Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Методы и показатели оценки результативности управления в организации

irina_k200 2820 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Цель исследования – разработка метода оценки и обеспечения эффективности управления предприятием с учетом динамики влияния внутренних и внешних факторов, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости развития бизнеса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить методические основы оценки эффективности управления предприятием; - рассмотреть критерии эффективности управленческой деятельности; - изучить систему показателей эффективности промышленного предприятия; - провести анализ организационно-экономической характеристики деятельности предприятия ООО «Вилманн»; - провести анализ показателей эффективности деятельности ООО «Вилманн»; - провести оценку результативности системы менеджмента на промышленном предприятии ООО «Вилманн»; - предложить мероприятия по повышению эффективности системы менеджмента в ООО «Вилманн»; - провести оценку экономического эффекта предлагаемых мероприятий и их влияния на показатели эффективности. Объектом исследования выступают ООО «Вилманн» и их иерархическая структура управления. Предметом исследования выступают управленческие и организационно-экономические отношения, связанные с обеспечением эффективности управления предприятиями. Теоретической и методической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме оценки эффективности управления организациями, анализу инструментария управления операторов телекоммуникационной отрасли, специфике деятельности малых предприятий. При проведении исследования использовались методы: системного анализа, факторного анализа, экономического анализа, теории массового обслуживания, математической статистики, а также методы бизнес-планирования, микро- и макроэкономического анализа, метод статистической обработки и анализа данных и др. В качестве информационной и эмпирической базы составили законодательные и нормативно-правовые акты, лежащие в основе государственного регулирования деятельности в области связи; данные статистических и справочных изданий Росстата; официальные публикации о состоянии и перспективах развития телекоммуникационного рынка России; данные о практической деятельности операторов связи Московской области, собранные автором в ходе специально организованных исследований; материалы монографий и аналитических отчетов, сборники трудов, статьи и иные публикации в научной и деловой печати, в том числе в сети Интернет. Теоретическое значение заключается в обосновании научных подходов к оценке результативности бизнес-процессов промышленных предприятий с учетом стратегических целей развития и повышению результативности бизнес-процессов, что способствует принятию решений, адекватных развитию бизнеса. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании методического инструментария оценки эффективности управления организациями различного типа иерархичности, включающего систему показателей, модель с использованием оптимальной иерархической структуры управления, что позволяет в целом повысить эффективность управления. Представленный метод эффективности управления предприятием ООО «Вилманн» в отличие от других включает в себя грейдинговую систему, а именно учет разнообразных бонусов и премий, зависящих от квалификации сотрудника, его опытности. Обоснование предлагаемого метода содержит рекомендации по созданию атмосферы заинтересованности персонала в работе в ООО «Вилманн» и усиление материальной заинтересованности и повышение ответственности всех работников ООО «Вилманн» для улучшения результатов работы предприятия. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в диссертации положения и методика ориентированы на широкое применение в области управления организациями. Апробация и реализация результатов. Концептуальные идеи, основные положения, выводы и рекомендации диссертации были представлены нами и получили положительную оценку на различных научных конференциях: - Международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития» (декабрь 2018 г., г. Волгоград), - Международная научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов (декабрь 2019 г., г. Волгоград). Публикации. Основное содержание и результаты диссертационного исследования изложены в 2 научных работах общим объемом 0,25 п.л. 1) Сандул М.А. Методы и показатели оценки результативности управления в инновационной организации / О.Е. Савицкая, М.А. Сандул // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития» (Волгоград, 2019 г.) Сфера, 2019. – С. 84-86. 2) Сандул М.А. Управление малым инновационных предприятием в условиях экономического кризиса / М.А. Сандул // Современный менеджмент: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития: Материалы II международной научно-практической конференции, декабрь 2019 г., Волгоград (Современный менеджмент: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития: Материалы II международной научно-практической конференции, декабрь 2019 г. – Волгоград: Сфера, 2020. – С. 95-98. Структура работы. Текст выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение.
Введение

Актуальность темы исследования. Любая организация обладает некой иерархической структурой, имеет свою систему управления, обнаруживает определённые закономерности функционирования и принятий управленческих решений. Деятельность организаций на каждом этапе их развития представляет собой естественный процесс адаптации к факторам внешней среды. Если организация успешно функционирует на рынке, то это означает, что она гармонично взаимодействует с внешней средой, адаптируется к ее характеристикам В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те организации, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Цели коммерческой организации (предприятия) могут считаться достигнутыми лишь при эффективности организационных процессов, то есть при обеспечении получения наилучших результатов на единицу затрат соответствующих ресурсов. Иными словами, эффективность является внутренней целью функционирования организационных систем. В процессе исследования были проанализированы теоретические работы российских учёных (В.Г. Афанасьева, А.А. Богданова, А.К. Гастева, Д.М. Гвишиани, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, Б.З. Мильнера, А.И. Пригожина, Г.Х. Попова, О.С. Сухарева и др.), а также на труды зарубежных представителей науки (И. Ансоффа, Л. фон Берталанфи, Н. Винера, М. Вебера, П. Друкера, Р. Коуза, Э. Мэйо, Д. МакГрегора, Г. Минцберга, Г. Саймона, А. Слоуна, Ф. Тейлора, А. Файоль, А. Чандлера,Ф. Эмери и др. ) Переход к рыночным отношениям в нашей стране выявил целый спектр новых проблем, связанных со становлением и развитием организаций и исследованием эффективности их функционирования. Анализом эффективности управления организациями в России и предполагаемым путям их решения посвящены работы современных учёных экономистов – И.Ю. Беляевой, А.А. Воронина, В.В. Дружинина, А.П.Михайлова, Л.А. Плотициной, В.Н. Садовского, М.А. Эскиндарова, а также других учёных – теоретиков и практиков. Проблемы формирования методов оценки эффективности иерархических структур управления, а также выявления факторов, влияющих на эффективность управления исследованы в работах Ю.А. Герасиной, М.В. Губко, О. Вильямсона, Г. Кальво, Дж. Мура, Р. Милгрома, С.П. Мишина, Д.А. Новикова, Б.И. Овсиевича, Р. Раднера, Х. Саймона Х., О. Харта, Е.Ю. Хрусталева, А. Цвиркуна и др. Проблемам разработки методик повышения эффективности функционирования иерархий управления посвящены работы М. Бекманна, С. Веллица, Л. Гарикано, Дж. Геанакоплоса, В. Зандта, Ж. Кремера, Э.Маскина, Ч. Ксу, Дж. Стиглица, Р.К. Саха и др. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных проблемам результативности управления, сегодня, в условиях глобализации и высокой нестабильности экономики, особое значение приобретают вопросы оценки эффективности организаций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8 1.1. Методические основы оценки эффективности управления предприятием 8 1.2. Критерии эффективности управленческой деятельности 23 1.3. Система показателей эффективности промышленного предприятия 31 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Вилманн» 43 2.1. Организационно-экономический анализ деятельности предприятия ООО «Вилманн» 43 2.2. Анализ показателей эффективности деятельности ООО «Вилманн» 52 2.3. Оценка результативности системы менеджмента на промышленном предприятии ООО «Вилманн» 59 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «Вилманн» 76 3.1. Мероприятия по повышению эффективности системы менеджмента в ООО «Вилманн» 76 3.2. Оценка экономического эффекта предлагаемых мероприятий и их влияния на показатели эффективности 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.1 Методические основы оценки эффективности управления предприятием В современной научной литературе представлено множество методов оценки эффективности управления предприятием. Рассмотрим основные существующие подходы, модели и методы оценки предприятия с точки зрения эффективности управления его деятельности. Разработка, внедрение и применение на практике моделей и методов оценки управления деятельностью и развитием является важным условием улучшения финансово-экономического состояния предприятия связи. Теории и практике управления предприятием уделяется достаточно много внимания. Вопрос эффективного управления предприятием освещается в современной литературе. Хорошо известны фундаментальные научные труды многих отечественных и зарубежных [10] ученых, в которых даются основополагающие вопросы теории и практики, приводятся важнейшие понятия и рассматриваются традиционные приемы и методы непосредственно для российских предприятий. В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления предприятием не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров управляемого объекта зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния фирмы [28, с.137]. Проблема оценки эффективности хозяйственной деятельности и ее источников, в сочетании с проблемой управления функционированием и развитием предприятий, всегда была одним из основных вопросов экономической науки. По определению К.Р. Макконелла и С.Л. Брю, «экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека». Выдвижению этой проблемы на передний план современных исследований способствует ускорение научно-технического прогресса и, соответственно, необходимость повышения темпов внесения изменений в действующий механизм управления. Рассмотрим существующие общеизвестные модели управления эффективностью предприятия. Ведущими управленческими моделями в настоящее время являются: - модель сбалансированной системы показателей Лоренца Мейсела; - Balanced Scorecard System, BSC (система сбалансированных показателей) Нортона Каплана; ? Economic Value Add (добавленная экономическая стоимость); ? пирамида эффективности К. МакНейра, Р.Ланча и К.Кросса; ? EP2M (Effective Progress and Performance Measurement) Кристофера? Адамса и Питера Робертса. Рассмотрим более подробно перечисленные модели. 1. BSC-модель Лоренца Мейсела была предложена в 1992 г. Отражает следующие параметры (блоки): взаимоотношения с клиентами, внутреннюю деятельность, финансовое обеспечение, перспектива людских ресурсов. В модели акцент сделан на то, что руководство предприятия должно быть более внимательным к своему персоналу и оценивать эффективность не только процессов и систем, но и его сотрудников [47]. 2. BSC (Balanced Scorecard System) Нортона-Каплана – сбалансированная система показателей (сбалансированная счетная карта, сбалансированная система оценочных индикаторов, система сбалансированных показателей эффективности) – это система стратегического управления и оценки ее эффективности, которая отражает цели и задачи предприятия в системе показателей. Опубликована в 2001 г. и изначально предназначалась для банковской сферы. Включает те же блоки что и модель Мейсела, но вместо блока «перспектива людских ресурсов» используются инновации, развитие и обучение [55, c. 261]. Данная модель оказалась очень популярной в России после перевода книги Нортона и Каплана «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию». Р.Каплан и Д.Нортон предложили систему, основанную на причинноследственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов. Она складывается из четырех составляющих – финансовой, клиентской, внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала, цели и задачи которых отражаются финансовыми и нефинансовыми показателями. Система сбалансированных показателей является составной частью системы BPM. 3. Стюарт Штерн разработал концепцию под названием «Система управления на основе показателя EVA» (EVA-based management). Система управления на основе этого показателя представляет собой систему финансового управления, которая задает единую основу для принятия решений основным и вспомогательным персоналом и позволяет моделировать, отслеживать, проводить и оценивать принимаемые решения в едином направлении: добавление стоимости к инвестициям акционеров. Стюарт и Штерн в качестве результата внедрения системы управления на основании данного показателя выделяют так называемые 4M: измерение (Measurement), система управления (Management system), мотивация (Motivation), стиль мышления (Mindset). 4. К. МакНейр, Р. Ланч и К. Кросс в 1990 году представили модель, которую они назвали пирамида эффективности (рисунок 1). Как и в других моделях, основной концепцией является связь клиентоориентированной корпоративной стратегии с финансовыми показателями, дополненными несколькими ключевыми качественными показателями. Традиционная управленческая информация должна исходить только от верхнего уровня. Пирамида эффективности построена на концепциях глобального управления качеством, промышленного инжиниринга и учета, основанного на «действиях». Под действиями понимается то, что выполняется людьми или машинами для удовлетворения потребителей. Рисунок 1 – Пирамида эффективности Пирамида эффективности на четырех различных ступенях показывает структуру предприятия, обеспечивающую двусторонние коммуникации и необходимую для принятия решений на различных уровнях управления. На верхнем уровне руководство предприятия формулирует корпоративное видение [62]. На втором уровне – цели подразделений и дивизионов конкретизируются применительно к определенному рынку и финансовым показателям. Клиенты и акционеры определяют то, что следует оценивать. Третий уровень состоит из ряда межфункциональных направлений в пределах предприятия, которые пронизывают несколько структурных подразделений. Три цели этого уровня показывают драйверы эффективности в отношении двух рыночных целей и одной финансовой. Кроме того, на этом уровне определяются такие оперативные цели, как качество, время поставки, длительность производственного цикла и потери от брака. В самой нижней части пирамиды, т.е. в области операций, действия оцениваются ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Модель была опубликована в журнале Management Accounting в статье C.J. McNair, Richard L. Lunch, Kelvin F. Cross «Do financial and nonfinancial performance measures have to agree?» в ноябре 1990 года. 5. Кристофер Адамс и Питер Робертс в 1993 году предложили модель, которую назвали ЕР2М («You are what you measure» в журнале Manufacturing Europe). EP2M аббревиатура от Effective Progress and Performance Measurement. Согласно Адамсу-Робертсу, важно, прежде всего, то, что компания делает в следующих четырех направлениях: обслуживание клиентов и рынков; совершенствование внутренних процессов (рост эффективности и рентабельности); управление изменениями и стратегией; собственность и свобода действий. Каждая модель управления эффективностью имеет свои особенности (таблица 1), которые обуславливают их применение в различных ситуациях для различных отраслей деятельности. Таблица 1 - Модели управления эффективностью предприятия Модель Акцент 1 2 BSC-модель Лоренца Мейсела Персонал, эффективность сотрудников BSC-модель Нортона-Каплана Четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы EVA-based management Четыре направления: измерение, система управления, мотивация, стиль мышления Пирамида эффективности Иерархичная структура управления ЕР2М-модель Четыре направления: обслуживание клиентов и рынков, совершенствование внутренних процессов, управление изменениями и стратегией, собственность и свобода действий При рассмотрении существующих экономико-математических методов оценки эффективности предприятия в современной научной литературе, можно выделить различные варианты их классификации. Каждый метод (методика) создается для конкретной ситуации и эффективен только при решении определенного круга задач. При этом различные исследователи по-разному определяют содержание комплекса данных методов. Так, В.В. Федосеев и И.В. Орлова [49, с.172] предлагают классификацию экономико-математических методов по типу научных дисциплин, к специфическому инструментарию которых относятся те или иные методы: - методы математической статистики: корреляционный, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ; - методы исследования операций в экономике: сетевые методы, программно-целевые методы, методы ветвей и границ, теория массового обслуживания, теория игр; - методы экспериментального изучения экономических явлений и методы машинной имитации, деловые игры и т.д. [69, c. 152]. В соответствии с классификацией В.В. Ковалева, методы и приемы, используемые в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, можно разделить на две большие группы: неформализованные и формализованные [54, c. 97]. Первая группа основана на описании аналитических процедур только на логическом уровне, вторая группа предполагает наличие достаточно строгих формализованных аналитических зависимостей и оперирует инструментами стохастического моделирования, теории принятия решений, методики финансовых вычислений и т.д. В работе Илларионова А.В. приводится классификация математических методов оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица, в основе которой лежит разбиение на группы экспертных методов оценки и автоматизированных систем оценки, которые в свою очередь делятся на статистические методы, методы линейного программирования, генетических алгоритмов и нейронных сетей и нечетко-множественные методы. Поскольку при оценке кредитоспособности заемщика фактически проводится анализ состояния предприятия, то будем считать, что эта же классификация с некоторыми изменениями может служить одним из вариантов классификации существующих математических методик, применяемых в процессе анализа состояния предприятия [46, c. 158]. Каждая из групп методов в свою очередь делится на подгруппы методов, причем некоторые методы могут использоваться в разных группах, так например, дискриминантный анализ, являющийся составной частью методов многомерного статистического анализа, используется для оценки коэффициентов классической модели Альтмана, а генетические алгоритмы могут использоваться самостоятельно, либо для оптимизации работы нейронных сетей [26] (рисунок 2). Рисунок 2 – Структурная классификация типов математических методов оценки состояния предприятия В целях данного исследования охарактеризуем данные методы и проанализируем целесообразность их применения с точки зрения управления малым предприятием связи. Классические методы оценки состояния предприятия основаны на расчете определенных групп коэффициентов и сравнении их с нормативными (базисными) значениями. Такие методы можно условно разделить на количественные и качественные. Качественные методы основаны на использовании методов опроса специалистов в данной области (или потенциальных клиентов). Они незаменимы при решении сложных задач оценки и выбора технически сложных объектов. В современной практике эти методы широко используются при анализе и прогнозировании ситуаций с большим числом значимых факторов, когда необходимо привлечение знаний, интуиции и опыта высококвалифицированных экспертов [8]. Данные методы основаны на систематизации суждений специалистов. При применении этих методов достигается наиболее подробное описание рассматриваемой проблемы. Наиболее часто используемые методы групповой экспертной работы: - мозговой штурм – оценки и выводы делаются в ходе заседания, одна? группа экспертов генерирует идеи, другая их анализирует, при этом, чем больше вариантов, тем выше вероятность точности оценки фактора, прогноза; - метод синектики – оценки и выводы делают специалисты из разных? сфер деятельности, принимается наиболее реальный вариант, получивший поддержку большинства; - метод дельфи – оценки и выводы делаются на основе обработки мнений представительной группы экспертов. Надежность полученных оценок в значительной степени зависит от правильного подбора экспертов, от их квалификации и информированности. Методика проведения экспертно-аналитического анализа должна включать не только описательный аспект определения тех или решений, а должна способствовать выявлению возможных причин их возникновения, предполагаемых результатов их реализации и разработке мероприятий по минимизации или устранению негативных последствий и давать стоимостную оценку этих результатов. В стандартных ситуациях с помощью качественных методов анализа проводится оценка экономический последствий того или иного управленческого решений, основанная на мнениях широкого круга экспертов [26]. Следует отметить, что практически для предприятия связи данные методы ввиду своей сложности и длительности носят скорее неформальный характер (обсуждения, совещания и т.д.). С учетом особенностей малого оператора связи, в целях данной работы, следует использовать, в первую очередь, количественные методы анализа. В современной практике финансового анализа известно множество показателей, используемых для количественной оценки деятельности организаций. Так как состояние предприятия определяется в первую очередь показателями ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности, то в дальнейшем рассмотрим эти группы. К первой группе относятся коэффициенты ликвидности и платежеспособности, оперирующие соотношениями величин активов компании и величин краткосрочных и долгосрочных обязательств. Вторая группа коэффициентов – коэффициенты финансовой устойчивости, показывающие определенные пропорции между отдельными группами активов и пассивов предприятия, а также позволяющие оценить возможность поступательного развития организации без угрозы возникновения кризисных ситуаций. Расчет коэффициентов третей группы – коэффициентов деловой активности, необходим для оценки качества управления организацией по критерию скорости преобразования активов в денежные средства [6]. К четвертой группе относятся коэффициенты рентабельности, которые характеризуют относительную эффективность деятельности предприятия и показывают, какие доходы компания извлекает из находящихся в ее распоряжении активов. От частных показателей, характеризующих отдельную сторону хозяйствования компании, переходят к комплексным коэффициентам, характеризующим положение предприятия в целом. Примером построения таких моделей можно найти в работах Альтмана, Таффлера и Тишоу, Зайцевой, Сайфулина и Кадыкова. Таким образом, классические методы оценки состояния предприятия подразумевают расчет определенных групп финансовых коэффициентов, которые затем сравниваются с каким-либо нормативом (базой). Этот подход удобен в применении, но не всегда достаточно информативен, так как не дает возможности проследить взаимосвязи между показателями, следовательно, требует доработки для целей анализа данного исследования [58]. Вместе с тем, определение причинно-следственных связей экономических явлений и процессов, происходящих на предприятии, является важнейшей задачей экономического анализа. Решить данную проблему позволяет использование экономико-статистических методов, основанных на анализе факторов. Необходимость применения статистических методов (методов многомерного статистического анализа) связана с существованием важной особенности реальных экономических систем, которая практически не учитывается в других системах оценки состояния предприятия. Экономические наблюдения неизбежно подвержены многочисленным случайным возмущениям, непредсказуемый, вероятностный характер которых проявляется на всех этапах, начиная с процесса получения самих наблюдений и заканчивая процессом принятия решения. Следовательно, разработка адекватных исследуемым процессам моделей оценки состояния предприятия неизбежно связана с исследованием случайных величин, что оказывается возможным на основе статистических методов [25]. Для оценки финансового состояния предприятия более удобно использовать такие методы многомерного анализа как дискриминантный, корреляционный, регрессионный и факторный анализ. Целью дискриминантного анализа является классификация объекта на основе измерения его различных характеристик, т.е. отнесение его к одной из нескольких групп (классов) наиболее оптимальным способом. Кластерный анализ – одна из разновидностей дискриминантного анализа, позволяет разбивать множество изучаемых объектов и признаков на однородные группы по ряду критериев, выбираемых пользователем. Корреляционный анализ позволяет устанавливать тесноту связи между наблюдениями, которые можно считать случайными и распределенными по нормальному закону. Но при этом корреляционный анализ устанавливает только факт степени тесноты связи, и не отражает причин ее возникновения. Регрессионный анализ позволяет установить аналитическое выражение стохастической зависимости между исследуемыми признаками, то есть, в отличие от корреляционного анализа, регрессионный анализ дает возможность определить формализованную связь между исследуемыми признаками. Методы современного факторного анализа направлены на отыскание скрытых закономерностей между факторами и оценки их влияния на результативные показатели, описание изучаемого явления значительно меньшим числом обобщенных факторов, выявление стохастической связи между исходными и обобщенными факторами, построение уравнения регрессии на обобщенных факторах. Основная цель факторного анализа состоит в выявлении небольшого числа гипотетических величин, соответствующих гораздо большему числу исходных или экспериментальных факторов. Факторы должны быть по возможности простыми и достаточно точно описывать и объяснять наблюдаемые величины [12]. Таким образом, факторный анализ является методом, упорядочивающим кажущуюся хаотичность изучаемого явления, который позволяет генерировать новые гипотезы. Набор методов факторного анализа в настоящее время достаточно велик: метод главных компонент, простые методы факторного анализа, аппроксимирующие методы факторного анализа. Метод главных компонент имеет некоторое преимущество перед простыми методами факторного анализа, которое заключается в том, что он способен выявить достаточное число характерных факторов при анализе конкурентоспособности предприятия. Преимуществом использования метода главных компонент перед групповым методом является то, что он не требует предварительного отбора групп элементарных признаков, а это позволяет упростить анализ. Метод главных компонент отличается от метода главных факторов более простой логической конструкцией, и в то же время на его примере становятся понятными общая идея и целевые установки многочисленных методов факторного анализа. На основе вычисленных главных компонент можно построить более простую и вместе с тем наиболее информативную систему описания конкурентоспособности предприятия, оценить силу причинно-следственной связи между факторами и выделенными главными компонентами, исследовать возможности изменения анализируемых факторов под влиянием главных компонент. Кроме того, результаты группировки по главным компонентам можно использовать для проведения сравнительного анализа факторов, за счет которых предприятие добилось наилучших результатов в увеличении конкурентоспособности. Это позволяет выявить прогрессивные тенденции повышения эффективности использования производственных ресурсов [10]. Таким образом, статистические методы оценки состояния предприятия позволяют отразить структуру и особенности проявления исследуемых объектов через описывающие их признаки на всех этапах с учетом всех дестабилизирующих факторов, и количественно описать указанные процессы, используя хорошо развитие методы математической статистики. Несмотря на относительную сложность математического аппарата, постановки задачи и интерпретации результатов, методы многомерного статистического анализа дают наглядное представление причинно-следственных связей явлений и процессов, происходящих на предприятии, а так же позволяют объективно оценить результаты проведенной работы через главный показатель качества – достоверность оценки состояния предприятия [17, с. 203]. Как известно из экономической теории, деятельность предприятия происходит в условиях ограниченности ресурсов. В связи с этим на любом этапе жизненного цикла предприятия происходит поиск оптимальных решений. Теория принятия оптимальных решений представляет собой совокупность математических и численных методов, ориентированных на нахождение наилучших вариантов из множества альтернатив и позволяющих избежать их полного перебора [25, c. 5]. В частности, имитационное моделирование используют при выборе наиболее приемлемого варианта развития событий, путем проведения многочисленных имитационных расчетов. Метод построения дерева решений является еще одним инструментом теории принятия решений, однако имеет более общее применение, так как основан на оценке рисков. С помощью линейного программирования в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия решаются задачи, относящиеся к планированию наилучшего применения использования имеющихся ресурсов. На практике метод линейного программирования применяется в системах управленческого учета и внутреннего анализа. Теория игр представляет собой набор математических моделей принятия оптимальных решений в сложных ситуациях рыночных отношений, носящих характер конкурентной борьбы, в которых одна противоборствующая сторона выигрывает за счет другой стороной. Наряду с такой ситуацией в теории принятия решений рассматривают также ситуации риска и неопределенности, которые имеют различные модели и требуют разных критериев выбора оптимальных решений [56, c. 139]. Метод исследования операций основан на разработке и практическом применении методов наиболее эффективного управления различными организационными системами. Управление любой экономической системой реализуется как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Знание данных закономерностей помогает определить условия, необходимые и достаточные для осуществления данного процесса. Для этого все параметры, характеризующие процесс и внешние условия, должны быть количественно определены. Целью данного метода является количественное обоснование принимаемых решений по организации управления предприятием. Применение данного метода предполагает: построение экономических и математических моделей для задач принятия решений в сложных ситуациях или в условиях неопределенности;? изучение взаимосвязей, определяющих впоследствии принятие решений, и установление критериев эффективности, позволяющих оценивать преимущество того или иного варианта действия [63, с.184]. Наряду с другими экономико-математическими методами в экономическом анализе используется теория массового обслуживания. Она применяется, в частности, в розничной торговле при анализе количества обслуживаемых покупателей и продолжительности их обслуживания (при условии высокого качества их обслуживания). На эти показатели оказывают влияние различные факторы (переменные величины). Они взаимодействуют между собой в условиях процесса обслуживания покупателей, носящего стохастический характер. Теория массового обслуживания заключается в том, что на базе теории вероятностей выводятся математические методы анализа процессов массового обслуживания, а также методы оценки качества работы обслуживающих систем [47]. В настоящее время наблюдается проникновение методов научного познания из одних наук в другие и поэтому сейчас достаточно сложно отнести тот или иной метод научного познания или практический прием к инструментарию какой-либо отдельной науки. В анализе эта черта проявляется особенно явно, поскольку он связан с обработкой большого количества информации. В связи с этим, в последнее время в экономическом анализе получили распространение такие математические технологии, как нейросетевые методы и нечетко-множественные методы оценки состояния предприятия. Нейронные сети представляют собой новую и весьма перспективную вычислительную технологию, дающую новые подходы к решению различных задач в области экономки. Имеется определенное сходство в использовании нейронных сетей и методов многомерного статистического анализа при оценке финансового состояния предприятия [36]. Преимущество использования нейронных сетей, как инструмента оценки финансово-экономического состояния организации, состоит в том, что взаимоотношения между величинами заранее не устанавливаются, поскольку метод предусматривает изучение существующих взаимосвязей на готовых моделях.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Теория управления, 74 страницы
2220 руб.
Диссертация, Теория управления, 96 страниц
2880 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg