Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

irina_k200 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Объектом исследования является стертая дизартрия как речевое нарушение. Предметом исследования – система логопедической работы при формировании словообразовательных навыков у детей. Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить особенности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста при стертой дизартрии, разработать и провести логопедическую программу, направленную на их преодоление. В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить научно-методическую и коррекционно-логопедическую литературу по проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии; 2. Подобрать и провести диагностические методики для изучения особенностей словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста при стертой дизартрии. 3. Разработать и провести программу логопедической коррекции по формированию словообразовательной стороны речи у детей со стертой дизартрией. Для достижения поставлено цели и задач использованы следующие методы исследования: поиск и изучение литературы изложение и описание анализ и синтез. Структура работы: курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 51 источник и трех приложений.
Введение

Актуальность исследования. В общем дизартрия может выступать, как самостоятельное нарушение, но чаще всего она является базой для системных задержек, если не закончилось развитие речи. У детей при этом опаздывает развитие системы фонем, объем словаря, а так же грамматического строя речи. У них с трудом формируется понимание речи, восприятия, навык чтения и письма. Именно все это может усугублять ситуацию и может препятствовать обучению детей в массовой школе . Проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. В настоящее время проблема детей с дизартрией остается актуальной, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается. На данный момент одной из наиболее актуальных проблем в дефектологии и логопедии является поиск оптимальных путей помощи детям с речевыми нарушениями. Наиболее часто в детском возрасте встречается стертая дизартрия. Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) – это одно из наиболее часто встречающихся расстройств речи в детском возрасте, при котором ведущем в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие расстройствами и представляющие трудности для дифференциальной диагностики и коррекционно-логопедической работы. Эти нарушения снижают эффективность дошкольного и школьного обучения и воспитания детей, а так же вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи. Изучением формирования словообразовательной стороны речи занимались выдающиеся ученые (Л.В.Лопатина, Е.Ф.Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова, и др.). Они подчеркивали, что нарушение словообразования воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, как стертая дизартрия. Если их вовремя не исправить в детском возрасте, то это может вызвать трудности в общении с окружающими, отрицательно влиять на способность ребёнка приобретать новые знания, умения, навыки в школе. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Игровые технологии приобретают особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку они используются в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребёнка, — одна из основных сторон дошкольного воспитания В рамках данной курсовой работы рассматривается проблема недостаточная изученность особенностей словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 1.1. Понятие стертой дизартрии, специфика проявления речевого нарушения 1.2. Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе Глава 2. Экспериментальная работа по изучению формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 2.1. Методическая экспериментальная работа исследование сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и у детей с нормой речевого развития 2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента 2.3. Логопедическая работа по формированию словообразования у детей со стертой дизартрией 2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента Глава 3. Рекомендации по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией Заключение Список использованной литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Список литературы

1. Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема: Препринт/ Под ред. Н.И. Беляевой; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. — 284 с. 2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 1973. — 316 с. 3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. — 546 с. 4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. — 272 с. 5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учебн. заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 247 с. 6. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2010. — 183 с. 7. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. – М,: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. — 260 с. 8. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А. Ф. Архипова. - Москва: АСТ; Владимир: Астрель, 2008. - 319 с. 9. Ахманова О.С. Фонология. Материалы к курсам языкознания. – М.:Изд – во Моск. Ун – та, 1954. — 357 с. 10. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией. // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство. Сб. Научно – методических трудов. _ СПб, 2003— 258 с. 11. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822. 12. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 260 с. 13. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1916. — 325 с. 14. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. – М., 1916. — 248 с. 15. Блохина Л. Просодические характеристики речи и методы их анализа. – М. 1980. — 360 с. 16. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1995. — 167 с. 17. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., Просвещение, 1977. — 230 с. 18. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – М., Медицина, 1990. – 240 с. 19. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006— 186 с. 20. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская – Москва.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит –книга, 2005. — 141 с. 21. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А.М. Пулатов. – Ташкент: Медицина, 1973. – 165 с. 22. Власенко, И. Т. Методы обследования речи у детей [Текст] / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина – Москва: Просвещение: Владос, 1996- 160 с. 23. Волкова, Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи. Дизартрия / Л.С. Волкова – М., 2008 г. – 178 с. 24. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М: Лабиринт, 2005. — 283 с. 25. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс ; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с. 26. Гуровец, Г.В. Детская невропатология: Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: Учебное пособие/ Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 303 с. 27. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 1994. — 264 с. 28. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2004. — 287 с. 29. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии: учеб. пособие для студ. / Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2012. – 96 с. 30. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Книга для логопеда – М.; Просвещение, 1996. — 183 с. 31. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. – Москва: Просвещение, 1996. – 143 с. 32. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Академия педагогических наук, 1958. – 468 с. 33. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 279 с. 34. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / И. Б. Карелина. – Москва, 2000. - 23 с. 35. Киселёва, В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией [Текст] / В. А. Киселева // Логопедия: методические традиции и новаторство / В. А. Киселёва. – Москва – Воронеж , 2003. – С. 39-50. 36. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с. 37. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 220 С. 38. Логопедия [Текст]: [учеб. для дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 1998. - 677 с. 39. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л. В. Лопатина // Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. Кн.1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительнойстороны речи: Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия: в 2 ч. / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова] / [авт.-сост.: В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова]; под ред. Л. С. Волковой. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 303 с. 40. Лопатина, Л. В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций [Текст] / Л. В. Лопатина // Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. – Москва; Воронеж, 2003. - С. 108 - 112. 41. Мартынова, Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислалитиков и дизартритиков / Р. И. Мартынова // Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн.. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительнойстороны речи: Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия: в 2 ч. / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова] / [авт.-сост.: В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва: ВЛАДОС, 2006. – С. 98–110. 42. Матусевич И. Введение в общую фонетику. [Текст] / М., Учпедгиз, Издание 3-е. – Москва: Государственно учебно–педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959. – 136 с. 1959. - 136 с. 43. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина и др.; под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. – Москва: АРКТИ, 2003. - 239 С. 44. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 445 С. 45. Рay, Е. Ф. Воспитание правильного произношения у детей [Текст] / Е. Ф. Рау. - Москва: Медгиз, 1961. - 36 с. 46. Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / [Л. И. Аксенова и др.]; Под ред. Н. М. Назаровой. - 3. изд., испр. - Москва: Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 395 с. 47. Токарева, С. А. Дизартрии [Текст] / С. А. Токарева // Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / С. С. Ляпидевский; под общ. ред. проф. С. С. Ляпидевского. - Москва: Медицина, 1969. - 288 с. 48. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. – 48 с. 49. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: [По спец. «Педагогика и психология (дошкольная)»] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва: Просвещение, 1989. - 221 с. 50. Фомичева М.Ф., Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. 51. Шевцова Е.Е. Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ: Астрель, 2009. — 304 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты речевых нарушений при дизартрии 1.1. Понятие стертой дизартрии, специфика проявления речевого нарушения Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Стертая дизартрия в логопедической практике встречается очень часто. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г. В. Гуровец, Р. И. Мартыновой, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой и др. рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что данный вид дизартрии очень схож с симптомами сложной дислалии. Чаще стали подниматься вопросы диагностики, логопедической работы и дифференциации обучения в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы, с которыми сталкиваются дети со стертой дизартрией остаются наиболее актуальными. [19.] Имеются и причины возникновения стертой дизартрии (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты, которые могут воздействовать внутриутробно, в момент рождения (затяжные,стремительные роды) и в раннем возрасте (заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, энцефалит и др.) При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Так, например, нарушение троичного нерва приводит к трудностям в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти. Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки. При поражении подъязычного нерва ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении. При поражении языкоглоточного нерва возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону. Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания По мнению Е. Ф. Архиповой [2.] ,в раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом: В грудном возрасте: вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание - к груди прикладывают поздно (3-7 сутки, отмечается частые срыгивания, поперхивание, вялое сосание. На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, первые появляющиеся звуки могут иметь гнусавый характер, а первые слова появляются с опозданием (примерно к 2-2.5 годам). При дальнейшем развитие речи страдает звукопроизношение практически всех звуков Е. Ф. Архипова предлагает классификацию дизартрии. По локализации поражения: При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги. Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий. При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном - преимущественно произвольные. Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном - нарушены тонкие дифференцированные движения. Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном - преобладают элементы спастичности. При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться. По степени выраженности: • анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи • дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность • стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно перепутать с дислалией. Их отличие в том, что у детей со стертой дизартрией проявляется неврологическая очаговая микросимптоматика. По проявлениям (построена на основе синдромологического подхода): • спастико-паретическая дизартрия • спастико-ригидная дизартрия • спастико-гиперкинетическая дизартрия • спастико-атактическая дизартрия • атактико-гиперкинетическая дизартрия Данная классификация дифференцирует и учитывает неврологическую симптоматику. Только невропатолог может определить степень дизартрии. Основной отличительный признак дизартрии от других нарушений произношения является то, что страдает вся произносительная сторона речи. Именно поэтому дизартрии может проявляться как в легкой, так и в тяжелой форме. Исследования О. В. Правдиной детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия. У детей со стертой дизартрией отмечаются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в том, что: мышцы лица при пальпации вялые, лицо гипомимично; позу закрытого рта дети не удерживают; губы вялые; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, вялый, кончик языка малоактивный,язык находится на дне рта. Губы у ребенка находятся постоянно в полуулыбке. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. При стертой дизартрии апраксия выявляется одновременно в невозможности выполнения произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) отмечается лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки. Общая моторика. Дети со стертой дизартрией достаточно моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, завязать шнурки и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат кисть, руки бывают напряжены. Многие просто не любят рисовать. Моторная неловкость рук достаточно заметна на занятиях по аппликации и в работе с пластилином (глиной). Так же в работе по аппликации у детей прослеживаются трудности в расположении предметов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Такие дети затрудняются или просто не могут выполнить упражнения по подражанию, например такие как: «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальчиковой гимнастики. Занятия по оригами являются наиболее сложными, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Далее со слов мам, что многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, предметами, а так же не собирают пазлы. Так у детей школьного возраста отмечается проблема с графомоторными навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.). При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. Но если же проводить анализкачества выполнения упражнений, то проявляется: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Из этого можно сделать вывод, что при функциональных нагрузках качество выполнения движений будет ухудшаться. Именно это и приводит в речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи. Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией очень снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Чаще всего темп речи ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т. п.). У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. произносят слова они скандированно, т. е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. Общее речевое развитие у детей со стертой дизартрией можно разделить на три группы. Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия. Все это чаще подтверждается после проведения консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры. Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.). Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных. Таким образом, детям со стертой дизартрией дошкольного возраста свойственна определенная симптоматика. Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией. 1 группа Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [с, ] и [з, ], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т, ] и [д, ], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы]. Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мнению Соботович, являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недоразвитие, связанное с искаженным произношением звуков, в частности, недоразвитием навыков фонематического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у детей отмечается соответствующий возрасту уровень развития лексико-грамматического строя речи. 2 группа У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией); одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс, девиации языка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная дизартрия. 3 группа У детей отмечается наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т. е. при выполнении произвольных движений и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологическая симптоматика проявляется в повышении сухожильных рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов, имеет место стертая корковая дизартрия. 4 группа Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой разнообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют место проявления гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних движений. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов: вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т. д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стертая смешанная дизартрия. Критериями дифференциации групп служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцениваются общая и артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций. 1.2. Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе Основополагающее значение для понимания грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А.Н. Гвоздева, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В исследованиях известного лингвиста А.Н. Гвоздева собран уникальный фактический материал. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели-типе словообразования. Развитие словообразования у детей рассматривается в исследованих А.Н. Гвоздева в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразоватёльных неологизмов. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка. А.М. Шахнарович отмечает, что в процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой, но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем. Результатом отражения и закрепления в сознании системных связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В процессе восприятия и использования слов, имеющих общие элементы в сознании ребенка, происходит членение слов на единицы (морфемы). Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений. Согласно исследованиям А.М. Шахнарович, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического [45]. Так, на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Детское словотворчество характеризуется употреблением регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей. Усвоив продуктивную, словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель [22], переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть "генерализации" состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий, лисячий, свинячий; снежинки - пуржинки). Таким образом, на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 93 страницы
3200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg