Глава 1 Теоретические основы исследования рынка труда
Рынок труда - совокупность общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. отношений между реальными и потенциальными продавцами и покупателями труда. Важнейшим элементом рынка труда является спрос на труд, который определяется числом и структурой рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для привлечения рабочей силы. Жесткий ограниченный спрос на труд придает свободе работников особую индивидуальную ответственность за их профессионально-квалификационный уровень и мобильность в быстро меняющихся экономических условиях. Личная инициатива, способности, настойчивость становятся решающими факторами получения интересного и выгодного рабочего места. Предложение труда отражает численность и состав способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы людей (по полу, возрасту, образованию и другим характеристикам). Предложение труда определяется численностью трудоспособного населения, его здоровьем, активностью, уровнем образования, мобильностью, возможной величиной заработной платы, а также национальными традициями. На рынке труда формируются цены на труд как результат взаимодействия механизмов спроса и предложения, и на этой основе определяется уровень заработной платы.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть различной:
1. 1. трудодефицитной, когда спрос превышает предложение;
2. 2. трудоизбыточной, когда превышает предложение, и на рынке труда имеется большая численность безработных;
3. 3. равновесной, когда спрос соответствует предложению. В экономике труда рассматривается несколько моделей рынка труда: чисто конкурентный рынок труда, модель монопсонии, модели с учетом действий профсоюзов и др.
Чисто конкурентный рынок труда характеризуется тем, что имеется, во-первых, большое количество конкурирующих фирм-работодателей, во -- вторых, большая численность работников, предлагающих свой труд, и, в-третьих, ни работодатели, ни работники не диктуют ставки оплаты труда.
Монопсонический рынок труда характеризуется монополией покупателя. В силу географических или иных факторов и при имеющейся специальности и квалификации работник не может сменить место работы, а заработную плату диктует предприятие, на котором сосредоточено основная численность работников. Такая ситуация наблюдается чаще всего в малых городах при наличии там крупного предприятия. Участие профсоюзов на рынке труда ведет к увеличению спроса труда и повышению заработной платы, т. к. профсоюзы объединяют работников и защищают их интересы. Рынок труда находится в непрерывном движении. Рынок труда, адекватно реагирующий на изменение цен, спроса и предложения труда, обычно называют гибким. Различают количественную и функциональную гибкость рынка труда. Количественная гибкость рынка труда - это способность при расхождении спроса и предложения осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда. Затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени. Функциональная гибкость предусматривает использование гибких режимов труда и занятости, изменение системы оплаты труда, повышение гибкости в вопросах найма и увольнения. Воздействие на рынок труда оказывают: государство, которое разрабатывает специальные меры, направленные на согласование предложения рабочей силы и спроса на нее, союзы работодателей и лиц наемного труда, а также характер экономического роста. Под сегментацией рынка труда понимают структуру спроса и предложения рабочей силы в следующих аспектах:
1. демографическом (по полу и возрасту);
2. профессиональном (по специальностям и уровню квалификации);
3. региональном (доля регионов в спросе и предложении рабочей силы).
Сегментарный рынок труда - это рынок с четко обозначенными частями - сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников (последние не являются конкурентами другим работникам в иных частях рынка труда). Различают первичный и вторичный рынки труда, различающиеся приоритетностью сферы деятельности, надежностью занятости и уровнем материальной обеспеченности. Первичный рынок труда характеризуют стабильная занятость и надежность положения работника; высокий уровень заработной платы; возможность для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице; использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников; наличие сильных и эффективных профсоюзов. При этом субъектами первичного рынка труда могут быть работники разной квалификации, без которых не может обойтись производство. Вторичный рынок труда характеризуется чертами прямо противоположными: велика текучесть кадров и нестабильна занятость; низкий уровень заработной платы; практически не существует продвижения по служебной лестнице; технология производства трудоемка и примитивна; отсутствуют или бездействуют профсоюзы. Первичный и вторичный рынки труда могут существовать одновременно на одном предприятии. Связано это, во-первых, с различием применяемых технологий, во-вторых, производство подтверждено конъюнктурным спадам и подъемам, что позволяет содержать постоянных и временных работников. Между первичным и вторичным рынками существуют определенные барьеры для мобильности рабочей силы. Национальные рынки труда формируются под воздействием ряда факторов, таких как уровень экономического и человеческого развития, традиции и др., Например, в США рынок труда отличается высокими ставками заработной платы, высокой мобильностью экономически активного населения и низкими гарантиями занятости. Традиционный японский рынок труда характеризуется наоборот высокими гарантиями занятости, при более низких ставках оплаты и невысокой мобильности населения. Рынок труда в России в 90-е годы отличается крайне низкими ставками оплаты труда (часто значительно ниже прожиточного уровня), низкой мобильностью трудовых ресурсов, что связано с плохо развитым рынком жилья, высоким уровнем скрытой безработицы и теневой занятости.
Каждому государству присущи свои особенности формирования рынка труда, которые обусловлены ресурсными, географическими, экономическими, политическими и другими условиями.
1.1 Понятие и сущность рынка труда
Рынок труда- экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объемзанятостии уровеньоплаты труда.
Функции рынка труда определяются рольютрудав жизниобщества. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:
Социальная функция - заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.
Экономическая функция - рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.
В западных экономических теориях рынок труда - это рынок, где реализуется один из прочих производственных ресурсов. Здесь можно выделить4 основных концептуальных подходак анализу функционирования современного рынка труда.
- В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как все прочие рынкидействуют на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Из неоклассической концепции следует, что цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработицаневозможна, если на рынке труда существует равновесие.
- Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия.
Кейнсианская модель, в частности, исходит из того, чтоцена рабочей силы(заработная плата)жестко фиксирована и практически не меняется(особенно в сторону уменьшения). Этот элемент никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена по данной концепции не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть привнесен извне. Егороль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать.
Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего М. Фридман) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу, более того из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некого естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.
- Еще один распространенный подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов. Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь пролеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных и демографических групп.
- И, наконец, в марксистской экономической теориирынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других разница товара "рабочая сила" и физического капитала.Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. В силу этого марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняются общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, в то же время активно влияет на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.
Таким образом,рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционированияпредставляет рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товаров рынка. Регулятором здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.
Рассмотрим особенности рынка труда.
Особенность национального рынка заключается в том, что в нем не может быть достигнуто состояние полнойзанятости населения. Это связано с тем, что для развития национальной экономики необходимо наличие незадействованных или еще не освоенных ресурсов, к числу которых относятся трудовые ресурсы. Наличие свободных трудовых ресурсов, не задействованных в экономике, позволяет ей развиваться. При тотальной занятости развитие либо полностью прекращается, либо происходит медленными темпами.
По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения:
? экономически неактивная часть населения - население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам — инвалиды. Оно не участвует в функционировании экономики, а поэтому не рассматривается как часть рынка труда;
? экономически активная часть населения - это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности. Его делят на население занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда состоит именно из этой второй группы населения, которая и определяет его функционирование.
На особенности функционирования рынка труда оказывают влияние:
? динамика оплаты труда;
? состояние национальной экономики. Рынок труда является одним из наиболее подверженных влиянию других рынков.
? динамика доходов, не формирующихся под влиянием рынка труда. Например, рост объемов пособий на ребенка приведет к изменению состояния рынка труда;
? динамика досуговых предпочтений населения;
? изменение психологического восприятия определенных профессий. Например, снижение престижа определенной профессии приведет к трансформации рынка труда;
? динамика демографической ситуации.
Таким образом, рынок труда является основополагающим элементомнациональной экономики. От его динамики и состояния зависит функционирование национальной экономики. В процессе своего функционирования он подвержен влиянию множества факторов.
Основнымпоказателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.
Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда.Объектами регулированиявыступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения.
1.2 Сущность и значение мотивации труда на предприятии
Сущность мотивации заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации. С одной стороны, мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к действию, предполагающий возможность удовлетворения личных потребностей при достижении целей организации. С другой стороны, мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения в результате внешних и внутренних воздействий.
В процессе трудовой деятельности мотивирование позволяет персоналу удовлетворить свои значимые потребности путем выполнения трудовых обязанностей Общепризнанная точка зрения, что потребность - это психологическое или физиологическое ощущение недостатка чего-либо. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо и осознание индивидом того, какие действия нужно предпринять для восполнения этого недостатка. Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость. Трудовой мотив - это та потребность (причина), для удовлетворения которой работник осуществляет высокопроизводительную трудовую деятельность. Мотив труда формируется, если трудовая деятельность – это основной путь получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий, либо если благо очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.
В структуру мотива труда входят:
- актуальная для работника потребность;
- трудовое действие, необходимое для получения блага;
- благо, удовлетворяющее эту потребность;
- цена – издержки материального и морального характера, связанные с трудовым действием.
Формирование мотива труда происходит, когда субъект управления распоряжается необходимым набором благ, соответствующим социально обусловленным потребностям человека. В целом трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и человека, его здоровья, выносливости, работоспособности, типа нервной системы) и личностного потенциала. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения цели, содержательности выполняемой работы, самоуважения. Внутреннее вознаграждение – есть мотивация. Внешнее вознаграждение дает не сама работа, а субъект управления, имеющий возможность вознаграждать за труд. С мотивационной точки зрения внешнее вознаграждение можно определить как стимулирование труда.
1.3 Основные способы мотивации труда
Мотивация — это, в первую очередь, психологический процесс, который управляет действиями конкретного человека. Соответственно, мотивация персонала — это создание особых рабочих условий и стимулов внутри компании, побуждающих сотрудника на качественное исполнение обязанностей, достижение поставленных целей.
Мотивационная система внутри организации выполняет конкретные задачи:
• стимулирование сотрудников качественно выполнять поставленные задачи;
• повышение производительности труда;
• создание позитивного настроения внутри команды;
• снижение кадровой текучки;
• привлечение и удержание ценных, компетентных, высококвалифицированных специалистов;
• повышение лояльности сотрудников к организации, в которой они работают;
• создание корпоративной культуры.
Выполнение этих задач зависит от того, какие виды мотивации персонала в организации вы используете.