Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового

irina_k200 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Цель данной работы – исследовать актуальные проблемы правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и предложить меры по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1. Рассмотреть основные этапы развития правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в России и за рубежом. 2. Исследовать правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. 3. Исследовать актуальные проблемы правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. 4. Выявить направления совершенствования правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними. Объект исследования - правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации. Предмет исследования - проблемы правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в РФ и пути их решения. Научная новизна исследования заключается в иссле¬довании новшества в правовой регламентации соответ¬ствующих правоотношений, которые получили научное обоснование либо подверглись аргументированной крити¬ке. Исследование проведенное позволило также выявить противоречия и пробелы в новейшем законодательстве по вопросам правового регулирования опеки и попечитель¬ства как формы устройства детей, оставшихся без попече¬ния родителей. Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство, интернет-публикации и др. Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. Забота о детях, является основной задачей не только их прямых попечителей, но и государственных органов. В России принято считать, что каждый ребёнок должен воспитываться в семье, чтобы не чувствовать себя ограниченным или же не таким, как все, то есть развиваться в нормальных условиях. Исходя из этого, законодательство отдаёт предпочтение семейным формам воспитания и развития детей. К предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относятся вопросы улучшения положения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вышеуказанные субъекты встречаются в региональных актах и актах органов местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Семья находится под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Граждане любого возраста старше 18 лет, состоящие в браке или нет, имеющие в собственности жилье или просто снимающие квартиру, воспитывающие кровных детей или никогда не имевшие их, по закону могут усыновить ребенка. Учитывается только размер дохода семьи (нужно не менее одного прожиточного минимума на человека), состояние здоровья родителей (сегодня уже и онкология не помеха, остается вывести из перечня ограничений ВИЧ и гепатит), качество жилья (чтобы не аварийное состояние, наличие отопления, водоснабжения и места, куда поставить кровать и стол для занятий ребенка). По сути, законные требования минимальны, а вот по факту препятствий достаточно, чтобы многие люди отказывались от идеи принятия сироты. И в последние годы искусственных преград становится только больше.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 §1. Основные этапы развития правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в России и за рубежом 5 §2. Правовая основа деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних 15 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 25 §1.Актуальные проблемы правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 25 §2. Направления совершенствования правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53 Приложение 61
Список литературы

1. Конвенция «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2019. № 10 (113) 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. .№51-ФЗ (в ред. от 23.05.2018) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16. 5. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. от 31.12.2017) // «Российская газета», № 94, 30.04.2008, 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. 8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. 27.01.1996. № 17. 9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 13.03.1993. № 49. 10. Решение Центрального районного суда г. Симферополя по делу № 2-2314/2016 от 28.10.2016 г. // СудАкт: электронная база судебных решений [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/yVtTWn7TxnlU/ (дата обращения 25.11.2019) 11. Решение Нижнегорского районного суда (Республика Крым) по делу № 2- 749/2016 от 3.11.2016 г. // СудАкт: электронная база судебных решений [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/4Ak0ccsWm0QQ/(дата обращения 25.11.2019) 12. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177. 13. Решение Красноперекопского районного суда (Республика Крым) по делу № 2- 1107/2017 от 13 февраля 2018 г. // СудАкт: электронная база судебных решений [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/c2tRLkfXOQHW/(дата обращения 25.11.2019) 14. Решение Черноморского районного суда (Республика Крым) по делу № 2- 1072/2017 от 28 декабря 2017 г. // СудАкт: электронная база судебных решений [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/QX8EnmUoTVQh/(дата обращения 25.11.2019) 15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» // Гарант: правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709348/(дата обращения 25.11.2019) 16. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспита¬нием детей: постановление Пленума Верхов¬ного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 // Бюл. Верховного Суда РФ. 1998. № 7. 17. О практике применения судами законо¬дательства при разрешении споров, связан¬ных с защитой прав и законных интересов ре¬бенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 нояб. 2017 г. № 44 // Рос. газ. 2017. № 7428(262). 18. Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым по делу 2-483/2014 от 22 апр. 2014 г. // Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым, архивный номер 4226/2014. 19. Обзор практики разрешения судами спо¬ров, связанных с воспитанием детей: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. // Бюл. Верховного Суда РФ. 2012. № 7. 20. Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым по делу 2/122/1017/2012 от 9 апр. 2012 г. // Централь¬ный районный суд г. Симферополя Республи¬ки Крым, архивный номер 263/2012. 21. Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым по делу 2-1706/2015 от 30 сент. 2015 г. // Централь¬ный районный суд г. Симферополя Республи¬ки Крым, архивный номер 212/2015пост. Научные источники и материалы СМИ и Интернет 22. Информация о работе департамента по делам детей по защите прав и законных интересов детей за 2018 год. URL: http://sdd. simadm.ru/otchety-o-prodelannoj-rabote/ 23. Аблятипова Н.А., Луговая Ю.С. Ограничение родительских прав: современные проблемы реализации // Крымский научный вестник. 2019. № 1 (22). С. 44-50. 24. Аргунова Ю.Н. Опека над недееспособными: законодательные новеллы. // Независимый психиатрический журнал.- 2015,- 2,- С.14. 25. Будзинская А. Правовые аспекты воспитания российских детей, оставшихся без родительского попечительства / А. Будзинская // Юридический журнал. — 2012. — N° 2. — С. 39-44. 26. Гаркуша Е.Г. Некоторые аспекты возникновения и прекращения опеки и попечительства / Е.Г. Гаркуша // Вестник современных исследований. 2018. № 2.1 (17). С. 111-118. 27. Дармилова Л.Ф. Опека и попечительство как важный институт развития страны // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 5 (32). С. 650-653. 28. Демография. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/(дата обращения 25.11.2019) 29. Зилковская Л.М. Некоторые вопросы установления опеки над детьми // Правовое государство. — Сочи, 2011. — № 3. - С.40-44. 30. Жабина И.С. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства: проблемы правового регулирования // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 3 (30). С. 438-441. 31. Жаглина М.Е., Костина С.Е. Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник СГЮА. 2016. №3 (110). 32. Иншакова А.О., Кагальницкова Н.В. Обеспечение жилищных прав социально уязвимых детей - неотъемлемая составляющая реализации социальной функции государства // Правовая парадигма. - 2017. - Т. 16. - № 1 33. Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / О.В. Кузнецова, Т.Г. Пивоварова // СПС КонсультантПлюс, 2013 34. Калина, Е.А. Органы опеки и попечительства: полномочия и задачи [Текст]/ Е.А. Калинина // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 11. - С. 107-109. 35. Карасева, Н. А. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов несовершенно¬летних // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2018. N° 1. С. 476-480. 36. Кирьянова, О. В, Сипачева, М. В. Защита конституционного права на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: постановка проблемы // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации. 2017. С. 82-88. 37. Мамиконян, М. С. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. С. 188-191. 38. Маркосян А.В. Еще раз о договоре об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного /А.В. Маркосян // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 4. С. 10-13. 39. Мусипова Д.М., Сатанбекова Б.Ж. Порядок установления опеки над несовершеннолетними детьми в республике Казахстан // Вестник Омского регионального института. 2019. № 1. С. 269-272. 40. Мосиенко Т.А., Никитина А.А., Меркулов М.М. Правовая характеристика деятельности органов опеки и попечительства, института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 77-81. 41. Чуркина Л.М. К вопросу о правовом регулировании международного усыновления // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 3. С. 283-290. 42. Шергунова, Е.А., Чекрыгина, И.М. Социальные аспекты положения семьи в современном российском обществе // Сборник статей «Актуальные проблемы цивилистики» / Составители: Фомина Е. И., Новрузова О. Б. - Курск, 2014. - С. 126-128. 43. Шахмерзаева Э.Б. Жилищные права несовершеннолетних: их реализация и проблемы правового регулирования // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2019. № 5 (30). С. 57-59.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ §1. Основные этапы развития правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в России и за рубежом Одной из самых масштабных проблем социальной политики в России является проблема детей-сирот в обществе. В наше время Россия испытывает огромное количество проблем, которые требуют быстрого решения. Лицам, которые хотят усыновить, опекать ребенка, вынуждены пройти не малые трудности. Одной из важнейших для России задач является вопрос о сокращении детских домов и интернатов. Для того чтобы взять ребенка под опеку, опекун может столкнуться с множеством проблем. Опека и попечительство издавна известны обычному пра¬ву и законодательству разных стран, в том числе России. Сиротство - это социальное явление, и оно существует столько же, сколько и человеческое общество . Необходимо помнить, те важные уроки гуманности, которые преподнесли нам исторические деятели России. При правлении Ивана Грозного в 1551 году была представлена идея, о том, что надо выявить в каждом городе людей, которые находятся в тяжёлом положении и нуждаются в помощи, они должны были быть устроены в богадельни, где их будут обеспечивать необходимым. Воплощение этой идеи в жизнь привело к тому, что в круг задач государства стало входить и призрение сирот. При Иване Грозном начали открывать сиротские дома, которыми ведал церковный Патриарший приказ. Продовольствием неимущих, поддержкой сирот в период своего правления обеспечивали Борис Годунов и Василий Шуйские. Во время правления Федора Алексеевича в 1682 году был подписан Указ, согласно которому из общего числа выделялись безродные дети, и ставился вопрос об их содержании путем открытия специальных учреждений. Но конкретными сведениями о реализации данного указа, историки не располагают и поэтому возникают сомнения о его реальности. Митрополитом Иовом была построена первая «сиропитательница». До этого сироты жили вмести с взрослыми. Семье было выгодно призревать сироту, так как призреваемый ребенок становился рабочей силой, как ранее было сказано холопом. Данное начинание было всецело поддержано Петром I и он велит во всех губерниях строить подобные заведения. Советское государство становится единственным благотворителем и берет на себя функции по обеспечению детей сирот. Следует отметить, что проблема сиротства и беспризорничества в молодой Советской России была острейшей. После гражданской войны, голода целые толпы детей бродяжничали и вызывали беспокойство у органов власти, так как поставленные на грани выживания дети как оголодавшие звери нападали стайками на граждан с целью поживится. В 1922 г., по официальным данным, в стране насчитывалось 7 млн. обездоленных детей. Огромное количество умерших детей на улице создало чрезвычайную ситуацию, которую должен был нивелировать Ф. Дзержинский. Приоритетной задачей социальной политики современного государства остается по-прежнему оказание помощи детям, которые остались без попечения родителей. В 2008 году был принят Федеральный закон «Об опеки и попечительстве». Принятие этого закона был необходим, с помощью него пришлось внести изменения в ряд других Федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». Одна из самых очевидных трудностей усыновителей и приемных родителей в современной России — это взаимодействие с органами опеки и попечительства, а также другими властными структурами. Люди, которые обязаны защищать интересы детей, к сожалению, не всегда понимают, как именно это делать. Понятие «в интересах ребенка» трактуется по-разному и часто не имеет никакого отношения к реальным потребностям сироты. Сотрудники опеки не проходят специального обучения: ни один колледж, ни один вуз в нашей стране не готовит специалистов сферы защиты детства. Должности в ООП занимают инженеры, врачи, юристы, люди какой угодно специальности, кроме несуществующей профильной. Семейная и детская психология, понятия о психологических травмах и депривации, последствия влияния детдома и отсутствия значимого взрослого на развитие ребенка — специалисты не имеют даже этих базовых знаний. Как следствие, они вынуждены руководствоваться личным житейским опытом, который, как правило, не имеет ничего общего с помощью сиротам. В новогодние праздники 2020 года в одном из регионов России разворачивалась такая история: 17-летнюю девочку Яну забрали в детский дом из приемной семьи, в которой она жила до этого 2,5 месяца (на основании закона о временной передаче ребенка). Приемные родители хотели оформить постоянную опеку. Яна мечтала остаться в семье, которую сама для себя выбрала — познакомилась с приемной мамой в детском доме по собственной инициативе. Впервые в жизни ребенок жил спокойно и счастливо, в атмосфере принятия и любви. Но опека города посчитала, что подростка нужно вернуть в систему. Против воли самой девочки, против желания ее приемных родителей, несмотря на их попытки решить вопрос официальным путем. Наперекор всякой логике — шанс обрести семью у 17-летней сироты стремится к нулю: в стране 80% сирот — это подростки, но при этом подавляющее число кандидатов готовы принять только здорового малыша. Хотя бы по этой причине государственные службы должны способствовать тому, чтобы подростки находили семьи, а не теряли их. Но вопреки здравому смыслу — на содержание ребенка в детском доме государство тратит во много раз больше средств (от 60 тысяч до 120 тысяч рублей ежемесячно), чем уходит на воспитание в семье, даже учитывая пособия и выплаты на ребенка — чиновники поступили жестоко. Ни участь Яны, которая в 18 лет должна была остаться одна, чтобы повторить судьбу 90% своих товарищей по несчастью, не справляющихся с жизнью после детдома, ни деньги налогоплательщиков — нас с вами — чиновников не интересовали. Яна написала открытое письмо президенту и уполномоченному по правам ребенка, конкретная история получила широкую огласку и поддержку многих людей. Поэтому Яна сейчас в семье. Но есть множество похожих историй, о которых сами дети не рискнули рассказать, и поэтому они закончились плачевно. Активисты сообщества родителей детей-инвалидов и профильных НКО просят неравнодушных людей поддержать принятие полноценного закона о распределенной опеке, который позволил бы назначать недееспособным несколько опекунов, включая НКО. Для включения вопроса о принятии полноценной версии закона в список президентских поручений по итогам встречи членов СПЧ с Владимиром Путиным нужно оставить комментарии на сайте Совета. Ранее Всероссийская организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) выступила с протестом против внесения ряда подготовленных Минюстом поправок в законопроект о распределенной опеке, крайне важный для защиты прав недееспособных. На заседании Совета по правам человека при президенте 10 декабря 2019 года главе государства был передан проект реорганизации системы взаимодействия органов опеки с семьей в кризисной ситуации и правил изъятия детей, подготовленный в БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», передает РБК. Речь не идет о каком-то новом документе или законопроекте — предложения, о которых сообщается, давно известны, пояснили в благотворительном фонде. В частности, по сведениям агентства, правозащитники предложили вниманию президента следующие решения: изъятие ребенка из семьи сделать крайней мерой, применяемой, «только если угроза исходит от родителя и неустранима»; функции помощи семье и выявления нарушения прав детей организационно разделить; ориентировать органы опеки на помощь семье в преодолении кризиса, устранение угрозы и на возвращение ребенка в семью, если родители не совершали преступлений против его жизни, здоровья или половой неприкосновенности. Предлагается удалять из семьи не ребенка, а взрослого, который представляет для него угрозу, или переместить ребенка с родителем, который для него угроз не представляет. Если ребенка все же изъяли из семьи, перемещать его не в детский дом, а к родным и близким семьи, а если таковых нет, то во временную приемную семью, пока ведется работа с его кровной семьей. Решение о перемещении ребенка должно приниматься в течение 12 часов. «Речь идет о концепции помощи ребенку и семье в кризисной ситуации, которую мы предлагаем уже около 10 лет, — рассказала президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам Елена Альшанская. — С основными ее положениями можно ознакомиться в многочисленных публикациях. Это свод предложений, а не какой-то готовый законопроект. Мы надеемся, идея, что это надо менять, получит поддержку на государственном уровне, и готовы присоединиться к работе над необходимыми для этого документами. Мы не предлагаем в ситуации необходимости вмешательства в семью изымать родителя вместо ребенка. Это неправильная трактовка нашего старого документа, по которому мы предлагаем изменить подход к отобранию ребенка из семьи в целом. Сегодня мы говорим об изменении подхода, потому что нам нужно изменить концепцию профилактики социального сиротства и вмешательства в семью для защиты прав ребенка. Итак, являясь социальным институтом семья, основывается на родственных отношениях. Однако в случае потери или при отсутствии родственников предусмотрен институт опеки и попечительства. К функциям и полномочиям данного института относятся: устройство малолетних (не достигших четырнадцати лет граждан), несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, признанных судом недееспособных граждан или ограниченных судом в дееспособности граждан. Опека и попечительство в большей мере основываются на семейно¬-правовых связях, которые подразумевают заботу о недееспособном и несовершеннолетнем члене семьи. Тем не менее, большое значение имеют гражданско-правовые признаки рассматриваемого правового института §2. Правовая основа деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних В соответствии со ст. 15 Конституции РФ именно этот нормативныи? обладает высшеи? юридическои? силои?, что позволяет нам сделать вывод о его верховенстве в системе источников. В ч. 4 этои? же статьи указывается, что общепри- знанные принципы и нормы международного права и международные догово- ры являются составнои? частью правовои? системы России. Однако следует понимать, что речь идет именно о правовои? системе, а не системе законодательства или права. При этом следует различать, что отдельное место во внутригосударственнои? правовои? системе занимают 1) общепризнанные принципы и нормы международного права и 2) международные договоры. Именно о применении последних говорит законодатель. Положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применимо и к отношениям по опеке и попечительству, что подтверждается ч. 5 ст. 3 ФЗ No 48. Среди нормативных международных источников по вопросам опеки и попечительства можно назвать Гаагскую конвенцию об урегулировании опеки над несовершеннолетними (1902 г.) и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними (1905 г.), Гаагскую конвенцию о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних (1961 г.), Минская конвенция 1993 г. (ст. 33,34), Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 36), Конвенция Организации Объединенных Нации? о правах ребенка и др. При изучении вопроса иерархии международных источников и внутригосударственных нормативных актов, мы столкнулись с проблемои? определения их места в этои? общеи? системе. Из буквального толкования ст. 15 Конституции РФ следует, что положение международного договора выше основного закона государства, однако это ошибочно. Полагаем, что международныи? договор занимает промежуточное место между Основным законом нашего государства и федеральными конституционными законами (ФКЗ). Вторым проблемным моментом стал вопрос об определении юрисдикции Европеи?ского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) при разрешении споров по опеке и попечительству, поскольку в силу ст. 46 Конвенции о защите прав человека Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательное по- становление ЕСПЧ по всем делам, по которым они являются сторонами. Прак- тика исполнения таких решении? показала, что это не всегда соответствует Конституции РФ. В связи с чем, Конституционныи? Суд РФ 14 июля 2015 г. принял постановление, в котором он подчеркивает необходимость создания меха- низма исполнения окончательного постановления ЕСПЧ, позволяющего избе- жать противоречии? с внутренним законодательством и защищающего права че- ловека должным образом. Особую роль в нем будет играть Конституционныи? Суд РФ, которыи? при обращении к нему с запросом, наделен правом разрешать вопрос о возможности или невозможности исполнения решении? ЕСПЧ. Анализируя нормы международного права, мы пришли к выводу, что вопросы опеки и попечительства, как правило, регулируются, исходя из привязки к праву страны, гражданство которои? имеют участники этих правоотношении?. Следует отметить, что большинство международных договоров с участием России по осуществлению опеки (попечительства), предусматривает закрепление общего правила, изложенного в ст. 1199 ГК РФ. Определяющим здесь будет понятие личного закона участников правоотношения по опеке (попечительству). Если быть более точным, то устанавливается и отменяется опека (попечительство) по праву страны, гражданство которои? имеет подопечныи?, тогда как обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) – по праву страны, гражданство которои? имеет именно сам опекун (попечитель). Однако в силу ч. 3 ст. 1195 ГК РФ и ч. 3 ст. 1199 ГК РФ в случае, если подопечным является иностранныи? гражданин, которыи? имеет место жительства в Рос- сии?скои? Федерации, применимо россии?ское право, если для последнего оно бу- дет более благоприятным. Далее более подробно рассмотрим систему внутригосударственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по опеке и попечительству. Безусловно, что специализированным актом по вопросам осуществления, установления и прекращения опеки (попечительства) здесь будет являться ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – ФЗ No 48). Однако, изучив работы, в кото- рых данныи? закон подвергся серьезнои? критике, мы можем утвер- ждать, что требуется серьезная его доработка, в том числе и в части установления иерархии системы источников правового регулирования опеки и попечительства. Исходя из анализа норм ФЗ No 48, мы установили, что в основном к источникам правового регулирования большинства вопросов по опеке и попечитель- ству, относятся ГК РФ и СК РФ. Существует определенная проблема в определении их применения между собои?. Ознакомившись с указанными нормативными актами, мы установили следующее. 1. В ч. 1 ст. 3 ФЗ No 48 указано, что отношения по вопросам осуществления опеки (попечительства) регулируются в первую очередь ГК РФ. Следующим нормативным актом назван ФЗ No 48. В ч. 2 этои? же статьи определено, что особенности установления, осуществления и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними предусмотрены СК РФ и иными нормативны- ми актами, регулирующими семеи?ные правоотношения. Тем самым закон подчеркивает специфику правового регулирования отношении? по опеке (попечи- тельству) в отношении несовершеннолетних лиц. 2. В СК РФ в ч. 3 ст. 145 СК РФ предусмотрено, что применение ГК РФ и ФЗ No 48 к отношениям по установлению, осуществлению и прекращению опеки (попечительства) над несовершеннолетними, оставшимися без родительского попечения, возможно только, если семеи?ному законодательству это не про- тиворечит. В принципе, это соответствует общеи? норме, изложеннои? в ст. 4 СК РФ, в соответствии с которои? к имущественным и неимущественным отношениям между членами семьи нормы гражданского могут быть применены, толь- ко, если это не противоречит существу семеи?ных отношении?. Таким образом, мы считаем, что далеко не ко всем отношениям по осуществлению и установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними применимы нормы гражданского законодательства. В литературе встречается в частности мнение, согласно которому законодателю вообще стоит отказаться от гражданско-правового уклона в регулировании института опеки и попечительства именно над несовершеннолетними. 3. И, наконец, в ч. 1 ст. 34 ГК РФ, на наш взгляд, содержится прямое про- тиворечие с положениями, изложенным выше, поскольку прямо указано, что вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осу- ществлению опеки (попечительства) над детьми без родительского попечения, регулируются ГК РФ, СК РФ и другими нормативными актами. Тем самым подтверждается предположение о гражданско-правовом векторе отношении? по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними. В литературе высказывается также позиция, в соответствии с которои? нормы ФЗ No 48 вообще не имеют распространение на отношения по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними. В обоснование положена ст. 1 ФЗ No 48, в которои? указано, что сфера распространения данного закона – отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над недееспособными или не полностью дееспособными. Как мы видим категории детеи?, оставшихся без попечения родителеи? здесь нет. В этои? связи поставлено под сомнение распространение ФЗ No 48 на установление опеки и попечительства над несовершеннолетними. Как отмечает Нечаева А. М., не совсем оправданным и эффективным является перевод семеи?но-правовых отношении? по семеи?ному устрои?ству несовершеннолетних в гражданско-правовую сферу, поскольку первые основаны не на отношениях делового партнерства, а отношениях, регулируемых совершенно на иных принципах. Однако в п. 5 ст. 2 ФЗ No 48 мы находим разъяснение термина не полностью дееспособныи?. К такои? категории относятся и несовершеннолетние, и лица, ограниченные судом в дееспособности по ст. 30 ГК РФ. В связи с необходимостью устранения путаницы в определении сферы распространения норм ФЗ No 48 на всех категории? подопечных, предлагаем внести некоторые изменения и дополнения названныи? нормативныи? акт. Так предлагаем ч. 1 ст. 1 изложить в следующеи? расширеннои? редакции: «1. Настоящии? Федеральныи? закон регулирует отношения, возникающие в свя- зи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также над детьми, оставшимися без попечения родителеи?». В этои? связи требуется и расширение сферы задач, стоящих перед государственным регулированием деятельности по опеке (попечительству). Так, считаем возможным дополнить ст. 4 ФЗ No 48 п. 6 следующего содержания: «6) создание необходимых условии? надлежащего семеи?ного воспитания для несовершеннолетних подопечных, а также их обучения и образования». Изучая далее вопрос о правовом регулировании опеки и попечитель- ства, мы установили, что в соответствии с деи?ствующими правилами по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте России?скои? Федерации правовую основу деятельности по опеке (попечительству) в отношении даннои? категории подопечных составляет следующии? ряд законодательных актов России?скои? Федерации: ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении? несовершеннолетних», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в России?скои? Федерации», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальнои? защите детеи? сирот и детеи?, оставшихся без попечения родителеи?», ФЗ «О государственном банке данных, оставшихся без попечения родителеи?», ФЗ «Об общих принци- пах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственнои? власти», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в россии?скои? Федерации» и др. Два последних нормативных акта применимы и при регулировании вопросов по опеке и попечительству над совершеннолетними, не обладающими полнои? дееспособностью. В связи с тем, что правовое регулирование несколько различается в отношении разных категории? подопечных следует предположить разделение опеки и попечительства на два вида: 1. опека (попечительство) над несовершеннолетними, установление, осуществление и прекращение которои? регулируется нормами семеи?ного законодательства; 2. опека (попечительство) над совершенно- летними лицами, не обладающими полнои? дееспособностью, осуществление которои? регламентировано гражданским законодательством. В связи с чем так- же можно предположить, что логично возложить и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении этих двух категории подопечных на разные уполномоченные исполнительные органы государственнои? власти субъекта России?скои? Федерации. Например, на орган социальнои? защиты населения – в отношении совершеннолетних лиц; на орган управления образовани- ем – в отношении детеи?, оставшихся без попечения родителеи?. Таким образом, в ходе изучения обозначенного вопроса, мы пришли к выводу о том, что институт опеки (попечительства) – это комплексныи?, межотраслевои? институт, которыи? не может быть урегулирован нормами однои? отрасли права. Хочется отметить и еще одну проблему в вопросе правового регулирования изучаемых отношении?. В связи с тем, что органы опеки и попечительства в настоящее время – это органы исполнительнои? власти субъекта России?скои? Федерации (ч. 1 ст. 6 ФЗ No 48), а в случае делегирования полномочии? – органы местного самоуправле- ния (ч. 1.1. ст. 6 ФЗ No 48), то встает вопрос о разграничении их компетенции. Ответ на него мы может наи?ти в ч. 3, 4 ст. 3 ФЗ No 48. Также следует учитывать и положения ст. 71 Конституции РФ, которые относят гражданское законодательство к исключительнои? компетенции России?скои? Федерации, а семеи?ное, например, находится в совместном ведении. Так, например, нормативным ак- том на уровне субъекта РФ можно определить порядок и формы сопровожде- ния семеи?, принявших детеи? под опеку (попечительство) по договору (возмезд- ная опека), однако установить права и обязанности сторон по такому договору на региональном уровне нельзя, так как это вопрос содержания гражданского правоотношения возмездного оказания услуг. Во всех случаях нормотворчества субъектов России?скои? Федерации деи?ствует общее правило: нормативные акты субъектов не должны противоречить федеральному законодательству, регулирующему отношения по опеке и попечительству. Таким образом, отношения, регулируемые гражданским законодательством, в отличие от семеи?но-правовых отношении? на уровне субъектов РФ урегулированы быть не могут. На практике встречаются и случаи противоречия законодательства субъектов РФ федеральному. Так, например, о таких фактах было сказано в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г. Так, в соответствии с приказом Департамента труда и социальнои? защиты населения г. Москвы от 19 сентября 2017 г. No 969 «О мерах по повышению эффективности осуществления контроля ор- ганами опеки и попечительства за деятельностью опекунов, приемных родителеи?» утверждены примерные формы договора о приемнои? семье и дополнительного со- глашения к нему, что своеи? ситу противоречит ч. 2 ст. 11 Закона г. Москвы от 14 ап- реля 2010 г. No 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа вгороде Мо- скве», в котором установлено, что примерная форма договора о приемнои? семье, а также дополнительные соглашения к нему утверждаются исключительно Правительством города Москвы. Причем предписания приказа No 969 фактически ухудшают положения приемнои? семьи и могут повлечь нарушение прав как приемных родителеи?, так и приемных детеи?. Следует отметить, что на этапе существования гражданского законодательства до принятия ФЗ No 48 такая форма заботы как патронаж рассматрива- лась как разновидностью попечительства над совершеннолетними гражданами, но нормы о патронаже в ФЗ No 48 включены не были. Как справедливо было отмечено, опека и попечительство, реализуя особые социально-правовые функ- ции, осуществляется как над имущественнои? сферои? подопечного, так и над его личностью, а при осуществлении помощи при патронаже основнои? задачеи? яв- ляется обеспечение именно имущественных прав дееспособного гражданина, основои? которого является совершение юридических деи?ствии по договорам поручения, доверительного управления имуществом и иных. И в заключении мы полагаем на основании всего вышеизложенного внести предложение по структуре ФЗ No 48. На наш взгляд, целесообразно и юридически грамотно разделить ФЗ No 48 на две самостоятельные части (главы): одна из которых касалась бы гражданско-правовых отношении? (восполнение дееспособности гражданина), а другая, имеющая прямое отношение к семеи?ному воспитанию детеи? в форме опеки (попечительства) над ними, – находилась бы в соответствии с семеи?ным законодательством. В ст.3 федерального закона «Об опеке и попечительстве» говорится: «1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.. 2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации...».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 61 страница
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg