ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
1.1. Понятие и правовые основы социальной защиты сотрудников полиции
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает один из основных принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возводится в ранг общегосударственной политики. Смысл данной обязанности государства заключается в том, что каждый человек, в том числе и сотрудник полиции, вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность.
Происходящие изменения социальной и экономической обстановки в стране непосредственно отражаются на всей системе ценностных ориентаций и установок сотрудников полиции, что зачастую приводит к формированию у них стимулов к досрочному увольнению со службы. В связи с этим, решение проблемы сохранения и укрепления профессиональных кадров в нынешних условиях во многом зависит от морального и материального стимулирования кадров органов внутренних дел, и система социальной защиты решает в этом вопросе немаловажное значение.
В целях совершенствования правового обеспечения и механизма реализации социальной защиты личного состава полиции на законодательном уровне предпринимаются конкретные и обоснованные действия. Решение задач, поставленных государством перед органами внутренних дел невозможно, если каждый сотрудник, проходящий службу в этих органах, не будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав и свобод не только как человека и гражданина, но и как представителя государственной власти, занятого опасным тяжелым трудом.
Личный состав полиции должен находиться под особой и надежной защитой государства, которое обязано законодательно определить меры по их защите. Социально-правовая защита сотрудников полиции входит в перечень основных функций, возложенных на МВД России: «…разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России» .
Социальная защита в органах внутренних дел невозможна без создания её правовых основ, а именно надлежащих законодательных и нормативных правовых актов, закрепляющих права, свободы и льготы сотрудников полиции и их семей, а также гарантии их реализации. Для того, чтобы дать определение понятию «социальная защита сотрудников полиции», необходимо проанализировать действующие нормативные правовые акты.
Гарантии социальной защиты сотрудников полиции Российской Федерации закреплены в Федеральном законе № 247-ФЗ от 19 июля . «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2011 г , Федеральном Законе № 342-ФЗ от 30 ноября . «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2011 г (гл. 9) и Федеральном Законе № 3-ФЗ от 07 февраля . «О полиции»2011 г (гл.8).
Данные нормативные документы регулируют отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Служба в полиции – федеральная государственная служба на должностях и условиях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Она регламентируется Федеральным законом от 30 ноября . № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2011 г
Сотрудники полиции – граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению на условиях контракта в органах внутренних дел рядового и начальствующего состава, которым в установленном порядке присваиваются специальные звания. На них распространяются ограничения, запреты и обязательства, установленные для государственных гражданских служащих. Исходя из того, что сотрудники полиции несут государственную службу, они имеют право на государственную защиту и поддержку государства.
В Федеральном законе №3 от 07 февраля . «О полиции» сказано, что «сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства2011 г» (ст. 30 ч. 1). В Федеральном законе № 247 от 19.07.2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержится определенное количество норм по социальной защите сотрудников полиции и членов их семей не только в период прохождения сотрудниками полиции службы, но также и после ее прекращения (например, см. ст. ст. 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12) .
В Федеральном законе Российской Федерации от 20 апреля . № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1995 г также говорится о государственной защите сотрудников полиции. В нем четко закреплена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников полиции (ст. 2).
В целях, повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, по защите прав человека, Указом Президента России от 01 марта . № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве внутренних дел и структура центрального аппарата МВД России. Проведенный анализ нормативных правовых актов и литературы, отражающей проблему защиты, позволяет выделить определенные признаки, характеризующие такой 2011 гвид деятельности государства, как защита своих служащих, включая сотрудников полиции:
? защита состоит из совокупности конкретных мер;
? данные меры разнообразны (правовые, экономические, социальные, организационные и другие);
? меры устанавливаются органами государственной власти;
? меры осуществляются ведомствами, где проходит службу сотрудник;
? целью устанавливаемых и принимаемых мер является обеспечение нравственного, материального и физического благополучия сотрудников полиции, а также создание надлежащих условий для эффективного выполнения ими возложенных обязанностей;
? действие некоторых мер, применяемых государством, распространяется не только на сотрудников, но и на членов их семей.
Выделенные признаки позволяют сформулировать определение понятия «государственная защита сотрудников полиции».
Государственная защита сотрудников полиции – это совокупность правовых, экономических, социальных, организационных и других мер, устанавливаемых государством и реализуемых его органами в целях обеспечения нравственного, материального и физического благополучия сотрудников, а также членов их семей. Таким образом, можно сделать следующий вывод: не только сотрудники полиции, а также их близкие родственники находятся под особой защитой государства. Вопрос классификации видов государственной защиты в определенной мере разрешен законодателем в ст. 3 Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Согласно закона, определены следующие виды государственной защиты:
? обеспечение личной безопасности (физическая защита) – применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;
? правовая защита, предусматривающая повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
? социальная защита, предусматривающая реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.
Национальные нормы и принципы правовой и социальной защиты должны соответствовать международным стандартам. Это особо актуально для России, так как механизм исполнения большинства законов нуждается в серьезном совершенствовании.
Практика свидетельствует о том, что достаточно большое количество сотрудников полиции обращается в вышестоящие органы внутренних дел и судебные инстанции с жалобами на неправомерное применение или неприменение норм законодательства о службе при их увольнении, о задержках единовременных выплат, несвоевременном пенсионном обеспечении, ущемлении в предоставлении установленных законом льгот . Социальная защита является важнейшей из функций социального государства. Однако, механизмы такой защиты не могут быть одинаковыми для всех групп населения в силу специфики взаимосвязи личных и общественных интересов в каждом конкретном случае.
Сотрудники полиции являются особой социальной группой, выполняющей специфические задачи охраны и защиты интересов общества и государства. Этим объясняется наличие некоторых ограничений в их правовом статусе, а именно в отличие от иных граждан, не состоящих на государственной службе, сотрудники полиции в значительной степени лишены возможности собственными легальными действиями повысить свой уровень жизни, решить жилищные и другие социально-бытовые проблемы.
Такое положение обусловлено ограничениями и запретами, связанными с прохождением государственной службы в органах внутренних дел, напряженностью и интенсивностью их труда. Поэтому создание государством благоприятных и безопасных условий для служебной деятельности сотрудников полиции является одной из предпосылок эффективности деятельности органов внутренних дел в целом. Несмотря на многие теоретические проработки, к сожалению, акцентировать внимание на сущности и содержании понятия социальной защиты не удалось, и сегодня оно оценивается далеко не однозначно.
Формирующееся в последние годы в юридической науке понятие «социальной защиты» имеет широкое значение. Как правило, прежде всего, под социальной защитой понимают функцию государства по обеспечению экономических, культурных и материальных (финансовых, имущественных, жилищных, коммунально-бытовых, медицинских и др.) прав.
Обобщив понятия «социальное государство», «социальная помощь», «социальная защита», «социальное обслуживание», «правовая помощь», «правовая защищенность» и «социальная защищенность», можно выделить следующие основные элементы содержания социально-правовой защиты по оказанию помощи в реализации, восстановлению и защите прав, свобод и интересов граждан:
? совокупность мер, мероприятий, направлений политического, экономического, социального, административного и правового характера;
? наличие соответствующей нормативно-законодательной базы таких мер и такой деятельности;
? организационно-административный аппарат и механизм реализации социально-правовой помощи и защиты (государственные органы и организации, общественные объединения, физические лица);
? основания и условия получения такой помощи и защиты;
? виды и формы оказания социально-правовой помощи и защиты…
Анализ нормативных правовых актов МВД России позволяет выделить следующие основные задачи, решаемые в ходе реализации мер по социально-правовой защите личного состава полиции:
? координация деятельности всех служб и подразделений по вопросам реализации мер социально-правовой защиты, льгот и гарантий для сотрудников и членов их семей;
? контроль за деятельностью подразделений по вопросам социально-правовой защиты сотрудников ОВД и членов их семей;
? рассмотрение спорных вопросов, связанных с применением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, касающихся реализации мер социальной и правовой защиты членов семей погибших (умерших) сотрудников ОВД;
? участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов МВД России по вопросам обеспечения социально-правовой защиты сотрудников ОВД и членов их семей;
? анализ состояния социальной и правовой защиты сотрудников и членов их семей, разработка методических рекомендаций и оказание консультативной помощи руководителям и сотрудникам по социальным и правовым вопросам;
? анализ причин нарушений прав и законных интересов сотрудников, случаев их гибели и ранения, разработка мер по их профилактике и предупреждению;
? решение вопросов, связанных с определением порядка использования внебюджетных средств, направляемых для оказания материальной помощи сотрудникам, получившим ранения (контузии), иные повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей;
? проверка правильности и обоснованности принятых решений в отношении конкретных сотрудников по реализации мер по их социальной и правовой защите, установленных законом льгот и гарантий. Элементами механизма социальной защиты в органах внутренних дел являются: - правовое закрепление порядка и правил предоставления сотрудникам полиции и их семьям установленных льгот, гарантий и компенсаций ;
? определённый бюджетом и государственными целевыми программами объём материальных и денежных средств, направляемых на социально-экономическое обеспечение сотрудников полиции;
? контроль за выполнением должностными лицами и государственными органами обязанностей по обеспечению социальной защиты сотрудников полиции и членов их семей;
? юридическая ответственность должностных лиц и соответствующих органов исполнительной власти за не предоставление сотрудникам полиции и их семьям предусмотренных льгот, гарантий и компенсаций.
Подводя итоги анализа, следует отметить, что сотрудник полиции, как и любой государственный служащий, гражданин России, выполняет определенные нормативно-служебные обязанности в установленных рамках штатной численности органа внутренних дел и получает за это вознаграждение в виде денежного содержания из средств федерального бюджета.
Сотруднику полиции запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД России, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности. (ч.2 ст. 14 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Так как дополнительных источников к существованию у сотрудника полиции нет, государству необходимо принимать определенные меры по социальной защите сотрудников полиции не только в период прохождения ими службы, а также после ее прекращения по определенным основаниям. Соответственно меры социальной защиты можно разделить на три группы:
? в период прохождения сотрудниками службы;
? после прекращения ими службы;
? в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.
1.2 Основные меры и механизмы реализации социальной защиты сотрудников полиции
Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются:
? продолжительности службы (выслуги лет);
? обязательного медицинского страхования;
? обеспечения жилой площадью;
? медицинского и санаторно-курортного обслуживания;
? использования личного автотранспорта в служебных целях;
? отдельных категорий сотрудников награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей;
? семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф и другое.
Одной из наиболее значимых гарантий социальной защиты является обеспечение денежным довольствием сотрудников полиции, включающее в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, процентную надбавку за ученую степень, стоимость продовольственного пайка, другие денежные выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации .
Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ руководителя. Должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания. Должностные оклады по типовым должностям и оклады по специальным званиям выплачиваются в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
Сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в полиции, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, если перевод осуществлен по следующим основаниям:
? по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно- врачебной комиссии;
? в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;
? в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность.
Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.
Влияние социально экономических и политических факторов развития общества на жизнедеятельность органов внутренних дел более всего проявляется через уровень денежного довольствия сотрудников полиции, розничных цен на товары и услуги. Соотношение этих показателей и отражает реальный уровень жизни сотрудников полиции. Поэтому немаловажной социальной гарантией является установление к денежному содержанию сотрудников полиции дополнительных выплат.
Сотрудникам полиции устанавливаются следующие дополнительные выплаты:
? ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
? ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
? ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
? ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
? премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
? поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
? надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;
? районный коэффициент.
Некоторые из них рассмотрим поподробнее. Процентная надбавка за выслугу лет выплачивается к окладам ежемесячно в следующих размерах: - от 2 до 5 лет - 10%, - от 5 до 10 лет - 15%, - от 10 до 15лет – 20 %, - от 15 до 20 лет - 25%, - от 20 до 25 лет - 30%, - 25 лет и более - 40%. Федеральным законом №247-ФЗ от 19.07.2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок дополнительных выплат за особые условия службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, так же, устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, а так же надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время устанавливается в размере до 100 % должностного оклада. Ее предельные размеры и порядок выплаты, в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры указанной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в сфере внутренних дел. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65 %. Порядок выплаты надбавки и ее размеры зависят от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет документально подтвержденный допуск.
К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются:
? должностной оклад;
? оклад по специальному званию;
? ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуга лет);
? ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
? ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
? ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации .
В целях поддержки классных специалистов в органах внутренних дел выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение к должностному окладу за квалификационное звание специалист III класса, специалист II класса, специалист I класса, высшее квалификационное звание – соответственно 5%, 10% , 20% или 30% .
Выплата премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам производится ежеквартально, ежемесячно или за иной период текущего года. В настоящее время определяющим в данном вопросе является издание приказа МВД России от 08 ноября . № 750 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»2018 г .
Ранее, аналогичный порядок был утверждён приказом МВД России от 19 декабря . № 1258. Порядок, определенный в данном приказе устанавливает поощрительные выплаты за особые достижения в службе и содержит комплекс изменений, направленных на дополнительное стимулирование служебных достижений сотрудников. 2011 г
Так, в целях повышения престижа получения сотрудником государственных и ведомственных наград увеличены размеры денежных выплат:
? сотрудникам, удостоенным почётных званий СССР, Российской Федерации, наименование которых начинается со слов «Заслуженный» или «Народный», предусмотрено установление ежемесячной поощрительной выплаты в размере 50 % от должностного оклада (ранее данная выплата составляла 10 % и 20 %);
? сотрудникам, награждённым знаками особого отличия: медалями «Золотая Звезда», «Герой Труда Российской Федерации», орденами и медалями СССР и Российской Федерации (за исключением юбилейных медалей), Георгиевским крестом, «За безупречную службу», нагрудным знаком МВД России, предусмотрено установление ежемесячной поощрительной выплаты в размере 50 % от должностного оклада.
В этом же законе отражено, кто из сотрудников полиции не может претендовать на получение дополнительных денежных выплат в виде премии. К ним относятся:
? ухаживающие за детьми в возрасте до 3-х лет (декретный отпуск);
? отстраненные от выполнения своих служебных обязанностей на законных основаниях;
? нарушившие служебную и трудовую дисциплину;
? получившие дисциплинарные взыскания и выговоры, подтвержденные соответствующими приказами;
? отказавшиеся принять распоряжение вышестоящего начальства о переводе на другую должность;
? утратившие доверие сослуживцев и российских граждан;
? совершившие подлог служебной документации;
? осужденные за правонарушение или совершенное преступление;
? опорочившие честь сотрудника полиции.
Все перечисленные нарушения являются подтверждением того, что сотрудник полиции не может на высоком уровне добросовестно выполнять свои служебные обязанности.