Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Профилактика межличностных конфликтов среди подростков

lupari84 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2020
Подводя итоги нашей работы, можно отметить следующее: было проведено исследование, направленное на профилактику межличностных конфликтов в подростковой среде. Исследование проходило в несколько этапов.
Введение

Актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изучения и анализа данной информации в современных условиях. Именно поэтому для подробного рассмотрения нами была выбрана проблематика изучения конфликтных ситуаций. В экспериментальных и прикладных исследованиях накоплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование некоторых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа. Конфликт является составной частью социальной жизнедеятельности, поскольку социум индивиды, группы выступают носителями не только разных, но зачастую и противоположных интересов, ценностей, мнений. В связи с резким ростом уровня конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека повышается значимость и потребность в кофликтологических знаниях. Для получения эффекта управления конфликтами, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку, необходимы навыки анализа факторов изучения конфликта и социального конфликта в целом. Поэтому весьма важно внедрение в практику подготовки психологов конфликтологов. Большое множество ученых считают, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Часть определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством, как явление, создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения. Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами. Конфликты, являются составной частью жизни каждого человека, создают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единого способа преодоления, как в исследованиях, так и в практическом их устранении. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Таким образом, конфликт может быть функциональным, то есть полезным для членов как школьного, так и студенческого коллектива в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность учебы, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. В работах зарубежных ученых (Р. Дарендорф [29], К. Левин [61], Д. Морено [61], К. Хорни [60] и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская [2], А.Я. Анцупов [5], Н.В. Гришина [18], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Л.А. Петровская [41], А.И. Шипилов [5] и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, даны разнообразные определения конфликта, понятийный аппарат его описания, рассмотрены способы разрешения конфликтных ситуаций. Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью профилактики межличностных конфликтов среди подростков в целях минимизации их негативных последствий и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики межличностных конфликтов среди подростков, обеспечивающих решение данной задачи. Современные эмпирические исследования в этой области посвящены как поиску методов и способов преодоления негативных аспектов конфликта, так и оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими (В.И. Андреев [4], А.Г. Здравомыслов [22], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Г.М. Потанин [42] и др.). Важная роль принадлежит психологическим подходам и научно-практическим исследованиям, сущность которых представлена в работах Е.В. Александровой [3], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44], А.В. Мудрика [36], В.П. Шейное [65] и др. Однако при всех своих достоинствах данные исследования не позволяют в полной мере разрешить названное выше противоречие. В большинстве работ акцент делается на том, как разрешить существующие конфликты в подростковой среде. В меньшей степени внимание уделено профилактике негативных явлений, в частности деструктивной направленности конфликтов, а также конкретным психологическим и педагогическим методам работы с подростками, способствующим формированию способности к конструктивному разрешению конфликтов. Таким образом, мы можем выделить проблему исследования: каково содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков? Цель исследования – заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику межличностных конфликтов среди подростков. Объект исследования – процесс профилактики межличностных конфликтов среди подростков. Предмет исследования – содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков. Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса профилактики межличностных конфликтов среди подростков может повыситься, если: - опираться на сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «конфликт», «межличностный конфликт»; - учитывать особенности поведения подростков в конфликте; - на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу профилактики межличностных конфликтов среди подростков. В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «конфликт», «межличностный конфликт». 2. Выявить особенности поведения подростков в конфликте. 3. Раскрыть формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков. 4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы профилактики межличностных конфликтов среди подростков. Теоретико-методологической основой послужили: общенаучные принципы познания; комплексный и субъективный подходы в исследовании; а так же научные труды в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие понятия «конфликт», «межличностного конфликта», «способность к разрешению межличностных конфликтов» В.И. Андреева [4], А.Я. Анцупова [5], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44], А. Карелина [27], К.С. Лисецкого [33], Н.Ф. Талызиной [56], В.С. Селиванова [51], А.И. Шипилов [5] и др. В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования: - теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование (методика тактика поведения в конфликтной ситуации по тесту К. Томаса; методика диагностики самооценки степени конфликтности личности И.Д. Ладанова), анкетирование (определение межличностных конфликтов); - методы статистической и математической обработки данных. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ «Гимназия № 40» Приволжского района г. Казани, в исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста. Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа: - на первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; - на втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью профилактики межличностных конфликтов; - на третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в исследовании экспериментальным путем доказана эффективность разработанной программы. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных (высших образовательных) учреждений, в работе школьной психологической службы по проблемам профилактики конфликтов, методических пособиях для учителей и классных руководителей, для подготовки студентов к прохождению практике в школах. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 9 1.1. Общая характеристика межличностного конфликта 9 1.2. Социально-психологические особенности подросткового возраста 16 1.3. Особенности межличностных конфликтов среди подростков… 22 1.4. Методы и формы профилактики межличностных конфликтов среди подростков 28 Выводы по 1 главе 32 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 34 2.1. Организации эксперимента и анализ исходного уровня межличностных конфликтов среди подростков (констатирующий этап эксперимента) 34 2.2. Работа по профилактике межличностных конфликтов среди подростков (формирующий этап эксперимента) 40 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап эксперимента) 50 Выводы по 2 главе 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект: Альма матер, 2018. – 702 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. – М.: Сфера, 2017. – 229 с. 3. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения / Е. В. Александрова. – М.: ИНИОН, 2016. – С. 39-194 4. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Просвещение, 2012. – 138 с. 5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфдиктология / А.Я. Анцупов, АА.И. Шипилов. – М.: Гардарики, 2015. – 551 с. 6. Атутова П.Г. «Школа и труд»: учебник / П.Г. Атутова. – М.: Просвещение, 2017. – 39 с. 7. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема / В.М. Афонькова. – М.: Просвещение, 2004. – 231 с. 8. Ахметова Д.З., Габдулхаков В.Ф. Теория обучения: Учебно- практическое пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. – Казань: Издательство «Таглимат», 2009. – С. 249-482. 9. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология: учебник для вузов / Н. В. Басова. – Ростов на - Дону: Феникс, 2009. – 288 с. 10. Белкин А.С. Основы возрастной психологии: учебник / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2010. – 463 с. 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений): учебник / Э. Берн. – М: Прогресс - Универс, 2012. – 238 с. 12. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность: учебник / В. В. Бойко. – М.: 2013. – 256 с. 13. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения: учебник / В. Ю. Большаков. – М.: Служба доверия, 2009. – 315 с. 14. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2009. – 154 с. 15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике: учебник / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев: Наукова думка, 2011. – 368 с. 16. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия: учебник / Ф. Бурнард. – СПб: Питер, 2011. – 424 c. 17. Ванюхина Н.В. Возрастная Психология: учебно-методическое пособие / Н.В. Ванюхина. – М.: Высш. Образование, 2013. – 219 с. 18. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2010. – 361 с. 19. Гусева А.С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А.С. Гусева, В.В. Козлов. – М.: Владос, 2014. – 187 с. 20. Донцов А.И. Психология коллектива: учеб. для вузов / А.И. Донцов. – М.: Академический проект, 2014. – 858 с. 21. Ефимкина Р.П. Психология развития: учеб-метод, пособие для вузов / Р.П. Ефимкина. – Новосибирск.: Новосибирский гос. ун-т, 2011. – 54 с. 22. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 204 с. 23. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. – Ростов- н/Д.: Феникс, 2018. – 480 с. 24. Исаев Д.Н., Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2010. – С. 291-329. 25. Канатаев Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 2007. – 254 с. 26. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 143 с. 27. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Издательство Эксмо, 2011. – С. 201-293 28. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / И.Г. Козырев. – М.: Владос, 2009. – С. 246-582 29. Концепция конфликта Р. Дарендорфа https://studopedia.su/1_8898_kontseptsiya-konflikta-r-darendorfa.html 30. Кочюнас Р.Д. Психологическое консультирование: учебник / Р.Д. Кочюнас. – М.: Высш. Образование, 2013. – 126 с. 31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 464 с. 32. Леонов Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. – М.: Сфера, 2016. – 345 с. 33. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте: учебное пособие / К.С. Лисецкий. – Самара, 2009. – 468 с. 34. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Под ред. Е.А, Шумилина. – М.: Гардарика, 2012. – С. 26-39 35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: учебник / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2013. – 56 с. 36. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2015. – 200 с. 37. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: учеб. для студ. педвузов / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 394 с. 38. Обозов Н.Н. Психология конфликта / Н.Н. Обозов. – М.: Сфера, 2016. – 325 с. 39. Панина Н.В. Психологическая теория коллектива: учебник / Н.В. Панина. – М.: Академический проект, 2012. – 300 с. 40. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив: учеб для вузов / А.В. Петровский. – М.: Академия, 2010. – 174 с. 41. Петровская Л.А. Общение, компетентность, тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2014. – 563 с. 42. Потанин Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. – М.: Просвещение, 2016. – 114 с. 43. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке: вопросы психологии / А.О. Прохоров. – 2014. – № 6. – С. 70-72 44. Психология конфликта / под ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2016. – 448 с. 45. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2009. – 30 с. 46. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное пособие / М.И. Розенова. – М.: Издательство Эксмо, 2010. – 90 с. 47. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка / А.А. Рояк. – М.: Просвещение, 2018. – 174 с. 48. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2012. – 472 с. 49. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 2015. – 275 с. 50. Сазонова А.Д. Проф. ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов / А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 2013. – С. 59-68 51. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.С. Селиванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 201 с. 52. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии: учебное пособие для вузов / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2011. – 305 с. 53. Слободянюк Н.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте / Н.А. Слободянюк. – К.: Печора, 2009. – С. 49-490 54. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е издание, переработано и дополнено / Л.Д. Столяренко. – Ростов: «Феникс», 2011. – С. 139-492 55. Таланов В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов. – СПб.: Сова, 2012. – 58 с. 56. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. учебных заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 209-549 57. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого- педагогическую деятельность / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 76 с. 58. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.Ф. Фролов. – М.: Владос, 2017. – 340 с. 59. Холл К. Теории личности / К. Холл. – М.: Психотерапия, 2011. – С. 320-658 60. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В. Светлова. – М.: Академический Проект, 2007. – 224 с. 61. Хрестоматия по конфликтологии https://studfiles.net/preview/3579272/ 62. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдман. – М.: Просвящение, 2010. – 94 с. 63. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. Спецкурс / В.Н. Шаленко. – М.: МГУ. 2012. – С. 59-492 64. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2013. – 98 с. 65. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейное. – Минск: Амалфея. 2009. – 59 с. 66. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка: вопросы психологии / Д.В. Ярцева. – 2009. – № 6. – С. 54-58
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 1.1. Общая характеристика межличностного конфликта Koнфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии. Tермин «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии [25, с. 394]. Конфликт – это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей [16, с. 204]. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых связана с постановкой и решением задач организации и управления, с предположением и принятием решений, а также – составлением плана целенаправленных действий. В.П. Шейновым конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как внутриличностные, так и межличностные конфликты (которые будут рассмотрены далее). С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль. Как правило такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые [13, с. 361]. Из выше сказанного следует, что конфликты существовали всегда. Конфликт – это борьба из-за ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели недоброжелателей устраняются или ущемляются их соперниками. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является продуктивным. Если же конфликт связан с важными особенностями и прерогативами группы, то он не нужен, так как подрывает основы группы и несет в себе возможность к ее разрушению.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg