Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Инновации в области декоративно - прикладного творчества и их воплощение в современной художественной культуре.

irina_k200 1175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2020
Целью работы: познакомиться с инновациями, такими как войлоковаляние; показать процесс развития технологий производства войлока, его перехода из ремесла в декоративно-прикладное искусство, из сугубо функционального, утилитарного явления в полноправную составляющую художественного мира. Объект исследования - декоративно - прикладного творчества и его воплощение в современной художественной культуре. Предметом следования - являются инновации в области войлоковаляния как вида декоративно – прикладного искусства. Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется, вполне закономерным. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последние время к войлоку, дающему огромные возможности для создания творческих и практичных предметов. Валяние или валка - процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон (шерстинок). В иноязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающим «шерсть», в немецком, более известном у нас варианте - «фильтснадель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel), хотя в России оба этих термина с успехом заменяет старое доброе Русское слово «валяние». В России до недавнего времени понятие «войлок» ассоциировалось, пожалуй, только с нашими традиционными валенками и уводило куда-то в старину. Приятно наблюдать, что сегодня возвращается интерес к войлоку, даже любимые всеми валенки меняют свой внешний вид, становятся яркими, красочными и вновь входят в нашу жизнь как все естественное и натуральное, не подверженное влиянию модных тенденций. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1) показать феномен декоративно-прикладного искусства и его классификацию; 2) рассмотреть войлоковаляние как часть декоративно-прикладного искусства; 3) выявить роль традиций и новаторства в художественных промыслах России; 4) раскрыть традицию и новаторство в технологии изготовления предметов из войлока; В своем исследовании мы пользовались такими методами, как анализ публикаций и других источников информации в контексте исследования, обобщение и систематизация материала, анализ практической деятельности профессиональных художников и любителей валяния. Также был применён эмпирический метод, позволивший подробно ознакомиться с исследуемой темой и подтвердить выводы о широких художественных возможностях войлока на примере изготовления украшений из войлока.
Введение

«Декоративно – прикладное творчество должно развить в человеке привычку и любовь к труду; одно должно дать ему возможность отыскать для себя груд в жизни. Но какое декоративно – прикладное творчество в наше время?» Ушинский К.Д. Один из основных определяющих факторов, которым мы руководствовались при выборе темы данной работы - это актуальность. А что же сегодня является актуальным? Как известно в настоящее время в любой области актуальными считаются инновации. Поскольку в данном случае речь идёт о декоративно-прикладном искусстве, то очевидно в этой области инновационным будет что-то новое, оригинальное, креативное. Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды – то есть (т.е) всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы. Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных. Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем - все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота. Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно оформленные, обладающие целостным строем и функциональностью. Предметы ремесленной деятельности часто достигали высот подлинной художественности. Резьба по кости и дереву, гончарное искусство, искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас. Войлоковаляние занимает достойное место в этом списке. Простые и красивые изделия народных умельцев учат видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд людей. Они формируют вкус и передают нам представление о красоте и доброте. При их создании человек отражает быт, нравы, обычаи своего народа. У каждого народа с древних времен существуют свои особые изделия труда - резьба по кости и дереву, гончарное искусство, искусство стенной росписи и лепных украшений. Достойное место в этом списке занимает - войлоковаляние. Войлок - один из самых древних видов полотен. Красивый. Теплый. Пластичный. Наполненный энергией природы. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека. Такой универсальный материал использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима. Войлок получается из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. Шерсть часто называют «текстильная глина». Войлок широко используется дизайнерами и модельерами, но его уникальность раскрывается в условиях самостоятельного творчества. ВXXвеке искусство валяния начало забываться, терять традиции. Сегодня оно вновь возрождается и обретает актуальность.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2 ГЛАВА 1. ДЕКАРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ НАРОДА……………………………………………………………………6 1.1 Виды декоративно-прикладного искусства……………………………...6 1.2 Особое место декоративно-прикладного искусства…………………...12 1.3 Истоки декоративно-прикладного искусства…………………………..15 1.4 Философия декоративно-прикладного искусства……………………..16 ГЛАВА 2. ВОЙЛОКОВОЛЯНИЕ КАК ИСКУСТВО СОВРЕМЕННОСТИ……21 2.1 История войлока…………………………………………………………21 2.2 Исходный материал для производства войлока……………………….24 2.3 Процесс подготовки шерсти к валянию………………………………..26 2.4 Основные виды валяния…………………………………………………27 2.4.1 Сухое валяние………………………………………………………….27 2.4.2 Мокрое валяние………………………………………………………..29 2.5 Инструменты и материалы для валяния………………………………..31 2.6 Уход, необходимый за войлочными изделиями……………………….33 ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ В ИЗГОТОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ………………………………...35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………44 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….46
Список литературы

1. АшастинаЕ. Н.Ажурная вязь макраме. -- СПб.: Издательство «Литера», 1998. 2. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. -- «АСТ-Пресс», 2005 3. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. -- М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. -- 2008 4. Журнал «Секреты мастерства». Художественный войлок. №14(10) 5. Искусство батика. -- М., ООО Изд-во АСТ. 2001 6. Красникова Г., Бублик В., Мамонова М. Все о войлоке и фильцевании: Практическое руководство. - «АРТ- ПРЕСС», 2002 7. Мюллер Адельхайд. Войлочные игрушки. Чудесные идеи объемного валяния шерсти. - М.: «Дизайн и мода», 2001 8. Семпелс Е. Б. Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства. - М.: «Мода и рукоделие», 2000. - 79 с. 9. Фельт. Фильцнадель. Валяние. - М.:ООО «Дизайн Кора», 2006. - 24 с. 10. Шинковская К. А. Вещицы из войлока. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. - 96 с. 11. Ширли Э. Фелтинг: стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. - М.: «Дизайн и мода», 2000 12. Якунина Л. И. Русские набивные ткани XVI--XVII вв. -- М.: «Издание Государственного исторического музея». 2000 13. Хошабова Е. Художественный войлок своими руками. - СПб.: Питер, 2011. 14. Кокарева И.А. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2011. 15. Токарева Е. Мои цветы. Ткани, ленты,фетр, вязание, валяние / Токарева Елена. - М.: Эксмо, 2012.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ДЕКАРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ НАРОДА. 1.1 Виды декоративно-прикладного искусства. Декоративно – прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры. Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство. В простейший фигурах, орнаментах, проявляются зачатки творчества. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Существует множество видов декоративно-прикладного искусства. К основным видам можно отнести: Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Существует 2 вида батика - холодный и горячий. Горячий батик - одна из разновидностей батика. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. -- М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. -- 2008 Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне. Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных. Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. -- «АСТ-Пресс», 2005. Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. Ввиду того, что данная техника и вид творчества имеют педагогический эффект и сравнительно малозатратна, объединения учащихся (кружки, мастерские, клубы) «Изонить» получили широкое распространение в учреждениях дополнительного образования детей, а также в школах. Известны временные объединения (кружки) по обучению ниточному дизайну даже в оздоровительных лагерях. Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Керамика (др.-греч. кЭсбмпт - глина) - изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях. Вышивание, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Вязание - процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание). Макраме (фр.Macramй, от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII--IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции. Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло -- макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме в древности называли Геркулесовым узломСост. Ашастина Е. Н.Ажурная вязь макраме. - СПб.: Издательство «Литера», 1998.. Пирография (буквально: «горячее рисование») - техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, пластмассы, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. Эта техника в прошлом считалась редкой и использовалась в основном, как дополнительный приём при гравировке по дереву, кости, коже. Во второй половине XX века, благодаря изобретению электрического пирографа - прибора для выжигания (горячей гравировки) -- пирография получила развитие как самостоятельная техника. В то же время, пирография по дереву является одним из самых популярных (наряду с вышиванием и лепкой) видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира. Набойка (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом. Формы для набойки изготовляют резные деревянные или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов. Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других. Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканейЯкунина Л. И.Русские набивные ткани XVI--XVII вв. -- М.: «Издание Государственного исторического музея». 2000. Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок). Изучение этой техники будет рассмотрено более подробно в данной работе. 1.2 Особое место декоративно-прикладного искусства. Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или менее установившиеся понятия и раскрывая в них новое содержание. Наряду с исследовательскими задачами раскрытия общего и особенного в культурном обиходе различных этнических общностей существует острая, во многих случаях неотложная необходимость поиска народных обычаев, и оперативного решения практических психологических задач по установлению минимальных культурных средств. Особое место в ряду этих средств занимает декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое теснейшим образом связано, точнее, органично вырастает из привычного, укоренившегося бытового уклада народа. ДПИ народов, в частности справедливо рассматриваются ныне не как отживающие свое время предметы ведения хозяйства, а как полифункциональные, конституирующие одновременно менталитет (по Л. Февру) и утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону жизни славянских племени ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические приоритеты. То, каким образом эти прошедшие горнило художественного осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования. По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «если речь идет о всеобщей, а не случайной цели искусства, то, принимая во внимание его духовную сущность, эта конечная цель может носить лишь духовный и притом не случайный, а коренящийся в самой природе цели характер. В отношении назидания эта цель могла бы состоять лишь в том, чтобы посредством художественного произведения доводить до сознания существенное духовное содержание. Искусство действительно стало первым учителем народов». К этому следует добавить, что тождество народа и его культуры означает его самореализацию, инобытие его духа, развернутость и внешнюю представленность в виде продуктов культуры его мышления. Художественный образ, сопутствующий произведению ДПИ, не только определяется назначением вещи или материала, из которого она изготовлена, но и является истоком, средством и итогом семиотической деятельности, знаком и посланием одновременно. Поэтому применительно к народам с первозданно сохранившимся ДПИ можно утверждать, что ребенка с самого рождения начинают воспитывать немые до поры до времени посланники культуры. Какой бы предмет ни брал в руки ребенок, он с раннего возраста сталкивается с необходимостью распредмечивания этого послания, поскольку нет такой области обихода, тем более у народов, чей уклад пока не очень восприимчив к идеалам массовой европейской или азиатской культуры (где наряду с массовостью нарастает отчужденность), куда не проникали бы изделия художника «быта». Общая задача психологического исследования может, таким образом, быть ориентирована на определение действительной роли ДПИ в детском развитии народа, поскольку даже самое предварительное наблюдение за устоявшимися формами воспитания указывает на глубокую включенность ДПИ во все культурные обстоятельства детской деятельности. У славян, продолжающих жить в контексте природы (деревни, хутора и т.д.) и сохраняющих свой привычный уклад, это воспитание происходит при помощи окружающего мира, оформленного не только в «понятиях», как у техногенного общества, но и в знаково-символическом пространстве - своеобразном преломлении через декор, орнамент и мозаику, заложенные в предметах обихода, в одежде, в укладе жизни, в вечно живущих и бережно хранимых заповедях, которые передаются из века в век не в виде наставлений и советов «как жить», а через традиции совместного изучения, использования, изготовления предметов ДПИ. По словам Д.Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и технически уже давно являлись своего рода продолжением его субъективного радиуса действия, делал их составной частью своего «я» в широком смысле». В самом деле, ДПИ у славян - это язык общности, начальные признаки освоения которого можно обнаружить и у детей. Этот язык не формировался специально, но в условиях национального интерната - своеобразной границы двух культур: внешней и внутренней, своей, - он становится одной из наиболее развитых систем средств, которыми готов распорядиться ребенок в новой для себя ситуации. 1.3 Истоки декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство (от лат.decoro-- украшаю) -- раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. - «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов -- самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX -- XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста -- дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки. Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII -- XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли -- галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств. Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на "тонком уровне" поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков. 1.4 Философия декоративно-прикладного искусства. Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития. Исследования культурно-философского характера (Дж.Фрэзер, Э.Б.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др.) раскрывают для нас особое пространство существования мысли «натуральных» славян (до сих пор поддерживающих особое отношение с природой). Это пространство исполнено духа (мышления) народа, рагзграфлено его традициями, обрядами, этническими стереотипами, насыщено магичностью, партиципированностью, пралогичностью и др. ДПИ - существенная и неотъемлемая часть, момент этого духа; одним из наиболее существенных его свойств является адресованность каждому вновь зарождающемуся поколению этнической общности. Именно в этой форме (наряду с оформленной или оформляющейся письменностью) языком костюма и орнамента, узора и обряда, декора и цвета народы сохраняют связь времен и передают от деда к внуку свои этнические нормы. Этот процесс передачи скрыт от посторонних глаз; он интимен, хотя и повседневен, несистематичен, хотя и регулярен; он задан культурным обиходом, но осваивается личностным образом. Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы. Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968, Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ярко выраженной для стороннего наблюдателя, но ее обстоятельность и регулярность, безусловно, заметны. Ребенка уже с колыбели сопровождают предметы обихода, выполненные в яркой художественной технике ДПИ. Насколько мы можем судить по результатам опросов, интервью и наблюдений, в ходе этого включения в культуру имеет место своеобразная трансформация «симбиоза» воспитателя (у ханты он в явном виде не выделяется, эту функцию берут на себя все взрослые, находящиеся рядом с ребенком), знаково-символической системы ДПИ и ребенка. Психологическое расстояние между взрослым, ребенком и предметом начинает уже в раннем детстве существенно преобразовываться у этой немногословной культуры в своеобразный паритет. Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей. При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания. Вероятнее всего, воспитывающее значение ДПИ превосходит все наши возможные представления о нем. Одно ясно, только практическими, утилитарными функциями оно не ограничивается: когда-то давно изделия ДПИ несли в себе функцию «оберега» и обойтись без них не мог ни один человек. Злые духи накинулись бы на него и нанесли ему увечья или наслали бы болезни. Эти изделия, например украшения для женщин, орнамент или родовой знак на одежде для мужчин, защищали их владельцев от воздействия не ясных еще для них сил. В наше время люди не всегда сознаются, что верят в чудодейственную силу украшений и орнамента, но продолжают изготавливать и носить эти изделия. Кроме того, что украшения прекрасны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а раньше несли еще и идентификационно личностную определенность их владельцев. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968, Феномен ДПИ пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных, родовых, «международных» и межличностных отношений. Не всегда роль и функции ДПИ (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в любом предмете искусства, в проявлениях поведения и мышления. ДПИ понимают, ценят, пользуются его результатами все члены данного сообщества, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие. Отношение к ДПИ может служить мерой самосознания народа как содержащее ментальную цельность и выражающееся в знаково-символическом «послании» для других и для себя. ГЛАВА 2. ВОЙЛОКОВОЛЯНИЕ, КАК ИСКУСТВО СОВРЕМЕННОСТИ. 2.1 История войлока. Войлок - один из самых древних видов полотен. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 85 страниц
2125 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 72 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 79 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 86 страниц
2150 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 121 страница
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg