Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия обучения старших дошкольников повествовательным рассказам

lupari84 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2020
Программа детского сада ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Об уровне речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно судить по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения [14, с. 74].
Введение

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. В ряде исследований доказана возможность обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательному рассказыванию (Т.И. Гризик, Т.А. Ладыженская, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрин). В педагогических исследованиях Л.Г. Шадрина доказано, что связность формируется в текстах повествовательного характера. Связность как один из самых значимых категориальных признаков повествовательного текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры [53, с. 47]. Г.А. Золотова, Л.А. Киселев, Н.С. Поспелов, Г.Д. Чистяков определяют особое место повествовательного текста в системе языка и речи. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Проблемы обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриным и др. Психологи, исследуя понятие деятельности, подчеркивали, что условием и средством достижения деятельности является творческое созидание. Это творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении (В.В. Давыдов). Педагогический процесс, в ходе которого осуществляется обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, рассматривается как творческое взаимодействие педагога и ребенка. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования. Оно обращено к решению следующей проблемы: при каких педагогических условиях возможно более эффективное развитие связности речи у детей старшего дошкольного возраста при обучении составления повествовательных рассказов? Цель исследования: теоретически и практически обосновать педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов. Объект исследования: процесс обучения повествовательным рассказам детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Предмет исследования: педагогические условия обучения составлению повествовательных рассказов старшими дошкольниками в ДОО Гипотеза исследования: обучение составлению повествовательных рассказов детьми старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если процесс обучения будет происходить поэтапно: следование тематическому принципу; обогащение познавательной деятельности детей; взаимодействие с родителями. Задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе. 2. Рассмотреть психофизиологические и лингвистические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов. 3. Определить педагогические условия обучения старших дошкольников составлению повествовательных рассказов посредством различных методов и приемов. 4. Практически обосновать и выявить эффективность педагогических условий обучения составлению повествовательных рассказов старшими дошкольниками. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью детей; беседа, диагностическая работа. Теоретическая значимость состоит в том, что будет систематизирован теоретический материал по проблеме исследования Практическая значимость работы заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования в процессе обучения старших дошкольников. Этапы исследования: I этап: теоретический анализ проблемы исследования. Формулировка научного аппарата. II этап: апробирование результатов исследования по составлению повествовательных рассказов старшими дошкольниками с использованием педагогических условий в ДОО База исследования: МКДОУ Детский сад №13 «Чайка». Структура работы выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по теме исследования, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ................................................................................................... 1.1 Психофизиологические и лингвистические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов ..................................................................................................... 11 1.2 Педагогические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов .....................................................................................................12 1.3 Педагогические условия обучения старших дошкольников составлению повествовательных рассказов посредством различных методов .....................................................................................................14 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО....................................................................................25 2.1 Выявление уровней сформированности развития умений составлять повествовательный рассказы у старших дошкольников .....................................................................................................31 2.2 Реализация педагогических условий обучения старших дошкольников повествовательным рассказам ....................................................................32 2.3 Анализ результатов исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.К. Акимова. - М.: Академия, 2013. - 160 с. 2. Алексеева М.А. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М.А. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2016. - 400 с. 3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М., 2014. - 204 с. 4. Белкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, В.Н. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 156 с. 5. Белобрыкина О.А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 240 с. 6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. инстит. по спец. дошкольная педагогика и психология / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с. 7. Венгер Л. Старший дошкольник [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 54-55. 8. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада [Текст]: программа и методические рекомендации / Составитель Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 224 с. 9. Выгодский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. - 398 с. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст]: собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 2014. - Т. 2. - 252 с. 11. Гаголева Е.А. Как говорит ваш ребенок [Текст] / Е.А. Глаголева // Начальная школа плюс. До и после. - 2016.- № 7.- С. 19-26. 12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 2017. - 98 с. 13. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст]: В.В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2015. - № 1. - С. 18-23. 14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2014. - 175 с. 15. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2017. 16. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2015. - 140 с. 17. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. - 112 с. 18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни [Текст] / Н.В. Елкина.- М.: Автореф. дисс. канд. пед. наук, 2014. – 107 с. 19. Ерофеева Т. Психолого-педагогическое изучение особенностей организации занятий с детьми в условиях вариативного обучения. Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Ерофеева. - Шадринск, 2014. - 98 с. 20. Занятия по развитию речи в детском саду книга для воспитателей детского сада [Текст] / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков. - М.: Совершенство, 2016. - 384 с. 21. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты [Текст] / Н.Д. Зарубина. - М., 2016. - 162 с. 22. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И.П. Иванов. М.: Магистр-Пресс, 2016. - 220 с. 23. Иванов И.П. Мероприятие или коллективное творческое дело? [Текст] / И.П. Иванов // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 28-31. 24. Коломина И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности [Текст] / И.П. Коломина. - М., 2016. - 126 с. 25. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. - М.: Линка-пресс, 2017. - 208 с. 26. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. - М., 2017. - 128 с. 27. Крайнова Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной деятельности (старший дошкольный возраст) [Текст] / Л. Крайнова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С.45-48. 28. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М., 2015. - 176 с. 29. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2016. - 80 с. 30. Максакова А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.И. Максакова // Дошкольное воспитание. -2016. - № 2. - С.34-36. 31. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2012. -192с. 32. Никифорова, Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Т. Никифорова // Дошкольное воспитание. - 2017. -№ 3.-С.114-115. 33. Орланова Н.А. Обучение дошкольников рассказыванию [Текст]: автореферат диссертации канд. пед. наук / Н.А. Орланова. - М., 2016.-60с. 34. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 2014. - 248 с. 35. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина.- 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014. - 221 с. 36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М., 2018. - 162 с. 37. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия по развитию речи. Для работы детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) [Текст] / Л.Г. Селихова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 160 с. 38. Сергеева О.А. Занятия по развитию речи в группе предшкольной подготовки [Текст] / О.А. Сергеева // Начальная школа плюс минус. - 2013. - № 5. - С. 65-67. 39. Сидорчук Т.А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов [Текст] / Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева // Управление ДОУ. - 2017. - № 6. - С. 97-107. 40. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2018. - 344 с. 41. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2017. - 256 с. 42. Струнина Е.М. Основные направления работы по развитию речи дошкольников [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова // Развивающее образование - многоступенчатая система / Отв. ред. Л.Е. Курнешова, научн. ред. - проф. В.Т. Кудрявцев. - М., 2013.- Ч. I.- 240 с. 43. Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи подготовительной группы [Текст] / С. Сухорукова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 9-12. 44. Тихеева Е.И. Развитие речи ребенка [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2014. - 120 с. 45. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с. 46. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2015. - 288 с. 47. Ушакова О.С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 9. - С. 71-78. 48. Ушакова О.С. Посмотри и расскажи. Рассказы по сюжетным картинам. - М., 2013. 49. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2017. - № 11. - С. 8-12. 50. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]: Программа / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2014. - 184 с. 51. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. 52. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М., 2017. - 239 с. 53. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яншина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. 54. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение [Текст] / Е.В. Юрова. - М.: Астрель, 2017. - 256 с. 55. Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития детей [Текст] / Т.М. Юртайкина. - М, 2015. - 230 с. 56. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. - М.: Академия, 2015.- 560 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ 1.1 Психофизиологические и лингвистические основы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов В современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста, содержится обширный материал о возрастной динамике различных психофизиологических функций. Психофизиологические функции детей старшего дошкольного возраста развиваются при непременном участии речи в различных ее проявлениях [1, с. 98]. Речь не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует развитие самих психофизиологических механизмов. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), необходимостью общения и общей жизнедеятельности ребенка [38, с. 41]. Физиологическим механизмом речи является вторая сигнальная система деятельности коры головного мозга сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга. В коре левого полушария головного мозга имеется центр речи, обеспечивающий понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр коры левого полушария головного мозга речи обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит, у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра коры левого полушария головного мозга обеспечивает понимание письменной речи, чтение. В основе речевой деятельности лежит объединяющая работа речевых центров коры левого полушария головного мозга в целом [7, с. 85].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg