ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Факторы, влияющие на формирование социально ориентированной стратегии предприятия
В последнее время, многими специалистами экономической сферы принято считать, что для того, чтобы функционировать и успешно процветать в сегодняшних условиях, любому предприятию необходимо не только адаптироваться к внешней среде, приспосабливая свои внутренние элементы, но и энергично формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности [24, с.9].
Торговая организация, являющаяся неотъемлемой частью рыночной экономики, как и многие другие экономические факторы, находится под воздействием внешней и внутренней среды. Вопрос взаимоотношения организации и среды в экономических дисциплинах стал рассматриваться впервые в первой половины XX века. Изначально, внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольной менеджерам. В нынешнее время, главенствующим является мнение о том, что для выживания и развития в современных условиях, любому предприятию следует не только приспосабливаться к внешней среде путем преобразования своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
Внешняя среда это источник, снабжающий предприятия ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Торговое предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе устойчивые конкурентные позиции на рынке, но нельзя забывать, что запасы внешней среды не безграничны, и в них испытывают потребность множество других предприятий, функционирующих в той же среде. Вследствие этого всегда есть вероятность того, что торговое предприятие не успеет по какой либо причине получить нужные ресурсы из данной среды. Такое развитие рыночных отношений и современная глобализация рынка ставит перед предприятием основные задачи, которые характеризуются не только устранением текущих причин несоответствий, между планами организации и фактическим ее состоянием, но и как процесс, ориентированный на перспективу исходя из требований и тенденций изменения внешней и внутренней среды организации. Для данного процесса требуется четкое представление возможностей организации, умение правильно определять и выбирать направления ее развития, обосновать перспективные цели и способы их достижения и многое другое, с помощью чего обеспечивается развитие торговой организации [55].
Связь между внешней и внутренней средой выделяет М. Бейкер: «Упор на макроэкономический анализ сформирован на вере в то, что практика маркетинг-менеджмента на уровне отдельного предприятия в значительной степени определяется внешними факторами, внутри которых организация действует. Это макроэкономические факторы, которые управляют структурой отраслей и рынков и природой конкуренции, то есть микросредой». Изменения, которые происходят на сегодняшний день во внешнем мире, вынудили обратить еще больше внимание на внешнюю среду предприятия, нежели на внутреннюю среду. Такое стечение обстоятельств объясняется тем, что внутренняя среда содержит в себе те ресурсы, которые предоставляют возможность предприятию существовать, функционировать и выживать только лишь в определенном промежутке времени. Но не стоит забывать, что внутренняя среда может также быть источником проблем и даже банкротства торговой организации в том случае, если она не предоставляет необходимого функционирования организации [53, с.127].
Стоит отметить, что внешняя среда в отличие от внутренней среды заключает в себе перспективу развития организации не на один промежуток времени, а на долгосрочное развитие организации [7]. Эксперты заявляют, что внешняя среда предприятий все больше становится источником проблем для современных руководителей.
Постоянные изменения внешней среды вынуждают руководителей хозяйствующих субъектов концентрировать свое внимание на быстроизменяющейся обстановке и ее влияниях на внутреннее строение предприятий. Стоит подчеркнуть тот факт, что под внешней средой подразумеваются абсолютно все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, которые не зависят от деятельности конкретного предприятия, но оказывающие воздействие на его функционирование [16]. Как принято считать, в менеджменте определены внешние и внутренние факторы, оказывающие в разной степени непосредственное влияние на формирование социально ориентированной стратегии предприятий. При этом внешние факторы традиционно разбиты на две подгруппы: прямые и косвенные. К прямым внешним факторам относятся:
1. Экономические факторы:
а) валовый продукт на душу населения по конкретному региону;
б) индекс потребительских цен на товары и услуги, оказываемые населению региона;
в) величина среднемесячного денежного дохода, приходящегося на душу население;
г) величина прожиточного минимума.
Влияние экономических факторов находит свое отражение на всей деятельности предприятия, а их отрицательная динамика может привести к резкому сокращению или прекращению социально ответственной деятельности.
2. Нормативно-правовые факторы:
а) отчисления в пенсионный фонд Российской Федерации;
б) отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования;
в) отчисления в Фонд социального страхования;
г) ставка налога на прибыль;
д) величина материальной помощи, не облагаемая НДФЛ;
е) величина добровольных взносов в Пенсионный Фонд РФ, не облагаемая НДФЛ.
При помощи нормативно-правовых факторов государство контролирует объем минимальных гарантий, который предоставляет предприятие своим работникам.
3. Социально-культурные факторы:
а) уровень образования;
б) уровень безработицы;
в) миграционные процессы.
На основе группы социально-культурных факторов проводится анализ ситуации в конкретном регионе области подготовки специалистов для изучаемой отрасли, а также степени их востребованности на рынке труда [42, с.73]. Наравне с прямыми факторами на процесс формирования социально ориентированной стратегии происходит влияние факторов косвенных. К ним относятся:
1. Геополитические факторы. Повышают конкуренцию среди предприятий и требуют от них стандартизации и сертификации на международные стандарты качества, среди которых есть и стандарты социальной ответственности. Рост конкуренции требует инвестиций в развитие современного производства, что снижает расходы на социальную ответственность, и создание социальной сферы для работников
2. Экологические факторы. В зависимости от сложности экологической обстановки в исследуемом регионе может происходить неизбежный отток кадров.
3. Отраслевые (технологические) факторы. Динамика развития промышленных отраслей оказывает существенное влияние на социально-экономическую деятельность предприятия. Положительная динамика позволяет активно развивать социально ответственную деятельность, следовательно отрицательная динамика значительно затормозит процесс развития [44].
Уровень влияния отдельно взятых факторов на различные предприятия может быть разным. Данное обстоятельство зависит, в частности, от размера предприятия, сферы его функционирования, территориального расположения и прочее. Принято считать, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем небольшие. Поэтому прежде чем приступить к формированию собственной стратегии, каждое предприятие должно решить для себя, какие факторы оказывают на его деятельность наибольшее влияние, и составить список потенциальных для себя угроз.
При рассмотрении экономического фактора необходимо в первую очередь обращать внимание на такие критерии, как: общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы; климат; тип конкурентных отношений; структура населения; величина заработной платы. Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей интерес представляет не их значение как таковое, а то, какие трудности они несут для бизнеса. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы находятся в прямой зависимости [47, с.152]. К примеру, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, способствует снижению издержек, а с другой — она таит в себе угрозу потери качества труда.
Исследование социальной составляющей внешнего окружения ориентировано на то, чтобы определить уровень воздействия на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность населения и т.п.
Отличительная черта социального фактора заключается в том, что он влияет не только на другие составляющие макроокружения, но и на внутреннюю среду организации. При анализе технологического фактора следует иметь в виду, что прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не меньше угрозы для предприятий. Многие организации не могут в полной мере увидеть открывающиеся перспективы, так как технический потенциал для осуществления изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Не успев включиться в процесс модернизации, предприятия могут потерять свой сегмент рынка, что в дальнейшем может привести к крайне негативным для них последствиям. Множество революционных изменений в производстве новой продукции или услуг ожидается на базе тех разработок, которые ведутся в области высоких технологий, что также необходимо учитывать при формировании стратегии [40, с.96].
Анализ существующих направлений и практик социальной ответственности, а также инструментов взаимодействия предприятий с заинтересованными сторонами позволяет реализовать переход от категории «социальные издержки» к категории «социальные инвестиции». При выборе основных направлений социальных инвестиций есть возможность отталкиваться от таких направлений как: – помощь детским учреждениям;
– поддержка образования;
– поддержка учреждений науки, культуры, искусства;
– поддержка учреждений здравоохранения;
– поддержка развития спорта;
– поддержка ветеранов и инвалидов;
– развитие социальной инфраструктуры, реализация социальных программ;
– поддержка молодежных инициатив;
– содействие реформе жилищно-коммунальной системы;
– поддержка малого бизнеса;
– поддержка транспортной инфраструктуры;
– финансирование мероприятий, связанных с празднованием общенациональных, профессиональных, региональных и местных праздников;
– поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, защиту материнства, детства, отцовства;
– поддержка религиозных организаций.
При этом критерии оценки социальной ответственности бизнеса могут быть различными в зависимости от ряда факторов, например, от региона, в котором функционирует предприятие, от величины и структуры капитала и т. д. Рисунок 1 наглядно демонстрирует факторы, влияющие на выбор социально ориентированной стратегии предприятия. Из данной схемы можно заключить, что чем выше будет уровень развития общества, тем жестче данные критерии [35, с.158].
Рисунок 1 – Ключевые факторы, определяющие развитие концепции социальной ответственности предприятия
В качестве критериев может выступать оценка охраны окружающей среды, качества производимых товаров и услуг, отношений с работниками, активности в различных благотворительных программах. Влияние внешних факторов на предприятия вынуждают их становиться информационно прозрачными и социально ответственными. Однако, в этом обстоятельстве несомненно присутствуют и значительные преимущества.
Как показывают исследования, весомого финансового успеха достигают именно те предприятия, которые внедрили социальную ответственность в свою миссию. Реальные экономические выгоды при этом могут заключаться в следующем: увеличение продаж и укрепление позиции на рынке; рост производительности труда; повышение стоимости предприятия за счет роста оценки его репутации; упрощение доступа к инвестициям; снижение контроля со стороны государственных органов и другие [14].