Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Развитие физических качеств учащихся начальных классов во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «художественная гимнастика»

irina_k200 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Объект исследования - физические качества учащихся начальных классов. Предмет исследования - спортивно-оздоровительное направление «художественная гимнастика» как средство развития физических качеств учащихся. Цель исследования – выявить основы развития физических качеств учащихся начальных классов спортивно-оздоровительного направления «художественная гимнастика» и представить их реализацию в процессе внеурочной деятельности. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования: 1. На основе анализа научно-методической литературы определить содержание и место спортивно-оздоровительного направления «художественная гимнастика». 2. Выявить средства художественной гимнастики, адекватные возрастным возможностям, фактическому физическому состоянию учащихся начальных классов. 3. Разработать методику художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом развитии детей начального школьного возраста во внеурочной деятельности. 4. Оценить эффективность применения методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического развития у учащихся начальных классов. Гипотеза исследования:применение художественной гимнастики в физическом развитии учащихся начальных классов во внеурочной деятельности позволит повысить его эффективность и окажет положительное влияние на динамику показателей здоровья, физического и психического развития, физической подготовленности детей при соблюдении следующих условий: а) определения средств художественной гимнастики, адекватных возрастным возможностям, фактическому физическому состоянию детей; б) создания в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов у детей. Теоретико-методологической базой исследования стали труды В.К. Бальсевич, Е.Я. Бондаревской, В.Н. Занефского, Я.А.Коменского, П.Ф.Лесгафта, Л.П.Матвеев, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева и др. Методы теоретического исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация методической литературы; социально-педагогический анализ, изучение и обобщение опыта. Методы эмпирического исследования: педагогический эксперимент, включенный во внеурочную деятельность. Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №18» г.Бийска, Алтайского края. Выборка: 21 человек (12 девочек и 9 мальчиков) в возрасте 10-11лет. Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в педагогической практике учителями физкультуры, руководителями кружков физкультуры, гимнастических секций, с целью оздоровления, развития физических качеств детей начального школьного возраста. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств учащихся. Небольшое количество занятий по физические культуры не позволяют полностью развить физические качества, в связи с этим внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание всесторонне физически и духовно развитой личности. Этому способствует организация и проведение спортивных секций во внеурочное время. Чтобы добиться совершенствования физических качеств учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации: занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, физкультурные праздники и др. Большое внимание при проведении этих мероприятий уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках, чтобы сочетание учебных и внеклассных мероприятий способствовало совершенствованию физических качеств детей, содействовало укреплению здоровья, прививало учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся начальных классов во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «художественная гимнастика» 7 1.1 Роль физического развития в формировании личности детей начального школьного возраста 7 1.2 Характеристика физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в рамках ФГОС 9 1.3 Особенности физических качеств в начальном школьном возрасте 17 1.4 Характеристика «художественная гимнастика» как спортивно- оздоровительного направления. Его отличительные особенности. 27 Глава 2. Экспериментальное исследование развития физических качеств учащихся начальных классов во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «художественная гимнастика» 30 2.1 Диагностика уровня развития физических качеств учащихся начальных классов 30 2.2. Организация развития физических качеств учащихся начальных классов во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «художественная гимнастика» 34 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 38 Заключение 42 Список использованных источников 44
Список литературы

1. Аванесов, В.У. Исследование влияния дозировки упражнений на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы физического воспитания студентов [Текст]: материалы III республиканской научной конференции / В.У. Аванесов, Ю.К. Лукин //. - Баку, 2003. - 190с. 2. Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст]: автореф. дисс / И.В.Азарова. - Омск, 2003. - 31с. 3. Баландин Г., Назарова Н, Казакова Т. / Урок физкультуры в современной школе [Текст]: методические рекомендации для учителей.- Выпуск 2. "Советский спорт", 2003.- 72 с. 4. Губа В.Г. Зависимость спортивного движения от особенности физического развития детей 6-8 лет [Текст]// Физическая культура в школе.- 1982.- № 7.- С.12-17. 5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. [Текст] / Гужаловский А.А. - Минск: Нар. Асвета, 2018.- 257с. 6. Дешле С.А. Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 кл. [Текст] // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 29-34. 7. Дешле С.А. Развитие ловкости у младших школьников [Текст]// Физическая культура в школе. - 2012. - № 8. - С.19-21. 8. Дешле С.А. Развитие быстроты у младших школьников [Текст]// Физическая культура в школе. - 2015. - № 11. - С.19-23. 9. Жук Э.И. Взаимосвязь моторной памяти с моторным созреванием и успеваемостью детей младшего школьного возраста [Текст]: вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – Минск, 1981.- Вып. 11. - С.23-29. 10. Кожанов В.В.Развитие скоростных качеств у младших школьников – Ляпидовский А. -М. – 1990.- 378с. 11. Киршев С.П., Неверкович С.Д. Построение программы по физической культуре для начальной школы [Текст]// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М., 2004. - 145 с. 12. Корниенко И.А. Проведение занятий по физической культуре во вторых классах общеобразовательной школы [Текст]: методические рекомендации. – М. - 1985. - 37с. 13. Курпан Ю.И. Физическое воспитание учащихся I–XI классов с направленным развитием двигательных способностей [Текст] // Физическая культура в школе. – Москва, 2004. - № 6. - С.22-27. 14. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе.- ИПК СГУ. - Ставрополь. - 2008. - 203 с. 15. Лебедев В.М., Жук Э.И. влияние различных форм физических упражнений на моторную зрелость детей 7-10 лет [Текст]// Теория и практика физической культуры. – Москва, 1982. -213 с. 16. Лебедева Т.Н. Двигательная активность и вопросы обучения младших школьников [Текст]: гигиенические основы физического воспитания. – Минск, 1979.- 364 с. 17. Маркосян, А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков [Текст]/ А.А. Маркосян. - Москва: Медицина, 2011. - 322с. 18. Матвеев А.П. Физическая культура. Начальные классы [Текст]/ А.П. Матвеев. - Москва, 2005. – 237 с. 19. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. – Москва: Просвещение, 2010.- 179с. 20. Никитин В.И. Для оценки двигательной подготовленности школьников [Текст]// Физическая культура в школе. – Москва, 2012. – 427с. 21. Покацкий А.Г. Повышение двигательной подготовленности учащихся 6-9 лет на уроках физической культуры. - Улан-Уда: Изд. Бурятск. Пединститут, 1995.- 187 с. 22. Развитие двигательных качеств школьников [Текст]/ Под. ред. З.И. Кузнецовой. – Москва: Просвещение, 2017.- 178с. 23. Развитие физических качеств на уроках гимнастики 2-3 кл. [Текст]/ /Под ред. Окунева А.П. – 2009.-125с. 24. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. – Москва: Знание.- 1987.-173с. 25. Усов А.В. Совершенствование процесса обучения и развития двигательных качеств у учащихся I-IV классов на уроках физической культуры [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук, 2019.- 65с. 26. Филин, В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств у детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки [Текст]/ В.П. Филин // Автореф. Дисс. - Москва, 2010. - 34с. 27. Фомин, Н.А., Вавилов С.П. Физиологические основы двигательной активности [Текст]/ Н.А. Фомин. - Москва: ФиС, 2014. - 430с. 28. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания [Текст] / Н.А. Фомин. - Москва: ФиС, 2002. - 290с. 29.Чирва М. Б., С.Голомазов Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - Москва, 2010. - 344с. 30. Фарбер Д.А. Проведение занятий по физической культуре во вторых классах общеобразовательной школы [Текст]: методические рекомендации. – Москва, 1985.- 223с. 31. Шлемин А.М. Организация занятий и методика их проведения// Проведение занятий по физической культуре в первых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. – Москва: ФиС, 1985.- 125 с. 32. Шлемин А.М., Любомирский Л.Е. Формирование двигательной функции и развитие движений у детей младшего возраста [Текст]// Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста. – Москва: ФиС, 2016.- 235с. 33. Шлемин А.М. Формирование у детей двигательной функции [Текст]// Физическая культура в школе. - 1983. – 325с. 34. Физическая культура. [Текст]:учебник / Под ред. Г.Б. Мейксона. - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2017.-164 с. 35. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010.-265с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся начальных классов во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «художественная гимнастика» 1.1 Роль физического развития в формировании личности детей начального школьного возраста Физическое развитие входит в общее понятие воспитания. Это означает, что, также, как и воспитание в целом, физическое развитие представляет собой процесс решения определенных задач, которые характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса, либо осуществляется в порядке самовоспитания [12]. Отличительные особенности физического развития определяются прежде всего тем, что это процесс, который направлен на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека. В физическом развитии различают две стороны, или части: 1. Обучение движениям (двигательным действиям) 2. Воспитание физических качеств (способностей) [6]. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. е. системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менее существенная сторона физического развития целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического развития называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле) [2]. В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием. Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием [12]. Таким образом, физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания личности учащихся. 1.2 Характеристика физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в рамках ФГОС Внеурочной деятельности всегда уделялось большое внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной научно-педагогической литературы показывает, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Методисты выделяютвиды внеурочной деятельности,которые возможны в школе, а именно: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско – краеведческая деятельность[7]. Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно – оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество) [23]. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Результат–это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и поведения в нем и др.)[13]. Для достижения этого уровня необходимо непосредственное взаимодействие ученика с учителем, как значимого для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом педагога. Информация будет доверительней, если педагог пропагандирует сам здоровый образ жизни. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечества, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в этой среде ребенок получает или не получает практическое подтверждение полученных социальных знаний. Третий уровень результатов - получением школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном действии, при другом общественном социуме, вне дружеской обстановки он действительно становится социальным деятелем, гражданином, человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой среде [16]. Таким образом, мы видим, что достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее становом, этническом, тендерном и других аспектах. Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д[5]. Главные идеи: - формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками; - передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений; - воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению [18]. Главная цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах[18]. Задачи воспитания: - знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; - использовать активные и творческие формы воспитательной работы; - создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся; - демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности; - воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели; - способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений. Цели, которые должны достигаться внеурочной работой детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения образовательной программы, интересами и потребностями обучающихся, требования родителей, целевыми установками образовательного учреждения. Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе методологических принципов, таких как: Принцип гуманистической направленности.При организации в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности, создаются условия для формирования умений и навыков самореализации, самоопределения, самоутверждения. Принцип системности. Создается система внеурочной работы, в которой устанавливаются связи между: - всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; - основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельными оценочно-результативным; - урочной и внеурочной деятельностью. Принцип вариативности.Культивирование широкого выбора видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, которые дают детям реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, пробы своих сил и способностей в различных видах деятельности, поисках собственной ниши для удовлетворения потребностей и желаний. Принцип креативности. Развитие во внеурочной деятельности творческих способностей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством. Принцип успешности и социальной значимости. Главное направление - это формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно чтобы результаты, достигнутые ребенком, были ценными для окружающих, особенно для его одноклассников [30]. Исходя из этого, цели и принципы внеурочной работы с детьми можно определить, как конкретный способ организации и их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. И чем точнее и профессиональнее мы – педагоги будем к этому подходить, тем интереснее, познавательнее и запоминающееся будет занятие. Таким образом? мы видим, что внеурочная деятельность предполагает огромное количество форм для воспитания личности младших школьников. Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа. Задачи внеклассной работы: - содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач; - содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся; - углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры; - воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников; - организовывать здоровый отдых учащихся; - прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом [21]. Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках[15]. Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей. Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях[3]. Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком - на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления. На общем собрании членов коллектива (кружка) выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы. Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой[17]. Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Осенью - игры, легкая атлетика и гимнастика; зимой - лыжная подготовка и игры; весной - игры, гимнастика и легкая атлетика. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов. Кроме программного материала, на занятиях секции разучиваются новые игры, комбинации вольных движений, пирамиды. Учебные группы секции выступают на школьных праздниках. В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников. В школе наряду с секцией общей физической подготовки могут быть организованы секции по видам спорта: для детей I класса по плаванию, теннису и настольному теннису, фигурному катанию на коньках; для детей II класса, кроме тех, которые предусмотрены для І класса, - по спортивной гимнастике (девочки с восьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допускаются занятия в секциях плаванья и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащиеся допускаются к занятиям в секциях: бадминтона, художественной гимнастики, конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола[14]. Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное - квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми. Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике. Занятиями в группах и командах могут руководить учителя или инструкторы-общественники, старшеклассники (в средней школе), а также спортсмены и тренеры спортивных обществ. Кроме организации практических занятий, коллектив (кружок) физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; в тесном контакте с кружком «умелые руки» организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д [19]. Членов коллектива (кружка), проявивших интерес к занятиям физической культурой и спортом и добившихся некоторых успехов, школа может направить в детскую спортивную школу. К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры, предъявляются определённые требования. Они должны успевать по всем предметам, соблюдать правила личной гигиены, заниматься в одной из групп или команд и участвовать в проведении физкультурных мероприятий. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. 1.3 Особенности физических качеств в начальном школьном возрасте Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности [5]. Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам[6]. К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве. Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость. Силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет, а у мальчиков только с 13-14 лет. В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины “физические способности” и “физические качества”. Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые. Скоростные, скоростно-силовые и временные характеристики движения учащихся[8]. Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях. В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость. Сила- способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду - при метаниях, собственному телу - при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику. Характеризуется:килограммы – оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека. Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью. Они делятся на две группы: • упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей. • упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату). В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки. Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.). Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет - общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет - общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д [13]. Методы развития: • метод серийных упражнений; • метод интервальных упражнений. Быстрота -способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени. Характеризуетсявременем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения. Средства развития: • упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств; • упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт; • скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки; • упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой. Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты[9]. Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков. При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 54 страницы
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg