Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы реорганизации юридических лиц.

irina_k200 2300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения реорганизации юридических лиц. Предмет исследования – совокупность правовых норм, действие которых направлено на обеспечение реализации образования или ликвидации юридического лица путем реорганизации. Цели исследования: определение того, что законодатель вложил в понятие «реорганизация юридических лиц», рассмотреть ее правовую природу, а также рассмотреть реорганизацию юридических лиц на практике, изучить документы реорганизуемых юридических лиц, судебную практику и формы реорганизации юридических лиц, попытка выявить особенности реорганизации, путем анализа и синтеза понятий. Рассмотрение дискуссионных вопросов и актуальные проблемы по данной теме, представляя мнения различных авторов и правоведов, выработка собственных предложений по данным вопросам. Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи исследования: ? анализ российского законодательства, а также, а также практики применения норм о реорганизации юридических хозяйствующих лиц; ? обобщение исторического материала по проблеме реорганизации; ? комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов реорганизации. Методология и методика исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического. Нормативную базу работы составляют Конституция РФ, гражданское и семейное законодательство РФ, гражданское и семейное законодательство РСФСР, проанализированы материалы судебной практики. Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области гражданского и предпринимательского права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы. Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 разделов, заключения и списка используемой литературы.
Введение

Актуальность проблематики реорганизации юридических лиц обусловлена современными экономическими процессами, активным развитием предпринимательства и началом приватизации государственного имущества. Впервые нормативное закрепление получают такие виды реорганизации как выделение и преобразование ? наиболее востребованные в процессе приватизации, как покажет дальнейшая практика. В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления. Между тем практика применения норм законодательства о реорганизации уже заставила правоведов столкнуться с рядом серьезных проблем, включающих специфику правопреемства и порядка распределения имущества (прав и обязанностей) реорганизуемого лица между правопреемниками; защищенность интересов кредиторов, участников и работников реорганизованного субъекта; разграничение отдельных видов реорганизации и схожих правовых явлений (выделение и учреждение дочерних обществ, преобразование и приведение учредительных документов юридических лиц в соответствие с действующим законодательством; порядок заключения и исполнения договора о слиянии (присоединении) и ряд иных. Теоретический анализ понятия, правовой природы и признаков также имеет важное значение, как для развития науки гражданского права, так и для правоприменительной практики. Степень научной разработанности темы. Вопросам реорганизации юридических лиц свои труды посвятили Архипов Б.П., Брагинский М.И., Витрянский В.В, Жданов Д.В., Зенин И.А., Колосов Д.О., Коровайко А.В., Коханова М.А., Кулагин М.М., Ломакин Д.В., Пантелеев Н.В., Розенберг М.Г., Суханов Е.А., Телюкина М.В., Шабанова Д.И., Юмашев Ю.М. и многие другие. Несомненно, тема выпускной квалификационной работы является очень актуальной, и имеет важное значение в хозяйственной жизни всего общества. Реорганизация юридических лиц имеет большое практическое значение и применение. Она затрагивает права и интересы широкого круга людей. В наше время реформ, время больших перемен каждый может столкнуться с проблемами, возникающими в процессе реорганизации юридических лиц. Обычному человеку, который не обладает знаниями в области права, тяжело ориентироваться в таком сложном процессе как реорганизация, и, как правило, чаще всего ущемляются именно его права и законные интересы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ 7 1.1. Понятие и виды форм реорганизации 7 1.2. Основания проведения реорганизации 16 1.3. Подготовка и принятие решения о реорганизации юридического лица 21 1.4. Завершение реорганизации юридического лица и ее последствия 36 ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 49 2.1. Особенности процедур слияния и присоединения 49 2.2. Разделение и выделение юридических лиц 59 2.3. Специфика преобразования, как процедуры реорганизации 68 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 78 3.1. Особенности процедур слияния и присоединения медицинских организаций в Московской области 78 3.2. Предлагаемые пути решения проблемных вопросов при проведении процедур слияния и присоединения медицинских организаций в Московской области 82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ 1.1. Понятие и виды форм реорганизации Как известно, участниками гражданских правоотношений являются не только отдельные граждане (физические лица), но и создаваемые ими коллективные образования – организации (юридические лица). Юридическим лицом признается организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Общие положения о реорганизации юридических лиц и порядке ее осуществления предусмотрены ст. 57? 60 ГК РФ. Гражданский кодекс также содержит ряд специальных норм, определяющих условия реорганизации отдельных видов юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112), казенных предприятий (ст. 115) и др. В ГК РФ нет специальной отсылки к законам об отдельных видах, юридических лиц, определяющим особенности их реорганизации. В то же время ГК РФ предусматривает принятие ряда законов и иных правовых актов об отдельных видах юридических лиц. Так, в ст. 91 упоминается в законе об обществах с ограниченной ответственностью, в ст. 96 закона об акционерных обществах, в ст. 107 закона о производственных кооперативах, в ст. 113 закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В результате неясно, какие нормы являются общими и что может быть урегулировано специальными законами и иными нормативно-правовыми актами. Действующее гражданское законодательство России никак не формулирует понятие и сущностные признаки института реорганизации. До настоящего времени не выработано единого подхода к определению реорганизации и в правовой теории. М.И. Кулагин определял реорганизацию через ее экономическую сущность. По его мнению, реорганизация юридических лиц является одной из правовых форм, в которую облекается процесс централизации производства и капитала в экономике буржуазных стран. Анализируя юридическую природу реорганизации, некоторые авторы отождествляют данный процесс с процедурой прекращения юридического лица. По мнению М.И. Брагинского, реорганизация означает прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. Указанный способ прекращения юридического лица предполагает, что его деятельность продолжают другие лица. Е.А. Суханов называет реорганизацией юридических лиц их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей, ранее существовавших юридических лиц, к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство. В.С. Мартемьянов считает, что реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму) без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства. Развернутое понятие реорганизации приводится К.Т. Трофимовым: «Реорганизация ? прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась». На наш взгляд, предложенные определения не могут претендовать на универсальность, так как не охватывают такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права. Авторским коллективом под руководством Н.И. Клейн была предложена точка зрения, согласно которой под реорганизацией предприятий понимаются организационные мероприятия, в результате которых изменяется субъектный состав рынка, т. е. прекращаются ранее действовавшие и (или) возникают новые предприятия. Как видно из приведенных понятий и определений, реорганизация рассматривается как процесс прекращения юридических лиц при соблюдении условия универсального правопреемства. Между тем, очевидно, что прекращение реорганизуемого юридического лица не является целью проводимой реорганизации. В то же время такие важные признаки реорганизации юридического лица, как изменение субъектного состава его участников и изменения в имущественном комплексе юридических лиц, безусловно оказывающие влияние на реорганизационные процедуры, остаются без должного внимания и правовой оценки. Следует подчеркнуть прямую зависимость указанных явлений: изменения в имущественном комплексе реорганизуемых субъектов, как правило, обусловлены, характером изменения персонального состава их участников. На наш взгляд, интересное понятие реорганизации дает Коровайко А.В. ? «Реорганизация, представляется способом консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юридического лица на основе их субъективных интересов, иногда отличных от целей реорганизуемого субъекта как такового, в противоположность господствующему мнению о реорганизации как о способе оптимизации бизнеса путем перераспределения имущества». Указанный подход имеет глубокое научное и практическое обоснование. Свидетельством этому служат многочисленные научные теории сущности юридического лица, среди которых наиболее детальную разработку получила теория фикции, поддержанная авторитетом таких ученых как Ф.К. фон Савиньи, Б. Виндшейд, Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич и других. Согласно данной доктрине, юридическое лицо является искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной «привязки» к нему субъективных прав и обязанностей и реализации интересов, которые в действительности принадлежат его участникам ? конкретным физическим лицам. Из современных ученых Ю.Б. Фогельсон поддерживает концепцию, согласно которой юридическое лицо представляет собой социальный субъект, в основе которого лежит социально-целевая связанность. По его мнению, деятельность юридического лица ? это такая деятельность людей, которая направлена на достижение единой цели и потому образует социально-целевое единство. Существенным является то, что деятельность организации является одной из форм деятельности граждан. Законодательным подтверждением приведенных концепций может служить ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», установившая, что право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно, путем объединения физических лиц, так и через юридические лица ? общественные объединения. Приводимые теоретические основы, в определенной степени, нашли отражение в правоприменительной практике высших судебных органов России. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П содержится указание на то, что юридические лица по сути своей являются объединениями граждан, которые созданы для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Опираясь на приведенные доводы и несмотря на то, что в Конституции РФ вообще отсутствует упоминание о юридических лицах, Конституционный Суд РФ распространил на юридических лиц конституционные гарантии, предусмотренные в отношении граждан и объединений граждан в качестве субъектов названных прав. За понятием «реорганизация» стоит переход имущества (его части) одного лица к другому, и в принципе, не придумай законодатель подобного легального определения, этот процесс вполне бы мог протекать в следующей форме: получение участниками причитающегося им после расчетов с кредиторами имущества (активов) прекращенного (за исключением случаев выделения) юридического лица и незамедлительная передача его в полном объеме другому юридическому лицу. Динамика подобных отношений предполагала бы юридически значимую трансформацию прав участников реорганизуемого юридического лица: из обязательственных ? в вещные и затем ? обратно в обязательственные. Бесспорные преимущества, которыми обладает институт реорганизации в сравнении с предложенной схемой, очевидны. С его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки и, возможно, самое главное, производительный капитал остается целостным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства, пусть даже на незначительный срок. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного технического, организационного и финансового эффекта. Существующая в настоящее время неоднозначность представлений о понятии и содержательной стороне реорганизации может привести к неправильному пониманию юридической природы этого процесса При анализе существа реорганизации особое внимание следует обратить на роль участников юридического лица в данном процессе. Так, А.П. Башилов указывал, что во всех исключительных случаях прекращения товарищества следует отличать прекращение внутренних отношений между товарищами от прекращения внешних отношений товарищества с третьими лицами. Моменты того и другого прекращения могут не совпадать. Что касается внутренних отношений между товарищами, то они прекращаются немедленно, по наступлении факта, прекращающего товарищество. По отношению же к третьим лицам товарищество во все время ликвидации продолжает считаться существующим. В этой связи можно выделить две специфические сферы правоотношений по поводу реорганизации: «внутреннюю», охватывающую лишь круг участников реорганизуемых субъектов, и «внешнюю», отражающую связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. Соответственно, с содержательной стороны реорганизацию можно определить, как способ консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юридического лица. С формально-юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства. Юридически значимыми признаками реорганизации являются: ? универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения ? измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику имущественных и исключительных прав, также передачу имущественных обязанностей (пассива); ? изменение размера уставного капитала (абсолютной величины собственных средств) и субъектного состава участников реорганизуемого юридического лица (за исключением преобразования); ? учреждение вновь образуемых обществ-правопреемников не самим реорганизуемым обществом, а его участниками (всеми или частью в зависимости от вида реорганизации), и как следствие отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником, полная автономия последнего. В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Г.С. Шапкина предлагает объединить названные способы реорганизации в три группы. Первая ? укрупнение общества, когда на основе двух или нескольких юридических лиц создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние обществ и присоединение. Вторая ? разукрупнение юридического лица, при котором на основе одного создаются два или несколько новых, и выделение, при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части принадлежащих ему прав и обязанностей (выделения имущества и проч.) создается одно или несколько новых обществ. Особое место среди способов реорганизации занимает преобразование общества, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. По мнению К.Т. Трофимова и А.А. Мельниковой, по отношению к волеизъявлению собственника основания реорганизации можно классифицировать на добровольные (по решению участников, собственника либо уполномоченного органа), принудительные (по решению компетентного государственного органа) и вынужденные (вызванные изменением действующего законодательства). К последним К.Т. Трофимов относит также процедуру приведения учредительных документов полных и смешанных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ в соответствие с действующим законодательством, что вряд ли можно признать правильным. М.И. Кулагин, исследуя институт реорганизации юридических лиц в иностранном законодательстве, утверждал, что реорганизация юридических лиц, несмотря на различные термины, использованные в законодательстве отдельных капиталистических стран, в основном может быть трех видов: слияние, при котором две или несколько компаний объединяются в одну новую; поглощение, когда одна или несколько компаний присоединяются к уже существующему юридическому лицу и таким образом не происходит, в отличие от слияния, образования нового субъекта права; разделение, при котором юридическое лицо распадается на два или несколько новых субъектов права. Иногда приведенную классификацию дополняют и другими формами реорганизации, в частности операцией по выделению. Последняя предполагает передачу от одного юридического лица части имущества вновь создаваемому субъекту права без прекращения деятельности компании - донора. Впервые все пять форм (видов) реорганизации юридических лиц, известных современному российскому законодательству, были сформулированы в ст. 37 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Утвержденное в тот же день (25 декабря 1990г.) постановлением Совета Министров РСФСР № 601 Положение об акционерных обществах также предусматривало пять возможных способов реорганизации, однако процедура присоединения именовалась в нем «поглощением» (п. 142 Положения). В соответствии с п. 148 Положения поглощение могло осуществляться путем покупки 100% акций общества. При этом общество «может утрачивать самостоятельность, его баланс консолидируется с балансом общества-покупателя, и изменяется схема управления, либо приобретенное общество может сохранять права юридического лица». Очевидно, что ни один из указанных вариантов не мог иметь ничего общего с процедурой реорганизации в форме присоединения, а сам термин «поглощение» имел скорее экономическое, чем правовое значение. В настоящее время, как было сказано выше, ГК РФ предусматривает пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Данный перечень является исчерпывающим. Суть каждой формы реорганизации выясняется как из ГК РФ, так и из специальных законов, посвященных отдельным видам юридических лиц. Слияние означает прекращение двух или нескольких юридических лиц с переходом принадлежащих им прав и обязанностей к вновь созданному юридическому лицу. Под присоединением подразумевается прекращение юридического лица с переходом принадлежащих ему прав и обязанностей к другому юридическому лицу. При разделении происходит прекращение юридического лица с распределением всех принадлежащих ему прав и обязанностей между вновь возникшими юридическими лицами. Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц означает, что к каждому вновь созданному лицу переходит часть прав и обязанностей, принадлежащих реорганизуемому юридическому лицу, без прекращения последнего. При преобразовании юридического лица из одного вида в другое (изменении организационно-правовой формы) права и обязанности реорганизованного лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу. На основании приведенных положений можно сделать вывод о том, что понятие реорганизации, а стало быть, и все связанные с реорганизацией нормы российского законодательства применимы только к тем случаям, когда обязательно происходит или прекращение юридических лиц (присоединение), или создание юридических лиц (выделение), или и то и другое одновременно (слияние, разделение и преобразование). Таким образом, под понятие «реорганизация» не подпадают случаи, при которых часть прав и обязанностей одного юридического лица передается другому, уже существующему юридическому лицу (своего рода «выделение с присоединением»), и случаи, при которых все права и обязанности прекращаемого юридического лица передаются двум или нескольким уже существующим юридическим лицам (своего рода «разделение с присоединением»). В то же время указанные операции экономически оправданы как способы оптимизации бизнеса, а по своему характеру соответствуют операциям, которые российское законодательство признает формами реорганизации. 1.2. Основания проведения реорганизации Российское законодательство разделяет добровольную и принудительную реорганизацию. Это разделение основано на том, кому именно принадлежит инициатива в проведении реорганизации. В зависимости от того, осуществляется ли реорганизация добровольно или принудительно, различаются и некоторые процедурные моменты ее проведения, о которых будет сказано ниже. Наиболее распространенной является добровольная реорганизация, когда решение о реорганизации в соответствии со ст. 57 ГК РФ принимают учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то его учредительными документами. Эта общая норма ГК РФ сформулирована таким образом, чтобы охватить все виды юридических лиц. В тех случаях, когда в отношении отдельного вида юридического лица принят специальный закон, в нем упоминаются только учредители, только участники или только орган, уполномоченный на принятие соответствующего решения. Так, решение о реорганизации унитарного предприятия принимается собственником его имущества, решение о реорганизации хозяйственного товарищества ? участниками, а решение о реорганизации хозяйственного общества ? уполномоченным органом (общим собранием акционеров акционерного общества или общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью). Во всех случаях добровольной реорганизации хозяйственных товариществ инициатором добровольной реорганизации может быть любой участник такого товарищества. Вопрос о реорганизации акционерного общества может быть вынесен на решение общего собрания акционеров только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества (п. 3 ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах» ? далее ФЗ об АО). В обществах с ограниченной ответственностью инициатором реорганизации в принципе могут выступать как участники общества, так и его органы. Так, п.2 ст.35 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее ? ФЗ об ООО) предоставляет возможность исполнительным органам общества созвать внеочередное собрание по своей собственной инициативе, по инициативе совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой общего числа голосов участников общества. Учитывая, что в отличие от ФЗ об АО ФЗ об ООО не содержит специальных норм, ограничивающих права указанных лиц и органов в отношении вынесения вопроса о реорганизации на решение общего собрания, можно сделать вывод о том, что любой из указанных органов или участников может инициировать принятие решения о реорганизации. Такое же право имеют члены и соответствующие органы производственных кооперативов. Однако на деле многие из тех, кто имеет право инициировать реорганизацию, не будут пользоваться этим правом. Одни ? по причине того, что это не является их функцией, другие потому что не вполне могут судить о реальном состоянии дел организации. Кроме того, существует серьезное процедурное препятствие для инициирования реорганизации участниками. Российское законодательство предусматривает, что решение о реорганизации принимается одновременно с утверждением договоров о слиянии (присоединении) и передаточного акта (разделительного баланса). При этом неясно, должен ли участник, инициирующий принятие решения о реорганизации, представить одновременно с предложением о включении этого вопроса в повестку дня общего собрания и свои проекты договора о слиянии (присоединении) и передаточного акта (разделительного баланса). Если это все же необходимо, то подготовка таких документов для подавляющего большинства участников (особенно участников хозяйственных обществ) окажется невозможной. Очевидно, что только исполнительный орган и совет директоров в состоянии правильно определить условия реорганизации и подготовить необходимые документы и что именно они должны быть инициаторами рассмотрения данного вопроса. Было бы целесообразным отразить это в законодательстве. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п.3 ст.57 ГК РФ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке. В соответствии с п.1 ст.17 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц): ? о слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций; ? о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п.5 ст.17 Закона о конкуренции). В данных случаях лица или органы, принимающие решения о слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие ходатайства. Нарушение установленного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (п.9 ст.17 Закона о конкуренции). В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Понятно, что принятие решения о реорганизации государственным органом затрагивает права граждан и юридических лиц, и именно поэтому ГК РФ устанавливает, что такое решение может быть принято только в случаях, установленных законом. В то же время нельзя согласиться с закрепленной ГК РФ возможностью реорганизации по решению уполномоченного государственного органа. Закон должен допускать возможность обращения уполномоченного государственного органа в суд с требованием о реорганизации, однако не должен давать ему права самостоятельно принимать такое решение. В ГК РФ не указано, какой именно государственный орган уполномочен принять решение о реорганизации, и вопрос этот оставляется на усмотрение специальных законов и правовых актов. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом о конкуренции (ст. 12) таким органом является федеральный антимонопольный орган. Этим же законом определены и случаи, в которых этот орган может принять решение о принудительной реорганизации юридического лица. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности). Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации в соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона о конкуренции принимается при наличии следующих условий: если это ведет к развитию конкуренции; возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 105 страниц
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 83 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg