Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Метод строго регламентированного упражнения в практике физического воспитания школьников.

irina_k200 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Цель: определить эффективность применения методов строго регламентированного упражнения для развития силы у старших школьников. Задачи исследования: 1. Дать характеристику метода строго регламентированного упражнения и его разновидностей при обучении двигательным действиям в физическом воспитании 2. Охарактеризовать особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста. 3. Выяснить эффективность воздействия круговой тренировки на развитие силовых способностей школьников.
Введение

Формирование и доведение до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания является сегодня одним из актуальных вопросов в процессе физического воспитания в образовательных учреждениях. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания. Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим: ? обеспечить «начальную школу движений», т. е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности; ? обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей; ? сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности. Сложность двигательного действия в немалой степени предопределяет выбор ведущего метода при начальном разучивании действия. Так, при относительно простых действиях выбирается путь разучивания в целом, при сложных - по частям с последовательным сведением их в целое. Имеют значение и особенности связей между подготовительной, основной и завершающей фазами действия. В одних случаях можно начинать разучивание с основной части, в других - с подготовительной. Иногда же целесообразно в первую очередь изучить завершающую фазу. Особенности обучения двигательным действиям существенно зависят также от специфик и проявляемых в них физических качеств и необходимого уровня их проявления. Если предметом обучения являются движения, требующие относительно невысоких и стандартных проявлений физических качеств, то проблема использования подготовительных упражнений для предварительного развития физических качеств практически нередко отпадает. Преобладающее место в процессе обучения здесь могут занимать методы стандартно-повторного упражнения, с помощью которых двигательные навыки легко доводятся до нужной степени автоматизации. По-иному обстоит дело, когда обучение нацелено на достижение высокого мастерства в действиях, требующих предельных проявлений силы, быстроты или других физических качеств. Процесс обучения таким действиям особенно тесно связан с воспитанием соответствующих физических качеств. Здесь необходимы развернутая система подготовительных упражнений и разнообразные методы их применения. Двигательные навыки при этом не должны доводиться до состояния крайней стереотипности; они формируются, совершенствуются и видоизменяются в зависимости от степени развития физических качеств, а на определенных этапах - и обновляются с переходом на новые формы техники движений. Цикл обучения в таких случаях поэтапно повторяется на новой основе. На стадии спортивного мастерства происходит непрерывный поиск все новых, более совершенных, форм техники движений. Процесс обучения становится действительно творческим.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Обзор литературы 5 § 1.1. Признаки метода строго регламентированного упражнения 5 § 1.2. Разновидности метода строго регламентированного упражнения 7 § 1.2.1. Методы, направленные на воспитание двигательных качеств 8 § 1.2.2. Методы воспитания физических качеств 13 § 1.3. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста 13 § 1.4. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей среднего школьного возраста 18 § 1.5. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей старшего школьного возраста 20 Выводы по 1 главе 23 ГЛАВА 2. Исследование развития силы у старших школьников различными 24 методами Выводы по 2 главе 31 Список информационных источников 32
Список литературы

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин – М.: Физкультура и спорт,1978. 2. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. / В.В. Бойко – М.: Физкультура и спорт, 1987. 3. Бойченко, С. Двигательные способности в классической теории физического воспитания / С. Бойченко, Ю. Войнар, А. Смотрицкий // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 1. 4. Булич/ Э.Г. Физическая культура и здоровье. – М.: Знание, 1991. – 64с. 5. Вайцеховский /С.М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312с. 6. Васильева В.В. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры / В.В./ Васильева, Э.В./ Коссовская, Н.А./ Стёпочкина – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 123с. 7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977г. – 53с. 8. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы, М.: Физкультура и спорт, 1987. - 80 с. 9. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. — М., 1995. – 232с. 10. Жичкин А.Е. Атлетическая подготовка в тренажерном зале. - Харьков: Издательство ХГПУ, 1996. – 73с. 11. 3ациорский В.М. Физические качества спортсменов: Учебное пособие / В.М. 3ациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200с. 12. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 240с. 13. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах / В.Ф. Ломейко . – Мн: Народная асвета, 1980. 14. Любомирский, Л. Е. Управление движениями у детей и подростков / Л.Е.Любомирский. – М.: Педагогика, 1974. 15. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях – М: Терра-Спорт, 2000. 16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: учебник, для студ. институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 17. Наследов/ А. Механизмы контроля мышечной деятельности. - М.: Наука, 1985. – 223с. ///////////////////////////////////////////////////////////////////////// 18. Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Влияние базовой силовой подготовки на физическое развитие детей и подростков: Методические рекомендации. – Краснодар: КубГАФК, 2002. – 26с. 19. Новаковский С.В., Степанов С.В. Особенности силовой подготовки школьников 7-17 лет: Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГУ, 2002. – 34 с. 20. Новоселова, О. А. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие./ О. А. Новоселова, И. А. Шведкая, О. Д. Вандышева- Челябинск, 2002.- 68 с. 21. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов/ в \олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М.: Советский/ спорт , 2005. - 820с. 22. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. / Н.И. Пономарев. – М.: Физкультура и спорт, 1970. 23. Развитие силовой выносливости у студентов вузов: методические рекомендации / Г.К. Хомяков, А.В. Павличенко, В.В. Исмиянов. – Иркутск: ИрГУПС, /2009. – 38с. 24. Солодкой А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учеб / А.С. Солодкой, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра - Спорт, Олимпия/ Пресс, /2001. – 520с. 25. Теория физического воспитания: учеб. пособие для институтов физической культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1953. 26. Теория/ и \методика/ физического/ воспитания/ том 1 / Под ред. Т.Ю./ Круцевич. – К.: /Олимпийская/ литература, 2003. – 424 с. 27. Тяжелая атлетика: учебник для вузов / Л.С. Дворкин. – М.: Советский/ спорт, 2005. – 600с. 28. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос. - 2005. – с. 197. 29. Холодов Ж.К., В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания/ и \спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е издание. – М.: Издательский/ центр \Академия, 2003. – 480с. 30. Эйдер, Е. Развитие и направленное совершенствование физических качеств у школьников: монография / Е. Эйдер. – Щецин: Щецинский университет, 2000.
Отрывок из работы

Глава 1. Обзор научно-методической литературы 1.1. Признаки метода строго регламентированного упражнения Методы строго регламентированного упражнения имеют ряд специфических возможностей, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, чередуемых в процессе физического воспитания один за другим. Отличительной чертой в методах этого типа, является то, что деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит: ? в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав упражнений, порядок повторения, изменения и связи друг с другом); ? в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки; ? в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, которые способствуют выполнению тренировочных задач, дозированию нагрузки и контроля ее эффектов). Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать направленное воздействие на развитие физических качеств и способностей. Несмотря на все достоинства и разнообразия методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предлагая полную последовательность действий учащихся и условия, при которых они выполняются. [23]. 1.2. Разновидности метода строго регламентированного упражнения В спортивной практике существует много различных видов строго регламентированного упражнения. Они состоят в основном из двух основных групп: ? методы обучения двигательным действиям; ? методы воспитания физических качеств. Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся: ? целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); ? расчлененно-конструктивный; ? сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта, технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленить (например, бросок в кольцо). Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в технике. Поэтому использование при сложных упражнениях нежелательно. В этом случае метод расчленения предпочтительнее. Расчленено-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила: 1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. 2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой. 3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их. 4. Выбранные элементы должны быть изучены в разных вариантах, если это возможно. Тогда легче конструируется целостное движение. Недостаток расчлененного метода заключается в том, что отдельные изученные элементы не всегда легко объединить в последовательном двигательном действии. В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению [20]. Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае и физические, и технические способности улучшаются одновременно. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [20]. 1.2.1. Методы, направленные на воспитание двигательных качеств Структуру этих методов определяет характер выполнения упражнений – непрерывность или прерывистость (дискретность). Согласно этому критерию методы направленные на воспитание двигательных качеств можно разделить на две группы: ? методы выполнения упражнения в режиме непрерывной нагрузки (непрерывный метод); ? методы интервального упражнения (интервальный метод) [14]. Непрерывный метод – характеризуется однократным непрерывным выполнением физических упражнений при отсутствии пауз отдыха. Непрерывный метод можно применять в двух вариантах: 1. Метод равномерного длительного упражнения, в основном связанный с выполнением циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, велоезда и т. п.). 2. Метод длительного выполнения упражнения в режиме переменной нагрузки. Этот метод также связан с длительным непрерывным выполнением движений циклического характера, но с переменной скоростью, варьируемой на протяжении дистанции по заданной программе. Такие методы в первую очередь ориентированы для тренировок на выносливость. Аналогичные методы можно применять при выполнении движений ациклического характера, которым придаётся искусственно-циклический характер путём слитных повторений (например, многократные приседания без пауз отдыха, наклоны, отжимания в упоре лёжа и т. д.). Интервальный метод – предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. Выполняемая нагрузка прерывиста, чередуется с нормированным отдыхом. Интервальный метод можно использовать в двух вариантах: 1. Метод стандартно-повторного упражнения – характеризуется повторным выполнением заданных двигательных действий, без существенных изменений скорости или мощности выполняемых упражнений, длительности интервалов отдыха. Примером стандартно-повторного упражнения может служить многократное пробегание заданного отрезка дистанции с постоянной, непредельной, но довольно высокой скоростью и контролируемым периодом отдыха (2 минуты ходьбы). Аналогичным образом могут быть нормированы нагрузки в гимнастических упражнениях, в упражнениях с отягощениями. 2. Метод вариативного интервального упражнения – отличается направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения тренировочной программы. Это достигается различными способами: ? изменением параметров движений (скорости, длительности, темпа); ? сменой способов выполнения действий (изменяя время отдыха, внешние условия, при которых выполняются упражнения, изменяя дополнительный вес или сопротивление) [12]. 1.2.2. Методы воспитания физических качеств Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на¬грузками. Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ¬ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры¬вистым (интервальным). Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со¬бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен¬сивности. Наиболее типичными его раз¬новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар¬ных гимнастических упражнений). Метод стандартно-интервального упражнения — это, как пра¬вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз¬личные интервалы отдыха [6]. Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта¬ционных изменений в организме. При этом применяются упражне¬ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп¬реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз¬кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы: 1. Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю¬щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода: а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере¬менный бег, плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью); б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив¬ности нагрузок. 2. Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич¬ными разновидностями этого метода являются: а) прогрессирующее упражнение (например, последователь¬ное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами); б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от¬дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин); в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер¬валами отдыха между ними) [7]. Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен¬ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж¬нения при круговой тренировке. Круговой метод. Предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии упражнений на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений. На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между упражнениями. Круговые тренировки могут носить волновой характер (слабая, средняя и высокая степень нагрузки). Интенсивность увеличивается за счёт роста числа кругов, повторений и укорочения периодов отдыха. Наиболее широко этот метод применяется в средних и старших классах. Данный метод используется для воспитания и совершенство¬вания практически всех физических качеств. Игровой метод. Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель¬ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа-ния, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются: 1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае педагоги¬ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби¬рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры); 2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю¬щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив¬ным методом воспитания физических способностей; 3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор¬мированию у человека самостоятельности, инициативности, творче¬ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств; 4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор¬ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.; 5) присущий игровому методу фактор эмоцио¬нальности и привлекательности способствует формированию у за¬нимающихся (особенно у детей младших классов) положительного ин¬тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен¬ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм [13]. Соревновательный метод. Это способ выполнения упражне¬ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров¬ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со¬ревновательного метода является подготовленность занимающих¬ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев¬новаться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.); 2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет: ? стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; ? выявлять и оценивать качество владения двигательными дей-ствиями; ? обеспечивать максимальную физическую нагрузку; ? содействовать воспитанию волевых качеств [20]. 1.3. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы). Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных раз¬мерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Для практики физического воспитания показатели функцио¬нальных возможностей детского организма являются важнейшими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двига¬тельных действий, методов воздействия на организм. Для детей младшего школьного возраста естественной являет¬ся потребность в высокой двигательной активности. Под двига¬тельной активностью понимают суммарное количество двигатель¬ных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 1— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточ¬ная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоя¬тельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активнос¬ти сокращается на 50%. В период учебных занятий двигательная активность школьни¬ков не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспе¬чить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 30 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 34 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg