Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Военная повседневность: детство в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

lupari84 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Введение

Актуальность темы исследования. Великая Отечественная война уже много лет является историей, тем что так усердно пытаются забыть участники такого страшного и ужасающего события. С тех пор выросло несколько поколений, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб, но это не значит, что они не имеют представления о том событии. Из поколения в поколение Русский народ помнит ужас тех годов. События 1941 г. по 1945 г. затронули все семьи, каждый человек прочувствовал на себе боль, ужас, голод, разрушения и чувство потери. Всем без разбора было плохо. Детям же Великой Отечественной войны было хуже всех. Для них было разрушено навсегда само понятие детства, мечты о светлом будущем стерты орудийным громом оружия, но самое главное их жизни заканчивались слишком рано. Вместо жизни, насыщенной счастливыми моментами, полной событий, они погибали еще совсем в юном, невинном возрасте. Даже не смотря на столь юный возраст, они внесли огромный вклад в победу, этого нельзя не знать Никогда из нашей памяти не сотрется война, которая так много отняла не просто людских жизней, а жизней совсем неповинных детей. Воспоминания участников войны, порой невольных участников – это детей, сейчас являются для нас чрезвычайными послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее. Необходимо знать и помнить имена и подвиги маленьких героев большой войны. Это дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью. Несомненно, что данная тема исследования актуальна и требует дальнейшего изучения. Настоящая работа обобщает разные стороны жизни детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В отличии от многих работ можно проследить разные линии военного детства. Так как детство рассматривается с разных сторон жизни, не только вовлеченность в военные действия, но и другие аспекты, такие как школьные будни, работа в промышленности и сельском хозяйстве, мысли детей по поводу происходящих вокруг них событий 1941-1945 годов. Начавшаяся война повлияла на жизнь людей всех возрастных категорий. Изменившаяся реальность меняла повседневность, поведение людей и их ментальность. В жизни детей 1941-1945 гг. меняется восприятия себя, распорядок дня и обязанности. Вчерашний школьник, становился «взрослым», работая на предприятиях или получая образование, но уже с большим идеологическим подтекстом: «для победы нужны образованные, высококвалифицированные рабочие и мы можем ими стать». Анализ повседневной жизни детей военного и послевоенного времени на основе большого количества архивных материалов, а также воспоминаний очевидцев тех событий позволяет получить новые знания об опыте «обычных» детей в годы войны. Историография. Рассмотрение повседневных реалий позволяет увидеть мир обычного, ничем не примечательного человека, но руками и умом которого, так или иначе, вершится история. В памяти любого взрослого сохраняются воспоминания о детстве. Именно этот этап формирует человека, наделяет его определенными взглядами, жизненными стремлениями. То, что окружает ребенка, являясь его непосредственной средой обитания, жизненные перипетии, с которыми приходится сталкиваться, и определяют в дальнейшем жизнь человека, а также позволяют представить его внутренние переживания. Не зря история детской повседневности как предмет и объект исследования привлекают философов, историков, социологов, культурологов, этнологов и других представителей гуманитарных дисциплин. За последнее десятилетие появилось значительное количество работ, как западных, так и отечественных авторов, изучающих историю повседневности и феномен детства. Стоит отметить, что изучение повседневности детства входит в предметную область ряда дисциплин: антропологии, социологии, истории, педологии, культурологии. История повседневности позволяет рассмотреть сферу детской обыденности, так называемого нормального и ненормального образа жизни, культурно-идейные ценности и ориентиры. Н.Л. Пушкарева отмечает, что «повседневность – это совокупность привычных социальных взаимодействий, укладов жизни, правил обихода, это человеческие отношения, каждое из которых – рациональное, т. е. запланированное самими индивидами. В совокупности же каждое такое взаимодействие является частью структуры и порядка, которые никем не планировались и не предусматривались» . Выход за рамки «нормального» и привычного позволяет определить границы обыденности детской повседневной практики, изменения ментальной повседневности человека. В свою очередь, история повседневности помогает понять маленького человека, его частную жизнь и переживания. Изучение повседневной жизни детей позволяет рассмотреть изнутри определенную историческую реальность: отвергая общественные клише, увидеть роль самого человека, его значимость и характерные особенности на определенном жизненном этапе. В настоящее время особенно возросло внимание к человеку, его внутренним переживаниям, выбору собственного пути. Человек становится самостоятельной единицей. История повседневности позволяет ответить на общественные запросы, активно исследуя специфику человеческого бытия. Изменение в культуре, науке, политической и экономической ситуации, по словам Т.Д. Попковой, «ставит человека в центр социального мировоззрения и методологии, рассматривая связи, способы и формы реализации человеческого бытия, характеризующие человеческую природу, индивидуальность, онтогенез и филогенез человека. Соединение внешней «социальности» и присущей людям «индивидности» является для современной социальной философии актуальнейшей проблемой, которая предполагает создание и разработку картины основных структур социального бытия как формы деятельности, общения, самореализации людей» . Именно детство – одна из ступеней развития человека – выявляет целостно-онтологический аспект становления личности. Научный интерес к проблематике советского детства вызван также наличием противоречивого опыта поколений. Как отмечает пермский историк М.В. Ромашова, «детство представляет тот опыт, который, сохраняясь в коллективной памяти, всегда может объединить и стать источником идентификации представителей разных возрастных групп» . В диссертационном исследовании «Советское детство в 1945 - середине 1950-х гг.» М.В. Ромашовой, детьми являются людей от рождения до 18 лет. Именно с 18 лет человек приобретает статус совершеннолетнего. Как в исследуемый период, так и сейчас, официально признается, что с этого момента начинается его самостоятельная жизнь, хотя на практике взросление происходило гораздо раньше. В связи с возросшим интересом широкой общественности к событиям 1941-1945 гг. активно публикуются воспоминания, дневники и письма ветеранов тыла и детей войны. Следует отметить, что среди внушительного количества работ, посвященных событиям на фронте и в тылу, появляется все больше трудов, освещающих жизнь советского народа в указанный период в русле истории повседневности. Таким образом, исследования, направленные на изучение быта, труда, обучения 1941-1945 гг., которые включены в понятие повседневность, позволяют попытаться воссоздать примерную картину жизни во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.. Изучением и освещением различных аспектов военного детства в тыловых регионах занимались и в советское время, но в основном исследования ограничивались описанием героического труда детей и подростков, вопросами социальной политики государства по отношению к подрастающему поколению, борьбой с беспризорностью. В современной историографии военного детства повседневная жизнь детей в тылу в годы Великой Отечественной войны разрабатывается отечественными исследователями в другом, отличном русле: расширяются география и проблематика исследований, активно используются источники личного происхождения. Источниковой базой изучения повседневности детей войны служат не только официальные документы, а часто личные дневники, письма, воспоминания. По мнению С.Г.Сизова, детский дневник - это особый исторический источник, поскольку детское восприятие реальности отличается особой эмоциональностью, что дает возможность ярче и живее представить события того периода . Следует отметить, что многие исследования основываются на устных исторических источниках, т.к. метод интервьюирования, опроса непосредственных участников событий на данный момент является возможным и широко используется Т. К. Щегловой , Е. Ю. Волковой, Д. В. Васениным, Л. Г. Мокроусовой, А. Н. Павловым. Всестороннему освещению быта и жизни детей в тылу в военное время способствуют региональные исследования, на основе которых легче выявить сходства и различия, присущие определенному региону и стране в целом. Каждый регион уникален в силу своих природно-климатических условий, традиций и обычаев, сложившегося образа мышления и жизни. Сибирь в связи с географической отдаленностью от фронта в годы Великой Отечественной войны считалась глубоким тылом, данный регион не был вовлечен в активные боевые военные действия. Источниковая база исследования. Рассмотрены работы отечественных исследователей, опубликованные на рубеже ХХ-ХХ вв., освещающие сюжеты сельской тыловой повседневности детей и подростков. Образ жизни, условия труда и учебы, виды досуга встречаются в общем контексте жизнеописания людей в исследованиях в работах В. Б. Базаржапова , Т. К. Щегловой , Н. Бельской . Основным сюжетом истории повседневности подрастающего поколения в тылу является трудовая повседневность. В. Б. Базаржапов , М. Н. Прошина эту сторону жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны раскрывают главным образом с точки зрения их вовлеченности на объекты промышленности и сельского хозяйства. В работах Е. Ю. Волковой подробно рассмотрено разнообразие видов работ, на которых были задействованы дети и подростки в военный период, и условия труда. Описывая трудовую повседневность детей в сельской местности, исследователи отмечают работу на полях, сбор металлолома, помощь родителям. Историки объясняют большой объем работ, которым нагрузили детей, ограниченностью человеческими и материальными ресурсами. В зависимости от возраста дети выполняли разную работу: на полях, в колхозных огородах, на фермах и на своем подворье. Обязанности были самые разные: от сбора колосков на полях после уборки урожая, ухода за домашними животными до работы в колхозе с утра до вечера, особенно в период полевых работ. С 12-14 лет дети уже считались взрослыми и соответственно на них в колхозах выписывались трудодни, которые было необходимо закрыть. Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.04.1942 «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» был установлен пороговый минимум отработки для каждого в зависимости от района. По Бурятии, к примеру, для подростков 12-16 лет обязательный минимум составлял не менее 50 трудодней в год. За невыполнение плана существовала система наказаний вплоть до исключения из сельхозартели и лишения приусадебного хозяйства, что было катастрофично, ведь именно они спасали жителей села от голодной смерти. Хотя согласно опубликованным воспоминаниям ветерана тыла Д. С. Аюшиева , наличие домашнего хозяйства еще не гарантировало сытое существование жителям деревень. Ветеран объясняет это тем, что семьи, имеющие в личном подсобном хозяйстве одну корову, три овцематки, должны были поставлять государству в год 52 кг мяса, 140 литров молока или 5-6 кг топленого масла, 50 яиц. В годы войны в колхозах и совхозах преобладал ручной труд, т. к. большая часть сельскохозяйственной техники была мобилизована, а оставшаяся быстро приходила в негодность из-за отсутствия новых запчастей и сильного износа. В сложившейся ситуации приходилось использовать для сельскохозяйственных работ домашний скот, включая коров и быков. Многие дети верхом на быках возили копны, пахали поля и заготавливали дрова. Как отмечают исследователи, большая часть времени детей и подростков проходила за работой. Если работа - это неотъемлемая часть жизни каждого взрослого человека, то у детей обязательным является обучение в школе. Особенность школьной повседневности сибиряков в военные годы рассмотрена в работах А. М. Гагариной , С. Г. Сизова , Д. В. Васенина . Авторы уделяют внимание вопросам неуспеваемости, прогулов, питания школьников, а также материальной и методической обеспеченности учебных заведений. Основной школьной проблемой, по их мнению, были постоянные пропуски, при этом выделяют три основные причины возникновения данной проблемы: 1) сезонные работы на колхозных полях; 2) отсутствие одежды; 3) болезнь. В статье «Из истории народного образования Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)» А.М.Гагарина рассматривает и анализирует такие проблемы, как успеваемость, посещение занятий, помощь производству. Во время войны официально занятия в школах не были отменены, и более того, в период Великой Отечественной войны стремление к знаниям и высокой успеваемости среди обучающихся было так же актуально, как и в мирное время. Кроме вышеупомянутых трудностей А.М.Гагарина рассматривает сложности, связанные с организацией учебного процесса. К примеру, из-за слияния некомплектных и не обеспеченных преподавательским штатом учебных заведений дети ходили в школу в соседнее село. Отдаленность школ, холод в помещениях, кадровые проблемы, а также нехватка учебников, письменных принадлежностей, тетрадей – это тот небольшой перечень трудностей, с которыми столкнулись сельские школы. Обзор основных трудностей в школьной жизни дан в работах Н. Бельской , М. Н. Прошиной , М. Д. Исаковой . В качестве иллюстрации школьных будней исследователи приводят следующие примеры: дети писали на обоях, старых афишах, газетных листках между строк. Чернила были самодельными, их делали из сажи, березовых наростов или корней березы и других подручных средств. О школьных новшествах, введенных в военное время, пишет С. Г. Сизов . По его мнению, одно из нововведений представляло собой обучение детей по программе всевобуча: 110-часовая программа, в рамках которой старшеклассники изучали военное дело, стреляли, маршировали, ползали по-пластунски и бегали. Второе касалось обязательных уроков по изучению тракторного дела. Знания, полученные на занятиях, были необходимы для полевых работ, когда дети, заменяя взрослых, садились за руль, а также, учитывая тот факт, что устройства трактора и танка имеют определенную схожесть, подростки в перспективе могли управлять танками. Таким образом, можно сказать, что образовательный процесс был максимально адаптирован к условиям военного времени. Сюжет о бытовой повседневности - один из наиболее часто встречающихся в работах в русле истории повседневности. В связи с тем, что большая часть людских, финансовых и технических ресурсов были направлены на фронт, материально-бытовые условия советского населения в тылу в разы ухудшились - это выразилось в нехватке продовольствия, одежды, дров, электроэнергии. В военные годы тяжело было всем, особенно детям. Как отмечает Т. К. Щеглова , у детей было свое видение, понимание реальности. Дети воспринимали происходящее бытовыми условиями жизни, «измеряя радости этой жизни пищей, одеждой». Проблему дефицита одежды решали как могли: кто-то донашивал за старшими, где-то сами шили, вязали, перешивали из старой одежды. Что касается питания, то в отличие от города, в селе не практиковалась карточная система, это означало, что село должно было обеспечить себя само. Трудодни, отработанные колхозниками, отоваривались продуктами, которые остались после сдачи для нужд армии, поэтому питались всем чем могли. Несмотря на собирательную и промысловую деятельность, скудное питание, дефицит теплой одежды, постоянный холод в домах и учебных заведениях из-за недостатка топлива в комплексе стали причиной периодических вспышек инфекционных и вирусных заболеваний. Санитарно-эпидемиологическая ситуация рассмотрена в работах В. Б. Базаржапова . По мнению историка, положение усугублялось отсутствием квалифицированных медицинских кадров и лекарств, поскольку медицинские работники были призваны в армию, а препараты направлялись первоочередно в полевые и тыловые госпитали, поэтому нередко простудные и незаразные заболевания лечили дома, используя методы народной медицины. Среди «сугубо специфических заболеваний, порожденных конкретными условиями войны», В. Б. Базаржапов обращает внимание на педикулез (в особенности у школьников) и септическую ангину, которой в большей степени было подвержено сельское население. В качестве причины заражения септической ангиной указывается употребление в пищу собранных в полях проросших зерен, пораженных болезнетворными бактериями. В данной ситуации следует отметить роль государства, которое в военный период времени держало под контролем гражданское медико-санитарное обслуживание населения. Благодаря профилактическим и лечебным мерам удалось локализовать и предвосхитить распространение не только вышеупомянутых заболеваний, но и более серьезных, таких как сыпной тиф, брюшной тиф и дизентерия. Работа и учеба занимали значительную часть свободного времени детей и подростков. Однако возраст, интересы и жизненный оптимизм, присущий детям и подросткам, брали свое, и они все же находили время и возможности для проведения досуга, насколько позволяла обстановка. О досуге детей и подростков сибирского тыла опубликовано не так много работ, но основываясь на данных из дневника Павла Капитонова , а также на результатах исследований Д. В. Васенина, Л. Г. Мокроусовой, А. Н. Павлова, А. И. Назарова и др., можно предположить, что способы времяпрепровождения детей в тыловых регионах были схожи. В свободное от школы и работы время дети играли в карты, домино, читали книги, ходили в кино. Для моральной поддержки учителя иногда организовывали досуг школьников во внеурочное время: их учили петь, плясать, ставили спектакли и давали концерты перед родителями и другими учениками. В своих работах А. И. Назаров подчеркивает значимую роль клуба в жизни молодежи того времени. Клубы или избы-читальни, где показывали фильмы, проводились концерты, читались лекции и работали курсы по обучению военному делу, стали центром сбора не только детей и подростков, но и людей более старшего возраста. Необходимо отметить тот факт, что организация культурно-массовой работы на селе воспринималась как весьма важная и актуальная, в связи с тем, что данная работа расценивалась как часть агитационно-пропагандистской работы. В целом клубы, избы-читальни являлись культурными центрами жизни на селе и в довоенное время. Конечно, большая часть из них была закрыта или переоборудована под другие цели в то время, но те клубы, которые функционировали, разбавляли тяжелые будни сельчан. Понятие «действо» особенно актуализируется в XX веке для описания процессов, связанных с трансформацией жанровой системы, с её кардинальными преобразованиями. В понятие «действо» начинают вкладывать определённый смысл, содержание и соотносить его с конкретными средствами музыкальной выразительности. Тем не менее в современных исследованиях, посвящённых проблемам типологии жанров, мы не находим дефиниции действа. Действо не обозначается как самостоятельный жанр, как полноправный член жанровой системы. Цель исследования - изучение военной повседневности путем применения исторического материала, в котором сами очевидцы событий рассказывают о войне, обучении в военное годы, питании и повседневной жизни. Объектом исследования является жизнь детей в военной повседневности. Предметом исследования является военное детство в годы тяжких испытаний, их вклад в Победу в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Задачи исследования: 1. Описать положение детей в условиях военных действий. 2. Выявить важность подвигов детей во время Великой Отечественной войны. 3. Рассмотреть особенности труда детей и подростков в промышленности и в сельскохозяйственных работах. 4. Изучить организацию учебы работающих детей и подростков. 5. Исследовать учебные дисциплины через призму войны. Методология исследования. В исследовании в наибольшей степени используется историко-антропологический подход, который позволяет учесть особенности детей, установить значимость таких элементов как школьное и семейное воспитание, ожидания и страхи, аномалия и обыденность, будни и празднества. Сравнительно-исторический метод дает возможность сравнить положение детей из разных социальных групп и произвести анализ изменений повседневных реалий военного времени. История повседневности - новое направление в современной отечественной историографии, активно разрабатываемое с конца ХХ в. В рамках данного направления объектом исследований становится жизнь простого человека в контексте политических, социальных, экономических и культурных условий. Хотя жизнь людей в военное время сложно отнести к категории повседневного и обыденного, экстремальная ситуация при определенных обстоятельствах, по мнению Н.Л. Пушкаревой, С.В. Любичанковского , вполне может считаться частью повседневности. Научная новизна заключается в том, что она представляет собой опыт комплексного исследования проблем положения советских детей в годы Великой Отечественной войны. Новизну определяет также стремление к критическому анализу отдельных аспектов проблемы, преодолению односторонности и заданности в оценках исследуемых исторических событий. Практическая значимость. Фактический материал, основные выводы и положения могут быть использованы для разработки учебного курса по истории повседневности детства, а также при изучении курса отечественной истории в школе и вузе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ДЕТИ-ГЕРОИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 16 1.1. Дети в условиях военных действий 16 1.2. Подвиги детей во время Великой Отечественной войны 28 ГЛАВА 2. ДЕТИ В ТЫЛУ 46 2.1. Труд детей в промышленности 46 2.2. Дети на сельскохозяйственных работах 50 ГЛАВА 3. ДЕТИ В ШКОЛЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 54 3.1 . Организация обучения работающих детей 54 3.2. Учебные дисциплины через призму войны 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Список литературы

Литература: 1. Австрийсков Е.В. Продовольственное снабжение сталинградцев в годы Великой Отечественной войны/Е.В. Австрийсков//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -Серия «Социально-экономические науки и искусство». -2013. -№ 3. -С. 73-75. 2. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с. 3. Базаржапов В. Б. Была живая жизнь (Бурятия в 1939-1945 гг.). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ 1998. 273 с. 4. Бельская Н. Эвакуированные дети: трудности выживания в тылу // Демографическое обозрение. 2016. Т. 3. № 2. С. 169-179. 5. Бондаренко Л.А. Практики выживания: как лечилось гражданское население в период Сталинградской битвы (по воспоминаниям очевидцев) / Л.А Бондаренко // Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в судьбах народов и регионов: сб. статей / отв. ред. А.Ш. Кабирова. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. - С. 228–236. 6. Волкова Е. Ю. «В нас видели дополнительную рабочую силу»: детский труд в период Великой Отечественной войны // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы междунар. науч. конф. (17-19 марта 2016 г.). СПб., 2016. С. 382-387. 7. Газиева Л.Л. Борьба за спасение детей в блокадном Ленинграде в 1941–43 годах / Л.Л. Газиева: автореф. дис. … канд. ист. наук. — СПб., 2011. — 313 с. 8. Галлямова А.Г. Война как фактор роста детской преступности / А.Г. Галлямова А.Ш. Кабирова // Дети и война: социально-психологические, демографические, историко-культурные последствия войны для детей и юношества. Материалы Всероосийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 23–25 октября 2014 г. — Волгоград: Альфа, 2015. — С. 34–40. 9. Детство, опаленное войной / Сост. Булатова З.Л., Полежаев Ю.В., Ремизов Б.А., Татаринов А.Е. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 252 с. 10. Дорогами войны. Воспоминания ветеранов фронта и тыла, детей войны: сб. интервью / Вып.2. – Серия «Память о войне» / Сост. Андреева Л.М., Гаузова Т.А., Селянинова Г.Д. – Пермь: ПГПУ, 2010. – 264 с. 11. Волкова Т. С войной покончили мы счеты? // Ретроспектива. 2010. № 2. С. 80 – 83. 12. Волкова Е. Ю. «В нас видели дополнительную рабочую силу»: детский труд в период Великой Отечественной войны // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы междунар. науч. конф. (17-19 марта 2016 г.). СПб., 2016. С. 382-387. 13. Волкова Е. Ю. «Страшнее голода ничего нет»: питание детей тыловых регионов СССР в годы Великой Отечественной войны // Экстремальное в повседневной жизни населения России: история и современность (к 100-летию русской революции 1917 г.): материалы междунар. науч. конф. (16-18 марта 2017 г.). СПб., 2017. С. 355-361. 14. Гагарина А. М. Из истории народного образования Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Гуманитарный вектор. 2010. № 3. С. 58-61. 15. Красноженова Е.Е. Государственная политика по охране детства в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (на материалах Сталинградской области / Е.Е. Красноженова // Дети и война: социально-демографические, историкокультурные последствия войны для детей и юношества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 23–25 октября 2014. — Волгоград: Альфа, 2015. — С. 73–78. 16. Кринко Е.Ф. Воспоминания детей военного времени (1941–1945): источники изучения / Е.Ф. Кринко // Сумский историко-архивный журнал. — № XXII. — 2014. — С. 34–41. 17. Кринко Е.Ф. Дети и война (1941–1945 гг.): отечественная историография / Е.Ф. Кринко // Знаки войны в жизни и памяти: влияние вооруженных конфликтов ХХ века на российское общество: сб. статей. — Ростов н/Д.: Изд-во Foundation, 2014. — С. 77–88. 18. Кринко Е.Ф. Повседневность как научная категория и ее возможности в осмыслении советской истории / Е.Ф. Кринко // Труды Южного научного центра Российской академии наук. Т. V. Социальные и гуманитарные науки / Отв. ред. Е.Ф. Кринко. — Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. — С. 193–210. 19. Коренюк В.М. Детская игровая повседневность 1940–1950-х гг. (на материалах Молотовской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2016. № 7(69). Часть 2. С. 80 – 83. 20. Курилла И.И. Образы врага в памяти детей войны / И.И. Курилла // Дети и война: социально-психологические, демографические, историко-культурные последствия войны для детей и юношества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 23–25 октября 2014 г. — Волгоград: Альфа, 2015. — С. 85–92. 21. Ларионов А.Э. Фронтовая повседневность Великой Отечественной войны: управление, организация и материальные условия жизни РККА в 1941–1945 гг. / А.Э. Ларионов. — М.: Золотое сечение, 2015. — 304 с. 22. Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю / Н. Лебина. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 488 с. 23. Назарова М.П. Игры военного детства: новые формы и функции / М.П. Назарова, М.А. Рыблова // Дети и война: социально-психологические, демографические, историко-культурные последствия войны для детей и юношества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 23–25 октября 2014 г. — Волгоград: Альфа, 2015. — С. 100–134. 24. Очирова В.Н. Отечественные историки о военном детстве сибиряков // Вестник КемГУ. 2018. №4 (76). 25. Прошина М. Н. Повседневная жизнь детей в селах Прибайкалья в годы Великой Отечественной войны // Байкальская Сибирь в годы Великой Отечественной войны: материалы студ. науч.-практ. конф. (27 марта 2015 г.). Иркутск, 2015. С. 102-110. 26. Полухин В.Г. Дети военной поры. Воспоминания /В.Г.Полухин. – Поспелиха , 2016 г. – С. 12. 27. Пушкарева Н. Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от Школы Анналов к российской философской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 4. № 1. С. 7-21. 28. «Работа над прошлым»: ХХ век в коммуникации и памяти послевоенных поколений Германии и России: сб. статей. — Челябинск: Каменный пояс, 2014. — 295 с. 29. Ромашова М.В Репрезентация советского детства в мемуарной литературе рубежа XX и XXI вв.// Вестник Пермского университета. 2005. Вып.: 5. История. С. 56-65. 30. Сизов С. Г. Повседневная жизнь сибирского школьника в годы Великой Отечественной войны (по материалам дневника П. П. Капитонова) // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. (15-16 декабря 2014 г.). Омск, 2014. С. 200-203. 31. Тальцев А.Н. Повседневная жизнь населения Ставрополья в годы Великой Отечественной войны: историография проблемы // Гуманитарно-правовые аспекты развития Российского общества. Сборник научных трудов по итогам региональной научно – практической конференции. Краснодарский университет МВД РЫ. – 2017. – С. 150-158. 32. Улицкая Л. Детство 45 – 53: а завтра будет счастье. М.: АСТ, 2013. – 538 с. 33. Чернова Т. Дети войны // Ретроспектива. 2010. № 2. С. 89 – 92. 34. Щеглова Т. К. Мобилизационная экономика крестьянской семьи в годы Великой Отечественной войны: ловчие промыслы на сусликов и собирательство яиц дикой птицы в системе жизнеобеспечения тылового сельского общества Сибири // Сибирь в Великой Отечественной войне: сб. материалов Всерос. науч. конф., посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (27-28 апреля 2015 г.). Новосибирск, 2015. С. 72-80. 35. Фалалеева Л.А. «Они не виноваты, их послали, а если бы не пошли, их бы расстреляли». Образы военнопленных в воспоминаниях детей военного Сталинграда / Л.А. Фалалеева // Дети и война: социально-психологические, демографические, историко-культурные последствия войны для детей и юношества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 23–25 октября 2014 г. — Волгоград: Альфа, 2015. — С. 214–220. 36. Холтобина Л.С. Юные защитники Родины / Л.С. Холтобина // Книга Памяти. — Курск: Курск-информпечать: ИПП «Курск», 2009. — Т. 16. — С. 190–194. Источники 37. Герои терпения. Великая Отечественная война в источниках личного происхождения: сб. документов / ред.-сост. И. Г. Тажидинова. Краснодар, 2010.С. 19. 38. «Весь народ сильно сдал телом»: Война и советский тыл глазами инженера И. А. Харкевича // Российская история. 2009. № 6. С. 56. 39. Дневники Павла Капитонова//Режим доступа: http://ostrov-knig.ru/dnevniki-kapitonova 40. Моисеева И. Ю. «Человек на войне» в солдатских письмах (по материалам фронтовых писем 1941-45 гг.) // Человек и война. XX век: проблемы изучения и преподавания в курсах отечественной истории: материалы Всероссийской научно-практич. конф., 14-15 мая 2002 г. Омск, 2002. 41. Назаров А. И. Досуг сельской молодежи в советском тылу в годы Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3. С. 126-128. 42. Насонов К. А. Вещевое обеспечение военнослужащих Красной армии в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2011. № 7. Режим доступа: http://history.milportal.ru/. 43. Огненные строки: Письма с фронта и на фронт. 1941-1945 гг. Ставрополь: Книжное издательство, 1975. 44. Память о Великой Отечественной войне в социокультурном пространстве современной России: материалы и иссл. / сост.: И. В. Реброва, Е. Н. Стрекалова. СПб., 2008. С. 180-207. 45. Пушкарев Л. Н. Юмор на фронте (Из воспоминаний фольклориста-фронтовика)// Сайт «Я помню. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны». Режим доступа: http://iremember.ru/memoirs/drugie-voyska/pushkarev-lev-nikitich/. 46. Сенявская Е. С. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М.: Институт истории РАН, 1997. 47. Сохрани мои письма: сб. писем и дневников евреев периода Великой Отечественной войны / сост. И. А. Альтман, Л. А. Терушкин. Вып. 1. М., 2007. С. 227. 48. Сохрани мои письма: сб. писем и дневников евреев периода Великой Отечественной войны / сост. И. А. Альтман, Л. А. Терушкин, И. В. Бродская. Вып. 2. М., 2010. С. 40-50. 49. Страницы скорби и любви: Документальные свидетельства Великой войны (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) / ред.-сост. В. И. Иванов. Краснодар, 2010.С. 19. 50. Тажидинова И.Г. Дневники участников Великой Отечественной войны: потенциал источника // Культурная жизнь Юга России. 2012. №2. 51. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ДЕТИ-ГЕРОИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1.1. Дети в условиях военных действий С каждым годом все более отдаляются от нас события Великой Отечественной войны. Уходят из жизни последние ее участники, люди, пережившие войну. Но вместе с ними не должна уходить память об этих днях в нашей истории. Без живых воспоминаний все сложнее понять сегодняшнему и будущим поколениям цену той победы, которую одержала наша страна в целом и каждый ее житель, в частности. Как справедливо отмечает профессор А. А. Магометов , в обеспечение победы внес неоценимый вклад многонациональный народ нашего государства. Это особо актуально «для региональной истории народов России, испокон веков зарекомендовавших себя ее верными сынами и не раз доказывающих это на полях сражений», на что обращает внимание профессор С. Р. Чеджемов . Письма военных лет – одно из немногих свидетельств, говорящее с нами из прошлого, где мы слышим голоса людей, многих из которых уже давно нет с нами. Они, как и воспоминания, несут в себе глубокий личностный оттенок, читая их, невозможно не проникнуться чувствами писавшего их человека: тоской по дому, страхом и болью, верой в победу. «Человек на войне», военно-историческая антропология Великой Отечественной войны – одно из новых исследовательских полей современной исторической науки. Как справедливо отмечает Е. А. Сенявская , ведущий российский исследователь в этой области, в отличие от истории военного искусства, техники, событийной истории войны, вопросов агитации и пропаганды, политико-воспитательной работы в войсках, история реальной личности на войне почти не нашла отражения в трудах психологов, социологов, представителей других научных дисциплин. И на сегодняшний день в отечественной историографии работы по исторической антропологии Великой Отечественной войны – явление редкое, почти единичное.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 35 страниц
550 руб.
Курсовая работа, История, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, История, 55 страниц
660 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg