 350 с. 23. Павлова Л.Н., Познание окружающего мира детьми третьего года жизни (Истоки). Методическое пособие. ФГОС ДО. – М.: Сфера. 2015. – 144 с. 24. Павлова Л. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий. ФГОС. - М.: Детство – Пресс, 2015. - 304 с. 25. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, - 2015. – 128. 26. Развитие личности ребенка от 3 до 5 лет /Авторитетные психологи России,– М.: Рама Паблишинг, 2014. — 528 с. 27. Сластенин В. А. Педагогика. 2-е издание, переработанное и дополненное. Учебник и практикум для академического бакалавриата.— М.: Юрайт, 2016. - 247 с. 28. Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками // Учебное пособие., 2012. - 127–129с. 29. Соколов Ю. М. Русский фольклор (устное народное творчество) в двух частях— М.: Юрайт, 2016. — 203 с. 30. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М.: Юрайт /Антология мысли, 2017 — 284с. 31. Щетинина А.М. Учим дошкольников думать. Игры, занятия, диагностика/ Библиотека воспитателя.– М.: Сфера, 2012. – 128 с. 32. Эльконин Б.Д. Детская психология / Б.Д. Эльконин.- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2011.- 384 с. 33. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема// Молодой ученый.2016.—№6.—С.799-803.—URL https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 13.11.2018).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 1.1.Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников средствами народного творчества Одной из задач современной системы образования - ознакомление молодого поколения с исторической памятью народа, и, как следствие, сохранение ее в наших детях. Прошлое является фундаментом полноценной, стабильной жизни в настоящем, стало быть, развития в будущем. Д. С. Лихачев в своих высказываниях отметил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...» [21, с. 68]. Накопленная тысячелетиями народная мудрость, постепенно сформировала систему мировоззренческих установок, создала единый облик и национальный дух народа. Родная культура должна стать началом, порождающей личность. Шаг за шагом к детям возвращается национальная память, и они начинают по-новому относиться к народной культуре. Один из методов развития социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста это приобщение их к народной культуре [13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 50 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg