Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Деятельность педагога-психолога военного вуза по профилактике эмоционального выгорания преподавателей

irina_k200 3075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 123 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Объект исследования – профилактика эмоционального выгорания преподавателей. Предмет исследования – деятельность педагога-психолога военного вуза по профилактике эмоционального выгорания преподавателей. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программу деятельности педагога-психолога военного вуза по профилактике эмоционального выгорания преподавателей. Гипотеза исследования: деятельность педагога-психолога военного вуза по профилактике эмоционального выгорания преподавателей будет успешной при соблюдении следующих условий: 1. Возникновение эмоционального выгорания у преподавателей обусловлено определенным сочетанием и взаимодействием индивидуально-психологических и социально-педагогических факторов, своевременное выявление которых поможет обеспечить предупреждение и устранение их негативных последствий. 2. Деятельность педагога-психолога военного вуза будет осуществляться в формате разработанной и апробированной программы профилактики эмоционального выгорания. Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Выявить состояние проблемы профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вуза в современной психолого-педагогической теории и практике. 2. Раскрыть особенности деятельности педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания преподавателей. 3. Разработать критерии и показатели результативности работы по профилактике эмоционального выгорания преподавателей. 4. Разработать программу деятельности педагога-психолога военного вуза по профилактике эмоционального выгорания преподавателей и проверить ее результативность на практике. Методологической основой работы являются: – системный подход (А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьев, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн). Данный подход предполагает, что все блоки программы должны максимально стимулировать проявление всех структурных компонентов процесса профилактики эмоционального выгорания преподавателей; – ресурсный подход в образовании (В.А. Бордов, О.В. Буркова, И.А. Маврина, В.И. Медведев, М.В. Фирсов и др.), связанный с разработкой концепции роли ресурсов человека в процессе его социализации. Теоретической основой исследования выступили: - педагогическая концепция профессиональной деятельности (А.В. Мудрик, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина и др.); - концепция компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, В.А. Болотов, Л.Н. Боголюбов и др.); - психологическая концепция преодоления эмоционального выгорания (Х. Фрейденбергер, К. Маслач, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др.). Методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, систематизация, моделирование), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, математические методы обработки экспериментальных данных). Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические результаты исследования доведены до уровня практического применения: - определен диагностический инструментарий для выявления личностных ресурсов преподавателей, обусловленных противодействию эмоционального выгорания; - разработана и реализована программа профилактики эмоционального выгорания преподавателей. Полученные в исследовании данные и предложенная программа могут быть адаптированы для использования в системе высшего профессионального образования, профилактической работы в деятельности педагога-психолога. Это поможет преподавателям в преодолении негативных эмоциональных состояний, что приведет к повышению показателей удовлетворенности педагогическим трудом и качеством жизни. База исследования. Исследование проводилось на базе военного института сил воздушной обороны, город Актобе, Республика Казахстан. В исследовании приняли участие 30 преподавателей, имеющие разный педагогический стаж от 1-3 лет работы до 10-15 лет. Поставленные цели и задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в период с 2018 по 2020 г. На первом этапе осуществлялся анализ и обобщение литературы с целью определения степени разработанности проблемы исследования и ее актуальности; отработка понятийного аппарата; определение цели, задач и методов исследования. На втором этапе была разработана программа профилактики эмоционального выгорания преподавателей, предложена методика ее реализации – составлена программа эмпирического исследования, подобраны методики для решения его задач; проведение эмпирического исследования; первичная обработка данных исследования. На третьем этапе был организован и проведен формирующий этап, в ходе которого была проверена гипотеза исследования; проведена качественная и количественная обработка полученных результатов, интерпретация данных эмпирического исследования, оформление исследования. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 77 наименований, и 2 приложения. Текст иллюстрирован 8 таблицами и 11 рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования.
Введение

Актуальность исследования. Стремительные перемены, происходящие в современной социальной, экономической, политической жизни, обусловили появление ряда проблем в сфере образования, которые затрагивают также и военные вузы. С одной стороны, выполняя социальный заказ, образовательные учреждения и специалисты, в них работающие, должны обеспечить доступность качественного образования, что предъявляет высокие требования к профессионализму и компетентности преподавателей. С другой стороны, для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современному преподавателю самому необходимо сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие. Офицеры, занимающие педагогические должности, наряду с учебной работой и методической нагрузкой должны заниматься научно-исследовательской деятельностью, то есть обладать научными знаниями и опытом для проведения научно-исследовательских работ. Профессия «преподаватель» носит не только позитивный, но порой негативный характер по отношению к личности. Одним из таких разрушительных последствий является возникновение эмоционального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье. К основным факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, высокую ответственность преподавателей военных вузов в подготовке будущих офицеров, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением. В связи с этим особую значимость приобретает деятельность педагога-психолога в плане профилактики возникновения эмоционального выгорания преподавателей. Решение данной проблемы во многом определяется эффективностью его деятельности. В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов эмоционального выгорания личности преподавателя, симптомов и факторов, способствующих его появлению. Изучению данной проблемы посвящено значительное количество исследований в зарубежной (А. Аронсон, К. Маслач, А. Пайнс, Х. Дж. Фрейденбергер и др.) и отечественной (В. В. Бойко, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк и др.) психологической науке. Проведенный анализ теории и практики, определяющий актуальность нашего исследования, позволил выделить противоречие между необходимостью организации и совершенствования деятельности педагога-психолога в профилактики эмоционального выгорания преподавателей военных вузов и практической реализацией содержательного и организационно-функционального обеспечения данной деятельности (то есть программы профилактики эмоционального выгорания). Данные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании и определении деятельности педагога-психолога военного вуза по профилактике эмоционального выгорания преподавателей. Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы исследования: «Деятельность педагога-психолога военного вуза по профилактике эмоционального выгорания преподавателей».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы эмоционального выгорания преподавателей в контексте деятельности педагога-психолога……………………………………… 9 1.1 Понятие «эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности…………………………………………………………….. 9 1.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателей ................................. 17 1.3 Деятельность педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания преподавателей военного вуза…………. 31 Выводы по главе 1………………………………………………………. 41 Глава 2. Деятельность педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания преподавателей военного вуза………… 44 2.1 Дифференцированная диагностика личностных особенностей преподавателей военных вузов………………………………………….. 45 2.2 Реализация программы профилактики эмоционального выгорания преподавателей в деятельности педагога-психолога военного вуза…. 56 2.3 Оценка результативности программы профилактики эмоционального выгорания преподавателей …………………………. 67 Выводы по главе 2………………………………………………………. 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 83 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 98
Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Искусство сотрудничать [Текст] / Ш.А. Амонашвили // Учительская газета. – 2008. – 3 сентября. – С. 3. 2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.; Воронеж: АПСН, 1996. – 384 с. 3. Андриади, И.П. Личностные характеристики учителя как фактор построения имиджа и авторитетных отношений с коллегами [Текст] / И.П. Андриади // Проблемы теории и методики обучения. – 2002. - №6. – С.75-80. 4. Ахмерова, С.Г. Здоровье педагогов [Текст]: профессиональные факторы риска / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001. - №4. – С.28-30. 5. Баранов, А.А. Эмоциональное «выгорание» и типы низкоустойчивых педагогов [Текст] / А.А.Баранов // Инновации в образовании. - 2015. - № 1. - С.96-98. 6. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с. 7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с. 8. Бехтерев, В.М. Личность, ее развитие и здоровье [Текст] / В.М. Бехтерев. – СПб., 1997. – 43с. 9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Филин, 2006. - 157с. 10. Бодров, В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности [Текст] / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2017. - № 3. - С.23-28. 11. Бодров, В.А. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. - №2. – С. 113-123. 12. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2011. - №4. – С. 31-36. 13. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. – М: Физкультура и спорт, 2018. – 206 с. 14. Варданян, М.Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе [Текст]: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Р. Варданян. - Тобольск, 2017. – 195с. 15. Василенко, А.Ю. Личностные факторы профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной самоактуализации [Текст]: дис. … психол. наук / А.Ю. Василенко. - Хабаровск, 2018. 16. Вашлаева, Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.П. Вашлаева. – Кемерово, 2013. – 212с. 17. Венгер, А.Л. Психологическое консультирования и диагностика [Текст]: практическое руководство. – М.: Генезис, 2004. – Ч.1. -160 с. 18. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – Спб.: Питер, 2015. – 336с. 19. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом эмоционального выгорания [Текст]: дис. … психол. наук / М.А. Воробьева. - Екатеринбург, 2018. 20. Волобаев, В.М. О феномене "выгорания" с позиции синдромного метода исследования [Текст] / Волобаев В.М. // Психотерапия. - 2018. - №7. - С. 21. Герасимова, Л. Эмоциональное выгорание специалистов социально-реабилитационного центра [Текст] / Л. Герасимова // Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С.109-112 22. Дерябин, Ю.И. Профессиональное самосознание личности как объект психологического анализа [Текст] / Ю.И. Дерябин // Альманах современной науки и образования. Сер. Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. – 2017. - №1. – С.69-74. 23. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст]: особенность деятельности студентов и преподавателей вуза / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 2018. – 320 с. 24. Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться [Текст] / К. Ефремов // Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С.97-102 25. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя // Профессиональное образование. - 2006. - №2. - С.18-21. 26. Золотова, Т.Н. Профилактика и коррекция синдрома "эмоционального выгорания" как один из путей оптимизации педагогической деятельности [Текст] / Т. Н. Золотова // Коррекционная педагогика. - 2017. - №1 (19). - С.50-52. 27. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – Питер, 2018. – 752 с. 28. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. [Текст] / Е.П. Ильин. – Питер, 2011. – 224 с. 29. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов –н/Д: Феникс, 1996. - 512с. 30. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.; Ростов н/Д: МарТ», 2015. – 448 с. 31. Кожевникова, Э.П. Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения [Текст] / Э. П. Кожевникова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2016. - № 3. - С. 77-86. 32. Кружилина, Т. Здоровьетворящее образование [Текст] / Т. Кружилина, Т. Орехова // Основы безопасности жизни. – 2017. - №11. – С.10-14. 33. Крупенин, А.Л. Эффективный учитель [Текст]: практическая психология для педагогов / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. – 480с. 34. Кочерга, И.В. Социально-педагогическая поддержка профессионального образования с синдромом эмоционального выгорания [Текст]: дис. … пел. наук / И.В. Кочерга. - Макоп, 2007. 35. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с. 36. Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: Знание, 2015. - 32с. 37. Лазарева, Н. В. Диагностика «синдрома эмоционального выгорания» [Текст] / Н.В. Лазарева // Педагогическая диагностика. - 2019. - № 1. - С.63-73. 38. Ларенцова, Л.И. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей [Текст]: психологические аспекты / Л.И. Ларенцова, Л.М. Барденштейн. – М.: Медицинская книга; 2019. – 142 с. 39. Леонова, А.Б. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений [Текст] / А.Б. Леонова, И.А. Мотовилина // Психологический журнал. - 2016. - №2. - С.79-92. 40. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа [Текст] / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2018. - № 2. - С.3-16. 41. Маймулов, В.Г. Методические вопросы и опыт организации мониторинга санитарно-гигиенического благополучия детей [Текст] / В.Г. Маймулов, Т.С. Чернякина // Гигиена и санитария. - 2017. - №6. – С.35-38 42. Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога [Текст]: монография / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2008.-192 с. 43. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач // Школьный психолог. - 2018. - №7 44. Матяш, Н.В. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учебное пособие / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. – М.: Академия, 2007. – 96с. 45. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений [Текст] / Айзман Р.И. [и др.]. – Новосибирск, 2019. – 100 с. 46. Митина, Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога [Текст]: проблемы и пути решения / Л.М. Митина // Вестник образования России. - 2015. - № 7. - С.48-58. 47. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований [Текст] / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - №5. - С.75–89. 48. Назарова, С. Супервизия как средство предотвращения профессиональной деформации специалистов [Текст] / С. Назарова // Социальная педагогика. - 2017. - № 2. - С.115-120. 49. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность [Текст]: пособие / Э.Ш. Натанзон. - М.: Просвещение, 1968. – 207 с. 50. Немов, Р.С. Практическая психология. Познание себя. Влияние на людей [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1993. – 320 с. 51. Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] / Л.В. Ножичкина // Среднее профессиональное образование. - 2014. - №6. - С. 66-68. 52. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2003. – 448 с. 53. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.Г. Ожогова. - Саратов, 2008. - 23 с. 54. Осухова, Н. Г. Работать без профессионального выгорания [Текст]: тренинг тренеров / Н. Г. Осухова, Ж. Г. Агеева // Социальная работа. - 2018. - № 5. - С.33-36. 55. Подвойский, В. Преодоление профессиональной деформации руководителей социальных учреждений [Текст] / В. Подвойский // Социальная педагогика. - 2017. - № 2. - С.103-108 56. Полунина, О.В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание [Текст]: особенности взаимосвязей / О.В, Полунина // Психологический журнал. – 2019. - №1. - С.73-85. 57. Поляков, С. Тренинг общения [Текст] / С. Поляков // Воспитательная работа в школе. – 2015. - №6. – С. 49-53 58. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других [Текст]. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с. 59. Рабочая книга практического психолога [Текст]: пособие / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптева. - 3-е изд. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с. 60. Радионов, В.Е., Нетрадиционное педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие / В.Е. Радионов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2016. – 102 с. 61. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с. 62. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 63. Сериков, Г.Н Здоровьесбережение в гуманном образовании [Текст] / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 199. – 242с. 64. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя [Текст] / В.П. Симонов. – М.: Международная педагогическая академия, 2015. – 192с. 65. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания [Текст]: автореферат дис. … д-ра пед. наук / О.Л. Трещева. - Омск, 2013. 66. Трунов, Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 2018. - №5. 67. Тряпицина, А.П. Актуальные проблемы работы Диссертационных советов по педагогике [Текст] / А.П. Тряпицина, Н.И. Загузов, С.А. Писарев // Мир образования – образование в мире. - 2012. - № 3. – С.3-52. 68. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С.57–63. 69. Холодцов, В. Чтобы сотрудник не сгорел [Текст] / В. Холодцов // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - № 2. - С.67-71 70. Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2018. - №2. - С.61-73. 71. Хухлаева, О. Давайте учиться не «гореть» [Текст] / О.Хухлаева // Школьный психолог. – 2016. - №4. – С.20-28 72. Чутко, Л.С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом [Текст] / Л.С. Чутко. – Спб.: Речь, 2010. – 96с. 73. Шапарь В.Б. Практическая психология [Текст]: инструментарий / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 768 с. 74. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие / Л.А Шипилина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – 138 с. 75. Щипкова, Т.Ю. Организационно-педагогические основы формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях в условиях обновления содержания российского образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Ю. Щипкова. – М., 2016. – 145с. 76. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф. – М., Л.: Наука. – 1966. – 288 с. 77. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2011. - 365 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы эмоционального выгорания преподавателей в контексте деятельности педагога-психолога 1.1 Понятие «эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности «Эмоциональное выгорание» («burnout»), как научный термин, впервые был введен в США в 1974 году американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером, который использовал его для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин использовался только зарубежными учеными и определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. К 1990 году в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по эмоциональному выгоранию. Согласно представленным в них исследованиям, количество специалистов-профессионалов, склонных и подверженных влиянию факторов выгорания, было незначительно - это сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб расширяет группу профессионального риска и включает в нее, прежде всего, педагогов, а также полицейских, юристов, политиков и менеджеров всех уровней. Как пишет психолог К. Маслач «деятельность этих профессионалов различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время» [64]. Изучением эмоционального выгорания занимаются не только зарубежные, но и отечественные ученые. Значительное количество определений данного термина представлено в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной. Обратимся к содержательному рассмотрению базового понятия «эмоциональное выгорание», представленному в таблице 1. Таблица 1 – Понятие «эмоциональное выгорание» с позиций зарубежных и отечественных ученых Автор Содержание понятия Маслач К. … это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Пономарева Г.А. … это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Новикова Л.В. … это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Водопьянова Н.Е. … это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Коджаспирова Г.М. … процесс постепенного охлаждения специалиста по отношению к людям, с которыми он работает, к их болям и проблемам, а также к своей профессиональной деятельности, как процесс превращения его в функционера. Андреева И. … это явление эмоционального истощения, представляющее собой чрезвычайное состояние, которое является угрозой для организма и личности. Буриш М. … это психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Орел В.Е. … состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Бойко В.В … выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Сидоров П.В. … это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Кондо К. … дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. За основу мы взяли определение Сидорова П.В., как наиболее полно отражающего суть проблемы. В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен. Однофакторная модель эмоционального выгорания (А. Пайнс, А. Аронсон). Согласно данной модели профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Эмоциональное истощение является главной причиной профессионального выгорания, а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считаются следствием. Согласно этой модели, риск профессионального выгорания угрожает представителям различных профессиональных сфер, а не только социальной. Двухфакторная модель эмоционального выгорания (Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма). В этой модели понятие данного синдрома сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент «аффективный», относится к сфере жалоб на своё здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент – «установочный», проявляется в изменение отношения либо к окружающим людям, либо к себе [31]. Трехфакторная модель эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, Б. Пельман и Е. Хартман). Ученые выделяют в его структуре три составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, вызванное собственной работой. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация выражается в бесчувственном, негуманном отношение к коллегам, окружающим и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными, возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней и, как следствие этого, снижение самооценки, негативное восприятие себя как профессионала, недовольство собой, негативное отношении к себе как личности. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [54]. Четырехфакторная модель эмоционального выгорания (Р. Шваб). В данной модели один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редукция профессиональных достижений) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами (клиентами) соответственно. К четырехфакторной модели эмоционального выгорания можно отнести исследования японских ученых, которые считают, что для определения эмоционального выгорания к трёхфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью, а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение) [48]. Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этих структур, включив их в профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорание». Эмоциональное выгорание стало пониматься, как кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе работы [17]. В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек в процессе профессиональной деятельности. Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и социально-психологических (эмоциональных, мотивационных, поведенческих) изменениях личности. Все это имеет непосредственное значение для здоровья личности в целом. Анализируя содержание подходов, мы можем выделить общее и отличительное в понимании данного термина. К различиям относятся: во-первых, разные варианты перевода английского термина «burnout»: «эмоциональное сгорание» (Т.С. Яценко, Т.В. Форманюк), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) и «эмоциональное перегорание» (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская). Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова) и «профессиональное выгорание» (Т.И. Ронгинская). Во-вторых, разные содержательные, смысловые характеристики термина: синдром (Х.Дж.Фрейденбергер, К. Маслач, Г.А. Пономарева), реакция (Л.В. Новикова, Н.Е. Водопьянова), процесс (Г.М. Коджаспирова, П. Сидоров, М.М. Скугаревская), симптомокомплекс (М. Буриш), состояние (И. Андреева, В.Е. Орел), механизм защиты (В.В. Бойко). В-третьих, отличие заключается с одной стороны, по отношению к психически здоровым людям, находящимся в интенсивном межличностном общении в эмоционально насыщенной атмосфере, а с другой стороны - к людям, подверженным стрессам. Соответственно, к осознанным механизмам – «как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», неосознанным и осознанным» [75]. Или не осознанным механизмам, как реакции на стресс «в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [19]. К общему мы относим то, что при всем многообразии определений эмоциональное выгорание характеризуется хронической усталостью и эмоциональным истощением организма. В психолого-педагогических исследованиях более приемлемым по отношению к термину выгорание, является понятие состояние, как внешнее, так и внутреннее, выражающееся в степени благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) всего организма в целом и являющимся более широким по отношению к другим понятиям. Понимание «эмоционального выгорания» как состояния профессиональной деформации даёт возможность точнее понять суть явления, его функциональное значение для организма, преодолеть односторонний подход к нему лишь как к переживанию своего отношения к кому или чему-либо. Для обозначения явления, противоположного эмоциональному выгоранию, в психолого-педагогическую литературу был введен термин «увлеченность работой» (Schaufeli W., Bakker A., 2001, 2003). Ученые считали, что в то время как, «выгорающие» работники испытывают истощение и обесценивание труда, их увлеченные работой коллеги, переживают энтузиазм и прилив энергии. Увлеченность работой – показатель, отражающий степень соответствия деятельности работника «оптимальному переживанию», то есть соотношение требований работы и способностей работника [67]. В настоящее время относительно вопроса о соотношении увлеченности работой и эмоционального выгорания существует две точки зрения. Первая состоит в том, что они противоположны. Авторы обосновывают существование двух пар биполярных шкал, один полюс которых относится к компонентам выгорания, а другой к компонентам увлеченности работой. При этом исследователи рассматривают две шкалы (истощения и цинизма) в качестве «ядра» выгорания и две (энергичности и энтузиазма) в качестве «ядра» увлеченности. Ими получены доказательства существования двух биполярных измерений: активации (континуум «истощение – энергичность») и идентификации с работой (континуум «цинизм – энтузиазм»). Соответственно, увлеченность характеризуется высоким уровнем активации и высокой степенью идентификации с работой, а выгорание – низким уровнем активации и низкой степенью идентификации с работой [36]. Вторая точка зрения заключается в том, что эмоциональное выгорание и увлеченность работой не являются однозначно противоположными феноменами и могут существовать независимо друг от друга. Сторонники этой точки зрения отмечают, что, несмотря на автономность рассматриваемых явлений, связь между ними имеет отрицательный знак. В вопросе соотношения увлеченности работой и эмоционального выгорания ученые отмечают, что, несмотря на общую отрицательную направленность связи между ними, возможны различные сочетания уровней их выраженности. Сочетание высоких уровней эмоционального выгорания и увлеченности, по всей видимости, может быть непродолжительным, поскольку требует чрезмерных энергетических затрат. Более стабильным, может оказаться тип сочетания низкого уровня выгорания и низкого уровня увлеченности работой. Высокая увлеченность приводит к затратам внутренней энергии работника, и, если объективные характеристики деятельности не восполняют его внутренние ресурсы, увлеченность может привести к истощению. Таким образом, это говорит о необходимости создания такого социально-педагогического пространства, благоприятствующего профессиональному здоровью, в котором не только внешняя среда, но и личностные особенности субъектов образовательного процесса, в том числе жизненные ценности, установки, мотивы, моральный климат и взаимоотношения, создают атмосферу, способствующую эмоциональному здоровью и благополучию. 1.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателей военных вузов В работах зарубежных и отечественных ученых обнаруживается определенное единство в понимании факторов эмоционального выгорания для представителей различных профессий. Они считают, что эмоциональное выгорание развивается как следствие организационных и личностных факторов. Традиционно факторы эмоционального выгорания группировались в два блока: 1. Особенности профессиональной деятельности (внешние или организационные факторы); 2. Индивидуальные характеристики самих профессионалов (внутренние или личностные факторы). Обратимся к нескольким классификациям факторов эмоционального выгорания, предложенным в таблице 2. Таблица 2 - Классификация факторов, способствующих развитию синдрома профессионального выгорания Автор Классификация факторов К. Кондо - индивидуальный («Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогает другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удаётся достичь того эффекта, которого ожидали») [44]. - социальный (напряжённые межличностные отношения); - «характер работы и рабочего окружения» (продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка) Х. Дж. Фрейденберг К. Роджерс - личностный (эмпатия, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность, склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, возраст, профессиональный стаж); - ролевой; - организационный [30]. К. Маслач - индивидуальный предел, потолок возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию самосохраняясь; - внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; - негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [92]. В.Е. Орел - идивидуальные: социально-демографические (возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы), личностные особенности (выносливость, локус контроля, стратегии совладания, самооценка, нейротизм (тревожность), экстраверсия); - организационные: условия работы (перегруженность работой, недостаток времени для ее выполнения, продолжительность рабочего дня), содержание труда (число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, участие в принятие решений, обратная связь) [65]. В.В. Бойко - организационные факторы (внешние) (хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения); - внутренние факторы (склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности) [19]. В настоящее время появился новый подход к понятию факторов выгорания, основоположниками которого являются К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что на эмоциональное выгорание не влияют психологические, демографические особенности личности, выгорание – это результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения профессионального выгорания. Ими предлагается шесть сфер такого несоответствия: 1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и ее возможностями. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами. 2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее. 3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда. 4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные конфликты между людьми. Они продуцируют чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки. Представленный анализ факторов (от лат. делающий, производящий), влияющих на формирование эмоционального выгорания, позволил объединить их в три группы. В основе данного деления лежит классификация факторов, влияющих на здоровье педагогов, Н.Н. Малярчук. Макросоциальные (социокультурные) факторы включают в себя политические и экономические особенности. Изменение политической и экономической ситуации в стране, ускорение темпов развития общества приводит к необходимости пересмотра педагогами профессиональных ориентиров, что является одним из стрессогенных факторов в их жизнедеятельности. Микросоциальные (профессиональные, организационные, внешние) факторы также воздействуют на состояние здоровья педагогов. Мы связываем их со спецификой социально-педагогической деятельности. К данной группе факторов относятся: 1. Условия работы. Характерными для «эмоционально выгорающих» ситуаций являются перегрузки - слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. По данным исследователей, при увеличении перегрузок «выгорающие» начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта – меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации – это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у человека присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения, то вероятность развития эмоционального «выгорания» увеличивается. Ролевая неопределенность - в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность - как противоречие разных ролей, также способствуют профессиональному выгоранию [59]. Формирование эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога также, может быть, связано с ситуациями изменения или утраты социального статуса, - риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Высокая рабочая нагрузка в деятельности преподавателей военных вузов, да и любых профессионалов, стимулирует развитие профессионального выгорания. Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается профессионалом как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень эмоционального выгорания, но если этот эффект не закрепляется, то может носить только временный характер. 2. Содержание труда. Данный критерий включает количественные и качественные аспекты работы с коллегами, студентами (применительно к другим профессиям – с клиентами, пациентами): количество, частоту встреч, степень глубины контакта. Преподаватели военных вузов, несут повышенную моральную и юридическую ответственность за благополучие, здоровье и жизнь своих студентов, курсантов и общества в целом. В экстремальных, стрессовых ситуациях, часто встречающиеся в деятельности преподавателей военных вузов, у них возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективной невозможностью их выполнения, что также может способствовать появлению нервного перенапряжения. При этом отмечается, что любая критическая ситуация, независимо от ее специфики, является тяжким бременем для преподавателя, отрицательно воздействует на него и приводит, в конечном итоге, к выгоранию. 3. Социально-психологические факторы. Данный критерий включает в себя взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. В исследованиях современных ученых установлена связь между ролевой неопределенностью и профессиональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие эмоционального выгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Благоприятный климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации – это мощный фактор предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищённости в коллективе, наличие надёжной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряжённость, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. М. Эвелин подчеркивает, что руководители, принимая на работу сотрудников, должны рассматривать персонал как свой наиболее ценный pесypс и заботиться о том, чтобы его сохранить. Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела, можно организовать систему наставничества для обеспечения качественной, количественной и клинической сторон работы, а также содействовать закреплению индивидуального наставника [48]. Отношение руководителя и коллектива к преподавателю, к его проблемам, помощь в их решении, забота о создании для него возможностей роста – квалифицированного, материального, должностного – все это создает у человека представление о том, насколько он нужен учреждению, коллегам, что непосредственно влияет на профессиональную самооценку. Для преподавателей очень важно, чтобы на рабочем месте существовала зона «психологического» комфорта, которая создает благоприятное личностное общение [50]. Мы поддерживаем точку зрения В.И. Ковальчук, которая говорит о том, что риск возникновения эмоционального выгорания увеличивается в случаях вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценке, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержке со стороны коллег и руководства [54].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 93 страницы
3200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg