1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Цели, задачи, функции и принципы государственного регулирования экономики
В разные времена участие государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.
Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие:
? невозможность успешного экономического развития без определённости её территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством. Без надёжной вертикали исполнительной и законодательной власти, без единого экономического, информационного и правового пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как правило, не может самостоятельно обеспечить этих принципов. Весомы функции государства и в отладке международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке;
? необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения;
? необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы. Как правило (и это не раз подтверждено исторической практикой), такое положение вещей чревато возникновением социально-взрывоопасной обстановки, когда государство сметается вместе с «элитой», но ещё раньше в самой «элите» начинается клановая война, что делает государство недееспособным;
? необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению;
? необходимость и однозначная полезность, как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова;
? необходимость, как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.) [13, c.268].
Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики [15, c.20].
Генеральной целью государственного регулирования экономики, является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям (рисунок 1) [14, c.72].
Рис 1. Дерево целей государственного регулирования экономики?
Дерево целей Наряду с генеральной целью, существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.
Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей [8, c. 22].
Ученые, занимающиеся проблемами государственного регулирования экономики, подходят к данному явлению, как правило, c двух позиций. Одна группа исследователей рассматривает государственное регулирование как систему мер, то есть как явление и определяют государственное регулирование экономики следующим образом: Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны.
Другая группа ученых рассматривает государственное регулирование экономики как процесс и отмечает, что процесс государственного регулирования состоит из комплекса мер по обеспечению законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности путем установления цен, назначения стандартов и условий входа в отрасль.
Но наиболее полное определение государственному регулированию дает Кушлин В.И, он утверждает, что государственное регулирование - воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики [12, c.3].
Основные функции государственного регулирования экономики:
? разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
? определение приоритетов макроэкономической политики;
? обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
? решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает [17, c.56].
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры, на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач государственного регулирования экономики, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи государственного регулирования экономики:
? совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов;
? поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
? совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности;
? оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики;
? создание благоприятных условий для накопления капитала.
? поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе;
? регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
? создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках;
? охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы[18, c.156].
Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности [9, c.89].
Основные объекты государственного регулирования это:
? экономический цикл;
? секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
? условия накопления капитала;
? занятость;
? денежное обращение;
? платежный баланс;
? цены;
? условия конкуренции;
? социальные отношения, социальное обеспечение;
? подготовка и переподготовка кадров;
? окружающая среда;
? внешнеэкономические связи.
Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий [16, c.54].
1.2 Необходимость государственного регулирования АПК
Современное сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства.
Агропромышленный комплекс, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом [11, c.67].
Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:
? достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;
? решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;
? удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;
? перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;
? улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;
? изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.
Конечная цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства [12, c.308].
В любой современной стране государство играет весьма важную роль в функционировании и развитии национальной экономики. На сегодня практически невозможно представить себе не зависимую от государства рыночную экономику.
От состояния агропромышленного комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень населения. В России в сельском хозяйстве и пищевой промышленности работает каждый пятый, занятый в сфере материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%, на долю продовольственных товаров приходится 46% общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27% населения страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения [3].
Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом к рынку. Как известно, сельское хозяйство - особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей.
Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.
Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
Весомый аргумент в пользу государственной поддержки сельского хозяйства - падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства - попытка восстановления справедливости.
По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке.
Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку.
Выделяет меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей. Вынужденный забой скота и т.д.
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
? Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;
? Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления;
? Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
? Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства - субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.
Государственную поддержку классифицирует по формам бюджетной и не бюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики.
К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства.
К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.
Бюджетные услуги - это те функции, осуществление которых государство берет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.