Глава 1. Понятие и виды избирательного права
1. Понятие избирательного права
Избирательные права являются одним из основных элементов, которые образуют конституционный статус личности. Они выступают самой доступной, эффективной, регулярно повторяемой возможностью непосредственно участвовать в управлении делами государства и решении вопросов местного значения.
Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным, которое получает свое развитие в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Избирательное право ? это совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия [6, с. 23].
Процедуру выборов можно представить в виде формирование какого-либо государственного органа или наделения полномочий должностному лицу с помощью голосования граждан Российской Федерации.
Избирательное право можно охарактеризовать как в объективном, так и в субъективном смысле.
В первом случае избирательное право будет выступать, как система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления [6, с. 27].
В субъективном смысле термин «избирательное право» ? это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления [6, с. 28]. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.
Избирательное право и порядок определения результатов выборов являются составными избирательной системы.
Избирательное право делится на активный и пассивный вид.
Активное избирательное право ? это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления [11, с. 112]. Данное право предоставляет гражданину возможность голосовать за кандидата, которого он считает достойным.
Право на активное избирательное право получает каждый гражданин с восемнадцатилетнего возраста, с этого момента он имеет возможность самостоятельно осуществлять все свои права и обязанности.
Пассивное избирательное право ? это право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления [11, с. 114]. Такое право дает возможность гражданину быть включенным в бюллетень для голосования и участвовать в выборах в качестве кандидата.
Пассивное избирательное право для депутата Государственной Думы наступает с 21 года, для кандидата на пост Президента РФ ? по достижении 35 лет при условии постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет, для кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ ? по достижении 30 лет.
Активное и пассивное избирательное право связаны между собой, так как один и тот же гражданин может одновременно на выборах реализовать свое право избирать и быть избранным при наличии законодательно установленных оснований.
Активным и пассивным избирательном правом не обладают граждане Российской Федерации, которые были признаны судом недееспособными или находятся в местах лишения свободы по приговору суда. Данная информация прописана в ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Граждане, страдающие психическими заболеваниями, в отношении которых отсутствует решение суда о признании их недееспособными, могут принимать участие в выборах на общих основаниях.
Источники избирательного права ? это правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет избирательного права [12, с. 232].
В систему источников избирательного права входят следующие составные части:
1. Конституция РФ;
2. Международно-правовые акты;
3. Законодательство РФ;
4. Законодательство субъектов Федерации;
5. Нормативные правовые акты местного самоуправления;
6. Решения Конституционного Суда РФ;
7. Нормативные правовые акты избирательных комиссий [12, с. 234].
Система источников избирательного права составляет законодательство о выборах в Российской Федерации или избирательное законодательство.
?
Принципы избирательного права в Российской Федерации
Принципы избирательного права выступают как фундамент правового регулирования избирательных отношений. Они закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 сентября 1997 г.
Принципы избирательного права обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Данные принципы избирательного права делятся на четыре основных категории:
Рисунок 1- «Принципы избирательного права»
1. Принцип всеобщего избирательного права.
Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации ? быть избранным в орган государственной власти и органы местного самоуправления [18, с. 45].
2. Принцип равного избирательного права
Принцип равного избирательного права гласит, что все граждане участвуют в выборах на абсолютно равных основаниях, обладают равными возможностями для выдвижения своих кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации [18, с. 49]. Один избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз.
3. Принцип прямого избирательного права
В Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указывается, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается [18, с. 55].
4. Принцип тайного голосования
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования [18, с. 62].
Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации.
Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым.
Таким образом, вышеперечисленные принципы являются важными и признаются практически всеми странами мира.
?
Виды избирательной системы
Основным элементом избирательного права является избирательная система, понятие которой определяется в двух смыслах.
Избирательная система в узком смысле - это совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов [13, с. 245].
Избирательная система в широком смысле - это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов [13, с. 251].
Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов [19, с. 57].
Избирательная система делится на 3 вида:
Рисунок 1 – «Виды избирательной системы»
1. Мажоритарная избирательная система
В этой системе происходит деление территории на избирательные округа, в которых граждане голосуют за представленных кандидатов. Баллотироваться имеют право и граждане, и политические партии.
При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное. В соответствии с этим существуют три главные разновидности мажоритарной избирательной системы.
При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов.
При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания необходимо получить не менее 50% всех поданных голосов. Этот процент ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок, поэтому также бывает второй тур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры.
При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат.
Пропорциональная избирательная система – это голосование по партийным спискам, т.е. избиратель голосует не за кандидата, а за партию, которая выдвигает свой список депутатов [19, с. 104].
Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенный процент голосов.
При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу, второй - за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые - по пропорциональной.
Глава 2. Избирательный процесс в Российской Федерации.
2.1 Структура и этапы избирательного процесса
Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.
Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса.
Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний.
Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов.
Соответственно избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего, как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.
Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных этапов:
Рисунок 2 – «Этапы избирательного процесса»
Каждая из этих стадий является обязательной и проходит согласно процедурам, определенным избирательным правом.
Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ ? Федеральное Собрание, Государственной Думы ? Президент РФ, представительного органа субъекта РФ ? глава субъекта, высшего должностного лица ? представительный орган этого субъекта РФ.
Днем голосования всегда является воскресенье. В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.
Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.
Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.
Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.
Выборы как демократический избирательный процесс имеют свою логику развития в пространстве и времени, представляя собой ряд последовательных стадий. Количество стадий зависит от основания деления.
1. Назначение выборов
Самая первая стадия избирательного процесса, при которой определяются даты голосования. Выбирать даты имеют право только уполномоченные на то законодательные органы. Например, дату выборов Президента Российской Федерации определяет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
После выбора дат голосования издается соответствующий на то нормативный акт, далее начинается избирательная компания.
Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
2. Регистрация избирателей и составление избирательных списков
Участвовать в голосовании могут только те граждане РФ, которые прошли регистрацию избирателей. В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Не включаются в списки избирателей только те граждане, которые признаны судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговора суда [22, с. 180].
В списках избирателей содержится только самая необходимая информация ? фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес (место жительства) избирателя. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией.
Списки избирателей подписываются председателем и секретарем территориальной и участковых избирательных комиссий и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.
3. Формирование избирательных комиссий
Основную организационную работу по проведению выборов выполняют избирательные комиссии. образуются соответствующие избирательные комиссии.
В соответствии с законодательством в РФ действуют следующие избирательные комиссии:
1. Центральная избирательная комиссия РФ;
2. Избирательные комиссии субъектов РФ;
3. Окружные избирательные комиссии;
4. Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
5. Участковые избирательные комиссии [22, с. 145].
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий определяется соответствующими правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня.
Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведения выборов в который они обеспечивают. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов
Выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера, занимаемая должность, сведения о судимостях, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и основание его приобретения, и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности [22, с. 163].
Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию.
В поддержку кандидатов (списки кандидатов) собираются подписи избирателей в порядке и количестве определяемых законодательством.
Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов не может превышать 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Федеральным законом, законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что по усмотрению кандидата его регистрация производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного числа голосов избирателей, то избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета.
Выдвижение кандидата возможно и не посредственно избирателями. Тогда оно проводится путем сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где будет осуществляться выдвижение кандидата.
Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.
5. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
День голосования назначается на календарный выходной день, время голосования – с 8 до 22 часов местного времени. По общему правилу, избиратели голосуют на своих избирательных участках (где они внесены в списки избирателей) в специально предусмотренных помещениях для голосования. Избирателю, который в течение 15-4 дней до дня голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не может прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.
Каждый гражданин может проголосовать только лично за себя, не допускается голосование за других лиц. Избирательная комиссия должна обеспечивать всем необходимым граждан для комфортного голосования, в том числе лицам, которые по каким-либо причинам не могут попасть в день голосования на избирательный участок.
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизлияния граждан.
Членами избирательной комиссии осуществляется подсчет голосов избирателей. При подсчете голосов избирателей избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизлияние избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты голосования по установленной форме.