Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

А. Д. Сахаров: человек, ученый, политик.

irina_k200 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Объектом работы является личность нобелевского лауреата, академика А.Д.Сахарова. Предметом ВКР стала научная и общественно-политическая деятельность академика А.Д.Сахарова. Хронологические рамки ВКР охватывают период с 21 мая 1921 по 17 декабря 1989 г.г., то есть время от рождения до смерти Андрея Дмитриевича Сахарова. При этом основной упор делается на период с 1938 по 1989 годы – время формирования А.Д.Сахарова как человека и ученого, а также его деятельности в общественно-политической жизни страны. Цель данной работы - комплексное исследование жизни, прогрессивности общественно-политической деятельности академика, лауреата Нобелевской премии, А.Д.Сахарова. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. Проанализировать основные этапы биографии А.Д.Сахарова и выявить условия и особенности профессионального становления А.Д.Сахарова - ученого. 2. Рассмотреть вклад А.Д.Сахарова в укреплении оборонной мощи СССР. 3. Изучить основные направления общественной деятельности А.Д.Сахарова в период «застоя» и перестройки. 4.Сформировать представление об интеллектуальной деятельности, духовном облике и нравственных гуманистических установках А.Д.Сахарова. Степень изученности проблемы. При изучении личности А.Д.Сахарова целесообразно рассматривать отдельно его научные исследования и общественно-политическую деятельность. Анализу научно-исследовательской работы А.Д.Сахарова посвящены труды И.Н.Головина, В.Д.Шафранова [65, с. 27], в которых описывается отношение А.Д.Сахарова к новым образцам ядерного вооружения, дается хронология изобретения водородной бомбы, так же приводится масса документов для внутреннего пользования, из которых можно узнать о научной карьере Андрея Дмитриевича Сахарова. Так же важную роль занимает работа Альтшулера [54, с. 222], в которой раскрывается судьба А.Д.Сахарова, как ученого. Данная публикация значительно облегчает работу, т.к. содержит в себе краткое описание всех научных трудов А.Д.Сахарова, воспоминания коллег и самого Андрея Дмитриевича. Труд Г.Е.Горелика [67, с. 189] имеет важное значение в историографии, поскольку написан одним из ведущих сахароведов в соавторстве с рядом современников А.Д.Сахарова. Содержит в себе ценные материалы по профессиональной работе Сахарова. В хронологическом порядке повествуется о становлении Сахарова, как ученого, приведены цитаты из мемуаров Андрея Дмитриевича, так же имеются воспоминания коллег, работавших с Сахаровым при создании водородной бомбы. Несомненным плюсом данной монографии является то, что при написании своей книги Горелик консультировался с физиками-теоретиками и физиками-ядерщиками, что позволило ему дать точное, с технической точки зрения, описания технологических этапов создания ядерного вооружения. Стоит так же отметить, что в написании данной работы принимала участие вдова А.Д.Сахарова Е.Г.Боннэр. Она помогала Горелику с подборкой технической документацией из личного архива А.Д.Сахарова. Так же в данной монографии отображены отношения между властями и А.Д.Сахаровым в период, когда Андрей Дмитриевич вел активную политику по ограничению ядерных испытаний и запрещении испытаний в трех сферах. Значительная часть работ посвящена исследованию общественно-политической обстановки в стране, зарождению правозащитного и других неформальных течений, а также взаимоотношениям власти и общества. Это работы А.В.Пыжикова «Политические преобразования в СССР (50-60 гг.)» [87, с. 321], «Хрущевская оттепель» 1953 -1964 гг.» .)» [88, с. 419], Р.Г.Пихоя «Советский Союз: история власти. 1945-1991» .)» [84, с. 248], Е.Ю.Зубковой «Общество и реформы 1945 – 1964 г.» .)» [76, с. 124], Д.А.Волкогонова «Семь вождей. Галерея лидеров СССР» .)» [77, с. 345], В.А.Козлова «Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе», А.Н.Аверина «Социальная политика государства и социальная структура общества» [51, с. 21] , а также ряд коллективных монографий. Несомненный интерес представляют исследования, посвященные изучению противостояния между правящим режимом и общественными силами, противившимися консервативному повороту середины 60-х гг. Данный процесс шел вне организационных политических структур. И способствовал появлению различных неформальных движений. Наиболее значимым трудом, в котором всесторонне охарактеризовано диссидентское движение, является работа Л.И.Алексеевой «История инакомыслия в СССР. Новейший период». Так же важна работа Л.И.Богораз, В.Голицына, С.А.Ковалева [58, с. 76], в которой детально раскрыта тема «анатомии застоя», что позволяет выделить спорные моменты, из-за которых возникали разногласия между общественными деятелями и представителями официальной власти. Центральное место в данной работе занимает Андрей Дмитриевич Сахаров. Необходимо отметить, что в данной монографии содержится ряд стенограмм с конференций и диспутов, посвященных правам человека в эпоху «застоя», это позволяет проанализировать доводы, приводимые противоборствующими сторонами. Важное место в изучении деятельности общественно-политических деятелей в СССР занимает работа А.С.Прокопенко [86, с. 76], данная монография актуальна тем, что в ней приводятся протоколы допросов диссидентов, медицинские акты о состоянии психического состояния, интересующих нас пациентов. Секретные постановлении о задержании и насильственном заточении общественно-политических деятелей в психиатрические больницы. Так же приводится ряд интервью с тогдашними работниками КГБ. Таким образом, данная монография дает возможность открыть и проанализировать ранее неизвестные факты о судьбах диссидентов в СССР. Важнейшие место в историографии занимает публикация В.С.Бушина [61, с. 89]. Бушин описывает проблему диссидентства в СССР, в своей монографии на примере А.И.Солженицына проводит исследования судьбы опальных общественно-политических деятелей, так же весомая часть книги посвящена А.Д.Сахарову. В монографии проводятся параллели между Солженицыным, Сахаровым и другими диссидентами. Публикация богата цитатами Солженицына, Сахарова и др., так же имеются вырезки из газетных заголовков, таким образом, есть возможность проанализировать отношения между оппозициями. Труд Р.А.Медведева [79, с. 38] (в нем так же, как и в монографии Бушина, описывается проблема диссидентства, но с несколько другого ракурса) представляет особую ценность, поскольку в нем затронута не только проблема дессидентства, но и проанализированы непростые отношения между А.Д.Сахаровым и А.И.Солженицыным, исследованы либерально-демократическая концепция А.Д.Сахарова и национально-почвенническая – А.И.Солженицына. Методологическую и теоретическую основу данной работы составили принципы историзма, объективности и системности. Принцип историзма предполагает рассмотрение явлений в развитии, в рамках заявленного хронологического периода. Этот принцип был положен в основу работы, поскольку все события рассматриваются в хронологической последовательности и причинно-следственной обусловленности. Принцип объективности предполагает изучение исторической реальности при отсутствии идеологических, групповых и личных пристрастий. Принцип системности заключается в комплексном анализе многообразных факторов, определяющих многогранную деятельность исторического лица – А.Д.Сахарова. Кроме того, этот принцип помогает свести воедино все связи и элементы объекта, обнаруженного в ходе исследования. Наряду с традиционными для отечественной историографии подходами, автор использовал и метод социальной (исторической) антропологии, позволяющий проникнуть в психологию человека, понять побудительные мотивы его поведения, воссоздать целостные представления и жизни и деятельности конкретного человека в социуме. Источниковая база представлена 3 группами: первая – работы самого А.Д.Сахарова; вторая – опубликованные партийные и советские документы и выступления руководителей партии; третья – эпистолярное наследие – мемуары, дневники и письма современников А.Д.Сахарова. Первая группа включает одну из важнейших работ Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В эту же группу мы включили его статьи «Мир, прогресс и права человека», «О стране и мире», «Памятная записка Л.И Брежневу», «Послесловие к памятной записке», а также «О письме Солженицына «Вождям Советского Союза». Вторая группа представляет собой партийные и опубликованные документы: постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 г. [3, с. 111]; декларация Н.С.Хрущева на XX съезде ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях» от 19 февраля 1956 г. [2, с. 128]. Важным источником третьей группы являются мемуары Е.Г.Боннэр [20, с. 23], которые содержат сведения о горьковской ссылке, характеризуются события связанные с ней, содержатся высказывания самого А.Д.Сахарова. В целом данный источник позволяет оценить деятельность А.Д.Сахарова в тот период со стороны пристрастного, но в целом добросовестного очевидца, что значительно облегчает создания объективной картины пребывания в Горьком. В «Записках адвоката» Д.И.Каминской [32, с. 175] приводятся статьи, прописанные в Конституции Советского Союза [1, с. 8], по которым нарушались права человека, в частности, на примере А.Д.Сахарова. Особенный акцент делается на незаконное задержание и ссылку А.Д.Сахарова в Горький. Несомненный интерес представляет «Сахаровский сборник» А.Бабенышева, Р.Лерта, Е.Печуро [14, с. 37]. В этом сборнике собраны воспоминания многих людей, когда-то знавших А.Д.Сахарова, это и бывшие одногруппники Андрея Дмитриевича, и его руководители, и коллеги, и сотрудники лаборатории, где работал Сахаров, и многие другие. Таким образом, данная публикация позволяет оценить жизненный путь Андрея Дмитриевича глазами других людей. В частности, о детстве и юности А. Д.Сахарова вспоминает Ю.Глазов [29, с. 164], делая акцент на становлении характера Андрея Дмитриевича. Примечательно то, что в данный источник составлен в хронологическом порядке, что позволяет структурировать трудовой и в целом жизненный путь академика. В мемуарах Б.А.Альтшулера «Он не был наивен» [8, с. 19] анализируется вклад А.Д.Сахарова в укрепление ВПК СССР, дела мира и защиты прав человека в рамках конституции. Хорошо аргументированная позиция автора основывается на массе источников и литературы, так же приводятся архивные документы. Достоинством данных воспоминаний является наличие анализа многих трудов Андрея Дмитриевича Сахарова, посвященных правам человека. Особенно тщательно освещается проект конституции Сахарова. В мемуарах Г.А.Аскарьяна [13, с. 49] рассматривается «черная» пиар кампания, которая развернулась против Андрея Дмитриевича в период ожесточенной борьбы, которую он вел против случайных людей в науке. Приведены заголовки газетных статей, интервью с авторами заказных статей. Воспоминания Аскарьяна носят разоблачительный характер, подкрепленный хорошей аргументацией и содержат ряд важнейших сведений о действительности царящий в СМИ в период правления Л.И.Брежнева. Следует также выделить целый пласт публицистичско-мемуарной литературы участников диссидентского движения, содержащей важные сведения об основных этапах становления и развития диссидентсткого и правозащитного движений, формах борьбы за восстановление справедливости и законности в обществе, а также о самих участниках неформальных движений. Это мемуары А.Амальрика [12, с. 253], В.Буковского [21, с. 77], Л.З.Копелева и Р.Д.Орловой [34, с. 34], А.Марченко [35, с. 93] и других. При рассмотрении общественной деятельности А.Д.Сахарова стоит обратить внимания на работу В.П.Аксенова, Л.И.Богораз [17, с. 25]. В данной работе можно увидеть анализ отношений официальных властей и диссидентов. Хорошо раскрыта тема диссидентского противоборства с существовавшим режимом. Данная монография основана на воспоминаниях, газетных статьях, стенограммах и различной периодике тех лет, что позволяет увидеть объективную картину диссидентства и властей. Так же данная монография ценна тем, что центральное место в ней занимает А.Д.Сахаров, как наиболее яркий представитель диссидентского движения в СССР. Для рассмотрения научной деятельности А.Д.Сахарова стоит обратить внимания на работу М.А.Попова [85, с. 138], в которой автор на основе своих дневников в хронологической последовательности анализирует о ход работы А.Д.Сахарова над ядерным вооружением, четко описывает весь технологический процесс, дает пофамильный список всех сотрудников, которые работали с академиком Сахаровым. Автор, являясь сотрудником КГБ и имея большие полномочия, составил, с точки зрения сотрудника официальных органов, психологический портрет А.Д.Сахарова и его коллег, что дополняет, в известной степени, другие психологические характеристики личности А.Д.Сахарова. Таким образом, данная публикация помогает приоткрыть неизвестную страницу в жизни академика Сахарова и его коллег. Практическое значение данного исследования состоит в возможности его использования при разработке отдельных тем социально-политической истории СССР/России во 2-ой половине XX века. Структура работы вытекает из её целей и задач. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, методического раздела, приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. Политическая система советского государства середины 1960-х – первой половины 1980-х годов характеризовалась авторитарно-тоталитарным типом правления, когда партийный аппарат превращался в субъект политики, сокращались политические репрессии, изменялась их форма и параллельно разрастались партийно-государственные бюрократические структуры. Вместе с тем перемены в общественном сознании, изменение системы ценностей в условиях десталинизации во II половине 1950-х – I половине 1960-х годов побуждали интеллигенцию и в период «оттепели», и в период «брежневщины» разобраться в органических истоках сталинизма, механизме политических репрессий, в деформациях социализма. Все это вызвало мощный всплеск самопознания, переосмысления исторического опыта, появления новых форм творческого самовыражения. Одной из самых заметных фигур, кто пытался уяснить природу советского тоталитаризма, переосмыслить исторический опыт, отстаивал курс на десталинизацию и свободу творчества, был академик, лауреат Нобелевской премии, один из создателей ядерного оружия в СССР, Андрей Дмитриевич Сахаров, стоявший у истоков правозащитного движения в рамках диссидентского инакомыслия. Именно для него пропаганда, защита и утверждение прав человека, стали смыслом и нравственной, и общественно-политической позиции. Этим, несомненно, объясняется актуальность выбранной темы. Андрей Дмитриевич Сахаров, отвечая на гуманитарно-технологический вызов, понимая опасность применения ядерного оружия, не только боролся против его распространения, но и разрабатывал теоретические основы конструктивной программы либерально-демократической эволюции режима. Отказываясь от революционно-радикальной парадигмы, А.Д.Сахаров искренне верил в эволюционную демократическую трансформацию политического режима. Об актуальности изучения жизни и взлетов А.Д. Сахарова свидетельствуют Сахаровские чтения в рамках XIX международной научной конференции по экологическим проблемам, состоявшейся в 2019 году в Минске.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА I. А. Д. САХАРОВ И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ ЯДЕРНОГО ЩИТА ОТЧИЗНЫ 12 1.1. Основные вехи биографии А.Д. Сахарова 12 1.2. Стремительная научная карьера и консервативный поворот в советском обществе в 1960-х г.г. 19 1.3. Борьба А.Д.Сахарова против испытания ядерного оружия 24 ГЛАВА II. ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. Д. САХАРОВА 28 2.1. Духовные искания диссидентов: статья А. Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» 28 2.2. Участие А.Д. Сахарова в правозащитных организациях 43 2.3. Деятельность А.Д. Сахарова на посту народного депутата СССР 45 ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 53 3.1 Теоретические основы технологии интегрированного обучения на уроках истории и обществознания 53 3.2. Практическое применение технологии интегрированного обучения на уроке истории в рамках темы «Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг.» 64 Заключение 68 Список источников и литературы 72 Приложения
Список литературы

Источники: 1. Конституция СССР 1977 года в редакции 7 октября 1977 года. 2. О культе личности и его последствиях: Доклад первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС от 25 февраля 1956г. // Известия ЦК КПСС. 1989. №3. – 202 с. 3. О преодолении культа личности и его последствий: Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г.// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.9. М., 1986. – 230 с. 4. Адамович А. В этом доме, находясь в ссылке... // Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. Отв.ред. Аверин Е. М.: Терра, "Книжное обозрение".1991. – 102 с. 5. Адлер С.Л. А.Д.Сахаров и индуцированная гравитация // Природа. - 1990. - N 8. – 67 с. 6. Альтшулер Б. О Сахарове. // Бабенышев А., Лерт Р., Печуро Е. Сахаровский сборник - 1981. Печуро Е., Альтшулер В.Приложение - 1991. М.: Книга. 1991. — 351 с. 7. Альтшулер Б. Он не был наивен. // Андрей Дмитриевич Воспоминания о Сахарове. Отв.ред. Аверин Е.М.: Терра, "Книжное обозрение".1991. – 214 с. 8. Альтшулер Б.Л. Из воспоминаний об А.Д.Сахарове // Октябрь. - 1993. - N 12. – 113 с. 9. Альтшулер Б.Л. Как его не понимали // Природа. - 1990. - N 8. – 117 с. 10. Альтшулер Б.Л. Сахаров, FAS и ракеты // Наука в России. - 1993. - N 1. Андрей Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. - М.: Кн. обозрение, 1990. – 321 с. 11. Амальрик А.А. Записки диссидента. М.: СП «Слово», 1991. – 431 с. 12. Аскарьян Г.А. Грустный юмор в эпоху "противостояния" // Природа. - 1990. - N 8. – 128 с. 13. Бабенышев А., Лерт Р., Печуро Е, Сахаровский сборник - 1981. Печуро Е., Альтшулер Б. Приложение - 1991. М.: Книга.1991. – 79 с. 14. Баренблатт Г.И. Об одном научном докладе А.Д.Сахарова // Природа. - 1990. - N 8. – 64 с. 15. Бестужев-Лада И.В. Больше, чем пророк // Наука в России. - 1992. - N 5/6. – 151 с. 16. Богораз Л. От "Размышлений о прогрессе..." до "Движения за права человека". // Бабенышев А., Лерт Р., Печуро Е. Сахаровский сборник - 1981. Печуро Е., Альтшулер Б. Приложение - 1991. М.: Книга.1991. – 79 с. 17. Болотовский Б.М. "Уголовное дело" // Природа. - 1990. - N 8. – 87 с. 18. Болотовский Б.М. Вселенная физика Сахарова // Наука в России. - 1992. - N 1/2. – 78 с. 19. Боннэр Е.Г. Постскриптум. Книга о горьковской ссылке. М.: "Интербук". 1990. – 76 с. 20. Буковский В.К. И возвращается ветер. М.: АО «Демократическая Россия», 1990. – 268 с. 21. Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2 томах. М.: Искусство, 1992. 22. Волохонский Л.Я. Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся. 1978-80 г. В: Информационный бюллетень СМОТ. 1991. № 64. – 272 с. 23. Волькенштейн М. Пророков всегда побивали камнями. // Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. Отв. ред. Аверин Е. М.: Терра, "Книжное обозрение".1991. – 219 с. 24. Вольномыслие: "Круглый стол" с участием Журкина В.В., Ковалева С.А., Мамардашвили М.К., Топорнина Б.Н., Шелепина Л.А. // Природа. - 1990. - N 8. – 86 с. 25. Воспоминания об А.Д.Сахарове: Материалы второй междунар. Сахаровской конф. по физике. - М., 1997. – 27 с. 26. Гапонов-Грехов А.В., Левин М.Л. Из выступлений на Сахаровских чтениях (Горький, 27 января 1990 г.) // Природа. - 1990. - N 8. – 128 с. 27. Герштейн С.С., Пономарев Л.И. // Природа. - 1990. - N 8. – 93 с. 28. Глазов Ю. Ранний Сахаров // Новый мир. - 1996. - N 7. – 171 с. 29. Горелик Г. Физика и этика через дефис // Вестн. РГГУ. - 1996. - N 1. – 76 с. 30. Григоренко П.Г. В подполье можно встретить только крыс. М.: Звенья, 1997. – 251 с. 31. Каминская Д.И. Записки адвоката. Нью-Йорк: Хроника, 1988. – 346 с. 32. Киржниц Д.А. Грани таланта // Природа. - 1990. – 213 с. 33. Копелев Л.З., Орлова Р.Д. Мы жили в Москве. М.: Книга, 1990. – 434 с. 34. Марченко А.Т. Живи как все. Вильнюс — М.: Весть-ВИМО, 1993. – 448 с. 35. Окунь Л.Б. Три эпизода // Природа. - 1990. - N 8. – 58 с. 36. Пьер Ферма, Андрей Сахаров. (Сборник): Сер. посвящ. двухсотлетию со дня рождения Н.И.Лобачевского (1792-1992). - Березники: Россия, 1992. - (Связь времен; Вып.1). – 301 с. 37. Ритус В.И. "Если не я, то кто?" // Природа. - 1990. - N 8. – 113 с. 38. Романов Ю.А. Отец советской водородной бомбы // Природа. - 1990. - N 8. – 98 с. 39. Сахаров А.Д. Научные труды. Сборник. - М.: Центрком, 1995. – 528 с. 40. Сахаров А. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии: Проект //Звезда.-1990.-№3. – 45 с. 41. Сахаров А. Открытое письмо Л.И.Брежневу [об Афганистане] //Звезда.-1990.-№3. 42. Сахаров А. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе; О себе:[Ст.от1968 и 1973 гг.]/Подгот.публ. М.Болотовского] //Юность.-1990.-№3. – 68 с. 43. Сахаров А.Д. [Выступление депутата от АН СССР на Съезде нар.депутатов СССР, Москва] //Правда.-1989.-5 июня. 44. Сахаров А.Д. Обрести демократическое сознание:[О проектах изменений Конституции СССР и избирательных законов] //Новое время.-1988.-№45. – 56 с. 45. Сахаров А.Д. Воспоминания. В 2 т. Т.1. - М.: Права человека, 1996. – 912 с. 46. Сахаров А.Д. Время решить вопрос о власти: [Публ.выступл.на съезде нар.деп.СССР,Москва,1989] //Новое время.-199О.-№8. - 116 с. 47. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Нобелевская лекция;/ Публ. 48. Страда В. Пророк в своем отечестве // Наука в России. - 1992. - N 5/6. – 115 с. 49. Шкловский И.С. Простая фамилия Сахаров // Наука в СССР. - 1990. - N 3. – 86 с. 50. Щаранский А. Не убоюсь зла. М.: Век; Олимп, 1991. – 69 с. Литература: 51. Аверин А. Н. Социальная политика государства и социальная структура общества, М. : ТОО "Дело", 1995, 30,[2] с.; 52. Аксенов В.П., Богораз Л.И. и др. Диссиденты о диссидентстве. Терра. М., 1997. – 314 с. 53. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Москва, 1992 г. – 265 с. 54. Альтшулер Б.Л. О научных трудах А.Д.Сахарова. Список трудов А.Д.Сахарова // Успехи физических наук. - 1991. - Т.161, N 5. – 274 с. 55. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева / / Начальная школа. – 2006. - № 8. – 212 с. 56. Безбородов А. Б., Мейер М.М., Пивовар И.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80 гг.: Учебное пособие. М., 1994. – 151 с. 57. Безбородов А.Б. Историография истории диссидентского движения в СССР 50-80 гг.// Советская историография/ Под общ. ред. Ю.А. Афанасьева, М., 1996. – 543 с. 58. Богораз Л.И., Голицын В., Ковалев С.А. Политическая борьба или защита прав? Двадцатилетний опыт независимого общественного движения в СССР. В: Погружение в трясину. Анатомия застоя. М.: Стенд-Пресс, 1995. – 544 с. 59. Борисова Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В.Борисова, В. П. Бугрин . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-364 с. 60. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - 330 с. 61. Бушин В.С. Александр Солженицын. М., 2003. – 366 с. 62. Волкогонов Д.А.Семь вождей. Галерея лидеров СССР в двух книгах / А. В. Коротков. — М.:Новости, 1995. — 349 с. 63. Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147 с. 64. Глинская Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с. 65. Головин И.Н., Шафранов В.Д. У истоков термоядра. М., Дрофа, 1998. 66. Горберг Г.С. Информационные технологии / Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Академия, 2004. – 231 с. 67. Горелик Г.Е. Андрей Сахаров. Наука и свобода: [Биография] М.: Вагриус, 2004. - 605, [2] с. 68. Горелик Г.Е. С чего начиналась советская водородная бомба? // Вопр. истории естествознания и техники. - 1993. - N 1. – 95 с. 69. Горячев А. В. Мы формируем информационно грамотную личность / А. В. Горячев // Информатика и образование. – 2002. - №6. – 197 с. 70. Гохберг Г.С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. – М.: Академия 2004. – 143 с. 71. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. – 306 с. 72. Даниэль А.Ю. Почему не «перестроились» диссиденты? В: Новое время. М., 1995. – 311 с. 73. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. – 111 с. 74. Зверев И.Д. Интеграция и "интегрированный предмет" / И.Д. Зверев // Биология в школе. – 2004. – №50 – 201 с. 75. Зверев И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. – 2006. - 195 с. 76. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964 [Текст] / послесл. акад. П. В. Волобуева. - Москва : Изд. центр "Россия молодая", 1993. - 198 с. 77. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе: 1953 — начало 1980-х гг. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 413 с 78. Козлов В.А., Крамола: инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе, 1953-1982 гг.: по рассекреченным документам Верзовного Суда и Прокуратуры СССР// Отчественная история, 2003, №4. – 206 с. 79. Медведев Р.А. Александр Солженицын и Андрей Сахаров. М., 2000. – 71 с. 80. Медведев Р.А. Юрий Андропов и Андрей Сахаров // Вестн. РАН. - 1999. – 205 с. 81. Мейер М.М. Очерк истории правозащитного движения в СССР.// Преподавание истории в школе, 1990, №5. – 45 с. 82. Мухамеджанова М.М. Государство будущего в трудах А.Д. Сахарова. М., 1999. – 298 с. 83. Петровский Л.П. Сахаров А.Д. // Вестник РАН. - 1998. – 89 с. 84. Пихоя Р. Г.Советский Союз: история власти, 1945-1991. — М.: РАГС, 1998. — 734 с. 85. Попов М.А. Арзамас-16. Семь лет с Андреем Сахаровым: Воспоминания контрразведчика. М., Мурманск, 1998. – 214 с. 86. Прокопенко А.С. Безумная психиатрия. М.: “Совершенно секретно”, 1997. – 176 с. 87. Пыжиков А.В. Политические преобразования в СССР (50-60-е годы) / А. В. Пыжиков; Рос. акад. наук. Ин-т социал.-полит. исслед. - М. : Квадрат С : Фантера, 1999. - 305 с. 88. Пыжиков А.В. Хрущевская "оттепель", [1953-1964] / Александр Пыжиков. - М. : ОЛМА-Пресс, 2002. - 509, [2] с., [8] л. Интернет-ресурсы: 89. https://hghltd.yandex.net/ Значение внеклассной работы по истории для развития исторического сознания школьников 90. https://hghltd.yandex.net/ Методы устного сообщения исторического материала 91. https://schoolfiles.net/3236183 Развитие творческого потенциала личности на уроках истории 92. Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2009. 93. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: https://минобрнауки.рф/документы/93.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. А. Д. САХАРОВ И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ ЯДЕРНОГО ЩИТА ОТЧИЗНЫ 1.1. Основные вехи биографии А. Д. Сахарова Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 в г.Москве, в родильном доме около Новодевичьего монастыря. Родословная со стороны отца известна с глубины XVIII в. Прапрапрадед Андрея Сахарова, Иосиф Васильевич, не имел фамилии. На протяжении всей жизни он был священником села Ивановское Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Единственный сын Иосифа Васильевича, прапрадед Андрея Сахарова, протоиерей Иоанн Иосифович, пошел по стопам отца и получил образование в Нижегородской духовной семинарии, где при поступлении ему дали фамилию [45, с. 21]. Существует легенда, что прапрадед Сахарова пришел в Нижний Новгород пешком и принимавший его преподаватель семинарии сказал: «Какой же ты чистенький и беленький, как сахарок, вот и быть тебе Сахаровым». После обучения, в 1809 году, Иоанн Сахаров был послан в Свято-Троицкую Сергиеву Лаврскую семинарию, а в 1812 году отозван в Нижний Новгород, где преподавал в духовной семинарии, а с 1845 по 1864 годы был благочинным церквей Арзамаса [45, с. 29]. Прадед, Николай Иванович Сахаров (1837-1916гг.), продолжил духовно-религиозную линию своих предков: всю жил служил священником в пригороде Арзамаса, в селе Выездное, и являлся почтенным гражданином Нижнего Новгорода. Дед Андрея Дмитриевича не пошел по следам предшественников. Иван Николаевич был десятым ребенком в семье и единственным, кто получил высшее образование. Окончив Нижегородскую гимназию в 1880 г., он поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в мае 1884г. После обучения он вступил в состав Московской адвокатуры. За всю жизнь он наработал большую практику в области юриспруденции, принимал участие в громких уголовных делах, например, о столкновении судов «Владимир» и « Колумбия» в Черном море в 1894 г. [45, с. 76]. В 1881 году он женился на Марии Петровне Домуховской. Бабушка А. Д. Сахарова родилась в семье бедного смоленского дворянина, в родословной которого имелись польские корни. На протяжении всей жизни она была центром семейного очага и обладала целым рядом положительных духовных качеств. Ей удалось воспитывать домочадцев образованными и жизнеспособными людьми, сумевшими найти свое место в очень сложной и переменчивой жизни первой половины бурного двадцатого века. Мария Петровна была душой семьи и пронесла эту роль до самой смерти. До сих пор есть немало людей, которым душевно много дал сахаровский - бабушкин дом. [45, с. 223]. Дмитрий Иванович Сахаров окончил одну из лучших московских гимназий (№7, имени Александра I) с серебряной медалью и музыкальное училище им. Гнесиных. После поступил на физико-математический факультет Московского университета, где слушал лекции Н.Е.Жуковского, Н.А.Умова, П.Н.Лебедева и других выдающихся ученых и педагогов. В этот период его интерес к физической науке и вопросам ее преподавания укреплялся. Впоследствии, пойдя по пути преподавательской карьеры, Дмитрий Иванович Сахаров стал автором ряда учебников и научно-популярных книг по физике. К его работам относились такие издания, как "Рабочая книга по физике" (1930 г.), "Борьба за свет", "В помощь тем, кто плохо понимает электричество", "Теплота в природе и технике", "Электрическая лампочка и физические опыта с нею", "Сборник задач по физике" [45, с. 264]. Дмитрий Иванович преподавал в педагогических институтах и технических вузах, а с 1953 г. и до последних дней жизни был членом редколлегии журнала "физика в школе", где рассматривал и разрабатывал методические основы. Как преподавателя, его отчала требовательность к себе и слушателям, вежливость и поразительная скромность. На этом круг его интересов не ограничивался, Дмитрий Иванович был чуток к природе, понимал музыку, в кругу друзей часто исполнял композиционные произведения Скрябина, Рахманинова и Прокофьева [45, с. 255]. Сам Андрей Дмитриевич писал, что "папа, когда мне было 12-14 лет, несколько раз водил меня в лабораторию института, показывая опыты - они воспринимались как ослепительное чудо, при этом я вое понимал (я так думал тогда, и вроде так оно и было). Вскоре я и сам стал делать "домашние" опыты"... [45, с. 11]. Главное, чему научился А.Д. Сахаров у отца - это то, "как надо работать [45, с. 4]. 1 июля 1918г. Д.И. Сахаров женился на Екатерине Алексеевне Софиано (1893-1963). Его мать Екатерина Алексеевна Софиано (по девичьей фамилии) родилась в Белгороде, в декабре 1893 года, в семье профессионального военного, артиллериста, Алексея Семеновича Софиано. Екатерина Алексеевна была образованной женщиной, еще в юности она получила образование в Москве в Дворянском институте [45, с. 38]. Моя мама Екатерина Алексеевна (до замужества Софиано) родилась в декабре 1893 года в Белгороде. Мой дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. Дворянское звание и первый офицерский чин он заслужил, оказав какую-то важную услугу Скобелеву в русско-турецкую войну. Кажется, он вывел под уздцы из болота под Плевной под огнем противника лошадь, на которой сидел сам генерал Скобелев. Среди его предков были обрусевшие греки – отсюда греческая фамилия Софиано. Дед женился на бабушке Зинаиде Евграфовне вторым браком. От первого у него оставалось трое детей – Владимир, Константин, Анна; от второго брака было двое – моя мама и ее младшая сестра Татьяна (тетя Туся). Дедушка командовал какой-то артиллерийской (или общеармейской) частью. Летом он вместе с семьей жил в лагере под Белгородом. С детских лет моя мама помнила солдатские и украинские песни, хорошо ездила верхом (сохранилась фотография). Она получила образование в Дворянском институте в Москве. Это было привилегированное, но не очень по тому времени современное и практичное учебное заведение – оно давало больше воспитания, чем образования или, тем более, специальность. Окончив его, мама несколько лет преподавала гимнастику в каком-то учебном заведении в Москве. Внешне, а также по характеру – настойчивому, самоотверженному, Таким образом, семья А. Д. Сахарова оказала на него колоссальное влияние. Он сумел вобрать в себя лучшие черты нескольких поколений своих родных, которые проявлялись у них как в работе, так и в общении с людьми. Не вызывает сомнения, что кроме семьи, ближайшего окружения на человека оказывает большое влияние та историческая эпоха, в которую он жил. Сам Сахаров писал о современности так: "Эпоха, на которую пришлось мое детство и юность, была трагической, жесткой, страшной, но было бы неправильно ограничиться только этим. Это было время также особого массового умонастроения, возникшего из взаимодействия еще не остывших революционного энтузиазма и надежд, фанатизма, тотальной пропаганды, реальных огромных социальных и психологических изменений в обществе, массового исхода людей из деревни - и, конечно, - голода, злобы, зависти, страха, невежества, эрозии нравственные критериев после многих дней войны, зверств, убийств, насилия. Именно в этих условиях сложилось то явление, которое в СССР официально деликатно называют "культ личности" [45, с. 17]. А.Д.Сахаров из разговоров взрослых уже в начале 30-х г.г. имел некоторые сведения о происходивших в стране событиях. Он многого еще не мог тогда понять, но все это имело большое значение для формирования его мировоззрения, а также последовавшей много лет спустя эволюции позиции и взглядов. Годы учебы в школе А.Д.Сахаров по желанию родителей чередовал с домашним, индивидуальным обучением. Именно в этот период развился и окончательно окреп интерес Андрея Дмитриевича к физике, точным наукам. В 1938 году Сахаров с отличием окончил школу и поступил на физический факультет Московского университета. Он писал: «Как отличник я имел право поступить в вуз без экзаменов. Уже потом от своих однокурсников я наслушался об ужасах приемных экзаменов, об огромном конкурсе; я думаю, что, верней всего, я бы не прошел этого отбора, требовавшего таких психологических качеств, которыми я не обладал» [45, с. 59]. «Университетские годы для меня резко разбиваются на два периода - три довоенных года и один военный, в эвакуации. На 1-3 курсах я жадно впитывал в себя физику и математику, много читал дополнительно к лекциям, практически больше ни на что времени у меня не оставалось, и даже художественную литературу я почти не читал. Я с большой благодарностью вспоминаю своих первых профессоров - Арнольда, Рабиновича, Нордена, Млодзеевского (младшего), Лаврентьева (старшего), Моисеева, Власова, Тихонова, доцента Бавли. Профессора давали нам очень много дополнительной литературы, и я каждый день по многу часов просиживал в читальном зале. Вскоре я стал пропускать ради читалки более скучные лекции. На первых курсах больше всего нравилось преподавание математики. В общем курсе физики меня очень мучили некоторые неясности. Они, как я думаю, происходили от недостаточной теоретической глубины изложения более сложных вопросов. Из университетских предметов только с марксизмом-ленинизмом у меня были неприятности – двойки, которые я потом исправлял. Их причина была не идеологической. Но меня расстраивали натурфилософские умствования, перенесенные без всякой переработки в ХХ век строгой науки. Газетно-полемическая философия “Материализма и эмпириокритицизма” казалась мне скользящей по касательной к сути проблемы. Но главной причиной моих трудностей было мое неумение читать и запоминать слова, а не идеи» [45, с. 61]. В университетские годы Сахаров, благодаря таким профессорам, как Арнольд, Рабинович, Норден, Млодзеевский (младший), Лаврентьев (старший), Моисеев, Власов [45, с. 29], начинает склоняться в физико-теоретическое направление. Однокурсники А.Д.Сахарова вспоминали позднее, что "Андрей Дмитриевич не был ни "дубом", ни самым блестящим студентом на нашем курсе. Правда, необычную силу его и преподаватели, и студенты поняли очень скоро. А вот его самого, пожалуй, не понимали. Просто не понимали, потому, что способ рассуждений, его логические ступени всегда были гораздо крупнее, чем ступени обычных людей... Когда он рассуждал, что по отношению к нам (а у нас был сильный курс) он находился примерно в таком положении, как мы с вами к типичному философу, привыкшему рассуждать по закону формальной логики... Многое, что для окружающих нуждалось в ступеньках, для Сахарова было очевидно..." [27, с. 43]. Униврситет Сахаров окончил так же с отличием, диплом получил со специальностью «Оборонное металловедение» и сразу получил направление на военный завод в городе Киров [45, с. 37]. Эта поездка пришлась на военные годы, о ней он писал: «Опять поездка через пораженную войной страну. Несколько пересадок, переполненные вокзалы и поезда. Спал, лежа на чемодане между скамейками. меня приняли в отделе кадров, поместили на постой и велели зайти к ним через несколько дней. Фактически я прожил в Коврове около десяти дней. К концу моего пребывания в Коврове мне выдали направление в Министерство Вооружения [Народный комиссариат вооружений] в Москве, в котором было написано, что завод не может предоставить работу по специальности» [45, с. 143]. Осенью 1942 г. А.Д. Сахаров был направлен Наркоматом в город Ульяновск, на патронный завод. Там он провел две недели, работая на лесозаготовках в сельской глуши, под Мелекессом [45, с. 284]. Труд, который был связан с этой поездкой его впечатлил, сам он описывал: «С этими днями связаны мои первые, самые острые впечатления о жизни рабочих и крестьян, в то трудное время» [45, с. 399]. Несомненно, его впечатления усиливали трагические события, происходившие на фронте и повсеместная напряженность, связанная с войной. После двухнедельной поездки он вернулся в Ульяновск. На патронном заводе Сахаров работал сначала младшим технологом в заготовительном цехе, а затем, с 10 ноября 1942 г., инженером-изобретателем в Центральной заводской лаборатории. Там он вел работу над "разработкой прибора контроля бронебойных сердечников на полноту закалки, на наличие продольных трещин, магнитными методами контроля, оптическим методом определения марок стали, экспресс-методом определения марок стали, основанным на использовании термоэлектрического эффекта" [33, с. 119]. Результатом такой работы стал выпуск более качественной продукции. В этот период у него начинает укрепляться интерес к теоретической физике, который был явным еще в годы учебы. С 1944 г. Сахаров "стал усиленно заниматься теоретической физикой по учебникам" [39, с. 71]. Тогда же он "написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв" [68, с. 82]. Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, "эти первые работы никогда не были опубликованы, но они дали мне то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому научному работнику" [45, с. 479]. Таким образом, данный этап в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова, был отправной точкой для развития его как ученого, так и общественного деятеля. Именно на начальном этапе взросления закладывается основа для дальнейшего формирования личности: родители помогли ему получить хорошее образование, а профессиональное наставничество вузовских преподавателей помогло определиться с вектором научного развития в качестве физика-теоретика. 1.2. Стремительная научная карьера и консервативный поворот в советском обществе в 60-х гг. В 1945 г. А.Д.Сахаров поступил в аспирантуру физического института АН СССР им.П.Н. Лебедева, где сразу произвел сильное положительное впечатление на своего научного руководителя И.Е.Тамма. Тамм в свое время был известным физиком-теоретиком, а впоследствии лауреатом Нобелевской премии. Профессор отзывался о Сахарове так: "Этот молодой человек самостоятельно додумался до того, что пока придумали только самые крупные светила атомной физики и что еще нигде не опубликовано!" [10, с. 100]. В период обучения в аспирантуре Сахаров нередко поражал тамошних преподавателей нестандартностью взглядов и новаторством подходов. В 1947 г. Сахаров окончил аспирантуру и защитил диссертацию. Ему была присвоена степень кандидата физико-математических наук. После этого он продолжил свою научную карьеру под руководством и наставничеством Тамма в ФИАНе. Именно в те годы родились блестящие идеи, которые касались мирного (и немирного) использования термоядерной энергии, выделяющейся при реакции слияния ядер водорода [33, c. 60]. В 1948 г. А.Д.Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. Руководителем группы был И.Е.Тамм. Последующие двадцать лет велась сверхсекретная и непрерывная работа. Разработка оружия начиналась в Москве, а после была перенесена в специальный Научно-исследовательский секретный центр [6, c. 191]. Чтобы создать водородную бомбу, нужно было сочетание в одном лице таланта физика, химика, инженера. Нужна была способность принимать нетривиальные решения и способность видеть проблему в целом. Эти черты А.Д. Сахарова отмечал Е. Тамм на заседании ученого Совета ФИАН 3 ноября 1947 года: «У Андрея Дмитриевича очень редкое сочетание того, что особенно для теоретиков нужно – двух основных вещей: умение качественно разбираться в материале, ясно и очень наглядно картину себе представить и владение математическим аппаратом, который мастерски помог ему найти тот путь, которым решена эта задача. Такая самостоятельность, оригинальность, которые отмечаются в его диссертации и во многих его беседах, которые играют большую роль и для наших теоретиков, и для наших смежных лабораторий, – все это показывает, что Андрею Дмитриевичу очень многое дано и от него очень многого можно ждать. И я очень рад, что наш теоретический отдел ФИАН обогатился таким сотрудником». Спустя годы сам Сахаров говорил, что в начальные годы работы над новым оружием "главным для меня... было внутреннее убеждение, что эта работа необходима. Я не мог не сознавать, какими страшными, нечеловеческими делами мы занимались. Но только что окончилась война - тоже нечеловеческое дело. Я не был солдатом в той войне - но чувствовал себя солдатом этой, научно-технической... Чудовищная разрушительная сила, огромные усилия, необходимые для разработки, средства, отнимания у нищей и голодной, разрушенной войной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях принудительного труда - все это эмоционально усиливало чувство трагизма, заставляло думать и работать так, чтобы все жертвы (подразумевавшиеся неизбежными) были не напрасны... Это действительно была психология войны" [6, c. 413]. За 5 лет работы в секретном Центре Сахаров вложил свои труды и талант не только в разработку водородного оружия. Он написал четыре научно-исследовательские работы. Из этих четырех работ три были опубликованы, а за работы по спец. темам Сахарову постановлением Президиума АН СССР присвоили звание старшего научного сотрудника по специальности «теоретическая физика [8, c. 113]. Одним из ярких достижений этого периода – предложенный принцип получения сверхсильных магнитных полей с использованием энергии взрыва и конструкции взрывомагнитных генераторов [14, c. 27]. Начиная с 1950-х г. вплоть до конца 1970-х г. А.Д.Сахаров занимался доработкой и усовершенствованием оружия, одновременно его стали беспокоить проблемы мироздания. Он постоянно проявлял способность ''видеть не каждую отдельную часть, а единую гармонию, мир в целом" [19, c. 17]. Длительный период кропотливой и усердной работы был оценен высоко: в 1953 г. А.Д. Сахарову была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук. В том же году он был избран действительным членом Академии наук СССР и награжден орденом Ленина. В 1953, 1956,1962 г.г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1953 г. А.Д.Сахарову была присуждена сталинская премия, а в 1956 г.- Ленинская. На пике успеха в области науки взгляды ученого претерпели эволюцию. Казалось бы, что, купаясь в лучах славы и признания, Сахарова должны были волновать только проблемы в области физики и новые открытия. Однако, в 1953-1962 гг., при участии в разработке термоядерного оружия, подготовки и осуществлении термоядерных испытаний ученый ощутил более остро порожденные этим моральные проблем [26, c. 15]. Вспоминая об испытаниях 1953 г., Андрей Дмитриевич писал: "...именно радиоактивные "следы", которые покроют огромную площадь, являются одной из главных причин гибели людей, болезней и генетических повреждений (наряду с гибелью миллионов людей непосредственно от поражения ударными волнами и тепловыми излучением и наряду с общим глобальным отравлением атмосферы в качестве причины отдаленных последствий). Я много, думал об этом в последующие годы... Конечно, наши волнения относились не только к проблеме радиоактивности, но и к успеху испытания. Однако если говорить обо мне, что эти работы отошли на второй план по сравнению с тревогой за людей..." [39, c. 437]. "Мною... владела уже тогда целая гамма противоречивых чувств, - писал Андрей Дмитриевич об испытаниях 1955 г., - и, пожалуй, главным среда них был страх, что высвобожденная сила может выйти из-под контроля, приведя к неисчислимым бедствиям. Сообщения о несчастных случаях, особенно о гибели девочки и солдата, усиливали это трагическое ощущение. Конкретно я не чувствовал себя виновным в этих смертях, но и избавиться полностью от сопричастности к ним не мог" [39, c. 389]. Таким образом, зная о страшной разрушительной силе термоядерного оружия и катастрофических последствиях его применения, А.Д.Сахаров с конца 50-х г. "стал активно выступать за прекращение или ограничение испытаний ядерного оружия" [45, c. 654]. В 1955 г. произошло столкновение А.Д. Сахарова с маршалом М. Неделиным. А.Сахаров выразил надежду, что испытываемое ядерное оружие никогда не будет применено, на что маршал ответил притчей, смысл которой говорил: при решении подобных вопросов руководители обойдутся без советчиков [13, c. 22]. В 1957 г. А.Д. Сахаров написал, а в 1958 г, опубликовал в журнале "Атомная энергия" статью "Радиоактивный углерод ядерных взрывов и непороговые биологические эффекты" [54, c. 68]. Как подчеркивал сам Андрей Дмитриевич, работа над этой статьей "явилась важным этапом в формировании моих взглядов на моральные проблем ядерных испытаний" [49, c. 4]. В статье Андрей Дмитриевич делал выводы, что "несчастья, вызываемые испытаниями, есть неизбежное следствие каждого взрыва... Единственная специфика в моральном аспекте данной проблемы - это полная безнаказанность преступления, поскольку в каждом конкретном случае гибели человека нельзя доказать, что причина лежит в радиации, а также в силу полной беззащитности потомков по отношению к нашим действиям. Прекращение испытаний непосредственно сохранит жизни сотням тысяч людей и будет иметь еще большее косвенное значение, способствуя уменьшению опасности ядерной войны - основной опасности нашей эпохи" [38, c. 41]. Статья была перепечатана в нескольких вариантах не только в СССР, но и в зарубежных странах. Четкие и продуманные позиции в статье говорили о том, что Сахаров уже тогда сумел подняться на ступень выше общепринятого понимания и стереотипов. Высказывая свои мысли об опасности ядерных испытаний, Андрей Дмитриевич исходил не только из знанийоб их страшных последствиях для нынешнего поколения людей, но и из осознания необратимых последствий для будущего планеты Земля.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Философия, 99 страниц
2475 руб.
Дипломная работа, Философия, 61 страница
650 руб.
Дипломная работа, Философия, 53 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg