Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ

lupari84 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2020
В последнее десятилетие развития психологической науки проблемы коллектива, казалось бы, потеряли актуальность. Почти прекратились исследования коллектива и процессов, происходящих в нем. Но не так давно, когда стало ясно, что без коллективной идеи, особенно в школе, не обойтись, хотим мы этого или нет, но коллектив имеет большой в психологический потенциал. Именно через классный коллектив дети развиваются как личности, присваиваются общественные ценности и нормы. И чем более детский коллектив будет ориентирован на совместную деятельность, тем более зрелых граждан он будет воспитывать. Такая оценка роли коллектива вновь сделала его изучение актуальным.
Введение

Процесс формирования, как коллектива, так и коллективных отношений всегда был достаточно сложен. Здесь происходит не только проявление индивидуальных качеств личности, но и полученные данной личностью норм и ценности общества. Именно в коллективе человек может реализовать себя, следовательно ребенок живет, растет и развивается в сочетании различного рода связей и отношений. В школе ребенку открывается более широкий мир, где есть одноклассники, учителя и другие взрослые. Таким образом, можно отметить, что именно в школе происходят значительные изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Следовательно, детский коллектив – основной фундамент накопления детьми положительного социального опыта, если при этом младший школьник проявляет социальную активность и воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Таким образом, стремление к общению со сверстниками делает группу сверстников для школьника особенно ценной и привлекательной. Именно в коллективе формируются такие немаловажные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, одним словом принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает большие возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию школьников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Актуальность: Общение со сверстниками и положительное влияние коллектива на человека играет важную роль в любой возрастной категории. Непосредственно этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста также как и дошкольники, много времени проводят в различных играх, где их партнерами по игре становятся сверстники, следовательно, игра является одним из ведущих факторов, способствующих процессу адаптации детей в коллективе класса. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Современная система воспитания и образования требует определенных изменений в методиках, ценностях и содержании подготовки нового поколения к предстоящей жизни. Поэтому проблема социальной адаптации детей в коллективе сверстников актуальна, и требует особого внимания от психологов, педагогов и родителей. Изученность темы. В процессе исследования были изучены работы в области психологии и социологии по вопросам адаптации школьников в коллективе сверстников. Этой проблемой занимались: Н. П. Аникеева «Психологичский климат в коллективе», А. И. Донцова «Психология коллектива», Я. Л. Коломинский «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», В. М. Бехтерев «Коллективная рефлексология». На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Г.М. Андрееева, Е.Ю. Балашова, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Т. Л. Ульянова). В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников в коллективе сверстников не исчерпана, тем более, что упомянутые авторы не опирались на личностно-ориентированную парадигму образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня демонстрирует свою несостоятельность в решении целей, стоящих перед современной школой. Однако в современной литературе недостаточно методических разработок, которые помогли бы педагогу или психологу грамотно и эффективно построить работу по профилактике и коррекции психологической адаптации школьников в коллектив. Следовательно, нужен новый теоретический материал, который может быть использован психологами, педагогами и родителями, что поможет глубже понять сущность явления адаптации, разработать систему работы психолога по проблеме социально-психологической адаптации школьников, которая включала бы профилактику, контроль за процессом адаптации, выявления причин трудностей в адаптации, консультирование учителей и родителей, коррекционную работу. Таким образом, вопросам адаптации посвящено значительное число исследований, но социально-психологический аспект этой проблемы изучен в настоящее время в меньшей степени. Все вышесказанное позволило определить проблему исследования: определить социально-психологические и личностные особенности социально-психологической адаптации младших школьников в коллективе сверстников. Объект исследования – процесс социальной адаптации школьника в коллективе. Предмет исследования – игровые методы как условие социальной адаптации младших школьников в коллективе. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния игры на социальную адаптацию младших школьников в коллективе сверстников. Гипотеза – социально-психологические факторы формирования коллектива, такие как: внеурочные межличностные отношения, психологические игры, направленные на принятие детьми друг друга, совместная деятельность будут способствовать повышению уровня развития коллектива и положительной адаптации школьника в коллективе сверстников. Для достижения цели исследования и проверки положений гипотезы были выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; 2. Рассмотреть теоретические основы проблемы социальной адаптации школьников; 3. Раскрыть характерологические особенности социально-психологической адаптации младших школьников в коллективе; 4. Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе и его влияние на формирование психологического климата коллектива; 5. Определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как фактор влияния на формирование сплоченности коллектива класса; Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались применением следующих методов исследования: - теоретические – анализ научных литературных источников, обобщение, синтез, систематизация научных данных; - эмпирические – наблюдения, методики изучения социальной адаптации; - обработки и интерпретации – количественная и качественная интерпретация и обобщение результатов исследования. База исследования: МКОУ «Леушинская СОШ» с. Леуши Кондинского района ХМАО-Югра, учащиеся 2 класса. Этапы исследования: 1 этап – организационный. На этом этапе изучалась психолого-педагогическая литература, методическая литература, была подготовлена программа эксперимента. 2 этап – экспериментальный. Проводились: формирующий эксперимент, классные часы и внеклассные мероприятия с младшими школьниками по формированию положительной адаптации школьников в коллективе сверстников. 3 этап – заключительный. Подведение итогов экспериментальной работы, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление результатов педагогического исследования. Методологической основой исследования являются: подходы к исследованию психического развития ребенка следующих авторов: Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина. Проблемами социализации и социальной адаптации занимались Т. В. Азарова, Н. Алешина, М. В. Антропова, М. В. Битянова, Ю. В. Василькова, М. А. Галагузова, В. Н. Гуров, Б. С. Ерасов, С. А. Козлова, М. М. Кольцова Л. В. Корель, А. И. Кравченко, Л. В. Мардахаев, В. С. Марков, А. В. Мудрик, Л. Я. Селюкова и др. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по повышению уровня социальной адаптации младших школьников в коллективе сверстников посредством игр, рассчитанных на широкое использование в практике инновационных и общеобразовательных учебных заведений. Практические психологи могут использовать его результаты для выявления социальной адаптации и особенностей взаимоотношений школьников в учебном коллективе, для дальнейшей коррекционной работы с дезадаптивными детьми. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Название глав отображает их содержание.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ 10 1.1Современные подходы к изучению социальной адаптации как психолого-педагогического явления …………………………………11 1.2 Психологическая сущность межличностных отношений школьников…………………………………………………………………18 1.3Игра, как средство адаптации ребенка в коллективе……………...27 Выводы по первой главе………………………………………………………32 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………34 2.1Исследование взаимоотношений и степени единства младших школьников в коллективе…………………………………………………………………….34 2.2 Анализ показателя становления детского коллектива………………………………………………………………………42 2.3 Содержание, формы и методы организации адаптации детей младшего школьного возраста в коллективе сверстников: опыт работы…………….47 Выводы по второй главе………………………………………………………58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .60 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .63 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… ……68
Список литературы

1. Албегова, И. Ф.Социальная адаптация: учебное пособие для студентов специальности. Социальная работа / И. Ф. Албегова. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – 112 с 2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. /Г.М. Андреева.– Москва: Аспект-Пресс, 2003.–357с. 3. Браун, Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. Москва, 2001. –С.548-578. 4. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С. П. Ефимова. – Москва: Просвещение, 1991. – 176 с. 5. Белавина, О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации // Психологический журнал. – 2010.– №1. – (С. 41-54). 6. Балашова, Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\\ Педагогика и психология.–2008. – №10.– С.36-38. 7. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд – Кемерово: АЛЕФ, 1992. – 93с. 8. Бодалев, А.А. Личность и общение. /А. А. Бодалев.– Москва: Международная педагогическая академия, 2005.– 478с. 9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович.– Москва, Просвещение, 2008.–398с. 10. Блинова, Н. Г. Игры учащихся – феномен культуры / Н. Г. Блинова.–Волгоград – 2011. –231 с. 11. Буш, Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2009. –№ 8. – С. 14 12. Гольцова, Л. Н. Адаптаци детей в игре// Психология обучения.– 2012. –№ 12. – С. 68-70. 13. Горбунов, Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2013. –№ 8. – С. 9-13. 14. Григорьева, М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьнойадаптации их детей // Педагог. диагностика. – 2008. – № 4. – С. 69-76. 15. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. – 2009. – № 1. – (С. 8-9). 16. Ермакова, И. Цена адаптации и как ее снизить // Педагог. диагностика. – 2011. –№ 4. – С. 248-256. 17. Демчук, И.В. Исследование динамики малых групп в процессе тренинга. /И.В.Демчук.– Ярославль, 2002. – 116 с. 18. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы.–Москва: Прогресс, 2004. – 254 с. 19. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182 с. 20. Заваденко, Н.Н., Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование./Н.Н.Заваденко и др.– Донецк, 1996 – 421с. 21. Змановская, Е.В. Оценка социально-психологической адаптированности // Девинтология: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 288с. 22. Истратова, О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. /О.Н.Истратова,Т.В. Эксакусто.– Ростов, 2003.–368с. 23. Ишкильдина, Р. Т. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста./Р. Т. Ишкильдина.–СГПА,2010. 24. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, –2004 – №4. – с. 89-95. 25. Кириллова, М. Г. Последствия жестокого обращения и трудности школьной адаптации // Шк. здоровья. – 2006. –№ 3. – С. 23-37. 26. Короленко, Ц.П., Фролова, Г. В. Вселенная внутри тебя. (Эмоции. Поведение. Адаптация.) /Ц.П.Короленко, Г. В. Фролова.– Новосибирск: НГУ, 2009. – 205с. 27. Крамаренко, Н. С. Методика проведения подвижных игр // Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования. – 2007. –№ 2. – С. 37-39. 28. Кричевский, Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. /Р.Л.Кричевский, Е.М. Дубровская. –Москва: Аспект-Пресс, 2001. 29. Куклина, Н. Б. Формирование адаптивных качеств учащихся. Из опыта работы социального педагога в общеобразовательной школе // Начальная шк. – 2002. –№ 11. – С. 71-75. 30. Кумарина, Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников//Народное образование.–2009.–№7.–С.163-168. 31. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. заведений.- 4-е изд., перераб. и доп./Б.Т.Лихачев.– Москва: Юрайт - Издат, 2003.-607с. 32. Литвиненко, Н. В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2012. –№ 3/4. – С. 178-181. 33. Мацковский, М.С. Как воздействовать на ребенка // Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности». – Москва, 2002. 34. Михайлова, Н.В. Школьная дезадаптация. Неврозы // Школа здоровья. –2002. –№ 4. – С. 56 – 63. 35. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова.–Москва: Наука, 2006. – 232 с. 36. Мухина, В.С. Психология. /В.С. Мухина. –Москва: Просвещение, 2006.–368с. 37. Никитина, Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ// Воспитание школьников. – 2000. – № 6. – С. 54. 38. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. /Р.В. Овчарова.– Москва: Сфера,2001. 39. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. /Р.В. Овчарова. — Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 240с. 40. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. /Р.В. Овчарова. - Москва: Педагогика, 2003. – С. 26-49. 41. Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Изд -во «Феникс», 2000. – С. 268–277. 42. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности. /В.А. Петровский. –Москва: МГУ, 2002. – 224с. 43. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 376 с. 44. Прутченко,в А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. /- Москва: ПРОГРЕСС, 2005. – 230 с. 45. Слаква, С.П. Психология малой группы: Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. И.А. Рябовой, С. Н. Путилиной. Москва, 2004. 46. Сомко, А.Н., Кафриева Ю.Г. Введение в школьную жизнь. Программа адаптационных занятий для первоклассников. // Школьный психолог, 2001. – №?2. С.13?15. 47. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И. В. Кулешова. – Москва: Академия: АПКиПРО, 2003. – 182 с. 48. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин– Москва: Владос, 1999 г. – 360 с. 49. Хагес, Ж. Влияние учительско-ученических и родительско-ученических отношений на снижение достижений при работе в классе // Социология образования. – 2008. –№ 8. – С. 102-103. 50. Цылев, В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психолог. Наука и образование. – 1999. –№ 3/4. – С. 31-37. 51. Шкуричева, Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа – 2008. –№ 8. – С. 15-19. 52. Шилова, Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. /Т.А. Шилова. -Москва: Аврис ПРЕСС, 2004. – С.3 - 14. Еремина Ю. С., Яровая Л. Д. Игра как средство формирования коллектива младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4031–4035. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971133.htm.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ 1.1 Понятие социально-психологической адаптации Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление, впервые введен Г. Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как жизнь любого организма – это, прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды [16, С. 32]. В зависимости от того, какой уровень взаимодействия человека со средой рассматривает тот или иной автор, выделяют различные виды адаптации. Например, при изучении биологической адаптации, в центре внимания находятся изменения в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению раздражителей. Непосредственно, же физиологическая адаптация касается преобразования соответствующих систем организма. Психологическая адаптация раскрывает приспособление организма к условиям и задачам на уровне психических процессов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg