В последние годы очень популярна тематика глобализация, которая отличается широким разбросом подходов и проблем, и где сфера услуг относится к разряду сравнительно малоизученных. Хотя внешние рынки ряда услуг, например, туризма и финансовых услуг, привлекают пристальное внимание исследователей, систематические труды, обобщающие ситуацию по всей сфере, по целому ряду причин встречаются крайне редко. Причиной этого является то, что крупномасштабная международная интеграция на рассматриваемых рынках стала наиболее проявляться только в последние 20-25 лет, а потому изучение глобализации традиционно фокусировалось только на внешнеэкономических отношениях по поводу товаров, вещественной продукции. Проблема тщательного, детального изучения международного рынка услуг встает все острее. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей не достаточно внимания, услуги практически не изучались. Именно поэтому до сих пор не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, невзирая на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Важна структурная специфика самой сферы услуг. Она не противостоит другим сферам хозяйства как нечто целое и представлена широким разнообразием отраслей, не являясь внутренне интегрированным хозяйственным комплексом. Классификация ВТО выделяет, почти 160 видов услуг и объединяются такие функционально разнородные, как туризм и образование, операции с ценными бумагами и космические запуски. Любые обобщения, которые касаются процессов и явлений в рассматриваемой сфере, во многом условны и на каждый общий вывод, всегда можно найти довольно убедительные исключения. Такое же положение и с оценками глобализации услуг. Слабая до последнего времени вовлеченность большинства услуг в этот процесс не оспаривается. Зависимость глобализации от уровня развития некоторых услуг явно выражена и в современный период, когда скоростной железный транспорт, революционные сдвиги в телекоммуникациях и прогресс в авиации существенно ускоряют динамику одних глобальных рынков и становление других. Из этого можно сделать вывод, что на протяжении последних двух десятилетий сфера услуг является одним, из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает такую актуальность в наши дни.
Цель данной работы рассмотреть понятие и структуру международного рынка услуг, развитие международного рынка услуг России. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Дать понятие международному рынку услуг
2. Проанализировать развитие международного рынка услуг России, его проблемы и перспективы
3. Рассмотреть виды услуг международного рынка России
Объект исследования – международный рынок услуг. Предмет исследования – виды международных услуг России и роль, которую они играют в мировой экономике.
При написании работы были использованы такие экономические методы исследования, как сравнение, описание, обобщение, моделирование, структурный метод.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили: учебная и периодическая литература, а также интернет источники.