Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР

lupari84 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2020
В последние годы численность детей с различными речевыми патологиями увеличивается: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Констатирующий эксперимент показал, что 25% детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии и специальная логопедическая помощь нужна практически всем этим детям.
Введение

Актуальность работы. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из несущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). При фонематическом недоразвитии у детей нередко наблюдаются и некоторые недостатки в грамматическом оформлении речи, бедность словаря. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. В 1960 г. Г. А. Каше совместно с И. Л. Калашниковой и Т. Б. Филичевой провели впервые экспериментальное обучение детей шестилетнего возраста на базе дошкольного учреждения. В основу предложенной Г. А. Каше системы был положен принцип предупреждения нарушений в письме и чтении аналитико-синтетическим методом коррекции звуков. В настоящее время эта методика успешно применяется в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед.. Цель исследования: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Объект исследования - дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Предмет исследования - особенности устранения и коррекционная работа фонетико-фонематических нарушений. Гипотеза исследования - дифференцированный подход к выбору приемов и последовательности работы определяет результативность коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: Образовательные: • формирование четкого представления о звуках русского языка; • обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития; • формирование лексико-грамматического и синтаксического строя речи; • формирование навыков связной описательной речи на основе обучения рассказыванию. Воспитательные: • воспитание внимания к звуковой стороне родной речи; • совершенствование четкости произношения на фоне развития осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями; • воспитание внимание к языку; • развитие способности к обобщениям в сфере языковых фактов. Коррекционно-развивающие: • формирование полноценных произносительных навыков; • проведение коррекционно-развивающей работы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, сходных артикуляторно и акустически. • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового и слогового анализа, синтеза; • употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; • развитие соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, логической классификации и др.). • развитие и совершенствование мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук. • развитие и совершенствование слухового и зрительного восприятия, расширение объема слуховой и зрительной памяти, совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве; • формирование практического умения и навыков пользования исправленной речью. Основной базой эмпирического исследования: является МДОУ д/с №47, №2, №34 г. Махачкалы. Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс разнообразных взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и медицинской литературы в аспекте изучаемой проблемы; изучение психолого-педагогической и медицинской документации (личные дела детей, протоколы ПМПК, медицинские карты). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены компоненты, коррекционной работы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста; структурирован процесс дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей дошкольного возраста; использован принцип комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Практическая значимость материалы исследования могут быть использованы при написании дипломных и курсовых работ, а так же при подготовке докладов и рефератов студентами отделения коррекционной педагогики и специальной психологии. Обоснованность и достоверность результатов исследования достигается соблюдением следующих условий: - теоретико-методологической обоснованностью результатов исследования; -системным анализом процессов формирования речи детей дошкольного возраста; - включением в процесс исследования комплекса теоретических и эмпирических методов научного исследования, взаимодополняющих друг друга. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

Введение………………………………..………………………………3 Глава 1. Теоретический обзор учения ФФНР у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7 1.1 . Этиология, механизм, классификация ФФНР у детей дошкольного возраста……………………………………………………………...…………7 1.2. Обследование речи детей дошкольного возраста с ФФНР……………………………………………………………………………..20 1.3. Отбор детей в логопедические группы для детей с ФФНР……………………………………….…………………………………….29 Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР……………………….….38 2.1. Методика проведения речевого обследования детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)…………………………………………………………………………..38 2.2. Формирующий эксперимент. Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной логопедической группе для детей с ФФНР……………………………………………………………………..………47 2.3. Результаты контрольного эксперимента коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста……………………………………………………...……56 Заключение……………………………………………...………………………..82 Список использованной литературы…………………………………………84
Список литературы

1. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина М.: Академия, 1999 - с.344-349. 2. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001- с.7-14. 3. Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта // Дефектология, 2002,№2-с.17. 4. Буковцова Н.И. Основные направления коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением фонематического анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. // Сборник материалов Регионального научно-практического семинара «Детская речь: норма и патология» проходившего в г. Самара 07.02.2002г.- г. Самара, СГПУ, 2002г.-с.23-25. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. 6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961- с.336. 7. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 1999 – с.302. 8. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83. 9. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг – СПб.: СпецЛит, 2002 –144 с. 10. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология, 1999, №3 – с.3. 11. Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология, 2001, №1 – с.3. 12. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120. 13. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31. 14. Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 –320с. 15. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22. 16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 17. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67. 18. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56. 19. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 20. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2002 –368с. 21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПб.: ИД МИМ, 1997. 22. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с. 23. Курицына А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология, 1998, №6-с.42. 24. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13. 25. Логопедическое обследование ребёнка (автор-составитель С.Е. Большакова)- М.: АПО, 1995 – 30 с. 26. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 27. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003. 28. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003-240 с. 29. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49. 30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. – М.; 1968 – с. 7-30. 31. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.62. 32. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с. 33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 34. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 448 с. 35. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996. 36. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001 –256 с. 37. Рожденственская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 - с.319. 38. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.371. 39. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. 40. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с. 41. Селивёрстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики(1984) // Хрестоматия по логопедии. т.2 – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- с.554. 42. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.96-102. 43. Стребелева Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития – М.: Полиграфсервис, 1998. – с.98-99. 44. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001. 45. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 46. Токарева О.А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.76-84. 47. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69. 48. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.102-108. 49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: МГОПИ, 1993 –72 с. 50. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331. 51. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17. 52. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76. 53. Шаховская С.Н. Методические поиски в зарубежной логопедии // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001 - с.247- 253. 54. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312. 55. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с. 56. Селивёрстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики(1984) // Хрестоматия по логопедии. т.2 – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- с.554. 57. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.96-102. 58. Стребелева Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития – М.: Полиграфсервис, 1998. – с.98-99. 59. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001. 60. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 61. Токарева О.А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.76-84. 62. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69. 63. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.102-108. 64. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: МГОПИ, 1993 –72 с. 65. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331. 66. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17. 67. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76. 68. Шаховская С.Н. Методические поиски в зарубежной логопедии // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001 - с.247- 253. 69. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический обзор учения ФФНР у детей дошкольного возраста 1.1 Этиология, механизм, классификация ФФНР у детей дошкольного возраста Теме недоразвития речи, то есть качественно более низкого уровня сформированный той или иной речевой функции или речевой системы в целом, посвящена большая часть современной и немалая доля исторической литературы по проблемам логопедии. Однако впервые термины общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи были введены группой учёных сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р. Е. Левиной. Они определили фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) речи как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам . Фонетико-фонематическое недоразвитие является категорией психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающей уровень сформированной языковых средств и позволяющей в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи, под которыми понимаются различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 51 страница
420 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 41 страница
492 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg