1. Понятие и сущность государственно-частного партнёрства
Государственно-частное партнерство (ГЧП) используется в широком и узком смысле этого слова. В широком, государственно – частное партнерство (ГЧП) это взаимодействие государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, в узком один из законов, регулирующих данную сферу.
Государственно-частное взаимодействие в РФ регулируется двумя основными законами 115-ФЗ (закон о Концессиях) и 224-ФЗ закон (о Государственно-частном партнерстве).
Принятие Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» во многом облегчил использование механизма ГЧП. Главными критериями, которые позволяют выявить форму партнерства, являются: вопрос права собственности – владение, пользование, распоряжение, - степень зависимости от публичного партнера, вопрос соотношения частных и публичных инвестиций в проекте, распределение рисков и другие критерии.
Рассмотрим основные понятия ГЧП:
Концессия — это вид договора о создании инвестором объекта недвижимого имущества в государственную собственность с передачей обратно инвестору (концессионеру) для эксплуатации на возмездной основе.
Концедент это государство (в лице назначенного органа), регион, муниципалитет, когда они являются участниками соглашения в области ГЧП.
Концессионер — это юридическое лицо (инвестор), которое берёт на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта в сфере ГЧП. Любой индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, а также два и более юридических лица или индивидуальных предпринимателей, действующих на основании договора простого товарищества.
СПК – это специальная проектная компания (СПК, SPV) созданная под проект с «0» исключительно под концессионное соглашение, зачастую консорциумом компаний с разными компетенциями. Важность чистоты и профильности деятельности этой СПК проявляется при расторжении (прекращении концессионного соглашения) в рамках согласования компенсаций с государством.
Для крупных проектов характерен следующий набор участников:
? Инвестор (акционер) – группа участников СПК концессионера
? Финансирующие организации – банки, фонды, иные организации, предоставляющие долговое финансирование
? Генеральный подрядчик – участник с которым заключается EPC контракт
? Оператор – лицо, как правило, занимающееся специфическим видом эксплуатации
? Государство в лице уполномоченного представителя
Данный типовой список участников могут быть связаны через участие в капитале СПК (например инвестор и финансирующие организации) либо через договорные отношения (концессионное соглашение прямое соглашение).
Концессионным может стать проект, обладающий следующими признаками:
? Объект инвестирования соответствует перечню законодательно разрешенных
? Объект является недвижимым имуществом и предусматривается его строительство либо реконструкция
? Предусмотрена эксплуатация объекта
? Предполагаются частные инвестиции (акционерный или / и заемный капитал) в объект
? Объект инвестирования – государственное имущество
? Объект не изъят из оборота (не ограничен) и свободен от прав третьих лиц
? Финансовая модель предусматривает окупаемость инвестиций инвестора.
Рисунок 1- Модели партнерства государства и бизнеса
На международном уровне вопросом структуризации проектов ГЧП активно занимается Всемирный банк, который разработал следующую классификацию форм государственно-частного партнерства:
I. Контракты на управление и арендные договоры: по контракту с государством частная компания берет в управление или на условиях аренды принадлежащую государству собственность на определенный в контракте период. При этом право собственности и принятия инвестиционных решений остается за государством. Контракты на управление в аренду можно разделить на контракты на управление, в которых производство на частном предприятии финансируется за счет государства, и на контракты на аренду, когда частная компания берет в аренду за отдельную плату государственное имущество, при этом операционный риск ложится на нее.
II. Концессия: частная компания получает право владения и пользования существующим государственным предприятием за определенную плату, при этом право собственности принадлежит государству. Частный сектор имеет право модернизировать и управлять объектом во время срока действия договора.
III. Проекты, осуществляемы с нуля: частный инвестор вкладывает деньги в строительство объекта, который, согласно договору, является объектом государственной собственности. Когда срок договора истек, объект либо передается государству, либо дальше эксплуатируется частной компанией на основе аренды.
?
2. Анализ развития государственно-частного партнерства в Сахалинской областе
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии сФедеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерациии внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Механизм ГЧП является действенным механизмом реализации социально значимых и инфраструктурных проектов в республике.
В Сахалинской областе государственно-частное партнерство (ГЧП) признано одним из приоритетных направлений в сфере развития инвестиционной деятельности.
Стратегические ориентиры развития ГЧП в Сахалинской областе заложены в Программе социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, Инвестиционной стратегии Сахалинской области на период до 2020 года, Государственной программе Сахалинской областе «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В республике создананеобходимая нормативная правовая база в сфере ГЧПи концессии, в соответствии с которой Министерство экономики Сахалинской области определено уполномоченным органом, ответственным за межведомственную координацию деятельности при реализации соглашений о ГЧП, определены республиканские органы власти по работе с ГЧП-проектами и концессиями, Республиканское агентство по государственным закупкам является ответственным органом по организационно-техническому и информационному сопровождению и проведению конкурсного отбора частного партнера (концессионера). Утверждены порядки и разграничены полномочия по подготовке, заключению и реализации соглашений о ГЧП,концессионных соглашений, определен порядок заключения соглашений с долгосрочными бюджетными обязательствами. Утвержден республиканский перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в ряде муниципальных образований сформированы аналогичные муниципальные перечни.
В 2016 году принят республиканский закон, по которому концессионеры и частные партнеры по проектам республиканского уровня в социально значимых сферах освобождаются от уплаты налога на имущество, а также льготируются по налогу на прибыль, применяя пониженную ставку 13,5% по региональной части (12,5% - с 2018 по 2020 годы), сроком на 10 лет.
Достаточно хорошо развита институциональная среда сферы ГЧП.
Подготовлены компетентные специалисты ворганах исполнительной власти РБ, обладающие соответствующими знаниями, умениями и навыками. При поддержке Центра развития ГЧП проведены образовательные семинары на тему развития механизмов государственно-частного партнерства. За весь период, обучение на семинарах прошли более 200 государственных и муниципальных служащих. Свыше 50 государственных и муниципальных служащих прошли повышение квалификации в сфере государственно-частного партнерства в обучающих институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ.
В части организационного обеспечения развития механизмов ГЧП выстроена система взаимодействия исполнительных органов государственной власти Сахалинской области в сфере ГЧП, в которой Министерство экономики РБ является координирующим органом (в структуре министерства выделен отдел, занимающийся вопросами развития ГЧП), отраслевые министерства и ведомства являются публичной стороной. Совет при Главе Сахалинской области по государственной поддержке инвестиционной деятельности осуществляет функции по принятию решений по целесообразности реализации проектов ГЧП. В функции Фонда регионального развития Сахалинской области входит подготовка инвестиционных проектов, основанных на принципах ГЧП.