Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме обучения грамоте детей с речевыми нарушениями младшего школьного возраста
1.1. Концептуальные основы проектирования сотрудничества с родителями
Социально-экономические и политические изменения, происшедшие за последние два десятилетия в обществе, значительным образом оказали влияние на характер образования и воспитания в нашей стране. Как показывает современность, инновационные процессы в системе образования, его вариативность, поставили перед школой необходимость поиска решения проблем взаимодействия общеобразовательной школы с семьёй, создания необходимых условий для оказания медицинской, коррекционной, воспитательной и психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и обучении ребёнка с речевыми нарушениями при обучении грамоте. Начало обучения связано с обучением детей грамоте. Именно этот процесс лежит в основе изучения всех других дисциплин, изучаемых в школе. Из опыта работы мы выявили, что важным условием комплексного подхода к обучению грамоте при обучении грамоте детей с речевыми нарушениями является совместное сотрудничество школы и семьи. Большую часть времени ребёнок проводит вместе с родителями, и именно на плечи родителей ложится большая ответственность в воспитании ребенка. Не все родители, замечают, что у их ребёнка существуют какие-либо проблемы в речи до тех пор, пока ребёнок не начнёт обучаться чтению. Особенно четко это проявляется при поступлении в школу и начале обучения грамоте.
Проблема обучения грамоте детей волновала ученых издавна, так как уверенное владение речевыми навыками письма и чтения было и является важным в деятельности и жизни культурного человека. Как считал основоположник отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинский, обучение грамоте является ведущим, центральным предметом, входящим во все без исключения другие предметы также собирающим в себе их результат.
В период преподавания грамоте обучающиеся 6-7 лет усваивают первоначальные навыки чтения и письма. В течение последующего, различного по протяженности периода времени происходит выработка автоматизированности вышеназванных сложных речевых действий при обязательном условии систематических занятий с целью их качественного усовершенствования. От качества овладения этими умениями и навыками зависит не только успех движения младшего школьника в учебной деятельности, но и его интеллектуальное и психическое развитие. То есть речевые (интеллектуальные) навыки чтения и письма главным образом являются необходимым условием, инструментом воспроизведения учебно-познавательной деятельности.
Смена приоритетов в системе образования, направленность на развитие творческой личности приводит к усиленному поиску наиболее результативных форм образовательной деятельности, содействующих вскрытию максимальных возможностей личности познавать, разъяснять окружающий мир и явления.
С момента вступления силу ФГОС НОО появились следующие задачи в образовании. Конкретно, в п. 19.8. написано, что «программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования»
Программа коррекционной работы должна содержать:
? перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;
? систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
? описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания…;
? механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. [65 с. 17].
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Данный стандарт вступил в силу 1 сентября 2016 года. В 3 главе Требования к условиям реализации АООП НОО написано [56].
3.1. Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ.
3.2. …Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
? 3.3. Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
? участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии общественной среды изнутри организации, а также в создании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
? поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, во внедрении семей непосредственно в образовательную деятельность [64 с. 9-10]
Младший школьный возраст – главный период развития жизненного ресурса детей, стадии развития его социальности, изучения социальных взаимоотношений, обогащения мировосприятия, также время формирования личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку большая часть из них в настоящее время не охвачена дошкольным воспитанием, а значит – до школы ребенок не получил квалифицированную коррекционную поддержку.
Для овладения навыком грамоты, и впоследствии письменной речи, нужна определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к обучению грамоте, недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания может привести к появлению отрицательного отношения к учебной деятельности, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому очень важно у младшего школьника формировать механизмы, которые нужны для овладения навыком чтения, организовать условия для накапливания ребенком двигательного и практического опыта, вырабатывания навыков ручной умелости, связанной с психомоторным развитием.
«…Речь – одно из специфических проявлений психической деятельности человека – выполняет в жизни человека функцию общения. Нарушения речи отражаются на формировании личности, на познаниях, на различных видах деятельности. Они часто приводят к появлению вторичных расстройств, связанных с переживаниями по поводу своего дефекта, к развитию отрицательных черт характера (замкнутость, молчаливость, одиночество, раздражительность, стеснительность). Речевая патология практически «выключает» человека из привычной формы жизни, что приводит к ограничению в общении и деятельности в повседневной жизни…» [32 с. 15].
В связи с этим, усиливается необходимость в разработке вероятных путей развития навыка чтения у учащихся с речевыми нарушениями первого класса общеобразовательной школы, которые служат реальной основой приспособления к социально-экономическим условиям жизни и являются основой для подготовки к следующей профессиональной деятельности. Основание актуализации в последнее время проблемы формирования навыков чтения у учащихся с речевыми нарушениями первого класса общеобразовательной школы является модернизация российской образовательной системы.
Разрозненность требований, которые предъявляются к школьнику в учебном процессе, оказывает влияние на то, что у существенной части учащихся снижена тяга к овладению способами усвоения знаний в поисковой практико-ориентированной деятельности.
В системе непрерывного начального общего образования в процессе обучения на переднем плане появляется необходимость комплексного подхода к организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Качество такой помощи задается соблюдением определённых условий и обусловливается следующими факторами: своевременность оказания выбранной помощи, уровня профессионализма специалистов, призванных её оказывать, материально-техническая оснащённость процесса коррекционно-развивающей работы. Также, большое значение имеет наличие или отсутствие таких важных факторов как согласованность в работе педагога и родителей воспитывающего ребенка, у которого имеются различные отклонения в развитии.
Л.С. Выготский считал, что среда – является источником развития, а «не обстановкой». «…Среда как бы вращивается внутрь, пове¬дение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам…». [74 с. 40].
Чувствительный связь с близкими людьми - ресурс полного
формирования детей.
Постулаты, вы¬двинутые С. Фельдманом в книге «Становление нравственной лич¬ности» определяют поведение человека.
«То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его даль¬нейшую жизнь.
Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать.
Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.
Много и часто стыдимые - с виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее.
А воспитание справедливостью учит детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом - находят в мире любовь».
[67 с. 138]
Качество помощи ребёнку задаётся соблюдением определённых условий и обусловливается следующими факторами: своевременность оказания выбранной помощи, уровня профессионализма специалистов, материально-техническая оснащённость процесса коррекционно-развивающей работы. Большое значение имеет наличие или отсутствие таких важных факторов как согласованность в работе педагога и родителей воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии.
Следует обратить внимание, что выполнение последнего из условий играет важную роль в ходе обучения грамоте детей с речевыми нарушениями и определяет качество её выполнения. Это положение определено тем, что именно семья владеет огромными возможностями, которые не идут ни в какое сравнение с трудом ни одного из специалистов. Занятия ребенка со специалистом системы образования не должны и не могут отменять родительское участие в обучении и развитии детей. [6].
В трудах К.Д. Ушинского (1824- 1870) впервые ярко поднят вопрос важности овладения родителями первоначальными основами педагогических знаний. Константин Дмитриевич говорил, о необходимости родителями изучать педагогическую литературу, осознанно проводить процессы воспитания и обучения, выбирать воспитателя и учителя для своего ребенка, определению пути в жизни для своих детей. По его убеждению, именно мать является первой, естественной воспитательницей. От её педагогической подготовленности во многом зависят умственное развитие и нравственное воспитание ребёнка. Ушинский желал наблюдать в облике мамы не только лишь наставницу собственного ребёнка, но и учительницу своих детей. Учебное руководство «Родное слово» (часть I) и «Руководство к преподаванию «Родного слова» он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8-10-летнего возраста. [64].
В 20-е гг. XX столетия П.П. Блонский (1884- 1941) писал, что важность и суть этой проблемы состоит не в механическом сочетании деятельности общества и родителей в формировании личности ребенка, а в их тесном сотрудничестве». Павел Петрович говорил, что окружающая социальная среда, и, в первую очередь, семья, оказывает огромное влияние на воспитание и обучение ребенка, и поэтому для положительной результативности процесса воспитания и обучения необходимы совместные усилия общества и семьи. Первостепенными задачами в решении этого вопроса он считал: важность воспитания и обучения родителей в педагогическом направлении и организацию правильного семейного воспитания и обучения. [1].
Современное образование смотрит на семью не как на носитель социальной функции, а как на субъект, обладающим полноценным правом участвовать в воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности. Поэтому необходимо ориентироваться в работе с семьей, в которой воспитывается ребёнок с различными речевыми нарушениями, на межличностное общение педагога и родителя, на признание первоочередности интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом консультировании и просвещении.
Родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать родительские компетентности для оказания, под чутким руководством педагога, помощи своим детям.
Отсюда появляется функции семьи –
г) образовательно-воспитательская — (социализация). Заключается в удовлетворении нужд отцовства, также и материнства, контактах с ребёнком, их воспитании, самореализации в детях [80].
Семейное воспитание - это система воспитания, образования, которая складывается в условиях одной конкретной семьи силами родителей и других родственников.
Воспитание в семье – это регулярное направленное влияние в детей абсолютно всех старших членов семьи также домашнего уклада.
Основная же и общая цель домашнего обучения — это требуемая организация ребёнка к существованию в имеющихся находящихся вокруг общественных
обстоятельствах; наиболее конкретная, определённая — овладение ими познаний, умений и способностей, требуемых для правильного развития личности в домашних обстоятельствах. Цели и средства воспитания в семье установлены социально-финансовым порядком, степенью формирования культуры; домашнее воспитание, как правило, основывается на базе идеологии, нравственности, принципов и системы взаимоотношений именно того социального слоя, к которому относится определённая семья. Семейное воспитание тесно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них черт и качеств характера, обеспечивающих положительное педагогическое воздействие на детей. [80].
В. А. Сухомлинский говорил - «Воспитание детей надо начинать именно с родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого воспитательного процесса, коллегами в деле воспитания детей». Родительское образование – это основа для решения проблем семьи. Цель родительского образования: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе. [63].
Вот что говорится в Советском энциклопедическом словаре о воспитании «Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производству общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением» «Образование – итог освоения систематизированных познаний, умений и способностей; необходимое требование подготовки лица к жизни и труду». [61 с. 249, с. 921].
Сергей Иванович Ожегов так описывает понятие «воспитание» и «семья»: «Воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни». «Семья – 1. Группа живущих вместе родственников. 2. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами» [53 с. 850].
В Большой советской энциклопедии под редакцией А. М. Прохорова даётся такое определение семейного воспитания: «Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умения и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи». [3].
В современной России отмечаются стойкие изменения к увеличению возникновения разнообразных отклонений в развитии детей младшего школьного возраста. В связи с этим были приняты следующие законы и стандарты:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) что представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. [60].
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [66].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [67].
Отечественные и зарубежные исследования, а также практика обучения детей с речевыми нарушениями показали, что при поступлении в первый класс у детей с речевыми нарушениями отмечается заметное отставание от нормы в речевом и психо-эмоциональном развитии. Чаще всего в общеобразовательные школы приходят дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
В работах коллектива научных сотрудников НИИ дефектологии (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова А.Ф., Чиркина Г.В., Колповская И.К., Жаренкова Г.И. и др.) под руководством профессора Левиной Р.Е. определена отдельная группа детей, обладающих единое недоразвитие речи. непосредственно в 50-60 гг. минувшего столетия данное нарушение в первый раз охарактеризовали как системное нарушение речи, включающее все элементы и механизмы вербальной работы. [50].
Согласно уровню серьёзности проявления речевого недостатка условно акцентируют 4 степени общего недоразвития речи. Первые 3 степени выделены и детально описаны в трудах Левиной Р.Е., 4 степень показана в трудах Филичевой Т.Б. [72,73].
1 уровень речевого формирования – это «отсутствие общеупотребительной речи». Включает ребёнка, не обладающего самостоятельной фразой, обладающих проявленные проблемы осмысления обращенной к ним речи, исполняющих словесную коммуникацию в минимальном объёме. В самостоятельной речи ребёнка замечается нестойкость в произношении звучаний, их рассеянность. Ребята готовы воссоздавать в главном односложные слова, в то время как, как наиболее сложные слова подвергаются уменьшениям.
2 уровень речевого формирования («начатки» обыкновенной речи). Определяет ребёнка, обладающего начальными навыками построения простых аграмматичных предложений, имеющих заметные трудности в понимании речи окружающих, использующих лишь первичные лексико-граматические и иные средства вербальной коммуникации.
3 уровень речевого формирования характеризуется присутствием детальной фразовой речи с проявленными компонентами лексико-грамматического, также фонетико-фонематического недоразвития. Ребята уже в независимой речи используют простые предложения. Отмечаются усилия использования строения сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных). Улучшается понимание речи, оно достигает возрастной нормы.
Характеристика речи с единым недоразвитием речи существенно дополнена в 1999 г. профессором Т.Б. Филичевой, в связи с чем периодизация обогатилась 4 уровнем формирования.
4 уровень речевого формирования характеризуется остаточными явлениями недоразвития компонентов лексико-грамматических также фонетико-фонематических частей языковой системы. Обычной для ребёнка на этом уровне станет несколько вялая, смазанное произношение, малая выразительность и интонационная бедность речи. Данные явления, наравне с трудностями дифференциации фонем ([т'], [с'], [ц]) свидетельствуют на неоконченность действий фонемообразования в полном объёме. Из-за этого можно с большой долей вероятности давать прогноз на соответствующие проблемы в овладении фонетическим принципом русского письма.
1.2. Современные научно-методические подходы к обучению грамоте детей с ОНР младшего школьного возраста в условиях семьи
И.Г. Песталоцци (1746-1827) в книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) подробно описывает методику обучения: необходимо упражнять детей в произношении звуков, слогов, показывая важность этой работы с последующим обучением чтению. [56].
Л. Н. Толстой (1828-1910), выступая за всестороннее развитие детей в условиях семейного воспитания, обращал внимание на важность воспитания детей посредством бесед, чтения. Для обучения детей и взрослых крестьян, работающих у него, Лев Николаевич создал «Азбуку» и «Книги для чтения». [56].
Е.Н. Водовозова (1844-1923) своими трудами продвигала теоретическую разработку содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в основном в условиях семейного воспитания. [56].
Психологические и психолингвистические исследования Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева и А.Р. Лурия позволяют рассматривать чтение как познавательную деятельность, основной целью которой являетcя понимание письменного текста.
О.С. Гомзяк считает, что «проблема преодоления общего недоразвития речи является одной из наиболее актуальных для современного дошкольного образования. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способствовать школьной и социальной адаптации, препятствовать личностному развитию ребёнка. В связи с этим необходим комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса и учёт новых социально-педагогических условий». [5 с. 3].
Исходя из опыта работы и проведённых исследований можно дополнить вышесказанное тем, что детей с ОНР с каждым годом в общеобразовательных школах становится больше. Эти дети получают образование в классе с нормально развивающимися сверстниками, у которых нет речевых нарушений.
В. И. Шкатулла (род. 1944) в своей работе «Образовательное право» пишет о правах ребёнка закреплённые в Конвенции о правах ребенка:
Часть прав, связанных с образованием, ребенок реализует сам, часть — родители.