Глава 1. Теоретические аспекты формирования и взаимодействия фискальной и монетарной политики в современных условиях
1.1 Фискальная и монетарная политика: понятие, принципы, функции
Термин «фискальная политика» происходит от латинского «Пассив», что означало в Древнем Риме «императорская казна (казна)» . В современной интерпретации - Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная политика - это определенная сфера государства которая помогает изменить расходы и налоговых поступлений, ее цель - это увеличение расходов , занятости и снижение темпов инфляции. Термин «фискальная» в экономической литературе используется как синоним бюджетно налоговой политики. Определим, какие же основные виды и цели этой политики.
Основными целями фискальной политики являются:
1) сглаживания непредсказуемых движений экономических целей;
2) стабилизация темпов экономического роста;
3) достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Разделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая политика поддерживает высокие темпы экономического роста и достижение высокого уровня занятости. Для ее проведения правительство может использовать один из трех основных вариантов фискальных мер:
1) увеличить государственные расходы;
2) снизить налоги;
3) применить определенную комбинацию первого и второго способов.
Это увеличивает инвестиции и безработицей. Однако понятно, что стимулирующая фискальная политика ведет к возникновению дефицита государственного бюджета. Ее влияние на национальную экономику зависит от выбранного способа финансирования дефицита бюджета: за счет создания новых денег и через получение займов (выпуск государственных ценных бумаг).
Под монетарной (или денежно-кредитной) политикой понимают комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, которые проводят государства через свой центральный банк.
В экономической литературе существует несколько толкований денежно-кредитной политики. Некоторые авторы относят к ней любые меры государства, касающиеся денежной сферы, включая и те, что осуществляются без участия центрального банка. В частности, это меры, направленные на изменение уровня налогообложения, структуры бюджетных расходов и тому подобное. Однако такой подход слишком широк и не дает возможности выявить специфику денежно-кредитной политики и использовать присущие ей механизмы максимально эффективно. В этом смысле она превращается лишь в понятийное явление.
Случаются и слишком узкие толкования денежно-кредитной политики, например как совокупности мероприятий государства по обеспечению оптимального валютного курса. При таком подходе суть денежно-кредитной политики сводится к одному из возможных вариантов развития регулятивного процесса, когда за тактическую цель политики выбирается стабилизация валютного курса. Все другие возможные варианты его развития остаются без внимания, что существенно обедняет механизм и результативность денежно-кредитной политики.
Самым приемлемым является определение, которое относит к денежно-кредитной политики те меры и действия регулятивного характера, которые осуществляются центральным банком или с его участием и реализуются через денежный рынок, включая валютный. При этом подходе в денежно-кредитной политике приобретаются четкие, экономически обусловленные границы, внутренне единой институциональной основы, он охватывает денежный рынок и банковскую систему. В такой трактовке денежно-кредитная политика выступает как системный, организационно оформленный регулятивный механизм со своими специфическими целями, инструментами и ролью в экономической системе Именно в этом смысле мы будем использовать в дальнейшем понятие монетарной политики.
Итак, фискальная политика сдвигает кривую IS, а монетарная политика сдвигает кривую LM. Фискальная и монетарная политика могут быть стимулирующей, и сдерживающей. Их влияние на экономику графически представлено на рис. 1. и на рис. 2.
а) фискальная б) монетарная
Рис. 1. Стимулирующая политика в модели IS-LM
Источник: Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.- 6-е изд., стереотип..- М. : КноРус? 2016- (Гриф МО РФ); 7-е изд:2019 (ЭБС: book.ru) с. 130
Поскольку модель IS-LM является моделью кейнсианского типа, то в своем анализе мы по-прежнему исходим из предпосылки, что уровень цен постоянен и что изменения в номинальном предложении денег представляют изменения в их реальном предложении.
Из графиков видно, что результатом стимулирующей фискальной политики (сдвиг вправо кривой IS), инструментами которой являются увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов, служит рост уровня дохода от Y1 до Y2 и рост ставки процента от R1 до R2 (рис. 1 (а)). Сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных закупок, увеличение налогов и уменьшение трансфертов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента (рис. 2 (а)).
а) Фискальная б) монетарная
Рис. 2. Сдерживающая политика в модели IS-LM
Источник: Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.- 6-е изд., стереотип..- М. : КноРус? 2016- (Гриф МО РФ); 7-е изд:2019 (ЭБС: book.ru) с. 133
Если правительство финансирует дефицит бюджета путем выпуска государственных ценных бумаг, то увеличение спроса на деньги может привести к повышению процентных ставок, а последние вытесняют, снижающие, инвестиционные расходы деловых предприятий и потребительские расходы. Это снижает стимулирующий потенциал фискальной политики. Финансирование дефицита за счет создания новых денег позволяет избежать вытеснения частных расходов, однако этот способ индуцирует сильные инфляционные импульсы по сравнению с получением займов. По сдерживающей политики правительство стремится снизить уровень инфляции из-за повышения налогов, сокращения государственных расходов или сочетая оба эти мероприятия. Для проведения сдерживающей фискальной политики правительство может повысить налоги, например, личный подоходный налог. Поскольку мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов, правительство должно увеличить налоги на большую величину по сравнению с уменьшением расходов. Кроме того, проводя сдерживающую фискальную политику, правительство может сочетать уменьшение государственных расходов с повышением налогов.
Экономическая наука выделяет два типа фискальной политики: дискреционная и автоматическая.
Дискреционная фискальная политика - это система мероприятий, которая предусматривает целенаправленные изменения в уровне государственных расходов и налогов для воздействия на объем национального производства и занятость, для контроля над инфляцией и содействия экономическому росту, то есть - это активная фискальная политика.
Автоматическая - это наоборот, пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. То есть прогрессивная система налогообложения несколько добавляет национальной экономике стабильности. Она автоматически приводит к изменению налоговых поступлений, а значит и бюджета, которые противодействуют как инфляции, так и безработице.
1.2 Особенности фискальной и монетарной политики в современных условиях
Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен властными полномочиями, чтобы управлять денежно-кредитной системой Российской Федерации, а еще он является юридическим лицом, который вступает в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Основная цель проведения денежно-кредитной политики государства - это реализация систем мер в сферах денежного обращения и кредита , которые направленны на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. От характера воздействия на основные макроэкономические переменные зависит объем национального производства, уровнь инфляции и безработицы - экономисты выделили два вида монетарной политики - стимулирующуе и сдерживающую. Политику которая направлена на ограничения роста цен национальной экономике, называют политикой «дорогих цен». Путем продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке ЦБ может проводить эту политику, с помощью увеличения нормы резервирования и с помощью повышения учетной ставки. Эти меры уменьшают резервы коммерческих банков или размер денежного мультипликатора, и поэтому предложение денег, а затем совокупные расходы, сдерживает темпы роста цен. Стимулирующая монетарная политика, или политикой "дешевых денег" - это политика, которая направлена на повышение уровня занятости, и на ускорение экономического роста. Для увеличения совокупных расходов, чтобы привлечь незанятые ресурсы, центральный банк должен увеличить предложение денег. Этого он может достичь через покупку ценных бумаг на открытом рынке, снижение учетной ставки или уменьшение нормы резервирования.